К глубокому сожалению на фотографии не разобрать полного названия учебного заведения. Мы видим, что это начальное (вернее всего сельское) народное училище с совместным обучением мальчиков и девочек. Судя по возрасту учеников, возможно предположить, что это одноклассное училище. Ношение, какой либо формы в подобных учебных заведениях не предполагалось. Милые и интеллигентные лица у учительниц, приятный батюшка, строгий директор(или инспектор) и насупившиеся дети. Никто не улыбается. Не было такой привычки. Фотография датирована 4 мая 1912 года.
Начальные народные училища были одной из самых распространённых форм образования в России в конце XIXвека и начале XX. Они предназначались для лиц из беднейших слоев населения, в первую очередь для детей рабочих и крестьян. Впервые эти училища были “узаконены” на основании «Положения о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 г. и от 25 мая 1874 г., а также закон об инспекции народных училищ и образцовых школах от 29 мая 1869 г. До этого времени не было законодательных актов регламентирующих право на обучение рабочих и крестьян. «Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении университетов» от 8 декабря 1828 г. явно обозначил жесткое деления различных слоев общества на привилегированные и непривилегированные. После его принятия лица торгового и ремесленного классов купцы и мещане – и, особенно, крепостные крестьяне, не могли поступать в средние и высшие учебные заведения. Для горожан признавалось достаточным обучение в уездных училищах, для крестьян – в приходских. Но времена менялись и для нормального развития экономики требовались образованные люди, умевшие, по меньшей мере, читать и писать.
Положение 1864 года состояло из двух частей(отделов). В первой части были определены цели, различные виды начальных народных училищ и основные принципы обучения в них, во второй – организационные и ведомственные вопросы. Т.е. решались вопросы стандартизации начального образования для широких масс населения. К начальным народным училищам были отнесены городские и сельские школы всех ведомств, финансируемые за счет казны, обществ и частных лиц, а также воскресные школы. В положении четко определялась руководящая роль государственных служб (Министерства Народного Просвещения) при этом финансировать учебное заведение должны были их учредители. Чаще всего это были земские и церковные учреждения . “Положение “ 1874 года вводило более жесткий контроль со стороны государства. Были описаны права и обязанности “Инспектора народного училища”(должность для училищ была введена в 1869 году). Вводилась новая должность - “директор народных училищ” для руководства школьным делом в губернии.
В начальных народных училищах, в отличии от всех других форм образования, допускалось совместное обучение мальчиков и девочек. В этом случае принимались девочки не старше 12 лет и мальчики не старше 14 лет. На одной скамье они сидеть не могли. Преподавание велось только на русском языке. В училище принимались дети всех сословий и состояний без различия в вероисповедании. Учились обычно три года (1 классные училища) или пять лет(2-х классные).
Начальные народные училища давали начальное образование (не среднее). В первые три года(1-й класс) программа состояла из следующих предметов: Закон Божий, Церковно-славянская грамота, Русский язык, Чистописание, Арифметика и Черчение . Во втором классе (4-й и 5-й год обучения) были следующие предмет: - Русский язык, Арифметика, Элементарные сведения по естествознанию, физике, геометрии, истории, черчению; необязательные предметы (по мере возможности): гимнастика, ремёсла, рукоделие, садоводство, огородничество, пчеловодство (Инструкция для двухклассных и одноклассных сельских училищ министерства народного просвещения от 4-го июня 1875 года)
Выпускники народных училищ имели льготы по сроку службы в армии. Для получения льготы было необходимо сдать определенные экзамены по законодательно установленному образцу.