
Внешкольный надзор – контроль над учащимися со стороны преподавателей и служащих средней школы.
Согласно правилам учебных заведений, в первую очередь гимназий и реальных училищ, ученики имели большое количество ограничений в течении внеучебного времени. Формально правила поведения учеников были сформулированы в документе “Правила для учеников гимназий и прогимназий ведомства Министерства Народного Просвещения” утвержденные министром народного просвещения 4-го мая 1874 г., но практически во всех учебных заведениях существовали собственные правила, расширяющие и уточняющие “министерские” правила.
Вот некоторые выдержки из “Правил относительно соблюдения порядка и приличия учениками вне стен учебного заведения, вне дома и в отпуску Царскосельского реального училища” 1907 года.
Контроль за поведением учеников, в мужских учебных заведениях, осуществляли классные надзиратели. Формально, классный надзиратель, был помощником классного наставника (классный руководитель в современном понимании). Основная функция классного надзирателя заключалась в надзоре за учениками в учебном заведении и вне его стен. Они не преподавали, а только осуществляли надзорные функции. Надзиратели и помощники классных наставников(были и такие) следили за поведением гимназистов на улицах города, в общественных местах. Кроме всего прочего, помощникам классных руководителей вменялось в обязанность посещать квартиры гимназистов, не явившихся на уроки. Они контролировали театры, кинотеатры, библиотеки, парки и места народных гуляний. Их функции не ограничивались учебным временем, в каникулы они так-же осуществляли свой контроль. В женских учебных заведениях функции контроля осуществляли “классные дамы”. Нарушение правил каралось различными наказаниями, вплоть до исключения из учебного заведения.
Случалось, что контроль за поведением учеников вне школьных стен возлагался и на учителей, им вменялось в обязанность контролировать места возможного появления учеников. Нельзя сказать, что они выполняли эти обязанности с большим энтузиазмом, но встречалось достаточно “педагогов” с радостью исполнявших эти “полицейские” функции. Подобная ситуация обыгрывается на представленной открытке.
Ниже фрагментен из воспоминаний князя Трубецкого Евгения Николаевича (философ, публицист и общественный деятель) о его учебе в Калужской казенной гимназии в последнюю четверть XIXвека:
“Практиковался у нас, например, так называемый «внешкольный надзор над учащимися». Он возлагался на надзирателей гимназии — людей без образования и внушавших в общем мало уважения учащимся. Их умственный и нравственный уровень был невысок: иначе, конечно, и не могло быть в виду грошового жалования. которое они получали.
Был, например, надзиратель, известный своим пристрастием к спиртным напиткам. Если ему случалось уличить гимназиста в посещении пивной, лучший способ избежать ответственности заключался в том, чтобы его самого завлечь в пивную и там поднести ему стаканчик — другой. Тогда он, разумеется, не доносил. Посылались эти господа каждый вечер в места, наиболее посещаемые гимназистами — зимою в театр, а весною и осенью на бульвар. А на другой день директор отчитывал или наказывал всех, замеченных в безобразиях, в несоблюдении формы, курении и т. п.. гимназических проступках. Гимназисты знали, что это результат донесений Михаила Петровича и издевались. Являлся, например, гимназист на бульвар нарочно с огромным турецким чубуком. На другой день его вызывал директор и делал замечание за недозволенное гимназисту «хождение с тросточкой». А гимназист уличал надзирателя во лжи, доказывая, что у него в руках была не тросточка, а купленный у военнопленного турка чубук. «Вот, мол, как надзирает Михаил Петрович»”. (1)
Но не всегда подобные “шалости” учеников просто так сходили им с рук. Особенно жестко “внешкольный надзор” действовал в период руководства Кассо Львом Аристидовичём Министерством Народного Просвещения (1910-1914 годы). Проводя жесткую реакционную политику вызванную событиями 1905-1907 годов, он распустил родительские комитеты, ужесточил внешкольный надзор и пр.
В эти годы могли исключить из гимназии за посещение кинотеатра без письменного разрешения. А бывало, что случались и совсем трагические ситуации. Из газеты “Московские ведомости” (29 (16) декабря 1911 года):
“Последствия циркуляра.
В Варшаве гимназист одной из местных гимназий Симельсон вышел на улицу, вопреки новому циркуляру Кассо, после 8 часов вечера, но, увидав своего инспектора. спрятался на Рымарской ул. в воротах губернского казначейства. Караульный солдат окликнул юношу, но последний не только молчал, но и стал убегать. Солдат выстрелом из ружья ранил гимназиста в ногу”. (2)
Общественность, тех лет, осуждала “внешкольный надзор” и его ужесточение на основе циркуляров Кассо. Эта позиция хорошо видна в правилах для учащихся частных учебных заведений приведенных ниже. Выдержка из документа – “Правила и программы для поступления в мужское и женское коммерческое училище в Сестрорецке. 1908 год”:
“Внешкольный надзор
Полагая в основу воспитания взаимное доверие учащих и учащихся, которое исключало бы возможность обмана и лицемерия со стороны учащихся, Комитет путем нравственного воздействия на своих питомцев стремится воспитать в них внутреннюю, а не внешнюю дисциплину и сознательное отношение к своим поступкам. В виду этого, ко всякому выслеживанию и выискиванию дурных поступков вне стен училища лицами педагогического персонала Комитет относится отрицательно, но в то же время он не признает себя в праве относиться вполне безучастно к поведению учащихся вне школы и, в случае предосудительных поступков с их стороны, считает своей нравственной обязанностью принимать своевременные меры к их исправлению".
Времена менялись и “внешкольный надзор” уходил в историю.
Литература:
1. Евгений Трубецкой, “Воспоминания”,Москва, “Директ-Медиа”, 2010, 290 стр.
2. http://starosti.ru/archive.php?m=12&y=1911
3. Правила относительно соблюдения порядка и приличия учениками вне стен учебного заведения, вне дома и в отпуску Царскосельского реального училища. (Билет учащегося + Правила) РНБ.
4. ПРАВИЛА и ПРОГРАММЫ для поступленія вь мужское и женское коммерческія училища въ Сестрорѣцкѣ (1908 г.). РНБ
5. Н.Ф.Щубкин, “Повседневная жизнь старой русской гимназии”