• Авторизация


О том, что приключилось с проклом и Анфусой, и о душевных муках Прокла 03-06-2009 15:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


<Из первой книги, гл. 89: о том, какое приключение случилось с Проклом и Анфусой, и как их подозревали в нечистой связи, и о том, как Прокл мучался от душевных переживаний>

Было однажды, пошла Анфуса в обитель Св. Георгия, где она подрабатывала (ибо все из братии подрабатывали, кто где, так зарабатывая себе на хлеб) в качестве привратницы. Прокл же пошел с ней. И когда они пришли и вошли в храм Божий, то встретила их там привратница. «Так, так, - сказала она, осматривая Прокла, - ну что пришла? Хорошо, подожди пока, сейчас я закончу свои дела и сдам тебе дежурство». Так сказав, она ушла по своим делам. Прокл же с Анфусой направились в сад, который был при церкви и, сев там, утешали друг друга духовной беседой. И, не заметив, как прошло время, но опомнившись, поспешили обратно. Когда же вошли в церковь, то привратница, приняв боевую стойку, уперев руки в боки, стала весьма громко порицать блаженную: «Так, так! Ну, нагулялись? О, каково нахальство! О, бесстыдство! О, каково нечестие! Привела хахаля и устраивает здесь шашни!» Блаженная же невозмутимо ответила ей: «Госпожа, прости и не суди нас, не уж то ты думаешь, что мы можем так поступать, находясь в храме Божием?» Но привратница и слушать ничего не хотела и еще пуще накинулась на них: «А где ж, как не в храме? Знаю вас нечестивцев!» И осыпав их бранью, стала поспешно собираться, невозмутимо полагая на челе своем Крестное знамение и причитая: «Уже б десятый сон видела, если бы не эта нахалка, которая шашни водит. Да еще где! В преславной обители Св. Георгия!» После ее ухода, Прокл, скорбя об этом человеке, рассуждал: «Неужели так можно думать о ближних своих? Более же о тех, кто и повода не дает? Ибо, всякий любящий Бога, уже не творит грех к смерти и в любви не помышляет греха. Ибо любовью той они связаны, которую преподал своим последователям Христос, растворив ее в Евхаристии, когда рек Он ученикам Своим: “Заповедь новую даю вам: Да, лю́бите друг друга, как Я возлюбил вас”, подавая ученикам Своим, чрез вино и хлеб, Самого Себя в пищу: постижения духовного гностического идеала, который делает подобным Богу, по Образу Иисуса Христа». Анфуса же сказала: «Не скорби, о том, что некоторые лишь плоть способны видеть, ибо не всякому гносис. И лишь о том молиться станем, чтоб глаз тот, что соблазняет их, прочь вырван был и брошен вон». Так рассудив, восстали на молитву, воспев преславное Успенье Богородицы. Остаток ночи провели они в покое, дав телу бренному почить сном кратковременным. Утром же восстав, направились они обратно. На пути повстречался же им Хомоний, и тот помышлять стал о них то же, что и привратница, чем ввел блаженных в немалое удивление. Ибо Хомоний (сам томимый уже долгое время любовью к Анфусе, хотя видеть в ней спутницу жизни), обратившись к Проклу, как к сопернику, но будучи поистине человеком незлобивым и кротким рек ему тако: «О, брат, сокровищем владеющий таким, какое б я желал иметь. Ты береги его, сосуд сей хрупкий не разбей. Он дорог очень мне, но раз в твоих руках сейчас, то лишь одно прошу: не посягни разбить его, иль опрокинуть, но как великую святыню береги». Обратившись же к Анфусе прорек: «Цветок степной, красы неописуемой. Велик тот дол, где взору моему предстал сей цвет и то благоуханье, что источает он. Его сорвать и посадить в моем саду желаю. Но ныне не могу, поскольку ветры дол тот обуяют. Но лишь одно тебе скажу и помни то всегда: Анфуса, ты моя судьба». Отвечала ему блаженная на это таинственными словами: «Моя судьба – ковер мой – цветочный луг». Такие встречи и речи повергли Прокла в немалое томленье духовное, так что затворившись вечером в своей келлии, провел он весь вечер и пол ночи в таких думах: «Приобрел я себе друга и нашел человека среди людей. Но она жена, и в этом многие измышляют повод для соблазна, тем самым оскверняя не наш духовный союз, но оскверняясь в помыслах своих. Итак, приобретя другом себе жену, кого приобрел я: друга или жену? С одной стороны жене свойственно быть с мужем, ибо к мужу…  влечение ее, но безусловно ли сие определение или есть положенный ему предел? Ибо Писание говорит, что во Христе нет ни мужеского пола, ни женского, таким образом, полагая превосхождение естества во Христе. Иными словами, живя по естеству плотски, не избежать узы плоти, но, облекшись во Христа – Полноту благодати – жить по естеству, но превосходя естества чин, по благодати дарованной Спасителем, по сказанному: идеже хощет Бог превосходится естества чин». Когда же рассуждал он, таким образом, то услышал он тихое пение, слов же не расслышал. Тогда подойдя к окну, увидел он, как проходит некто, мелькая чрез решетку забора, оставляя тень по себе (ибо ночь была лунная и ясная). Выйдя из келлии, пошел Прокл к сему человеку, и, подойдя ближе, узнал его, ибо это был св. Парамон. «Отче святый, - радостно окликнул его Прокл, - как же душа моя желала тебя видеть». Святый же подойдя к Проклу, обняв его и облобызав, сказал: «Поэтому, наверное, случайным образом я и здесь» (Святый всегда говорил так, чтобы сокрыть истинные причины своих деяний, ибо ничто случайного он никогда не делал и не говорил, так поступил он по великому смирению своему). Тогда поведал Прокл ему свои думы и, выслушав его, ответил блаженный старец: «Томленье сердца твоего – того являет признак, что тесно в нем тебе. С подобным приходила ко мне и Анфуса, дочь моя[1], ей в утешенье я советовал в молитве лишь ответ искать. Есть рассужденья от ума, есть духа прорицанье. Ум от одного вопроса следует к другому. Молитва лишь ответы принесет». Так рек, простился старец с Проклом. И тот, вошедши в клеть свою, молитве сладостной предался. <Е>


[1] Схолия Исолофея Библиотекаря: «О каком посещении здесь идет речь сказать трудно. Впрочем, см. новеллы 37, 57, в которых описываются посещения бл. Анфусой св. Парамона, но об этих ли посещениях говорится здесь, и о каком именно из них, это определить нет возможности. Возможно св. Парамон упоминает о каком-либо ином посещении бл. Анфусы не вошедшем в Патерик».
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О том, что приключилось с проклом и Анфусой, и о душевных муках Прокла | Isolophey - Дневник Isolophey | Лента друзей Isolophey / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»