• Авторизация


Паки о гностиках: Церковная реакция. 02-06-2009 10:16 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прежде чем дать формулировку гностицизма следует сказать несколько слов по этому поводу. Гностицизм невероятно трудно исследовать, он не являлся единой, стройной системой, но постоянно делился на различные течения и разнотолки, подобно их «плодящимся эонам», эта система постоянно развивалась, каждая школа несмотря на то, что продолжала носить имя своего основателя (как например валентиниане, карпократиане, маркиониты и т.д.), с течением времени перерабатывало его первоначальное учение, привносило много нового. Так например первоначальное учение Валентина, разделилось на несколько школ, различных между собой: иначе учил валентианин Марк («Есть между сими еретиками некто по имени Марк, хвалящийся быть исправителем своего учителя». Ириней. Против Ересей. I,13,1 – далее П.Е.). Иначе учил Секунд, другой ученик Валентина (П.Е. I, 11,2). Иначе Птоломей (П.Е. I,12,1), иначе Гераклеон, который, по словам Тертуллиана: «шел дальше дорогой, по которой шел Птолемей.» (Adversus Valentinianos,4 – латинский текст, можно найти на сайте khazarzar. skeptic. net). Таким же образом было и у маркионитов, по словам Родона, который свидетельствует, что «в его время в ней возникли разные направления» (см. у Евсевия. Церковная история. 5,13). Так в своей книги против ереси «понтийского волка» (фрагменты сохр. у Евсевия), Родон говорит, что Аппелес «из того же стада, уважаемый и за свои образ жизни, и за старость, признаёт единое начало… Другие, как и сам кормчий Маркион, вводят два начала; к ним относятся Потит и Василиск. Они, идя по пятам за Понтийским волком и не различая, как и он, природы вещей, свернули на путь легкий и заявили о существовании двух начал просто и бездоказательно; других снесло к еще худшему: они принимают существование не двух, а трех природ. Их глава и вождь — Синерос, как утверждают восхваляющие его школу». Итак чтобы не говорить много, скажем, что лжегносис (не хочу называть это противное истине, ложное и дерзостное учение «гносисом», т.е. знаниием, которым обладают только смиренные и чистые сердцем, как об этом говорят все писатели антигностики: Ириней, Климент, Епифаний, а так же такие учители, как Ориген, Евагрий, Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.), подобно многоголовой гидре, развился из одного источника (вышел из пасти древнего клеветника – сатаны) в страшное и безобразное чудовище. Что же такое, все-таки «лжегносис»? Гностицизм, религиозное движение поздней античности, проявившееся в ряде раннехристианских ересей, сочетал идеи античной философии (платонизма и стоицизма) с представлениями восточных религий, признавал лишь мистические способы богопознания и самопознания, про-тивопоставляя их не только рациональному познанию, но и простой вере. Этим определением, конечно же, не возможно выразить всю ту бездну человеческой фантазии и мифотворчества. Вот, что говорит об этом учении архиеп. Иларион (Троицкий): «Гностицизм — это было какое-то удивительное сплетение обрывков эллинской философии с мифами и мистериями восточных культов, такое сплетение, что даже и ученые специалисты затрудняются его распутать и часто склонны бывают объявить совершенно безнадежным вопрос о происхождении гностицизма и вопрос о классификации гностических систем». Оригинально определение Е.В. Афонасина, который определяет это учение следующим образом: «Итак, гносис – это прежде всего гностический миф, который излагается различными гностическими “школами” настолько разнообразно, что стандартную его версию привести просто невозможно». Действиительно, природа «гностического мифа» сходна с языческим мифотворчеством. «Гностицизм – это мифология. Трагический миф о падении высшей Мудрости, забвении и будущем спасении составляет основу любой гностической системы. Фактически гностический миф повествует о том, что было до того “начала”, с которого начинается Книга Бытия, и простирается за пределы той истории, кото-рая рассказывается в Евангелиях. Воскресший Спаситель дает верным гностикам новые заповеди и открывает тайный смысл того учения, которое он сообщил своим ученикам в образе человека». Вот ещё одна особенность гностицизма: заполнить «пустоты» Писания. «Лжегностик» считал своей обязанностью открыть тайны сокрытые от начала, но открытые ему, как носителю «высшего семени». Теперь, что касается основных представи-телей этого учения. (Разбирать мнения о происхождении «гностицизма», о его христианском или до-христианском генесисе я не буду. См. предыдущую запись, где я рассказываю общую историю гносиса) Итак, антигностики единогласно выводят виновником этого учения Симона Мага, о котором говорит и Дееписатель, что он изумлял людей волхвованиями, выдавая себя за какого-то великого. Которому внимали все в Самарии, от мала до велика, говоря: это – сила Божия, называемая Великой (Деян.8,9-10). Один из ранних источников (Игисипп +180) сообщает нам подробно о возникновении ересей так: “После Иакова Праведного…епископом был поставлен его двоюродный брат Симеон, сын Клеопы. Его предложили все, как двоюродного брата Господня. Церковь в то время называли чистой девой, потому что никто еще не обольстил ее суетным учением. Обольщать ее учением одной из семи ересей, существовавших в народе (имеется в виду иудейский народ - Е.Х.) (от них был и он), начал Фебуфис, недовольный тем, что не стал епископом. Отсюда вышел Симон и его последователи — симониане; Клеобий и его последователи — клеобиане; Досифей и его последователи — досифиане; Горфей и его последователи — горфеане и масбофеи. От них же менандриане, маркиониты, карпократиане, валентиниане, василидиане и сатурнилиане: каждый вводил свое собственное, отличное от чужих, учение. От них и пошли лжехристы, лжепророки, лжеапостолы; своими губительными речами против Бога и Христа они раздробили церковное единство” (Фрагменты у Евсевия). Игисипп очень интересен, как источник, он оригинален, кроме него мы нигде не встречаем имени Фебуфис, как первого еретика. В другом месте мы уже высказывались по этому поводу, предлогая теорию о том, что Фебуфис ввел раскол, выступив, против деспосинов (т.е. родственников Христа) с тем, что они якобы узурпировали власть в Церкви. Его раскол имел не значительные последствия (Игисипп даже не упоминает о кго последователях) и остался не замечаным Иустином и Иринеем, которые принадлежали к Асийским кругам, а позднее утверждали оплот Православия на Западе империи. Игисипп же был ближе к сирийским и палестинским кругам и был лучше осведомлен о положении вещей в Иерусалимской Церкви 1 - 2 вв.. Но можно предположить и иную теорию: т.к. у Игисиппа мы не встречаем в его перечне еретиков ни николаитов, ни докетов, ни Керинфа, то возможно под этим именем (в форме деривата)может скрываться одна из этих ересей. Так же интересен еще один аспект: это то, что Игисипп выводит происхождение гносиса из иудейских ересей, на это обратил внимание ещё проф. Н.И. Сагарда, справедливо показывая неоднозначность ранних писателей, по поводу происхождения этого учения: «О сущности его высказывались несогласные суждения уже его современников: в то время, как Игизипп корни гносиса усматривал в иудейских ересях, Ипполит искал их в греческой философии, мистериях и космографии». Об учении Симона нам известно, что он был почитаем за Бога и учил, что он есть тот самый, который между иудеями явился как Сын, в Самарии нисходил Отцом, к прочим же народам пришел как Дух Святый. Он есть высшая из всех сил, т. е. возвышенный над всем Отец. От Симона произошли все ереси, (см.: Ириней. П.Е. I,23). Учеником и приемником Симона был Менандр. Ириней говорит о его учении: «Он гово-рит, что первая сила неведома всем; но он послан от невидимых сил, как Спаситель для спасения людей. Мир сотворен ангелами, которые, по его учению, также, как и у Симона, произведены Мыслию. По его словам, чрез искусство волхвования, которое он преподает, он доставляет силу побеждать самих ангелов, сотворивших мир. Ибо его ученики чрез крещение в него получают воскресение, и не могут умереть, но остаются нестареющими и бессмертными» (П.Е. I, 23,5). Затем появились Сатурнил и Василид , Карпократ, Керинф, Кердон, Маркион, наконец Валентин, а после Мани. Отдельно следует отметить системы, известные не по именам своих основателей, а по названию своих сект: евионеи (Тертуллиан, а за ним и Пакиан Барселонский, правда ошибочно, считали основателем этом секты некого Евиона, которого никогда не существовало, и более вероятно, что название секты происходит от евр. эбиони = нищенствующие, Ориген говорит, что они так назывались не только потому, что проповедовали нестяжание, но так же и потому, что скудно мыслили о Христе), варвело-гностики, каиниты, офиты, наасены, сифиане и т.д. Так как нам не возможно будет здесь дать обозрение каждой из этих систем, то мы, последуя примеру В.Соловьева, разделим эти системы на три основные группы: 1) т.н. «египетский гносис» идущий от ересиарха Керинфа (кон. I-го в.), «наученного в Египте», для этой семьи характерен дуализм, но в скрытом и умеренном виде. Происхождение мира объясняется неведением или ненамеренным отпадением или отдалением от Божественной полноты «плиромы». Творец мира – Демиург (Архонт) – духовное существо отпочковавшееся от Божественной полноты. Он не зол, но ограничен. К этой семье можно отнести системы Василида, Валентина, офитов и нек. др.; 2) для второй группы характерен резкий дуализм, именно в космогонии: мир признается прямо злонамеренным созданием противобожественных сил. Этот тип характерен для т.н. сиро-халдейской семьи: наасены, ператы, сифиане, каиниты, иустиане, элкесаиты, а так же Сатурнил, боком стоят: Симон, Менандр, Вардесан; наконец 3) малоазийский гносис – Кердон и Маркион; здесь гностические антитезы проявляются в религиозной сфере злобный Бог иудеев (Демиург), тиран противопоставляяется благому и неведомому Отцу, весь о Котором принес Христос.
Теперь, что касается православных борцов против этих ересей. Самое раннее из известных ересиологических произведений, а именно, Иустина Философа (+ 165 г.) не сохранилось (отрывки из этого соч. можно найти у Иринея, Ипполита, Мефодия). По всей видимости, этот шедевр положил начало “науке ересиологии”. О том, что такое произведение было, сам Иустин так говорит в своей Апологии , адресованной императору Антонину Пию: “Мною написана также Синтагма, где я описываю все ереси, о которых что-либо известно” (Apol. I 26). По сохранившимся фрагментам у Иринея, Мефодия Патарского трудно определить какие именно ереси были собраны и описаны Иустином. С точностью можно сказать, что он в этой работе опровергал учения Симона, Менандра, Маркиона, рассуждал о несостоятельности дуалистической системы лжегностиков, о природе зла. Иустина послужила источником последующих работ: Иринея, Ипполита и др. Следом за Иустином выступил с опровержением лжеименного знания Ириней (+202 г.), его 5 книг «Против ересей» (ок. 180 г.) являются, что бы там не говорили Гарнак или Ю.Николаев [Данзас, Ю.Н.], наиболее авторитетным источником по своей древности. Так же существовало, в этот период, большое количество трудов направленных против отдельных ересей: Труд Агриппы Кастора против учения Василида, Мильтиад писал против валентиан, Мусан писал притив энкратитив, Модест опровергал Маркиона, и многие др. соч., к сожалению они не дошли до нас. Третим источником являются соч. Климента Александрийского: Строматы, Педагог (там большой эксурс о энкратитах), новооткрытое послание Климента (о ереси карпократиан, правда нельзя установить точно, принадлежит ли послание действительно Клименту, или это подделка), Выписки из еодота (наш первый отечественный патролог Филарет (Гумилевский), ошибочно считал, что это произведение не принадлежит Клименту). Многое можно почерпнуть из сочинений Тертуллиана (+ после 220), особенно его произведений направленных против еретиков: «О прескрипции», «Против валентиан», «Против Маркиона», «Против Гермогена» и др. В сочинениях Оригена так же можно найти много интересной информации о лжегностиках и их учении, которые разбросаны в различных его сочинениях. Второй, после Иринея, сборник опровержений всех современных ересей, т.н. , большой труд состоящий из 10 книг (до нас дошло 8, можно найти на сайте: www. ссel. org – на греч. или в англ. переводе, полного русского перевода нет), автором которого предположительно является Ипполит Римский (+ ок. 235 г.). Следующим большим сводом “всех ересей” является Panarion епископа Кипрского Епифания (+ 403), произведение очень обширное и ценное, т.к. Епифаний лично знал многих гностиков, более того, как он сам признается, в молодости его чуть было не затянули в одну из таких сект: «Однако всемилостивый Бог спас меня от их непотребств. Затем я ознакомился с их книгами и понял, что они имели в виду… В отличии от них, их литература не тронула меня. После этого я доложил о ситуации местным епископам и помог опознать тех (тайных) членов этой секты, которые официально принадлежали к церкви. И разоблаченных изгнали из города, числом около восьмидесяти человек». Слишком подробный трактат Епифания был впоследствии укорочен, составив удобное для практических нужд Recapitulatio (), которое послужило источником для таких трудов, как каталог ересей Августина (De haeresibus), вторая часть Источника знаний Иоанна Дамаскина и Схолии Теодора бар Конаи. Радом с Епифанием следует поставить другого борца с ересями – Филастрия епископа Бресцинского, автора Liber de haeresibus (80-е гг. IV в.). Феодорит Кирский (395 – 466) написал историю ересей в пяти книгах и церковную историю, которые также явились образцом для подражания в последующих поколениях . Церковная история Евсевия Кесарийского также содержит некоторые сведения о гностицизме (особенно ценны выписки сделанные им из соч. церковных писателей против катафригитов или монтанистов по имени основателя секты Монтана. Монтанизм нельзя наз-вать гностицизмом в строгом смысле, скорее это раскол или секта харизматов, типа пятидесятников). До нас дошли так же фрагменты из соч. Мефодия Патарского «Диалог о свободе воли», направленный против валентиан. Существует еще антиеретические соч. таких писателей, как: Предесцинат, Исидор Гиспалийский, Гонорий Августодунский, Геннадий Мессилианский, Вартапед Езник, Петр Сицилийский и др.. Каждое поколение добавляло к старым новые ереси, например, ислам и манихеизм.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Паки о гностиках: Церковная реакция. | Isolophey - Дневник Isolophey | Лента друзей Isolophey / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»