• Авторизация


Как не надо писать о России и революции: советы редактора 03-11-2018 20:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как не надо писать о России (спецпроект, 3 ноября 2018)

К годовщине революции вспоминаем, как советские люди учились не только строить новую жизнь,
но и воспевать ее.
Мы изучили комментарии редакторов за первые десять лет (1917-1927) и составили памятку о том,
как не надо писать. Многие пункты актуальны и сегодня: например, избегать многословия,
избегать непонятных слов, изучить правила стихосложения.

На коня, пролетарий! Революционные плакаты советской эпохи./3241858_nakone2 (451x650, 75Kb)

Фото с сайта: "Революционные плакаты советского времени"

А. Санину (Кронштадт)
Выражение «волшебный 17-й год» — неграмотно и не по-пролетарски сказано. Волшебства не может быть там, где нет «ни бога, ни царя». Волшебство — старая идеологическая рухлядь — место ее в корзине.
«Молодая гвардия», 1925

Земляному
Стихи страдают излишним многословием. Старайтесь писать экономнее, менее водянисто. Ваш ритм хорей сообщает стихам о Ленине плясовой мотив.
«Красная молодежь», 1925

П. Залескому (ст. Боярка)
Рассказ напечатан не будет: тема шаблонна, шаблонна и трактовка ее. В стиле большие промахи вроде «потертые портреты вождей подозрительно смотрели на зал сельской молодежи, буйно воздвигающей постройку новой жизни».
«Смена», 1927

С. Дионесову (Питер)
Как Блок и другие искатели «певучей тайны», вы безнадежно заблудились в ваших «сетях, болотах и рытвинах». Для них и для вас Россия — прекрасная незнакомка, и вы болезненно стараетесь заглянуть в ее «неуловимый лик». То старушкой седой, богомольную, Ты покорно бредешь в монастырь, То ватагой кабацкой, раздольную Буйно мнешь ты ковыльную ширь. <...> Так представляет себе Россию тот, для кого действительно непонятны пути России и пути человечества, кто за мистическими символами не видит того, что видно классово-сознательному пролетарию. Та же тема преломляется у рабочего поэта по-иному: Просяную И ржаную кожу Твою, Россия, Творческой электродрожью Прожгла индустрия. <...>
«Юный коммунист», 1922

Новобытнику (Пятигорск)
Не пойдет. Совсем непонятно, как хороший комсомолец, ячейковый активист мог, назло девушке, которая ему нравилась, так опуститься и променять ячейку и работу на какую-то «гимназистку». Получается как-то неправдиво. Относись серьезнее к тому, что пишешь.
«Смена», 1925

Н. Весеннему (Павловский Посад)
Надо обратить внимание на формальные требования искусства, изучить правила стихосложения, избегать неизвестных читателю местных слов, избегать идеалистического отношения к природе, чуждому рабочему («Любо солнцу меж комсомольцев „Молодую гвардию" слушать»). Ведь до революции столь же «любо» солнцу было слушать и «боже царя храни». А Поволжье не «любо» ли ему было сжигать в 1921 году? Солнцу нет никакого дела до нас. Вот мы его должны заставить работать на нас. Это — дело рабочего класса.
«Молодая гвардия», 1924

В. Долину
Стих «Я ласкал его» — не пойдет. Неверно. Рабочий не сумасшедший, чтобы любить мужчину «как голубок голубку». Но встречаются хорошие строки. Надо работать.
«Молодая гвардия», 1924

Левкоеву (Белград)
Несмотря на гладкий и ровный размер, стихи слабы. Во-первых, избегай старых выражений вроде «зефир». Во-вторых, выбирай темы поновее. Плохо, если комсомолец тоскует о детстве: занятие малопроизводительное.
«Смена», 1925

       Целиком подборку любопытных примеров
из переписки редакторов с авторами
читайте на сайте kommersant.ru

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Как не надо писать о России и революции: советы редактора | gedichte - Мир вокруг (мои фото), актуальные темы, культура речи, поэзия и поэты, мои стихи и мысли | Лента друзей gedichte / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»