• Авторизация


5 июня в Японии родились... 05-06-2009 00:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения kakula Оригинальное сообщение

5 июня родились...



[700x700]
1251
Ходжо Токимуне
японский сегун (1268-1284 г.), защитивший Японию от монгольского вторжения.

[420x699]
1493
Юстуст Йонас
немецкий религиозный реформатор, помощник Мартина Лютера. Родился в Нордхаузене. Умер в Айсфелде 9 октября 1555 года.

[546x699]
1594
Никола Пуссен (Nicolas Poussin)
Знаменитый французский исторический живописец и пейзажист. Представитель классицизма. Родился в Лез-Андели в Нормандии. Первым учителем Пуссена стал Кантен Варен из Амьена, который в 1611–1612 жил в Лез-Андели. В 1612 Пуссен приехал в Париж, где Александр Кутуа, камердинер короля, предоставил молодому художнику возможность посещать королевскую коллекцию живописи; там он впервые увидел произведения Рафаэля и мастеров его школы. В Париже Пуссен познакомился с поэтом Джованни Баттиста Марино, для которого впоследствии выполнил прекрасную серию рисунков на сюжеты из Овидия, Вергилия и Тита Ливия, хранящуюся сейчас в Виндзорском замке. Весной 1624 художник приехал в Рим и поселился там на всю оставшуюся жизнь. В 1640, когда слава Пуссена достигла, наконец, его родины, он получил приглашение Людовика XIII и был вынужден на некоторое время вернуться в Париж. В Париже Пуссен создал такие произведения, как Евхаристия, Чудо святого Франциска Ксаверия (обе в Лувре) и Время спасает Истину от посягательств Зависти и Раздора (Лили, Музей изящных искусств). Последняя была написана по заказу кардинала Ришелье и предназначалась для украшения плафона. Известно, что жизнь при королевском дворе тяготила Пуссена, и в 1642 он вернулся в Рим. Умер в 1665 году. Главными источниками живописи Пуссена являются произведения классической античности и итальянского Ренессанса. Многочисленные рисунки свидетельствуют о его огромном интересе к памятникам Древнего Рима. Ему принадлежит множество зарисовок античных рельефов, статуй и саркофагов. Однако классические мотивы, столь многочисленные в произведениях Пуссена, почти всегда изменены и переработаны им в соответствии с его собственными художественными задачами. Из произведений мастеров итальянского Возрождения наиболее сильное воздействие на художника оказала живопись Рафаэля и Тициана. В поздних работах Аполлон и Дафна (ок. 1664) и серии из четырех картин Времена года (1660–1664, все в Лувре) Пуссен обращается к лирическим мотивам; эти произведения богаче по композиции и тоньше по технике исполнения, нежели чисто романтические полотна раннего периода. Серия Времена года с библейскими сценами Рай (Весна), Руфь (Лето), Исход (Осень) и Потоп (Зима) принадлежит к числу лучших пейзажей Пуссена. Сюжеты для своих картин Пуссен черпал в основном из древнеримской истории и христианской традиции. Его главными источниками по античной мифологии и истории являются Метаморфозы Овидия, сборник "О замечательных деяниях и изречениях" Валерия Максима и книга "Образы богов Картари". Глубокое понимание содержания духовной культуры классического Рима нашло отражение не столько в характере сюжетов картин Пуссена, сколько в той форме, посредством которой художник воплощал нравственные идеалы. В картине Танец под музыку Времени (1634–1636, Лондон, коллекция Уоллес) сам танец кажется одухотворенным, а группа танцующих – своеобразное олицетворение полноты жизни – помещена между аллегориями детства и старости. В живописи 17 века Пуссен является величайшим и наиболее последовательным представителем классицизма. Литература: Вольская В.Н. Пуссен. Москва, 1946; Гликман А.С. Никола Пуссен. Москва, 1964; Золотов Ю.К. Пуссен. Москва, 1988; Энциклопедия «Мир вокруг нас» («Collier's Encyclopedia»).

[564x699]
1656
Жозеф Питтон де Турнефор (Joseph Pitton de Tournefort)
французский ботаник, профессор ботаники при Королевском саде лекарственных растений в Париже, член Парижской академии наук. Родился на юге Франции в Экс-ан-Провансе и учился в иезуитской школе. Родители прочили ему церковную карьеру, но смерть отца позволила ему посвятить себя медицине и ботанике. После двух лет поездок по южной Франции, во время которых он занимался коллекционированием растений, Жозеф в 1679 году поступил в Университет Монпелье, где его учителем был Пьер Маньоль. В 1683 году, по протекции придворного медика Ги-Крессана Фагона, он стал профессором ботаники в Королевском саду медицинских растений в Париже. С 1691 года Питтон де Турнефор — член Парижской академии наук. По приказу короля Людовика XIV Жозеф совершил ряд поездок по Европе, в том числе в Пиренеи, Альпы, Дофине, Испанию и Португалию, где собрал обширные естественноисторические коллекции. В 1700—1702 годах путешествовал по Греции, посетил Константинополь, острова Архипелага, побережье Чёрного моря, Армению и Грузию и Палестину, собирая растения и занимаясь естественноисторическими и этнографическими наблюдениями. Его сопровождали немецкий ботаник Андреас Гундесхаймер (нем. Andreas Gundesheimer, 1668—1715) и художник Клод Обри (фр. Claude Aubriet, 1651—1743). Описание его путешествия (фр. Relation d'un voyage du Levant) было опубликовано посмертно. По возвращении своём с Востока в 1707 году Турнефор был назначен профессором в Коллеж де Франс. Жозеф Питтон де Турнефор погиб в Париже 28 декабря 1708 года, неподалёку от своего дома, под колёсами повозки на улице, которая сейчас носит его имя (Rue de Tournefort, Пятый округ). В своем основном сочинении Элементы ботаники, или Методы для знакомства с растениями (фр. Elйmens de botanique, ou Mйthode pour connoоtre les Plantes, 1694) (авторский латинский перевод Institutiones rei herbariae выдержал два издания в 1700 и 1719 годах) Питтон де Турнефор предложил оригинальную классификацию растений, наиболее крупные подразделения которой были основаны на строении венчика цветка. Более важным нововведением было так называемое систематическое распределение растений. Растения были разделены на крупные группы — классы, которые делились далее на секции, роды и виды. Каждая группа была снабжена морфологической характеристикой. Питтон де Турнефор, наряду с Пьером Маньолем и Августусом Квиринусом Ривинусом, был одним из первых, кто начал использовать разноимённые ранги, и его система рангов (класс — секция — род — вид) была наиболее детальной для того времени. До работ Маньоля, Ривинуса и Питтона де Турнефора разноимённые ранги не использовались, и группы, на которые подразделялись растения, именовались высшими и подчинённым родами (лат. genus summum и genus subalternum), как в логике того времени. Кроме того, Питтон де Турнефор одним из первых (наряду с Ривинусом) провёл чёткое различение между категориями рода и вида и ввёл в употребление практику наименования видов при помощи имени рода и видового отличия, строго придерживаясь правила: один род — одно название. У современников Ривинуса и Питтона де Турнефора названия растений не зависели от их положения в классификации. Весьма несходные между собой растения могли иметь названия, начинающиеся с одного и того же слова. Например, современник Питтона де Турнефора английский натуралист Джон Рэй относил Malus persica (персик) и Malus aurantium (померанец, или горький апельсин) к разным группам (сливоносных и яблоконосных деревьев соответственно), но не менял устоявшихся названий, начинавшихся с Malus (яблоко). Изобретение концепции рода позволило Турнефору упорядочить многообразие растений, сведя известные на тот момент 6 000 видов примерно к 600 родам, а новая номенклатурная практика позволила внести относительный порядок в процедуру именования растений. Эти нововведения (ранги, различение рода и вида и принцип один род — одно название) проложили дорогу реформам систематики, предпринятым в 1730—1750-х годах Карлом Линнеем. Система растений Питтона де Турнефора была одной из наиболее популярных в ботанических работах первой трети XVIII века. В частности, её придерживались в своих ботанических сочинениях первые европейские натуралисты, работавшие в России: Даниэль Готлиб Мессершмидт, Иоганн Христиан Буксбаум и Иоганн Амман. Составленное Питтоном де Турнефором описание путешествия в Левант остаётся важным источником данных о жизни народов Греции и Малой Азии на рубеже XVII и XVIII веков. В его честь Карл Линней дал одному из родов семейства Бурачниковые (Boraginaceae) имя Турнефортия (Tournefortia), а Генри Хёрд Расби - Турнефортиопсис (Tournefortiopsis) (семейство Rubiaceae). Основные сочинения: Elйmens de botanique, ou Mйthode pour connoоtre les Plantes. Paris, 1694, 3 тома, in 8° (латинский перевод этой книги, Institutiones rei herbariae, выдержал два издания (1700 - 6 томов, in 4°, и 1719), последнее — посмертно); De optima methodo instituenda in re herbaria. Paris, 1697;
Histoire des plantes qui naissent aux environs de Paris. Paris, 1698; Relation d'un voyage du Levant. Paris, 1717; Traitй de la matiиre mйdicale. Paris, 1717, 2 Vol.

[699x610]
1660
Сара Черчилль(Sarah Churchill, Duchess of Marlborough)
английская герцогиня, фаворитка королевы Анны, интриганка, из-за её тесной дружбы с королевой Великобритании Анной (1665—1714) была одной из самых влиятельных женщин в британской истории. Её дружба и влияние на принцессу Анну были широко известны и общественные деятели часто обращали на неё своё внимание в надежде, что та повлияет на Анну и удовлетворит их запросы. Как результат, когда Анна стала королевой, знание Сарой правительства и близость к королеве позволило ей стать влиятельным другом и опасным врагом в длинной череде фаворитов дома Стюартов. В том возрасте, когда женятся преимущественно за деньги, а не по любви, Сара наслаждалась необычно близкими отношениями со своим мужем, Джоном Черчиллем, первым герцогом Мальборо, за которого она вышла замуж в 1677 году. Сара была доверенным лицом Анны после свержения Якова II, отца Анны, во время Славной революции; и она продвигала её интересы во время управления преемников Якова, Вильгельма III и Марии II. Когда принцесса Анна взошла на трон после смерти Вильгельма в 1702 году, герцог Мальборо вместе с Сиднеем Годольфином, первым графом рода Годольфинов возглавили правительство, частично из-за дружбы Сары с Анной. Пока герцог Мальборо был за пределами страны, командуя войсками в войне за испанское наследие, Сара постоянно информировала его о придворных интригах, а он в свою очередь посылал ей просьбы и пожелания по проводимой политике, которые та затем передавала королеве.[1] Покровительствуя партии вигов, Сара неустанно участвовала в кампаниях на благо вигам. Кроме того, она много своего времени уделяла дорогостоящим проектам наподобие строительства Бленхеймского дворца. Сара Черчилль умерла 18 октября 1744 года.

1718
Томас Чиппендейл (Thomas Chippendeil)
английский мастер мебельного искусства, создатель уникальной мебели стиля рококо. Имя Томаса Чиппендейла стало синонимом Лондона XVIII столетия, ровно как и высочайшей маркой британского мебельного дизайна этого времени. Как имя Страдивари ассоциируется с уникальными скрипками, так и имя Чиппендейл - стало обозначением эпохи дизайна, пришедшей вслед за рококо - в преддверье классицизма. Томас Чиппендейл заслуженно считается самым знаменитым дизайнером мебели всех времен. Термин «Чиппендейл» стал родовым для обозначения мебели, произведенной в Лондоне между 1750 и 1765 годами, а также для вневременного понятия о совершенном дизайне. Чиппендейл Томас (Chippendale, Thomas) (1718–1779) родился в Отли (Йоркшир) в семье краснодеревщика, который жил в небольшом Йоркширском городке Отли. Родители ребенка – бедные люди, из мастеровых- мечтали, что их сын, с возрастом, продолжит столярное дело отца и станет для них достойной опорой в старости. Ни родственники, ни соседи столяра Чиппендейла не подозревали, что его сын прославит на весь мир и имя своих предков, и небольшой Йоркширский городок, в котором родился мастер и где ему – через несколько лет после смерти - поставят памятник, назвав Томаса Чиппендейла Великим гражданином города Отли. Чиппендейл прожил в Отли 21 год - учился грамоте и наблюдал за работой отца, помогая ему и, со временем, постигая нехитрые секреты столярного ремесла. В 1739 году Томас покинул отчий дом и уехал из Отли в Лондон. Там Чиппендейл вначале работал резчиком по дереву, но к 1735 году молодой человек всерьез увлекся мебельным делом и довольно скоро стал ведущим краснодеревщиком эпохи, прославившись, как мастер-практик и, как автор многочисленных дизайнерских проектов. В 1749 году Томас Чиппендейл открывает в Лондоне собственную мастерскую. В Англии процветало огромное количество столярных предприятий, производивших мебель, основная масса которых была сосредоточена в Лондоне, на северной границе Вестминстера, в переулке Святого Мартина (St. Martin's Lane). Именно здесь в 1753 году поселился Томас Чиппендейл, когда успехи в продаже мебели его изготовления позволили ему расширить мастерскую. Цех Чиппендейла был по сравнению с предприятиями соседей – небольшим. Однако, для новатора, человека огромной энергии, который, более чем заурядный краснодеревщик был полностью погружен в технические аспекты своего ремесла, это было, фактически, предприятие, производившее обширный ассортимент самых разных проектов мебели, изготовленной в модных стилях рококо, который принес славу мастеру при жизни и увековечил его имя в памяти грядущих поколений. До начала XVIII века мебель изготовлялась главным образом из бука, дуба, ореха и ясеня. В 1725 году в Европу попало красное дерево, когда капитан одного английского судна привез его с Ямайки в качестве балласта. Вскоре красное дерево стало излюбленным материалом для мебельных мастеров. Одним из первых «краснодеревщиков” был Томас Чиппендейл. Тропическая древесина красного дерева, которую привозили в Англию с Кубы и Гандураса, стала использоваться повсеместно, поскольку была удобна для облицовки и податлива для инструментов резчика. С введением красного дерева образуется и тот новый стиль английской мебели, который впоследствии был назван именем Томаса Чиппендейла. Чиппендейл переходит на красное или лимонное дерево, которое не фанеруется, а делается из цельных брусков. Разница между английской и французской мебелью в эту эпоху заключается в том, что во Франции фактура дерева скрыта под позолотой или сплошной окраской, в Англии же поверхность дерева покрывается только воском. На возникновение нового стиля английской мебели также оказали влияние привозная китайская мебель и местная готическая. В первой: угловатые контуры, ажурные резные перекладины, решетчатые панно сухого геометрического рисунка и изогнутые ножки с утолщением вверху и внизу, причем утолщенный нижний конец образует зажавшую шар птичью лапу. Готическая мебель имела зубчатые аркады и мотивы оконных переплетов, повторяющие детали каменной архитектуры готики, угасавшей к этому времени. Из этих элементов и тех форм, которые царили во французской мебели в первой половине 18 века, Чиппендейл сумел создать тот новый стиль, которым начался расцвет английской мебели. Первые образцы своей мебели Томас Чиппендейл делал еще в стиле королевы Анны, но затем, будучи современником царившего во Франции стиля рококо, мастер начинает бороться за уменьшение массивности отдельных частей мебели и за улучшение ее пропорций в сторону большей легкости и изящества. Чиппендейл сумел в дальнейшем соединить черты голландской мебели с изящными украшениями из раковин и завитков стиля рококо, и добиться на фоне этих совершенно разнородных элементов, создания своего собственного стиля, с капризно изогнутыми, но вместе с тем глубоко конструктивными и удобными формами. В 1754 году Томас Чиппендейл публикует свою книгу “Gentleman and Cabinet-maker's Director” (“Указатель для клиентов и краснодеревщиков”) - роскошный каталог, в который помещает 160 гравюр и первое описание пяти классических направлений в архитектуре, которые он применил для создания мебели. Успехом этой книги было обеспечено место Чиппендейла в истории. Книга предназначалась для формирования вкуса аристократов, но инструкции были ориентированы на краснодеревщиков, которые могли копировать предлагаемые рисунки. Первое издание “Указателя” Чиппендейла было собранием коллекции мебели “Gothick, Chinese, and modern Tastes” (“Готические, Китайские и современные Вкусы”) Хотя, на самом деле, гравюры каталога иллюстрировали полный диапазон всех стилей мебели той эпохи и объясняли появление экзотических мотивов в ее дизайне. В “словарь рококо” были добавлены китайские и готические элементы, которые часто смешивались, воплощаясь в фантастических образах новых моделей мастера. Это иллюстрированное собрание проектов мебели рококо, созданных Томасом Чиппендейлом, оказало огромное влияние на мастеров Европы и Америки, поскольку, являлось первым всесторонним каталогом домашней мебели, а так же - первой инструкцией по ее дизайну. Каталог Чиппендейла служил своеобразным катализатором тенденций стилей XVIII века. Ко времени публикации «The Director» Чиппендейл числился краснодеревщиком «номер один». Возросший объем продукции успешно трудившейся мастерской означал, что Чиппендейл уже не столько работал сам, сколько руководил ее коллективом, состоявшим примерно из сорока человек. Он имел и субподрядчиков, выискивая лучших изготовителей бронзовых накладок и панелей маркетри. «The Director» принес финансовую выгоду, позволившую Чиппендейлу расширить бизнес и стать ведущим производителем мебели того времени. Его успех обеспечил сотрудничавшим с ним мастерам возможность выпускать собственные книги образцов. Еще при жизни Чиппендейл достиг более высокой известности, чем любой другой английский дизайнер и, несомненно, его работы оплачивались по более высоким счетам, чем на самом деле стоили. Его книга, которую по праву можно назвать так же и первым торговым каталогом, сделала огромную рекламу проектам Чиппендейла. За первой публикацией “Указателя для клиентов и краснодеревщиков” Томаса Чиппендейла последовала вторая - дополненная новыми гравюрами и проектами. Третье издание появляется в 1762 году, которое значительно переработано и дополнено. Число листов достигает двухсот. Из 161 листа первого издания во второе включены 95, изготовлены 105 новых. Значительно обогащается выбор предметов мебели, рекламируется выбор предметов мебели: стулья для зала, стол для бритья, комнатный орган, светильники и канделябры, камины и т. д. Обширный список типов мебели, приводимый в названии «Руководства» и включающий 46 названий, полностью соответствует представленной мебели. В литературе отмечается, что Томас Чиппендейл изобразил проекты всех известных на то время типов мебели и даже создал новые оригинальные формы. Проекты четко делятся на мебель для сидения, корпусную и резную. По стилю и конструкции они разнообразны. Долгие годы “Указатель” Чиппендейла оставался наиболее влиятельным руководством для мастеров и заказчиков. Появление новых методов производства и передовой для того времени технологии позволили краснодеревщикам в неограниченных количествах воспроизводить проекты, представленные в этой замечательной книге Чиппендейла. Успех ее у специалистов и читателей был настолько велик, что понятие “Chippendale” стало основным для, фактически, всей мебели, изготовленной из красного дерева в середине XVIII века. Благодаря распространению чертежей Чиппендейла, являвшихся вначале единственным руководством для английских столяров, его стиль быстро распространился по всей Англии и вызвал подражание в Северной Америке и в ряде других стран, расположенных по берегам Северного и Балтийского морей. Мебель, созданная по эскизам Чиппендейла, была прочной, долговечной и комфортабельной. Томаса Чиппендейла окрестили Королем Функциональности, поскольку мастер создавал удобные и красивые предметы, но без “приторных” - излишних украшательств. Лучшими проектами Томаса Чиппендейла эксперты считают его стулья и кресла с резными, “ленточными” спинками. Причем, формы спинок отличались большим разнообразием: в контурах центральных вертикальных планок часто угадывались силуэты изящной скрипки или высокой вазы. С неисчерпаемой выдумкой мастер варьировал ленточные орнаменты; трельяжи; узоры, образованные комбинациями С-образных элементов. Для ножек стульев Чиппендейла характерна изогнутая форма, с вырезанной “ступней” в форме птичьей лапки, орлиными когтями сжимающей шар. Иногда орлиные когти заменялись львиной лапой или просто наплывом. Все типы мебели, изготовленной искусным мастером - изумительны: от обыкновенных умывальников до великолепных книжных шкафов, столов, диванов, часов, отделок для церковных органов, кроватей с четырьмя декоративными колоннами, зеркал, обеденных, кофейных и ломберных столиков. Для украшения этих предметов использовалось такое огромное разнообразие декоративных мотивов, что, по признанию специалистов - очень трудно как-то упорядочить или классифицировать их. Чиппендейл никогда не повторялся в своих проектах. Каждый из его заказчиков приобретал уникальные модели, существовавшие лишь в одном экземпляре. Мебельный цех Чиппендейла занимался не только производством отдельных фурнитурных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори - все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением мастерской Томаса. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в ее работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Своеобразие английской мебели XVIII столетия во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII века. Это явление способствовало единому решению интерьера, а также наложило свою печать на дизайн мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений и характера отбора декоративных элементов. С 1760 года в работах Чиппендейла начинает ощущаться сильное влияние архитектора, исповедовавшего классицизм в искусстве – талантливого архитектора Роберта Адама. Он работал вместе с Адамом над несколькими интерьерами, такими как Harewood House, Уэст-Йоркшир. Работал также над другими домами: Nostell Priory, Aske Hall, Newby Hall в Йоркшире; Wilton House в Уилтоншире, Petworth House в Западном Суссексе. Тридцать лет - с 1750 по 1780 гг.- в английском мебельном дизайне главенствовал стиль “Chippendale”. Стиль “Chippendale” - объединивший грациозное изящество скользящих силуэтов мебели времен правления английской королевы Анны с искусно вырезанными - характерными для рококо- причудливыми орнаментами из ракушек, более сложного французского рокайля; добавив к ним “готическую” строгость и экзотические краски, вдохновленные “китайскими мотивами”. Томас Чиппендейл умер в Лондоне 13 ноября 1779 года. Один из его одиннадцати детей, тоже носивший имя Томас (1749–1829), стал преемником отца и с успехом продолжал его дело в течение более сорока лет, работая вместе с мастером Томасом Хэйгом. Множество экземпляров удивительно-прекрасной мебели XVIII столетия во все времена приписывалось авторству Чиппендейла, имя которого стало хрестоматийным в истории искусства. Однако, при тщательной проверке оказывалось, что оригинальной работе мастера принадлежат из них лишь единицы. Настоящие изделия знаменитого мастера украшают известные музеи: “Victoria and Albert Museum” в Лондоне, “Harewood House” в Йоркшире, “Paxton House” в Шотландии. А те владельцы частных антикварных коллекций, которые хранят оригинальные работы Чиппендейла- отнюдь не спешат от них избавиться, поскольку, на крупнейших мировых аукционах такие раритеты выставляются на продажу очень редко и, по изначально - заоблачным стартовым ценам. Например, в январе 1990 г. на аукционной распродаже коллекции Говарда Джойнта (Howard Joynt), всего лишь один стул из гарнитура 1762 года работы Томаса Чиппендейла был продан за $418,000. А на мировом аукционе “1999 World Auction”, проходившем в Рокфеллеровском центре Нью-Йорка, комод, в стиле “George III”, выполненный из красного дерева Томасом Чиппендейлом, был продан за $1,654,950.

[524x699]
1737
Иван Абрамович Ганнибал
русский военачальник, крупный военный деятель России последней четверти XVIII века, главнокомандующий Черноморским флотом, взял штурмом Наварин, основал город Херсон. Родился в Карьякюла, близ Ревеля (ныне Таллина). Старший из 11 детей «арапа Петра Великого» А.П.Ганнибала и Христины-Регины (Христины Матвеевны) фон Шеберг. В 1744 году вопреки воле родителей 9-летний мальчик был записан в военную службу и определён для обучения в Петербургскую морскую артиллерийскую школу. Окончив её, учился в Морском шляхетном корпусе. Служил в морской артиллерии, участвовал во многих морских сражениях, проявив мужество, храбрость и изобретательность. Во время русско-турецкой войны 1768—1774 гг. находился в Первой Архипелагской экспедиции — десанте русского флота в Средиземном море. 10 апреля 1770 года, будучи цехмейстером морской артиллерии в чине бригадира, Ганнибал, участвовал в Наваринском бою . Принимал участие в Чесменском сражении 1770 года. Его внучатый племянник, А.С.Пушкин написал в стихотворении «Моя родословная»:
«И был отец он Ганнибала,
Пред кем средь Чесменских пучин
Громада кораблей вставала,
И пал впервые Наварин.»
В 1772 году произведён в генерал-майоры. В 1776 году назначен генерал-цейхместером морской артиллерии. С 1777 года — член Адмиралтейств-коллегии. Под руководством и при участии Ганнибала в 1778 году был заложен город Херсон, он был назначен главным командиром Херсонской крепости, затем главнокомандующим и командиром Черноморского флота. С 1779 года — генерал-поручик. В связи с болезнью, и отчасти по причине ссоры с всесильным Г.А.Потёмкиным в 1784 году вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Остаток жизни провёл в своём имении Суйда под Петербургом. Умер в Петербурге бездетным холостяком 12 октября 1801 года, похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Литература: Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735—1822: Каталог временной выставки — Государственный русский музей. — Ленинград: Искусство, Ленинградское отделение, 1987. — 142 страницы.

[560x700]
1757
Пьер Жан Жорж Кабанис (Pierre Jean Georges Cabanis)
французский философ и врач, последователь Кондильяка, известен как приверженец т.н. «механистического материализма». Родился в Конаке (Коррез). В 1771 обосновался в Париже. В 1777 начал изучать медицину, а в 1789 написал работу Степень достоверности медицины (Degré de certitude de la médicine). В период революционного террора скрылся, но ко времени создания Национального института наук и искусств (1795) вернулся и был принят в секцию «Анализ ощущений и идей». Друг и личный врач Мирабо. Вращался в кругу философов – Дидро, Д'Аламбера, Кондорсе, Кондильяка, Гольбаха, был знаком с Джефферсоном и Франклином. В 1797 стал сенатором. В 1802 выпустил первую часть главного своего труда – Отношение физического и духовного в человеке (Rapport du physique et du moral de l'homme). В 1804 написал сочинение Взгляд на революции и на реформу медицины (Coup d'oeil sur les révolutions et sur la réforme de la médicine); в эту же пору начал писать и Письмо к Фориелю о первых причинах (Lettre à Fauriel sur les causes premières; опубликовано только в 1824). Кабанис принадлежал к направлению, развитому Кондильяком; вместе с Дестютом де Траси и Вольнеем был основателем т.н. «идеологии», науки о происхождении идей, и входил в число «идеологов» (les idéologues). В отличие от Кондильяка полагал, что философия должна начинать с анализа не внешних, а внутренних чувств. Утверждал, что человеческие способности исследуются философами в отрыве от их связи с живым телом, при этом именно физиология может придать наукам о морали недостающую им достоверность. Был убежден, что медицина призвана быть главной силой, способной облегчить долю человечества и принести ему счастье. Концепцию Кабаниса отличает тенденция к агностицизму: человеку, полагал он, не дано знание первопричин мира; он может лишь определенным образом классифицировать наблюдаемые факты и выводить принципы. Но в Письме к Фориелю его позиция претерпела изменения: Кабанис признал, что, хотя о высшем существе нельзя сказать что-либо с определенностью, потребности человеческого духа, стремление преодолеть пределы опыта побуждают полагать существование такого существа и верить в бессмертие души. Умер Кабанис в Рюэй-Мальмезоне (Валь-д'Уаз) 5 мая 1808 года.

1759
Теодор Цветлер (Theodor Zwetler)
церковный композитор. Родился в Вейтре, Австрия. Умер в Вене 30 августа 1826 года.

[576x699]
1760
Юхан (Гадолин Иоганн) Гадолин
финский химик, ученик Т.У.Бергмана. Родился в Турку. Он начал изучать математику в Королевской Академии Турку, однако счёл её слишком сложной и переключился на изучение химии. В 1779 г. Гадолин продолжил обучение в Университете Уппсалы. С 1790 по 1822 гг. работал в университете в Або (с 1797 г. – профессор). Член-корреспондент Петербургской Академии Наук (с 1811). Основные научные работы – в области неорганической химии. В 1794 г., исследуя найденный близ Иттербю (Швеция) минерал, названный впоследствии гадолинитом, обнаружил в нём неизвестную ранее "землю", получившую название иттриевой; считается открывателем элемента иттрия. "Иттриевая земля" Гадолина, как выяснилось позднее, являлась смесью оксидов нескольких редкоземельных металлов. Исследовал также соединения железа, в том числе состав берлинской лазури. Один из металов, выденных из "иттриевой земли", впоследствии был назван (1890) в его честь гадолинием. Умер в Вирмо, близ Турку 15 августа 1852 года. Источники: Волков В.А., Вонский Е.В., Кузнецова Г.И. Выдающиеся химики мира. – Москва: Высшая школа, 1991. 656 страниц; Большая советская энциклопедия. В 30 томах.

[434x698]
1798
Алексей Федорович Львов
композитор, дирижер, скрипач, автор музыки русского национального гимна «Боже, царя храни». Родился в Ревеле (ныне Таллин) в семье известного русского музыкального деятеля Федора Павловича Львова. Его отец - дворянин Московской губернии, директор придворной Певческой капеллы, страстный любитель музыки, содействовал музыкальному развитию сына. Алексей Львов, окончив Институт путей сообщения, служил в военных поселениях Аракчеева. В 1821 году был произведен в капитаны и получил орден святого Владимира 4-й степени. Через год назначен был назначен старшим адъютантом в штабе военных поселений, где дважды был награжден бриллиантовыми перстнями по представлению Аракчеева, благоволившего к Львову. В феврале 1826 года Львов был уволен со службы по домашним обстоятельствам в чине майора. Все это время он не оставлял занятий музыкой и каждый день находил время поиграть на скрипке. В отставке Львов пробыл недолго и в ноябре 1826 года был определен старшим адъютантом в штаб корпуса жандармов. В то время шефом жандармов и начальником III отделения был граф Бенкендорф. Ревностная деятельность, ловкость, умение держаться, исполнительность адъютанта вполне удовлетворяли Бенкендорфа, который приблизил его к себе как честного и преданного человека. Во время Турецкой войны (1828) Львова ближе узнал и полюбил сам император Николай Павлович. Он повелел всегда брать Львова с собою «для выполнения всех дел, до вояжей относящихся». В марте 1833 года Алексей Львов был зачислен в Кавалергардский полк с переименованием в ротмистры. В августе того же года Львову через Бенкендорфа было передано сожаление царя, что в России не существует собственного народного гимна, подобно Франции и Англии. При этом граф сообщил, что государь, который знал о музыкальных занятиях Львова и очень сочувственно к ним относился, велел поручить ему попытаться сочинить музыкальную мелодию подобного гимна. Алексей Федорович увлекся этой задачей и создал в начале ноября 1833 года мелодию этого гимна, как он сам говорил, внезапно, в несколько минут. Слова гимна «Боже, царя храни!» были написаны Жуковским. Как только Львов доложил, что гимн написан, государь пожелал немедленно выслушать его. После нескольких подготовительных репетиций в начале декабря 1833 года было назначено первое исполнение гимна полным хором придворной музыки при двух оркестрах военной музыки - трубном и деревянных инструментов. Николай Павлович в сопровождении императрицы прибыл в Певческую капеллу, которая при входе их огласилась торжественными звуками впервые исполняемого русского народного гимна. Прослушав его несколько раз в различном исполнении, августейшие слушатели с восторгом приняли это произведение. Император приказал сообщить военному министру графу Чернышеву о немедленном введении этого гимна по военному ведомству, о чем и последовало официальное распоряжение 25 декабря 1833 года. После смерти отца Алексей Львов был назначен директором придворной певческой капеллы. Кроме народного гимна, Алексей Львов написал три оперы: «Бианка и Гвалтьеро», «Ундина» и «Эмма», одну оперетту и 30 различных вокальных и инструментальных пьес. До последних дней своей жизни он поддерживал отношения с музыкантами и был постоянным гостем Глинки. В 1843 он был произведен в генерал-майоры свиты его величества, позже стал тайным советником и пожалован в гофмейстеры. Но из-за падения с лошади в 1846 Львов стал глохнуть, и в 1861 он оставил должность директора капеллы. Совсем лишившись слуха, он покинул Петербург и 16 декабря 1870 года скончался в своем имении Роман, в пяти верстах от города Ковны. Похоронен в Пажайсляйском монастыре под Каунасом.

1801
Арман Марраст
французский политический деятель. Участвовал в Июльской революции 1830 и французском республиканском движении 30-40-х гг.; с 1841 редактор умеренно республиканской газеты "Насьональ" ("Nаtiоnаl"). После Февральской революции 1848 член Временного правительства, в июле 1848 - мае 1849 председатель Учредительного собрания. Был одним из руководителей контрреволюции, подавившей Июньское восстание 1848 парижского пролетариата. Не был избран в мае 1849 в Законодательное собрание, после чего отошёл от политической деятельности.

1804
Роберт Герман Шомбургк
английский путешественник, по происхождению немец. В 1835-39 г. и 1840-1844 г. вместе с братом Рихардом, ботаником, исследовал Британскую Гвиану и прилегающие территории. Положил на карту бассейна реки Эссекибо, открыл горы Пакарайма и Рорайма, исследовал верховья реки Риу-Бранку, верховья и дельту реки Ориноко. В 1860 г. путешествовал по Таиланду. Собрал богатые зоологические и ботанические коллекции.

[597x699]
1805
Петр Карлович Клодт (Клодт фон Юргенсбург)
сын генерала, участника Отечественной войны 1812 года, русский скульптор и литейный мастер. Личная судьба и творчество этого разносторонне одаренного человека сложились своеобразно и необычно. Он стал скульптором вопреки сословным предрассудкам, возбранявшим дворянину профессионально заниматься искусством. Родился в Петербурге в аристократической семье. В Петербурге он окончил Артиллерийское училище, потом недолгое время служил в чине офицера. Выйдя в отставку в конце 1820-х годов, он посвятил себя занятиям искусством, и два года самостоятельно осваивал технику лепки с натуры. Основное место в его станковой лепной скульптуре занимали изображения коней. В 1828-29 годах Клодт получал пособие от Комитета Общества поощрения художников, на выставках которого выставлялись для продажи гипсовые отливки его деревянных лошадок. Клодт не получил систематического художественного образования. С 1830 года он стал вольнослушателем Императорской Академии художеств. Одним из его учителей стал И.П.Мартос, который привил будущему скульптору тяготение к созданию бронзовой скульптуры. Уже в 1831 году Клодт получил большой правительственный заказ, и вместе со скульпторами С.С.Пименовым и В.И.Демут-Малиновским оформлял арку Нарвских триумфальных ворот в Петербурге. На аттике арки он исполнил шестерку коней колесницы Славы, стремительно скачущих и взвивающихся на дыбы, что было новым для классической монументально-декоративной скульптуры классицизма. Клодт вылепил фигуры коней, которые были выбиты из кованой листовой меди художником И. Пратом. За эту работу скульптор был удостоен звания «назначенного в академики». С конца 1832 года Клодт работал над проектом «Укрощения коня», создававшегося для украшения пристани Адмиралтейского бульвара. Позже было решено установить его коней на новом Аничковом мосту. Первоначально предполагалось, что мост будут украшать отлитые с двух моделей четыре скульптурные группы, установленные попарно на западной и восточной сторонах моста. В августе 1833 года Клодт представил эскизные модели групп, которые были рассмотрены и одобрены в Академии художеств. В 1836 году к отливке из бронзы первых двух групп приступил выдающийся литейный мастер Василий Петрович Екимов. Клодт обучался у него, еще будучи вольнослушателем Академии художеств. Когда первые модели коней были готовы к отливке, Екимов внезапно умирает. Предстояло отливать статуи на иностранных заводах. Как единственному скульптору в совершенстве овладевшему литьем, Клодту предложили не только исполнить в бронзе свои изделия, но и возглавить весь Литейный дом. С 1838 года он становится профессором Академии художеств. В 1838-1841 годах скульптор переводит обе группы в бронзу и приступает к отливке повторных экземпляров. Петр Карлович не оставил литейного дела, даже став известным ваятелем. Большинство отлитых им статуй не требовало дальнейшей чеканки и исправлений. Огромные фигуры отливались не по частям, а цельными. Благодаря тщательной обработке восковой формы мельчайшие детали оригинала воспроизводились в бронзе с безупречной точностью. Новый Аничков мост, созданный по проекту инженера А.Д.Готмана, был открыт 20 октября 1841 года. Рисунок перил исполнил архитектор А.П.Брюллов, а главным украшением моста стали скульптурные группы коней с водничими, выполненные Клодтом. Две бронзовые скульптурные группы появились в ноябре 1841 года на западных устоях моста. Первая группа изображала уверенно шагающего юношу, ведущего коня под уздцы, вторая – удерживающего коня водничего. По замыслу Клодта, обе группы должны были быть повторены на восточной стороне моста. Но к торжественному открытию изваяния не успели отлить в бронзе, и на мосту временно установили тонированные под бронзу гипсовые копии. Отлитые из бронзы в 1842 году группы, так и не попали на предназначенное им место. Их перевезли в Берлин и установили на пьедесталах по обеим сторонам вокруг королевского дворца. В 1843-1844 годах Клодт в третий раз изготовил бронзовые экземпляры и поставил их на восточной стороне моста. Однако весной 1846 года, они были сняты и отправлены в Неаполь, в подарок сицилианскому королю Фердинанду II Бурбону, а на Аничковом мосту вновь появились гипсовые копии. Неаполитанцы отнесли бронзовых коней к числу величайших культурных ценностей свого города, а Петр Карлович обрел европейскую известность и признание. Его избрали почетным членом художественных академий Берлина, Рима и Парижа. В 1849-1850 годах гипсовые копии с Аничкова моста, наконец, заменили бронзовыми статуями, отлитыми скульптором собственноручно, однако уже по новым моделям. В результате образовалась композиция из четырех различных скульптурных групп, выполненных в модной по тем временам классической манере. Скульптурный ансамбль, над которым Клодт работал около 18 лет, был завершен. Тема композиции – укрощение коня человеком. В первой группе животное еще покорно человеку; обнаженный атлет, напрягаясь всем телом и крепко схватив узду, сдерживает вздыбленного коня. В остальных группах все более нарастает драматизм борьбы. Конь вырывается в неукротимом порыве, все напряженнее становятся движения и позы атлета. Во второй группе голова коня высоко вздернута, ноздри раздуты, передние ноги раскинуты. В третьей группе водничий повержен на землю, конь почти вырвался на волю. Попона сброшена с его спины, шея выгнута, голова победно приподнята; лишь левая рука водителя, натягивая узду, удерживает разъяренное животное. Наконец в четвертой группе человек вновь покоряет коня; укрощает его дикий бег. Ни одна из групп Аничкова моста не повторяет другую ни по сюжетному мотиву, ни по очертаниям силуэта. Движение подчинено организующему ритму, который связывает все четыре группы воедино, придавая им характер стройного ансамбля. Работая над скульптурой Аничкового моста, Клодт одновременно занимается интерьерами Исаакиевского собора. Им созданы два горельефа для ниш северного портика - «Несение креста» и «Положение во гроб», а также скульптурная группа «Христос во славе» над Царскими вратами главного иконостаса. Конкурс на исполнение рельефов Исаакиевского собора был объявлен в апреле 1844 года. Николай I, рассмотрев лучшие эскизы, и «не найдя оные совершенно удовлетворительными данной программе», назначает новый конкурс. В нем победили эскизы П.К.Клодта и А.В.Логановского. В октябре 1844 года Клодт получил заказ на горельефы для стены северного портика. В августе 1845 года совет Академии художеств принял алебастровую модель горельефа «Положение во гроб». В 1847 году был установлен бронзовый рельеф «Несение креста», а в 1849 году – «Положение во гроб». Оба рельефа выполнены в стиле позднего классицизма и отлиты самим скульптором. В этих работах Клодт проявил себя незаурядным монументалистом. Его горельефы органично сочетаются с плоскостью мраморной стены и удачно ее декорируют. Скульптурная группа «Христос во славе» была выполнена Петром Карловичем для арки Царских врат в начале 1850-х годов. Скульптура была создана методом гальванопластики в Гальваническом заведении герцога Лейхтенбергского, а затем вызолочена. Лики и руки изображенных – живописные (художник Т.А.Нефф). Мастер литейных дел В.П.Екимов умер в 1838 году, в самый разгар отливки фигур Ангелов для Исаакиевского собора. Клодт закончил эту работу самостоятельно. В 1845-1850 годах архитектор А.П.Брюллов перестроил в Петербурге «Служебный дом» Мраморного дворца. Нижний этаж здания предполагалось отдать под дворцовые конюшни, а корпус предназначался для манежа. Клодт по графическому эскизу А.П.Брюллова выполнил 70-метровый скульптурный рельеф «Лошадь на службе у человека», расположенный над окнами второго этажа. На рельефе изображены охотничьи и дорожные картины, боевые схватки всадников, конные процессии. В тимпанах двух боковых фронтонов дома помещен другой декоративный рельеф Клодта, изображающий трубящих в раковины тритонов. В 1849 году Клодт победил в конкурсе на памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. Весной 1852 года совет Академии художеств одобрил большую модель этого памятника, и скульптор приступил к ее отливке. Крылов изображен сидящим с раскрытой книгой в руках. Пьедестал, выполненный А.А.Агиным, представляет собой композицию на темы крыловских басен. Образ самого писателя исполнен скульптором с полным соблюдением портретного сходства. Баснописец представлен в окружении образов, созданных его творческой фантазией. Почти одновременно Петр Карлович работает над памятником князю Владимиру Киевскому. Подготовительные работы продолжались с перерывами около 20 лет. Уже в 1833-1834 годах В.И.Демут-Малиновский работал над проектом, и в январе 1835 года представил его президенту Академии художеств. Потом дело по невыясненным причинам остановилось, а в 1846 году Демут-Малиновский умер. После его смерти руководство работами принял на себя К.А.Тон, который перекомпоновал весь проект, взяв из прежнего эскиза модель статуи Демут-Малиновского, и спроектировал постамент в виде высокой башнеобразной церкви в ложновизантийском стиле. Клодт исполнил в бронзе памятник, в том числе колоссальную статую князя, взяв за основу небольшую эскизную модель Демут-Малиновского и внеся в нее композиционные и структурные изменения. Первоначальный эскиз не сохранился, поэтому неизвестно, что изменил в нем Тон, и что переработал Клодт. В 1853 году памятник был поставлен в Киеве. Он представляет собой бронзовую статую высотой в четыре с половиной метра. Задрапированный длинным ниспадающим плащом, Владимир представлен держащим крест - символ Крещения Руси. В 1838 году группа русских архитекторов под руководством К.А.Тона приступила к сооружению нового Большого Кремлевского дворца. Строительство продолжалось 11 лет. К оформлению интерьеров были привлечены известные русские художники и скульпторы. Парадные залы дворца посвящены высшим русским военным орденам. Самым роскошным по убранству считается Георгиевский зал. На торцевых стенах зала почти под самым потолком находятся горельефные изваяния Святого Георгия Победоносца на коне, поражающего копьем дракона, выполненные скульптором П.К.Клодтом. Клодт также участвовал в создании скульптурной группы фронтона Большого театра в Москве. Современное здание театра было построено в 1825 году по проекту архитектора О.Бове, а в 1855-1856 годах перестроено после очередного пожара по проекту архитектора А.К.Кавоса. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр О.Бове, погибла при пожаре. Для создания новой Кавос пригласил П.К.Клодта. Квадрига Аполлона, выполненная Клодтом, была помещена на фоне ряда окон, заменивших первоначальную арочную нишу, над треугольным фронтоном. Последней крупной работой Клодта стала конная статуя Николая I для памятника, спроектированного в 1856-1859 годах архитектором О.Монферраном. Кроме Клодта в работе над памятником участвовали скульпторы Н.А.Рамазанов и Р.К.Залеман, создавшие барельефы и аллегорические фигуры пьедестала. Конь императора имеет только две точки опоры без какой-либо искусственной подпорки. Это редчайшее инженерное решение. Решение этой технически сложной задачи впервые в истории монументальной скульптуры удалось Клодту. Возглавляя Литейный дом Академии художеств, скульптор выполнял различные заказы. В мастерских Клодта был отлит в бронзе памятник Петру I скульптора Т.Н.Жака, установленный в Кронштадте в 1841 году. Он отливал работы С.И.Гальберга: памятники Карамзину в Симбирске (1845) и Державину в Казани (1847), памятник Барклаю-де-Толли в Дерпте скульптора В.И Демут-Малиновского (1849), а также памятник атаману М.И.Платову в Новочеркасске работы А.И.Иванова и Н.А.Токарева (1851). В 1860 году Клодту было поручено создать барельефы нижней части памятника «Тысячелетие России» молодого художника М.О. Микешина. Петр Карлович, скульптор с европейским именем, должен был работать под руководством своего вчерашнего студента. Уязвленный этим, он не посчитал необходимым консультироваться с Микешиным и не показывал ему своих эскизов. Микешин увидел эскизы только тогда, когда мастерскую Клодта посетил Александр II, и понял, что они не подходят. Клодт растерялся перед непривычной для него задачей: воплотить сюжеты русской истории. Он просто повторил на барельефах сюжеты верхних фигур. А по замыслу Микешина, нижний ярус должен был нести самостоятельную творческую нагрузку, олицетворяя часть триады – идею народности. Бронзовые фигуры отливались на литейной фабрике поставщиков царского двора Никольса и Плинке, и окончательно отделывались в мастерской завода в Петербурге. Участвовал ли Клодт в отливке фигур, установить не удалось. Петр Карлович Клодт скоропостижно скончался в своем имении на мызе Халала (Финляндия) 20 ноября 1867 года и похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Впоследствии его прах был перенесен в Некрополь деятелей искусств Александро-Невской лавры.

1813
Проспер Сентон
Французский скрипач

1814
Пьер Лоран Вантцель
французский математик. Окончил Политехническую школу в Париже. Работал там же. Основные направления исследований - алгебра, геометрия, аэродинамика. Работал над решением уравнений выше второй степени. Дал (1837) первое строгое доказательство невозможности удвоения куба и трисекции угла с помощью циркуля и линейки. Вместе с А.Ж.К.Сен-Венаном исследовал законы воздушного потока.

[663x699]
1819
Джон Кауч Адамс (John Couch Adams)
английский астроном и математик. Родился в Ланисте (графство Корнуолл). Окончил Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета (1843). В 1843–1858 преподавал там же, в 1858–1859 – профессор математики Абердинского университета, в 1859–1892 – профессор астрономии и геометрии Кембриджского университета, одновременно с 1861 – директор Кембриджской обсерватории. Работы Адамса относятся к области небесной механики и математики. Анализируя отклонения в движении Урана, он пришел к выводу, что они обусловлены возмущающим действием неизвестной планеты, рассчитал элементы ее эллиптической орбиты, массу и гелиоцентрическую долготу (1844–1845). Аналогичные расчеты выполнил примерно в то же время французский астроном У.Леверье. На основании этих данных И.Галле в Берлинской обсерватории в сентябре 1846 открыл новую планету, названную Нептуном. Адамсу принадлежит также ряд работ по теории движения Луны. Он уточнил ее положение, получил новое значение векового ускорения. Рассчитал орбиту метеорного потока Леонид с учетом возмущения, вносимого планетами; показал, что этот поток имеет кометную орбиту. Математические работы Адамса связаны с решением задач небесной механики и посвящены численному интегрированию дифференциальных уравнений движения. Разработанный им метод до сих пор является одним из основных в этой области. Адамс являлся президентом Лондонского королевского астрономического общества (1851–1853, 1874–1876), был награжден золотой медалью этого общества и медалью Копли (1848). В 1848 Кембриджский университет учредил премию Дж.Адамса, присуждаемую за выдающиеся работы по физике, математике и астрономии. Умер Адамс в Кембридже 21 января 1892 года.

1825
Фелициан Фаленский
польский драматург и поэт. Родился в Варшаве.Сын историка. Приятельствовал с Норвидом. Ему принадлежат драмы «Syn gwiazdy», «Athea», «Królowa», трилогия «Gród z siedmiu wzgórz», поэма «Pod Kanniami», сборник рассказов «Utwory powieściowe» (1884), «Z ponad mogił» (1870), «Odgłosy z gór» (1871), «Świstki Sylena» (1876), «Meandry» (1892), «Pieśni spóźnione» (1893) и др. В его переводах были изданы античные поэты (Гесиод, Гораций, Вергилий, Ювенал), Петрарка, Ариосто, Шекспир, Гейне, Мюссе, Гюго и др. Автор статей о творчестве Кохановского, Семп Шажинского, Э.По. Умер в Варшаве 11 октября 1910 года. Оставил воспоминания (опубликованы 1964).

1828
Отто Мартин Торелль
шведский геолог. Действительный член Стокгольмской Академии Наук. Профессор зоологии и геологии Лундского университета (с 1866). Организатор и первый директор шведской геологической службы (1870-1897). Основные труды посвящены изучению ледникового периода. Во время экспедиций в Гренландии, Исландии, Швейцарских Альпах и на Шпицбергене обнаружил и исследовал многочисленные проявления материкового оледенения. На основании изучения современных ледников на островах Медвежьем и Шпицбергене разработал ряд теоретических положений о причинах возникновения материковых льдов. Показал научную несостоятельность т. н. дрифтовой гипотезы, а его труды о континентальном оледенении получили развитие в дальнейших детальных исследованиях отложений антропогена Северной Европы.

1828
Ивар Кристиан Хальстрём
Шведский композитор

1834
Тереза Штольц (собств. Терезина Штольцова)
Чешская певица (сопрано)

1848
Макс Конрад
немецкий химик-органик. Учился в Мюнхенском и Вюрцбургском (доктор философии, 1872 г.) университетах. Работал в Вюрцбургском университете под руководством И. Вислиценуса. С 1878 г. — профессор Лесной академии в Ашаффенбурге. Основные научные исследования посвящены разработке синтетических методов органической химии. Совместно с К.А.Бшиофом создал (1880) общие методы синтеза на основе натромалонового эфира (синтезы Конрада). Совместно с немецким химиком М.Гутцайтом разработал способ получения замещенных малоновых эфиров конденсацией их с мочевиной, и в частности синтезировал 5,5-диэтил-барбитуровую кислоту, которая впоследствии нашла применение в медицине как снотворное средство (веронал). Предложил (1887, совместно с немецким химиком Л.Лимпахом) получать оксихинолины конденсацией эфиров р-кето-кислот с ароматическими аминами и последующей циклизацией образовавшихся (5-кетоэфиров (реакция Конрада — Лимпаха).

1850
Пэт Гаррет
американский шериф, прославившийся тем, что застрелил знаменитого убийцу Малыша Билли в июле 1881.

1854
Джеймс Кэрролл (James Carroll)
англо-американский врач, член Комиссии США по желтой лихорадке. Родился в Англии, окончил медицинский факультет Университет штата Мэриленд в 1891 году и аспирантуру в госпитале Джона Хопкинса. Вместе с майором Уолтер Ридом принял участие в исследовании возбудителя желтой лихорадки палочки в Соединенных Штатах и на Кубе. Кэрролл сам принял участие в эксперименте с укусами зараженных комаров, которые ранее были вызваны три хорошо документированных случаев желтой лихорадки, чтобы иметь моральное право привлекать к эксперименту добровольцев. На 4-й день он тяжело заболел, но выздоровел, хотя получил осложнение на сердце. Джеймс Кэрролл скончался в Вашингтоне, округ Колумбия, 16 сентября 1907 года и был похоронен на Национальном кладбище Арлингтон.

1854
Юрий (Иегуда) Моисеевич Пэн
художник, мастер живописи и педагог, одна из ключевых фигур «еврейского ренессанса» в белорусском искусстве первой трети 20 в. Родился в Новоалександровске (ныне Зарасай, Литва), рано осиротел. С 1867 работал подмастерьем маляра в Двинске (ныне Даугавпилс, Латвия). В 1879 отправился в Петербург, в следующем году поступив в Академию художеств, где учился в классе П.П.Чистякова. По окончании Академии (1886) сменил несколько мест жительства (Двинск, Рига, имение барона Н.Н.Корфа – на полпути между Витебском и Двинском), пока не обосновался в Витебске (1891). В 1892 открыл здесь частную Школу рисования и живописи, которая стала первым в России еврейским художественным училищем, прежде всего в силу того, что евреи составляли более половины населения Витебска. Однако исторически-этапное значение этой школы заключалось не только в национальном составе учеников (большинству из которых получить нормальное художественное образование на территории Российской империи помешала бы пресловутая квота, ограничивавшая прием «инородцев»), но и в самом характере его искусства и, следовательно, преподавания. Базируясь на бытописательском романтизме в духе немецкой дюссельдорфской школы и русских «передвижников», Пэн прививал ученикам любовь к характерным особенностям национального житейского уклада, подавая пример собственными жанрами (Развод, 1907). Важную роль в его живописи занимали также типажные портреты (Старый портной, начало 1910-х годов; Часовщик с газетой, 1914) и автопортреты. Любовно выписывая детали, он часто стилизовал свои вещи под классику «рембрандтовского» 17 в. Среди учеников Пэна были Л.М.Лисицкий, М.З.Шагал и С.Б.Юдовин. Революция отразилась лишь в названиях его вещей, стилистически прежних (Сапожник-комсомолец, 1925). Радикальные перемены в системе витебского художественного образования, осуществленные Шагалом и К.С.Малевичем в период «Уновиса» (1919–1922), привели к тому, что Пэн, критически относившийся к авангарду, оказался не у дел, хотя Шагал сперва и выделил ему мастерскую в своем Народном художественном училище. Выйдя на пенсию, был удостоен в 1925 (окружным съездом рабочих и крестьянских депутатов) звания «Почетного еврейского художника». Продолжал активно работать как живописец (Автопортрет с музой и Смертью, 1934; все – Художественный музей Белоруссии, Минск). Пэн был убит у себя дома в Витебске вечером 28 февраля 1937 года. Официальное следствие признало виновными в убийстве старого художника (с целью ограбления) его близких родственников, однако обстоятельства и самого преступления, и следствия до сих пор остаются во многом загадочными.

1855
Гануш Виган
чешский виолончелист. Учился в Пражской консерватории у Ф Гегенбарта, позднее пользовался советами К.Ю.Давыдова, с которым встречался в Лейпциге и Петербурге. С 1873 профессор Академии музыки и сценического искусства "Моцартеум" (Зальцбург). Работал в придворных капеллах Берлина, Зондерсхаузена и Мюнхена, где играл также в квартете. С 1888 профессор Пражской консерватории по классам виолончели и камерного ансамбля. В 1891 организовал "Чешский квартет". Автор пьес для виолончели, романсов. Гастролировал в России (впервые в 1894). Был творчески связан с П.И.Чайковским, С.И.Танеевым и др. В 1950 и 1955 в Праге проводились Международные конкурсы имени Вигана.

1856
Карл Ю.Г.Сварц
премьер-министр Швеции (1917-1917 гг.).

1857
Владимир Валерьянович Подвысоцкий
украинский патолог и бактериолог. Окончил Киевский университет (1884). Стажировался в Париже. В 1887-1900 гг. заведовал кафедрой общей патологии Киевского университета, в 1900-1905 гг. – декан организованного им медицинского факультета Новороссийского университета в Одессе. В 1905-1913 гг. – директор Института экспериментальной медицины в Петербурге. Основные научные работы посвящены общей патологии инфекций и иммунитета. Исследовал роль бактерий, простейших и механического раздражения в развитии опухолей. Активно участвовал в организации борьбы с эпидемиями холеры в Киеве (1892) и чумы в Одессе (1910). Основал школу русских патологов и бактериологов. Автор руководства «Основы общей и экспериментальной патологии». Основатель и редактор журнала «Русский архив патологии, клинической медицины и бактериологии», один из редакторов журнала «Русский врач».

1859
Константин Ноттар
румынский актер, режиссер

[608x699]
1862
Альвар Гульстранд (Allvar Gullstrand)
шведский офтальмолог, получивший в 1911 Нобелевскую премию по физиологии и медицине за работу по геометрической оптике и диоптрике глаза. Родился в Ландскруне. Учился в университетах Упсалы, Вены и в Каролинском институте в Стокгольме. С 1891 преподавал офтальмологию в Каролинском институте. С 1894 по 1913 – профессор офтальмологии, с 1913 по 1927 – профессор, заведующий кафедрой физиологической и физической оптики Упсальского университета. Занимался изучением преломления света в различных средах, в частности в хрусталике глаза человека. Сформулировал концепцию отображения, основанную на данных о показателе преломления хрусталика и в корне отличавшуюся от учения о колинеарном отображении. В 1908 опубликовал результаты исследований в статье Оптическое отражение в гетерогенных средах и диоптрика человеческого хрусталика (Die optische Abbildung in heterogenen Medien und die Dioptrik der Kristalline des Menschen). Развивая свою концепцию отображения, Гульстранд объяснил природу астигматизма и выявил три его формы. Разработал новый метод расчета преломляющих и отражающих систем, ввел понятие диоптрии. Изучал ход лучей в хрусталике, разработал теорию аккомодации. Предложил так называемый «схематический глаз», с помощью которого до сих пор производятся оптические расчеты. Гульстранд изобрел ряд офтальмологических приборов: щелевую лампу, позволяющую детально исследовать внутреннюю структуру глаза, бинокулярный безрефлексный офтальмоскоп, прибор для определения прозрачности сред глаза и осмотра глазного дна, очки-лупу. Умер в Стокгольме в результате инсульта 28 июля 1930 года.

1862
Эрнст Риттер Зайдлер Фойхтенегг
австрийский государственный и политический деятель, канцлер Австрии (1917-1918)

1863
Артур Сомервелл
сэр, английский композитор и педагог

1865
Антонин Бальшанек
чешский архитектор

1867
Макс Фридлендер
немецкий историк искусства. Наряду с Б.Бернсоном крупнейший представитель знаточества. Ученик В.Боде. В 1924-1933 гг. — первый директор Картинной галереи Кайзер-Фридрих-музея в Берлине (это собрание находится ныне преимущественно в Картинной галерее художественных западноберлинских музеев). С 1938 г. жил в Амстердаме. Его основные труды посвящены немецкому и нидерландскому искусству ХV-ХVI вв.

1868
Джеймс Конноли
ирландский лидер профсоюзного движения, организатор Ирландской гражданской армии. Родился в Эдинбурге. В 14 лет, скрыв свой возраст, Конноли вступил в ряды британской армии, в которой прослужил семь лет, в основном в Ирландии, дезертировал в 1889. Вернулся в Эдинбург, где работал мусорщиком, занимался организацией профессиональных союзов и социалистических групп, выступал на митингах, писал статьи в социалистические газеты. В 1893 стал секретарем Шотландской социалистической федерации, в 1894 – секретарем Эдинбургского отделения Шотландской рабочей партии. В 1896 Конноли переехал в Дублин и основал Ирландскую социалистическую республиканскую партию (ИСРП), ставившую своей целью национальное освобождение Ирландии. В 1898 начал издавать газету «Уоркерс рипаблик» («The Worker's Republic»), чтобы содействовать распространению программы ИСРП. Вместе с ирландской актрисой Мауд Гонн провел демонстрации против организованных в 1897 властями Дублина торжеств в честь 60-летия правления королевы Виктории, а также против планировавшихся визитов королевы и других членов королевской семьи в Ирландию. В 1902 американский социалист Д.де Леон финансировал поездку Конноли с лекциями по США, где его представляли как ирландского католического социалиста. В 1903 Конноли эмигрировал в США, участвовал в создании организаций Индустриальные рабочие мира (ИРМ) и Ирландская социалистическая федерация (1905), выступал с лекциями, сотрудничал с социалистической прессой, был издателем, редактором, автором газеты «Арп» («The Harp») и написал свои основные книги и памфлеты. Среди них – Рабочий класс в истории Ирландии (Labour in Irish History, 1910), Рабочее движение, национальный вопрос и религия (Labour, Nationality, and Religion), Социализм в популярном изложении (Socialism Made Easy) и Старое вино в новых мехах (Old Wine in new Bottles). В этих работах сформулирована его концепция социалистической гаэльской республики Ирландии, независимой в экономическом, политическом и культурном отношении от Великобритании и США. После возвращения в 1910 в Ирландию вместе с Дж.Ларкином возглавлял крупнейший профсоюз Ирландский союз транспортных рабочих-докеров, возчиков, грузчиков. Конноли руководил знаменитой дублинской стачкой в августе 1913 – январе 1914. Полицейские налеты на демонстрантов Ирландского союза транспортных рабочих Ирландии побудили Конноли создать Ирландскую гражданскую армию. После отъезда Ларкина в 1915 в США для сбора средств Конноли возглавил Ирландский союз транспортных рабочих. Первую мировую войну Конноли рассматривал как возможность для Ирландии добиться независимости. Конноли был назначен военным руководителем восстания, ставившего целью провозглашение независимой Ирландской Республики, и командовал вооруженным выступлением, которое началось на второй день Пасхи в понедельник 24 апреля 1916 с захвата главного почтамта Дублина. Восстание было жестоко подавлено. Вместе с другими руководителями восстания Конноли был приговорен к смертной казни и расстрелян в Дублине 12 мая 1916 года.

1871
Вальтер Кауфман
немецкий физик. Окончил Мюнхенский университет (1894). В 1896—1898 г. работал в институте физики в Берлине, в 1899—1902 г.— в Гёттингене, в 1903—1907 г.— в Боннском университете. В 1908—1935 г.— профессор университета и директор института физики в Кенигсберге. Научные работы относятся к механике, аэродинамике, гидромеханике, атомной физике (определение массы электрона и ее зависимости от скорости). Первый экспериментально доказал (1902 г.) зависимость массы частицы от скорости.

1873
Кюэсти Ларин (настоящее имя – Ларсон Каарло Кюэсти)
финский поэт-лирик. В начале своей литературной деятельности пишет проникнутые юмором лирические стихи на темы из деревенской жизни, затем переходит к городским темам, пишет пьесы, новеллы, а также переводит скандинавских писателей. Его стихи «Видение тайги» пользовались большим успехом. Является автором ряда баллад-былин. Он пишет языком, понятным широким народным массам.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник 5 июня в Японии родились... | ВАСАБИ_Япония - Дневник ВАСАБИ_Япония | Лента друзей ВАСАБИ_Япония / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»