• Авторизация


Учащийся у Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I 08-01-2025 13:41 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[375x600]

Это может показаться довольно странным, но служба в торговом флоте не была очень популярной среди жителей Санкт-Петербурга конца XIXвека и начала XX.  Служба в военно-морском флоте была престижна и популярна, а служба в торговом не очень.  Об этом говорит  малочисленность учебных заведений, которые готовили капитанов, штурманов и механиков для торгового флота в крупном морском городе Санкт-Петербурге. Среди них не было ни одного ВУЗа, только училища.

(Даты в тексте указаны по старому стилю (юлианский календарь).)

По всей видимости, подобная ситуация  могла быть связана с просчетами государственной политики в области развития торгового флота России и в частности недостаточным вниманием к подготовке кадров для торгового флота. Я не буду вдаваться в исследование причин этих просчетов, хочу только отметить, что впервые государство системно подошло к вопросу подготовки кадров торгового флота только в середине XIXвека. 27 июня 1867 года были утверждены Положение о мореходных классах, разработанные Министерством финансов, и «Правила о порядке признания шкиперов и штурманов в сих званиях», «Правила для производства испытаний на звание шкипера и штурмана». Согласно Положению, морские классы могли открываться в любом приморском населённом пункте.  Беда этих классов заключалась в том, что они должны были открываться на деньги местных предпринимателей при минимальном участии государства в финансировании этих учебных заведений.  Престижность этих учебных заведений не была высокой, ведь они не давали высшего “институтского/университетского”  образования. Согласно Положению классы были разделены на три разряда. Первый(низший разряд) соответствовал программе испытаний на звание штурмана каботажного плавания, второй – программе испытания на звание шкипера каботажного плавания и штурмана дальнего плавания,третий (высший разряд) должен был соответствовать программе испытаний на звание шкипера дальнего плавания.  Длительность обучения не была определена. Исправно посещавшие учебное заведение в течение года имели право на прохождение испытаний по приобретенным ими познаний. Эти испытания не исключали необходимость  прохождения испытаний на звание шкипера или штурмана. Окончившие курс получали отсрочку от службы в армии на время их службы в российском торговом флоте. К 1895 году в России насчитывалось  41 подобное учебное заведение.

Время шло, судоходство развивалось. Парусный флот заменялся паровым. Появилась потребность в судовых механиках, капитанах и их помощниках. Существенно менялись законы связанные с судоводительством  и пр. Текущая система образования не отвечала  требованиям того времени.  6 мая 1902 издается закон (Высочайше утвержденное мнение Государственного совета №21415) Об изменении действующих правил о судоводителях на мореходных судах торгового флота. В соответствии с изменениями в законодательстве относительно торгового флота 6 мая 1902 года публикуется  новое Положение о мореходных учебных заведениях ведомства Министерства Финансов (№ 21413). 10 июня 1903 года публикуется Высочайше утвержденное Положение о механиках на мореходных судах торгового флота (№ 23135). В соответствии с этим положением 13 июня 1905 года публикуется Высочайше утвержденное Положение об учебных заведениях для подготовления судовых механиков торгового флота (№ 26420).

На основании этих законодательных актов учреждения образования морского торгового флота были следующих типов:

Подготовительные  мореходные школы, готовившие  для поступления  мореходные  и механически училища мальчиков от 13-ти летнего возраста имеющих начальное образование (в том числе начальные классы  Архангельского торгово-мореходного училища);

Мореходные школы и школы судовых механиков – предназначенные для подготовки судоводителей и механиков низших степеней из числа взрослых практиков(имеющих практический опыт мореплавания)  мореходного и машинного дела но имеющих только начальное образование (двух и трех классные) .

Мореходные училища и училища судовых механиков (в том числе Архангельское и Одесское училища) – готовившие судоводителей и механиков высших степеней из среды молодых людей от 15 лет, незнакомых с практикой мореходного и машинного дела, но имеющих образование в объеме курса городских училищ или подготовительных мореходных школ.

Курсы мореходных знаний.                                                                      

Часто вышеперечисленные учебные заведения объединялись в одно. Учебные заведения  финансировались из средств (полностью или частично) Министерства Финансов, образующихся из поступления портовых сборов. Обучение было платным.

--###--

С высокой долей вероятности, возможно утверждать, что на фотографии мы видим ученика Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I (название учебного заведения на январь 1907 года), ныне Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. Судя по названию фото ателье (Кохановский И.Б. В.О. 8-я линия, дом 45), снимок был сделан после 1903 года. По наплечному знаку мы могли бы определить на каком из отделений училища учился молодой человек но, к сожалению, ракурс съемки фотографии не позволяет нам сделать этого.

Это учебное заведение ведет свою историю от  Мореходных Классов (II разряда) открытых при  Санкт-Петербургском речном яхт-клубе на основании Положения 1867 года. Идея создания классов возникла в 1874 году, а 17 октября 1876 года состоялось их торжественное открытие. Первоначально классы располагались  на Васильевском острове в здании на углу 2-й линии и Среднего проспекта (№ 45, 2-я линия В.О.).  Создание подобного учебного заведения было совсем не простым делом – “Въ С.-Петербургѣ вовсе не существовало учебныхъ заведеній, хотя бы нѣсколько похожихъ по типу на мореходные классы, которыя могли бы послужить примѣромъ въ сложномъ дѣлѣ  организаціи такого учрежденія”.  В первый год училось 19 человек. В 1877 году учебное заведение переехало в здание по адресу Тучков переулок дом 12, а затем, в 1883 году  Волховский переулок, дом  № 4.

За 25 лет работы Мореходных Классов обучалось  604 ученика. Из них окончили курс и  получили свидетельство об окончании 320 учеников и выбыло , не окончив курса, 227 (не знаю почему сумма не сходится).  В последствии, 18 выпускников служили капитанами морских судов и 35 капитанами речных судов.

В 1902 согласно Положению о реформе мореходного образования Мореходные Классы были преобразованы в Училище Дальнего Плавания. Это было не спонтанное решение, городские власти готовились к нему – “… еще въ Ноябрь 1901 г. С.-Петербургская Городская Дума постановила отвести участокъ земли , потребный для постройки на немъ здания Училища, и отпустила изъ наличности остатковъ портоваго сбора, состоящаго въ распоряжении города къ 1-му Января 1902 года, 45.000 руб. на постройку и обзаведение этого здания, a позднъе, въ Январь 1903 г., ассигновало изъ того-же источника еще 80.000 рублей, проценты съ которыхъ предназначены  на  ежегодные текущие расходы по Училищу”.  В 1904 году гражданский инженер Берзен Ричард Андреевич начал строительство здания училища. В 1905 году стройка двухэтажного здания была закончена.  В 1906 году был достроен третий этаж здания. В 1908 году были построены дворовые флигели.  2-го февраля 1910 (!?)  происходило освящение здания училищ(соединенных). Сегодня это здание расположено по адресу 22-я линия ВО, дом 9.

Ученикам  Мореходных Классов  было предоставлено право завершить свое образование при новом Училище.  Текущее помещение Мореходных Классов было признано недостаточным и Училище переехало в помещения по адресу 10-я линия ВО, дом № 37. Официальное открытие училища состоялось 22-го Октября 1902 года. 

25 февраля 1904 года на основании Высочайшего повеления “О присвоении некоторым мореходным учебным заведениям особых наименований” (№ 24118) Училищу было присвоено имя Императора Петра I.

13 Июня 1905 года было опубликовано Высочайше утвержденное Положение об учебных заведениях для подготовления судовых механиков торгового флота” (№26420). Преамбула “Положения” гласила: - “III – Учредить, с 1 Июля 1905 года, Училища судовых механиков торгового флота при Училищах дальняго плавания: С.-Петербургском Императора Петра I и Ростовском-на-Дону”.  В стенах Училища дальнего плавания появилось Училище судовых механиков.

15 Июня 1905 года на основании Высочайшего повеления: -“ Об утверждении рисунков медалей для награждения учеников мореходных учебных заведений”(№ 26432) были введены почетные медали “За успехи в учебе и отличное поведение”.

22 декабря  1908 года на основании Высочайшего повеления: -“О присвоении С.-Петербургским училищам дальняго плавания  и судовых механиков торгового флота имени Императора Петра I”, оба учебных заведения быль объединены под одно название – “С.-Петербургские соединенныя училища дальняго плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I”.

[389x600]

Форма учащихся

5 Сентября 1903 года на основании Высочайшего повеления  - “Об утверждении форменной одежды для учеников мореходных учебных заведений ведомства Главного Управления Торгового Мореплавания и Портов”(№ 23391) была установлена форма одежды учащихся.

·         Рубаха –тёмно-синяя байковая; воротник стоячий, застегивается на две черные пуговицы на шее и одну на груди. Каждый обшлаг застегивается на две такие же пуговицы. Летом может быть заменяема белой полотняною рубахой с отложным воротником; воротник и отвороты рукавов синие, с двумя белыми полосками.

·         Нательная рубаха – с белыми и синими полосками.

·         Брюки – черные суконные, застегиваются с боков, летом могут быть заменяемы белыми полотняными.

·         Фуражка – черного сукна без козырька, с белым кантом по верху тульи. Вокруг околыша черная шелковая лента с отпечатанными на ней серебряными буквами наименования учебного заведения. Летом на тулью фуражки надевается белый чехол.

·         Шинель – маренго сукна, однобортная, с клапаном сзади и отложным воротником. Застегивается на пять медных пуговиц с изображением двух перекрещивающихся якорей. При шинели полагается черный поясной ремень с гладкой медной бляхою.

·         Полупальто – маренго сукна, двубортное, с 12 медными пуговицами с изображением двух перекрещивающихся якорей. Воротник отложной, карманы поперечные на обоих боках.

·         Башлык – верблюжьего сукна.

·         Мундир – (необязательно) формы полупальто. На углах воротника золоченые якоря, на обшлагах по две малые пуговицы одинаковаго  с большими рисунка.

·         Наплечные знаки – а) для учеников подготовительных двухклассных и трехклассных мореходных школ( на мундир, синюю рубаху, шинель и полупальто) поперечные белого сукна с темносиним кантом  1 ½ вершка длины и 1 верш. ширины; для учеников Одесскаго училища торгового мореплавания, Архангельского торгово-мореходного училища и училищ малого и дальнего плавания: на рубахах такого же образца, как для учеников подготовительных, двухклассных и трехклассных мореходных школ; на мундире, полупальто и шинели, такого же размера, но из белого бархата с темносиним кантом и позолоченным изображением на них соединенных якоря и штурвала.

2 марта 1904 года Высочайшим повелением – “Об изменении цвета погон, присвоенных ученикам мореходных учебных заведений ведомства Главного Управления Торгового Мореплавания и Портов”(№ 21148), погоны белого цвета с синими кантами были заменены на погоны синего цвета с белыми кантами.

Примерно в 1910 году в форме учащихся мореходных заведений произошли изменения . Бескозырка была заменена фуражкой. Появился специальный наплечный знак  у учеников учебных заведений готовящих судовых механиков торгового флота.

Фуражка – яхт-клубскаго образца черного сукна с козырьком, поверх которого на околыше черный ремешок с двумя пуговицами на концах, [422x600]посредине околыша изображения якоря и кадуцей.

Наплечные знаки – темносиняго сукна с белым кантом и изображением соединенных якоря и штурвала у учеников мореходных учебных заведений и соединенных якоря и шестерни – у учеников учебных заведений для подготовления судовых механиков.

Примечание. Все приборы, как-то: пуговицы, изображения якоря и кадуцея на фуражках, наплечные знаки и якоря на воротнике мундира у учеников мореходных учебных заведений делаются медные позолоченные, у учеников мореходных учебных заведений для подготовления судовых механиков торгового флота – белаго металла.

Нормативного акта регламентирующего изменение формы мне найти, пока не удалось.

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учащийся у Санкт-Петербургских соединенных училищ дальнего плавания и судовых механиков торгового флота Императора Петра I | Vladimir_SPB - Дневник Vladimir_SPB | Лента друзей Vladimir_SPB / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»