Раскрашенная вручную акварельными красками литография из серии “Смешные люди” (Les Ridicules). По моему мнению, для этой серии лучше подходит перевод как “Чудаки”. Художник Шарль Филиппон (Charles Philipon) - французский литограф, карикатурист и журналист. Художник знаменит своей карикатурой на короля Луи-Филиппа, превращающегося в грушу. Литография была издана до 1827 года в Париже.
Интересно, что на этой картинке мы видим перепечатку литографии в России(Москва) в 1827 году. Об этом говорит подпись с разрешением цензурного комитета под председательством князя Прокопия(Прокофия) Васильевича Мещерского. Подпись художника удалена с литографии. В те времена немного обращали внимания на авторские права. Только в 1828 году “Цензурный устав”, был дополнен главой «О сочинителях и издателях книг». А в 1830 году было утверждено «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей». Оно устанавливало срок охраны произведений – 30 лет после смерти автора.
Очень интересен сам термин “фланер”. В русском языке этот термин не прижился. Хотя о подобных типажах современного им Санкт-Петербурга писали Гоголь и Достоевский. В обиходе остался глагол “фланировать”. Он очень созвучен городскому типажу “фланеру”. Термин “гуляющий” не передает сущность этого типажа.
В понимании людей того времени, фланирование означало гуляние по городу с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни. Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз». В словаре MERRIAM-WEBSTER термин “flâneur” интерпретируется как “an idle man-about-town” (праздный(свободный) человек, гуляющий по городу).
Фигура одинокого идущего человека, смотрящего на городской пейзаж и его толпы, появилась во французском искусстве и литературе к середине девятнадцатого века. Термин «фланер» фактически использовался для обозначения типа личности, обычно интеллектуала или художника, который бесцельно бродил по Парижу, переживавшему глубокую архитектурную и социальную трансформацию. Свободный и одинокий в лабиринте города, фланер жаждет откровения, которое могло бы изменить его жизнь и судьбу. Он стремится запечатлеть, и в конечном итоге сохранить, посредством художественного или литературного выражения, новую форму красоты в соответствии с эстетическими критериями, которые находились в процессе определения в современной европейской культуре.
На представленной литографии мы видим два разных типажа фланеров. Один восторженно и восхищенно обозревает окрестности, а второй целенаправленно стремится к своей цели. Оба одеты в шикарные и очень модные костюмы того времени.