Фотографии это свидетельства уходящего времени. Эта фраза очень избита, но придумать ее аналогию очень трудно. А как жаль, что большинство старых фотографий не подписаны и те люди, которые изображены на них, остаются анонимными. Но как увлекательна ситуация, когда фотография несет какую-либо информацию о тех, кто изображен на ней.
Вот и в этом случае надпись на обороте этой фотографии звучит очень интригующе. “Моканшань. 25 августа 1920 года, дачное место, в горах, двести верст от Шанхая. Урок английского языка”.
Кто эти люди? Как эта фотография вернулась в Россию?
Определить место не сложно. Это по всей видимости населенный пункт в окрестностях горы – Моканншань - Moganshanzhen, Deqing, Хучжоу, Чжэцзян (Moganshan). Гора получила свое название на основании легенды о знаменитых мечах именуемых Гань Цзяна и Мо Се. Гору назвали в честь мастеров создавших эти мечи. Это были супруги имевшие фамилии «Мо» и «Кан».
А вот с “русским” следом все гораздо сложнее. Свое имение в этом местечке имел Гроссе Лев Викторович, известный поэт, масон, мистик, сотрудник парижской монархической газеты “Возрождения”, сотрудник Шанхайского отделения ТАСС. После войны(1948) вернулся в СССР, год жил в Казани, работал переводчиком. Был арестован. Умер в лагере.
Это имение принадлежало еще его отцу – Виктору Федоровичу Гроссе — дипломату, генеральному консулу России в Шанхае (1911-1924).
После войны Лев Викторович продал виллу и “отдал львиную долю своей экс-жене, уехавшей в Россию с одной из первых партий репатриантов”. Это была Ильина Наталия Иосифовна – писательница и общественный деятель СССР.
Путь, по которому фотография могла вернутся в СССР понятен. Вероятность того, что на фотографии мы видим одну из дочерей Виктора Федоровича Гроссе – Анну или Елизавету, довольно велика. Но подтвердить или проверить это очень трудно.
СТАРЫЙ ДОМ
Четверть века прошло вне родного крыльца,
И вот возвращаюсь я в домик отца;
Но отца уже нет, мать давно умерла,
И сестра, что постарше, — та тоже ушла.
Вот некогда малая наша сосна;
Как мачта, теперь величава она.
Не знала она ни потерь, ни тревог,
Ее не ломали ни мысли, ни рок —
Лишь ветер ее мимоходом ласкал
И стройные ветви безмолвно качал;
Вот старый ручей, что журчал под окном,
Все так же журчит он — кто знает, о чем?
И месяц восходит, над крышей родной
Все так же, все так же, как юной порой.
Все так же земля вековая живет,
Все тот же над домом ночной небосвод,
И ты лишь, бездомное сердце мое,
Не то, чем ты было, — не то, друг, не то!
Того, кто здесь жил, кто с тобою делил
Надежды и сны чуть проснувшихся сил,
Здесь нет уж давно! И не встретишь ты их
Никогда, никогда в этом мире живых!
Только вот — на стене — вижу строчки, черты.
Это ты ли, сестра, записала мечты?
Вот и все, что осталось под крышей родной
От тех, кто ушел невозвратной тропой, —
И боль разрывает тебя на куски,
И руки покрепче сжимают виски,
И мысли, как дождик осенней порой,
Стучатся, щемят безысходной тоской.
Не надо, не надо! Не думай, молчи —
Зажжешь ли ты думой огарок свечи?
Нет, сердцу лишь сердце расскажет опять —
О том, что наш разум не может понять,
Лишь сердце тишайшей волною любви
Настигнет ушедшие звуки земли;
И люди, и мысли, и дни, и века
Уйдут в быстротечность, как сон, как река,
И ты лишь, святая земная любовь,
Лишь ты, в некой тайне рождаясь все вновь,
Утешишь, поймешь, окрылишь тишиной,
Прозрачной, как небо, нежнейшей слезой,
И жизнь, славословя твой тихий полет,
Над смертью, над смертью тебя вознесет!
1947 Моканшан, Китай, Гроссе Л.В.
1. В. Шаронова . “Виктор Гроссе – хозяин Русского замка в Шанхае”
2. Ларисса Андерсен. Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма.