Игра в футбол была очень популярна среди учащихся Санкт-Петербурга. Не все директора учебных заведений лояльно относились к этому виду спорта. Написанная доктором В. В. Гориневским статья о вреде футбола для юношества, его травматизме насторожила некоторых директоров гимназий, которые отказывались после этого разрешать своим учащимся играть в футбол. Но все это не помешало бурному развитию этого вида спорта среди юношества того времени.
Календарь юного футболиста на 15 сентября 1913 года.
Матчи под эгидой ОСФРУМ*:
1. Коммерческое училище 4-го товарищества преподавателей – Кронштадтская гимназия (Нарва 12.30, судья Н.Н.Киселев);
2. 11 гимназия – Коммерческое училище 1-го товарищества преподавателей (Нарва 10.30, судья А.Т.Иванушкин);
3. Гимназия Ягфельда – Училище Св.Анны (Унитас 10.30, судья Е.П.Сергеев);
4. Реальное училище принца Ольденбургского – Лесное коммерческое училище (Унитас 14.30, судья А.А.Кудрявцев);
5. Гимназия Видемана – Коммерческое училище Тимофеева (ОСФРУМ 12.30, судья И.А.Березин);
6. Реальное училище Копылова – Братское реальное училище(Кречет 10.30, судья В.Л.Евлампиев);
7. Рождественское коммерческое училище – Филологическая гимназия (ОСФРУМ 10.30, судья И.А.Березин);
8. Гимназия Штемберга – Гимназия Императорского Человеколюбивого Общества (ОСФРУМ 14.30, судья Г.К.Бауман);
Мечты юного футболиста
На фотографии мы видим молодого человека – Школина Луку Васильевича. Судя по его петлицам, с высокой долей вероятности, можно считать его гражданским инженером в чине губернского секретаря. Очень жалко, что пуговицы “не читаемы”. Элемент печати на фотографии со словами на немецком языке говорит о том, что этот человек мог работать в немецкой компании. Вопрос о том, что он делал в “техникуме” остается открытым. Входной билет выдан в 1916 году.
“Первый Московский Техникум М.И.Паршина” это один из множества проектов, неутомимого подвижника образования Михаила Александровича Паршина. При описании учебного заведения всегда указывалось, что оно находится в ведении Министерства торговли и промышленности и под августейшим покровительством его Императорского Высочества Великого Князя Александра Михайловича.
Учебное заведение располагалось по адресу Москва, Тверской бульвар, дом братьев Паршиных (№ 4). (Ход в канцелярию с Богословского переулка).
Другими проектами Михаила Александровича были - “Мужское семиклассное коммерческое училище с казенными правами правительственных училищ” , “ Счетоводные курсы бухгалтерии и коммерческих знаний”, “Подготовительные курсы для взрослых обоего пола братьев Паршиных”
“Техникум” имел следующие отделения – Строительное(отделения: Санитарно-техническое, Архитектурное, Инженерное путей сообщений), Землемерное, Электротехническое(отделения: Электротехническое, Электромоторное), Механическое и Коммерческо-экономическое. Обучение длилось 2-4 года в зависимости от отделения. По окончанию обучения выдавалось свидетельство. Никаких прав оно не давало. Это означало, что люди шли за знаниями, а не за корочками.
Занятия были вечерними. Обычно они длились 4-е часа. Летом предлагались дополнительные занятия за отдельную плату.
В техникуме совместно обучались мужчины и женщины.
Список студентов младших семестров Инженерно-Строительного Отделения 1915-1916 учебного ода.
Не ясно, это список учащихся планирующих учиться в Варшаве или это уже список студентов института в Москве перед переездом в Нижний-Новгород? Большое количество польских имен говорит в пользу гипотезы, что это возможно Варшавский список учащихся. “Список” отпечатан в типографии “Техник”.
Раскрашенная вручную акварельными красками литография из серии “Смешные люди” (Les Ridicules). По моему мнению, для этой серии лучше подходит перевод как “Чудаки”. Художник Шарль Филиппон (Charles Philipon) - французский литограф, карикатурист и журналист. Художник знаменит своей карикатурой на короля Луи-Филиппа, превращающегося в грушу. Литография была издана до 1827 года в Париже.
Интересно, что на этой картинке мы видим перепечатку литографии в России(Москва) в 1827 году. Об этом говорит подпись с разрешением цензурного комитета под председательством князя Прокопия(Прокофия) Васильевича Мещерского. Подпись художника удалена с литографии. В те времена немного обращали внимания на авторские права. Только в 1828 году “Цензурный устав”, был дополнен главой «О сочинителях и издателях книг». А в 1830 году было утверждено «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей». Оно устанавливало срок охраны произведений – 30 лет после смерти автора.
Очень интересен сам термин “фланер”. В русском языке этот термин не прижился. Хотя о подобных типажах современного им Санкт-Петербурга писали Гоголь и Достоевский. В обиходе остался глагол “фланировать”. Он очень созвучен городскому типажу “фланеру”. Термин “гуляющий” не передает сущность этого типажа.
В понимании людей того времени, фланирование означало гуляние по городу с целью развлечения и получения удовольствия от наблюдения городской жизни. Бальзак описывает фланёрство как «гастрономию для глаз». В словаре MERRIAM-WEBSTER термин “flâneur” интерпретируется как “an idle man-about-town” (праздный(свободный) человек, гуляющий по городу).
Фигура одинокого идущего человека, смотрящего на городской пейзаж и его толпы, появилась во французском искусстве и литературе к середине девятнадцатого века. Термин «фланер» фактически использовался для обозначения типа личности, обычно интеллектуала или художника, который бесцельно бродил по Парижу, переживавшему глубокую архитектурную и социальную трансформацию. Свободный и одинокий в лабиринте города, фланер жаждет откровения, которое могло бы изменить его жизнь и судьбу. Он стремится запечатлеть, и в конечном итоге сохранить, посредством художественного или литературного выражения, новую форму красоты в соответствии с эстетическими критериями, которые находились в процессе определения в современной европейской культуре.
На представленной литографии мы видим два разных типажа фланеров. Один восторженно и восхищенно обозревает окрестности, а второй целенаправленно стремится к своей цели. Оба одеты в шикарные и очень модные костюмы того времени.
Фотография сделана в фотоателье Ионы Мироновича Гольдфейна. Его фотоателье располагались в городах Вольске и Хвалынске. Фотография не подписана, поэтому точно определить учебное заведение мне не удается. Хотя выбор не так велик. Это может быть Волынская Мариинская женская гимназия М.Н.П. или Хвалынская женская гимназия.
Вряд ли фотография формальная выпускная. Вероятно, девушки захотели сфотографироваться вместе со своим любимым учителем “На память”.
Училище имело четырехклассную программу. Окончив училище учащиеся могли поступать в духовную семинарию. Училище предназначалось главным образом для детей духовенства Москвы. Общежития в последнее время его существования в нём не имелось.
Формально училище было учреждено в 1814 году. Училище разместилось вместе с Московской духовной семинарией в Заиконоспасском монастыре в помещениях прекратившей существование Славяно-Греко-Латинской Академии.
Фотография подписана:
На поясных бляхах учеников просматривается аббревиатура “ЗДУ”
Фотография подписана – 30 мая 1911 года Ярославль. По всей видимости, три дочки(две точно), приехали в гости к своей матери в Ярославль со своими детьми. Отсутствие мужей говорит о том, что они остались работать в своих городах. В те времена понятие “отпуска” было не очень распространено.
Судя по одежде и обуви(хорошо начищенной!) достаток в семьях имелся неплохой. Мальчик в форме – ученик 2-й Бакинской гимназии. Она в 1910 году выделилась из 1-й гимназии.
Фотография датирована 18 марта 1918 года. Подписана - “На память. Служащие уездного попечительства. Комиссар Общественной помощи”.
До февраля 1918 года должность Комиссара Общественной помощи(призрения) занимала Александра Михайловна Коллонтай, затем её на этом посту сменил Александр Николаевич Винокуров. На фотографии я его найти не смог.
На обороте перечислены фамилии запечатленных на фотографии людей. Все фамилии не разобрать, но отдельные хорошо читаются.
Установить в каком городе снята эта фотография не удалось.
На фотографии мы видим студента Института Инженеров Путей Сообщений Императора Александра I. Судя по военизированному покрою формы фотография сделана после 1914 года. Форма модернизирована, на стоячем воротнике мы видим петличные знаки. Обычно их туда не крепили. Судя по одежде остальных участников съемки дело происходит за городом, вероятно в дачной местности.
Особенный интерес представляет конструкция прикрепленная на правой части мундира молодого человека. Эта конструкция в виде цветка из-под которого выходит лента на конце, которой крепится фигурка. К сожалению, фотография не очень четкая, подробно рассмотреть её не удаётся. На первый взгляд можно подумать, что этот знак связан с благотворительностью. Например, обозначает участие молодого человека в мероприятиях “Дня синего цветка”. Но конструкция на груди студента довольно сложная и по форме сильно отличается от знаков “Цветочных дней” российской благотворительности. Не очень похож знак и на свадебную символику. Что означает этот знак остается тайной для меня.
На фотографии мы видим небольшой класс в котором за одними партами сидят мальчики и девочки. Это школа совместного обучения. Приглядевшись к детям мы поймем, что это учебное заведение очень далекое от начального народного училища и церковно-приходской школы в которых учились дети крестьян и рабочих. На фотографии мы видим хорошо одетых детей, на партах лежит множество совсем не дешевых принадлежностей для рисования, у детей умные открытые лица, у одного мальчика на лице очки и мальчики сидят за партами вместе с девочками(!!!). Да и фотография сделана не самым дешёвым фотографом. Основываясь на этом, возможно предположить, что мы видим класс одного из “идейных” учебных заведений Санкт-Петербурга совместного обучения в котором учились дети, родители которых были готовы не только пойти на социальный эксперимент в обучении, но и были готовы оплачивать его. И мы видим детей совсем не бедных родителей но с передовыми взглядами на обучение. Ведь совместное обучение было весьма экзотичной формой для России того времени.
Как мы знаем законодательство Российской Империи, допускало совместное обучение мальчиков и девочек только в церковно-приходских школах и начальных народных училищах. Это были формы обучения для беднейших слоев населения нашей страны в конце XIXи начале XXвеков. В основном это были формы обучения для крестьянских детей. При этом совместное обучение принималось как неизбежное зло, принимаемое в угоду экономическим факторам. Денег на раздельные учебные заведения просто не было. Государственные (и приравненные к ним частные) реальные училища и гимназии не допускали таких вольностей. Но наступал XXвек, многих будоражили идеи равноправия полов. На гребне этих идей стали появляться частные средние учебные заведения, специально создаваемые для совместного обучения детей обоих полов. Идейные движущие силы и теории были разные, но как факт в Санкт-Петербурге появилось несколько таких школ.
1. Гимназия К.А.Галенковской и баронессы С.Н.Греневиц. ул.Жуковского, д.59
Основана в 1912 году в качестве третьеразрядного учебного заведения.
2. Реальное училище В.П.Кузминой. Церковная(ныне –Блохина) ул. д.17-1 (1910-1917)
Основано в 1908 году группой педагогов для совместного обучения под названием “Нормальная(!) общеобразовательная школа”. Права правительственных реальных училищ были предоставлены учащимся в 1911 году. Это было “идейное” учебное заведение внедрявшее новые педагогические методы. Александра Николаевна Березина оставила очень интересное описание этого училища в своих воспоминаниях (Александра Березина; Семья. Школа.Революция. 1902-1920, Санкт-Петербург Издательский дом “Коло” 2015).
3. Реальное училище Э.И.Милевской-Шмидт. Большая Ружейная ул. д.24
Разрешение на открытие реального училища для детей обоего пола было получено в 1909 году. Принимались мальчики и девочки в возрасте не старше 11 лет. При училище был организован детский сад. Училище было “идейным”. Училище было организовано, и содержалось кружком родителей. Оно не было коммерческим предприятием. В училище внедрялись новые педагогические методики. Например, в противовес “старой школе”, которая делала упор на развитие ума и памяти, Э.И.Милевская провозглашала необходимость развития воли, для чего по её мнению требовалось “свободное воспитание”, основанное на самоограничении.
4. Гимназия А.А Радовицкой-Тимофеевой для совместного обучения. Новая деревня. Набережная ул. д.22 (до 1915); д.47 (1916-1917).
В 1904 году было открыто подготовительное училище. В 1915 оно было преобразовано в гимназию с правами для учащихся. Ученицы, окончившие гимназию, получали аттестат зрелости.
5. Саблинская Общественная гимназия для детей обоего пола. Ст. Саблино Николаевской ж.д.
Основана в 1907 году Саблинским Обществом распространения низшего и среднего образования для детей обоего пола в качестве частного третьеразрядного учебного заведения в поселке “Дачное Саблино”. Главным образом гимназия предназначалась для детей “служилого люда Петрограда, выехавшего сюда вследствие дороговизны городских квартир”.
6. Общественная восьмиклассная средняя школа в поселке Самопомощь-Подобедовка. Близ ст.Поповка,
На фотографии мы видим Дмитрия Петровича Косоротова профессора кафедры судебной медицины и токсикологии в Императорской военно-медицинской академии в Санкт-Петербурге. Он руководил этой кафедрой с 1898 по 1912 год. По всей видимости, на фотографии, его окружают коллеги по кафедре. На двери довольно отчетливо читается табличка “Кабинет профессора судебной медицины”.
Дмитрий Петрович с 1895 года был приват-доцентом Императорского Санкт-Петербургского университета на кафедре уголовного права и судопроизводства. Состоял членом медицинского совета Министерства внутренних дел. Преподавал судебную медицину, в качестве частного преподавателя, в Александровской военно-юридической академии.
Дмитрий Петрович участвовал в деле “Бейлиса” в качестве эксперта. В 1916 году производил вскрытие тела Григория Распутина.
На фотографии мы видим детей из школы организованной Павлом Петровичем Щетининым. Павел Петрович был дядей знаменитого композитора Александра Скрябина, его сестра Любовь Щетинина была матерью композитора. Павел Петрович происходил из семьи потомственных художников фарфорового завода.
Павел Петрович открыл школу в 1891 году в селении ИФЗ в доме своего отца. Школа финансировалась жителями селения и окрестных сел. Школа испытывала большие финансовые трудности. Щетинин не смог добиться постоянного государственного финансирования школы. В итоге, он был вынужден передать свою школу Невскому обществу пособия бедным. 27 июля 1902 года, было получено разрешение Невскому обществу пособия бедным содержать школы в числе прочих благотворительных учреждений. Павел Петрович продолжал свою работу в составе благотворительного общества. В рамках созданного Дома трудолюбия дети обучались по программе начальных училищ. Дополнительно, девочки учились рукоделию, а мальчики различным ремеслам.
Возможно, предположить, что на фотографии мы видим самого Павла Петровича Щетинина в окружении своих учеников.
Фотография сделана до 1911 года. Фотограф Мясоедов Николай Борисович был владельцем фотоателье расположенного по адресу Шлиссельбургский проспект, дом 65 с 1895 года до 1911.
На фотографии мы видим дружное семейство во главе с преуспевающим представителем среднего класса начала XXвека. Купец, промышленник, владелец лавки – трудно сказать, но достаток в семье есть. Глава семьи красуется модными усами, старший сын – франт, дети хорошо одеты.
На молодом человека форма. Он юн, но форма студенческая. С определенной долей уверенности возможно предположить, что молодой человек учился в престижном Московском ВУЗе – Московском Коммерческом Институте, ныне Российский Экономический Университет имени Г.В.Плеханова.
Коренным отличием этого ВУЗа от других учебных заведений было совместное обучение мужчин и женщин. Основной задачей института являлась подготовка управленцев и экономистов высокой квалификации для быстроразвивающихся отраслей народного хозяйства страны. К 1917 году Московский коммерческий институт стал самой крупной высшей школой России экономического профиля. В 1917 году здесь обучалось свыше 6,5 тысяч человек.
Фотография сделана в 1898 году. Фотографическое заведение Егора Овчаренко. Тверская дои Олсуфьева близ д. генерал губернатора рядом с магазином Андреева. В Москве.
По утвержденному 30 мая 1878 года «Положению о земледельческих училищах» они были уравнены с реальными училищами, присоединено преподавание геодезии, растениеводства, животноводства со скотоврачеванием, сельскохозяйственной экономии со счетоводством, сельскохозяйственной технологии, учения о земледельческих машинах и орудиях с изложением оснований механики, сельского строительного искусства и краткого изложения законов, необходимых для земледельца.
Форма учащихся на период съемки фотографии:
К № 10624.- 1894 Мая 16
Высочайше утвержденное, 16 Мая 1994 года, описание формы обмундирования учеников, подведомственных Министерству Земледелия и Государственных Имуществ, по Департаменту Земледелия, средних сельскохозяйственных и садовых учебных заведений и Никитского училища садоводства и виноделия.
I. В средних учебных заведениях.
Земледельческих училищах, Московской земледельческой школе, Херсонском земском сельскохозяйственном училище Бессарабском училище виноделия.
Пиджак(Праздничный костюм) Черного тонкого сукна, двубортный застегивающийся на 6 пуговиц, с отложенным, застегивающимся на крючок, воротником и с двумя боковыми карманами, по воротнику, по бортам и на обшлагах рукавов выпушки из светло-зелёного сукна, на концах воротника штампованный металлический позолоченный знак, пуговицы металлические гладкие позолоченные.
Означенный, металлический знак изображает: в земледельческих училищах – серп с лежащими на нем колосьями ржи или пшеницы, а в училищах виноделья – лопату, перевитую виноградной ветвью.
Блуза (Классный и рабочий костюм) Темного сукна по образцу гимназической, с мягким стоячим воротником, застегивающимся на две маленькие металлические позолоченные и с тремя такими же пуговицами на вороте.
В летнее время блуза того же образца, но из небеленого полотна, с двумя грудными карманами и тремя малыми металлическими пуговицами на воротнике и на карманах.
Пальто. Тёмно-серого толстого сукна, военного покроя, застегивающееся крючками, с клапанами и двумя металлическими позолоченными гладкими пуговицами позади; на концах воротника черного сукна петлицы, длинной два вершка каждая, с одной пуговицей на каждой; вокруг воротника и петлиц выпушка из светло-зелёного сукна; пуговицы на петлицах такие же , как и на клапане.
Для зимних практических работ – дублёный полушубок.
Шаравары. Темно-серого сукна; летом из небеленого сукна.
Пояс. Черный, кожаный, с желтой меди бляхой, с прорезанными в ней заглавными буквами названия заведения.
Носится при блузе и зимой и летом.
Сапоги. Обыкновенные, а при практических занятиях и в дождливое время высокие (болотные).
Галстук. Черный суконный военного покроя.
Башлык. Верблюжьего сукна, обшитый гарусной тесьмой того же цвета.
Фуражка. Черная суконная, с козырьком, с выпушками светло-зеленого цвета вокруг тульи и околыша, на околыше, над козырьком, штампованный металлический вызолоченный знак.
Знак этот изображает: в земледельческих училищах – грабли, с лежащей на них косой, а в Бессарабском училище виноделия – лопату, с лежащей на ней ветвью винограда и с расположенными над ним заглавными буквами названия училища “У.В.”.
В летнее время фуражка из парусины, без выпушек, но с тем же знаком на околыше.
II. В Никитском училище садоводства и виноделия.
Форма обмундирования такая же, как и в земледельческих училищах, но со следующим от неё различием: петлицы на воротнике пиджака и пальто, а равно и околыше фуражки – из светло-зеленого сукна; металлические знаки(штампованные вызолоченные): а) на концах воротника пиджака изображают лопату, перевитую виноградною и яблочную ветвями, с плодами и б) на околыше фуражки,-лопату, с укрепленными на ней заглавными буквами названия училища “У.С.В.” и обрамляющими
По всей видимости, на фотографии, мы видим учащихся выпускного класса Читинской Мужской Гимназии. Молодые люди решили сделать фотографию на память о годах учебы. Фотография сделана в фотоателье Алексея Кирилловича Кузнецова – человека удивительной судьбы. Алексей Кириллович за свою долгую жизнь сумел побывать дважды каторжанином (член кружка Сергея Нечаева “Народная расправа”), создателем музеев в Чите, Нерчинске и Якутске, археологом, организатором Забайкальское отделение Приамурского отдела императорского Русского географического общества, купцом второй гильдии, гласным Читинской городской Думы, революционером (член обкома партии эсеров), приговоренным к смертной казни через повешение, одним из руководителей “Читинской республики” в 1905 году, фотографом и пр.
Фотография могла быть сделана или до 1906 года или после 1913. В 1906 году Алексей Кириллович был приговорен к смертной казни за участие в “Читинской республике”, которая, по ходатайству Академии наук и Географического Общества была заменена 10-летней каторгой. В Читу он вернулся только в 1913 году.
Интересна форма учеников. Она мало похожа на классическую гимназическую форму.
К глубокому сожалению на фотографии не разобрать полного названия учебного заведения. Мы видим, что это начальное (вернее всего сельское) народное училище с совместным обучением мальчиков и девочек. Судя по возрасту учеников, возможно предположить, что это одноклассное училище. Ношение, какой либо формы в подобных учебных заведениях не предполагалось. Милые и интеллигентные лица у учительниц, приятный батюшка, строгий директор(или инспектор) и насупившиеся дети. Никто не улыбается. Не было такой привычки. Фотография датирована 4 мая 1912 года.
Начальные народные училища были одной из самых распространённых форм образования в России в конце XIXвека и начале XX. Они предназначались для лиц из беднейших слоев населения, в первую очередь для детей рабочих и крестьян. Впервые эти училища были “узаконены” на основании «Положения о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г. и от 25 мая 1874 г., а также закон об инспекции народных училищ и образцовых школах от 29 мая 1869 г. До этого времени не было законодательных актов регламентирующих право на обучение рабочих и крестьян. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» от 8 декабря 1828 г. явно обозначил жесткое деления различных слоев общества на привилегированные и непривилегированные. После его принятия лица торгового и ремесленного классов купцы и мещане – и, особенно, крепостные крестьяне, не могли поступать в средние и высшие учебные заведения. Для горожан признавалось достаточным обучение в уездных училищах, для крестьян – в приходских. Но времена менялись и для нормального развития экономики требовались образованные люди, умевшие, по меньшей мере, читать и писать.
Положение 1864 года состояло из двух частей(отделов). В первой части были определены цели, различные виды начальных народных училищ и основные принципы обучения в них, во второй – организационные и ведомственные вопросы. Т.е. решались вопросы стандартизации начального образования для широких масс населения. К начальным народным училищам были отнесены городские и сельские школы всех ведомств, финансируемые за счет казны, обществ и частных лиц, а также воскресные школы. В положении четко определялась руководящая роль государственных служб (Министерства Народного Просвещения) при этом финансировать учебное заведение должны были их учредители. Чаще всего это были земские и церковные учреждения . “Положение “ 1874 года вводило более жесткий контроль со стороны государства. Были описаны права и обязанности “Инспектора народного училища”(должность для училищ была введена в 1869 году). Вводилась новая должность - “директор народных училищ” для руководства школьным делом в губернии.
В начальных народных училищах, в отличии от всех других форм образования, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. В этом случае принимались девочки не старше 12 лет и мальчики не старше 14 лет. На одной скамье они сидеть не могли. Преподавание велось только на русском языке. В училище принимались дети всех сословий и состояний без различия в вероисповедании. Учились обычно три года (1 классные училища) или пять лет(2-х классные).
Начальные народные училища давали начальное образование (не среднее). В первые три года(1-й класс) программа состояла из следующих предметов: Закон Божий, Церковно-славянская грамота, Русский язык, Чистописание, Арифметика и Черчение . Во втором классе (4-й и 5-й год обучения) были следующие предмет: - Русский язык, Арифметика, Элементарные сведения по естествознанию, физике, геометрии, истории, черчению; необязательные предметы (по мере возможности): гимнастика, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство (Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ министерства народного просвещения от 4-го июня 1875 года)
Выпускники народных училищ имели льготы по сроку службы в армии. Для получения льготы было необходимо сдать определенные экзамены по законодательно установленному образцу.
Сегодня визитные карточки используются для передачи информации о его владельце. Чаще всего визитными карточками обмениваются при личной встрече. Очень редко визитные карточки служат атрибутами этикета. В XXIвеке, в отличии от XXвека, редко расстроится если подав свою визитную карточку своему собеседнику не получит в ответ его карточку. А всего лет 20 тому назад это был признак неуважения. А что уж говорить об этикете использования визитных карточек в XIX веке. О нем писали книги. И не дай бог Вам ошибиться, и загнуть не тот уголок карточки, оставляя её своему адресату. Произошел бы конфуз, и Вас могли посчитать невеждой. Знание подобного этикета считалось обязательным, наряду с умением вести беседу и пользоваться столовыми приборами.
В XIXвеке и начале XX , были средством(можно сказать техническим) исполнения сложных правил этикета. А в те годы соблюдение довольно жестких правил этикета было необходимо практически для любого человека, который хотел быть составной частью “общества”. Конечно, допускалось некоторое отступление от правил, но чаще всего это отступление и оценивалось на основании правил. Как минимум знать эти правила должны были знать все члены “общества” практически с младенчества. Ведь эти правила давали возможность понять как тот или иной человек относится к Вам, или показать кому-либо как к нему относитесь Вы к нему. Визитные карточки были незаменимым инструментом для этого. К визитным карточкам в те годы относились очень серьезно
На фотографии вы видите специальный конверт курьерской службы посылки визитных карточек. Получивший карточку должен быть указать дату и время получения карточки и расписаться на конверте. Конверт возвращался к пославшему визитную карточку. Очень интересен способ указания на скорость доставки – “Аллюр”. Вариантов было два – “переменным аллюром” и “как можно скорее”. Мы понимаем, какой это был отличный маркетинговый ход. Ведь человек получающий этот конверт видел какую скорость выбирал посылавший. Предположу, что 80% корреспондентов выбирали – “как можно скорее”, заплатив большую сумму за это.
Описание некоторых правил использования визитных карточек из книги “Жизнь в Свете, Дома и при Дворе”, Издание редакции журнала “Вестник Моды”. Санкт-Петербург. 1890г.
“Девушки, не превратившяся еще въ старыхъ девъ, не имеютъ отдельныхъ визитныхъ карточекъ, они приписываютъ свое имя карандашомъ на карточке матери. Молодые люди, наоборотъ, имеютъ карточки съ ранняго возраста, такъ какъ имъ приходится бывать во многихъ местахъ безъ своихъ родителей.
Мужчина оставляем въ знакомомъ доме столько карточекъ, сколько тамъ мужчинъ, женщинъ и девушекъ. Женщина оставляет карточки только для женщинъ. Карточку, оставленную не въ смысле визита, не загибаютъ вовсе. Если ее посылаютъ, то непременно въ конверте.
Въ ответъ на всякую любезность, какъ, напримеръ, подарокъ, приглашеніе и т. п., получившій ихъ обязанъ послать свою карточку.
На карточке, оставленной по случаю отъезда, пишутъ р. р. с.—т. е. pour prendre congé; по возвращеніи, на карточке вновь пишется адресъ и обозначаются пріемные дни. Женщине не позволительно завозить свою карточку мужчине, если только дело идетъ не о какомъ-нибудь особенномъ приглашении; да и въ этомъ случае замужняя женщина делаем это отъ имени мужа.
Пріехавъ съ визитомъ и не заставь хозяевъ дома, оставляютъ карточку, загнутую широко съ леваго бока къ верху; при визите по случаю смерти или инаго печальнаго случая, карточку загибаютъ съ праваго бока внизъ, иногда этотъ сгибъ разрываютъ.
Никогда не посылаютъ карточекъ по почте начальству или знатному лицу, но относятъ лично. У болышихъ вельможъ мужчины росписываются на листе въ пріемной; женщины оставляютъ свои карточки.”
Посылать визытныя карточки по почте допускается только въ новый годъ и на Пасху”.
Из книги Хороший тон. Светская жизнь и этикет, Санкт-Петербург 1896
Многие старинные фотографии задают нам очень интересные загадки. Снимок, который мы видим – хороший пример подобной загадки.
На изображении мы видим семью, проживающую в Санкт-Петербурге. Маловероятно, что они приехали погостить к родственникам вместе со своей собакой. Достаток у семьи средний. Но в глаза бросается забота матери к своим детям платье у девочки и форма мальчика тщательно выглажены. Ботинки у девочки начищены до блеска и пр. По всей видимости, семья проживала в районе Петроградской стороны, где была сделана эта фотография. Фотоателье Михаила Дмитриевича Стуколкина располагалось по адресу Большой проспект П.С., дом 38-40.
На ременной бляхе молодого человека мы четко видим аббревиатуру “Н.Р.У”. Эта аббревиатура определяет учебное заведение, в котором он учился. На нем форма подобная форме реального училища, поэтому первое предположение, “Р.У.” и есть “реальное училище”. Но что делать с буквой “Н”. На петроградской стороне, да и в Санкт-Петербурге не было реального училища, в названии которого фигурировала буква “Н”. Теоретически он мог учиться и проживать в Царскосельском реальном училище Императора Николая II. Но, к сожалению, у меня нет данных по поясным бляхам этого учебного заведения. Но обычно, на бляхе учебного заведения ассоциированного с членами императорской фамилии, инициалы специально выделялись тем или иным способом.
Другой вариант возможного учебного заведения это ремесленное училище. Но на Петербургской стороне не было учебного заведения подходящего под подобную аббревиатуру. И очень маловероятно, что эта аббревиатура обозначала Ремесленное училище им. цесаревича Николая. У учащихся этого учебного заведения была совсем другая форма.
Конечно, остается вариант, что семья приехала погостить из города, название которого начинается на букву “Н”. Но я думаю, что мальчик учился в Санкт-Петербурге, и надеюсь, что в будущем мне я узнаю название этого учебного заведения.
Но, на сегодня, название учебного заведения остается загадкой.
Очаровательная выпускница женского среднего учебного заведения. Фотография “на память“, для одноклассницы. Текст послания не замысловат – “На добрую память милой моей Чернушке от любящей её Любы Квольсон”.
Форма учениц средних учебных заведений, в отличии от мужских, не была предписана на законодательном уровне. Каждое учебное заведение самостоятельно определяло внешний вид формы. Здесь мы видим очень интересный вариант формы. Плиссированная юбка, плиссированные рукава, плиссированные “крылья” фартука и кружевной воротник. Сразу видно, что девушка из семьи с достатком. На груди “выпускной” жетон.
Фотоателье Семененко Екатерины Алексеевны, вдовы фотографа Александра Семененко. Невский проспект, дом 76
К сожалению, о фотографии можно рассказать очень немного. Интересна сама форма фотографии. Она нанесена на тисненый на картоне бланка овал и покрыта лаком. Датировка снимка очень примерная – от 1884 года, когда мастерская Альфреда Лоренса переехала в помещение по адресу Невский пр. дом 4 до 1900 года. Евгений Чернышев, купивший мастерскую в 1889 году, использовал бланки Альфреда Лоренса.