[300x464]Я всегда знал, что девочкам достается все самое лучшее. С первого класса школы у них были лучшие отметки и похвалы учеников. Но все это, конечно было моим субъективным мнением. А теперь я нашел доказательство этому. В конце XIX и начале XX веков в женских образовательных учреждениях применялась 12-и бальная система оценки успеваемости. И девушки могли гордо посматривать сверху вниз на своих однолеток мужского пола. Их оценки всегда были “выше”.
В основе отечественной 12-и бальной системы оценки достижений лежала методика, предложенная немецким педагогом XVIII века Иоганном Бернхардом Базедовым. Он разработал педагогическую методику – филантропизм на основе идей Ж.Ж.Руссо. Она основывалась на методах обучения соответствующих психологии детей ( использование игровых и творческих подходов, использование материальных наглядных пособий и пр.). В качестве оценок использовались точки. Чем больше точек– тем лучше. Подход Базедова очень нравился Екатерине II (!). Правда, только в области метода оценки успеваемости. Благодаря Екатерине II эта методика получила распространение в России. Точки заменили цифрами, а максимальный бал ограничили цифрой 12. Так и появилась 12-и бальная система, конкурирующая со стандартной 5-и бальной. В конце XIX века эта система осталась в некоторых военных и женских учебных заведениях.
Вот одна из расшифровок 12-и бальной системы:
После 1918 года в системе оценок было много экспериментов. Но затем все учебные заведения России перешли на 5-и бальную систему. С 2000 года в школах Украины действует 12-балльная шкала (система) оценивания учебных достижений учеников. Обсуждается возможность перехода к 10—12 бальной системе и у нас в России.
Ведомость об Успехах и Поведении Феоктистовой Анны. Ученицы I Класса А. Василеостровской женской гимназии за 1908/9 учебный год.