[показать]На фотографии в форме гимназиста мы видим замечательного актера Лешкова Павла Ивановича. Он родился в 1884 году в Николаевск (Пугачев) Самарской губернии. В 1905 году окончил гимназию и поступил в Санкт-Петербургский университет на физико-математический факультет. Сведений о том закончил ли он обучение в университете я пока не нашел, но уже в 1911 году Павел Лешков оканчивает Драматические курсы при Императорском Санкт-Петербургском театральном училище. В те годы Драматические курсы представляли собой отделение Театрального училища и не имели статуса Высшего Учебного Заведения. В 1913 году прошение о придании курсам подобного статуса было отклонено. Курсы были трехгодичными.
По окончанию курсов актер был зачислен в Санкт-Петербургскую драматическую труппу. В те годы театры не имели собственных трупп и актеры могли играть одновременно в различных театрах. Деления были другого толка - Санкт-Петербургская Императорская труппа делилась по специализациям (Драматическая, балетная, …) и национальностям(французская, итальянская и …).
Не смотря на молодость Лешков становится очень популярным актером. На фото-открытке мы видим его в роли Михаила в пьесе “Заложники жизни” Ф.Сологуба поставленной Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом в 1912 году на сцене Александринского театра.
Вот кто его герой: “Михаил — мальчик лет восемнадцати. Перешел в последний класс гимназии. Учится хорошо. У него ясный и холодный ум и сильная воля. Он упрямо держится раз избранного пути. Случайное в жизни мало его отвлекает, — он настроен скорее трагически. В отношениях к людям он мягок, уступчив и добр. Манеры у него неловкие, угловатые, как у очень самолюбивого подростка; иногда он кажется грубым и дерзким, но грубость эта только внешняя. В нем еще очень много детской наивности и ребячества, самого зеленого. Он не только прилежно учится, но и сам читает много и выработал себе определенное мировоззрение. Он наклонен к мечтательности и считает это своим недостатком; эта мечтательность и в самом деле стоит в некотором противоречии со свойствами его трезвого ума. Его влюбленность в Катю и радует его, и смущает. Ему досадно и то, что он, плебей, пролетарий, влюбился в эту красивую представительницу иного класса, которому он никак не может симпатизировать. Но он надеется, что из Кати выработается хорошая пролетарка и полезная работница.
Михаил высок, тонок и строен. Лицо у него худощавое, загорелое и смуглое. Глаза черные, смотрят пристально и упорно, с напряженным выражением. Брови густые, черные, почти сросшиеся. Одет он в светло-серую коломянковую блузу и вообще имеет вид обыкновенного провинциального гимназиста. Теперь он заметно взволнован и нервен. ”
Вот какие были десятиклассники тех лет. Пьеса была очень популярна в те годы. Вот несколько рецензий:
Д.В. Философов "Заложники жизни"
Судя по огромному количеству фото-открыток выпущенных до 1917 года он был очень популярный и востребованный актер. Кроме
[показать]Александрийского театра , он часто участвовал в постановках в Михайловском театре(Крещенский вечер – Шеспир, Лешков в роли Себастиана , 1913).
После 1917 года он входил в труппу Александрийского театра. Практически одним из первых получил звание заслуженного артиста РСФСР. Снимался в фильмах (Чапаев, Ленин в 1918 году). Играл в других театрах. Принимал активное участие в общественной жизни Александринского театра (см. Бирюч). Во время Великой Отечественной войны Павел Иванович остался в Ленинграде, играл в спектаклях созданного в городе "Блокадного театра" (впоследствии - Театр имени В. Ф. Комиссаржевской). Вместе с партнерами по сцене Лешков выступал в актерских фронтовых бригадах.
19 июля 1943 года был арестован по ложному доносу и военным трибуналом приговорен к 10-летнему пребыванию в лагерях и на поселении по ст. 58 («ждал немцев»). Отбывал наказание в лагере возле Рыбинска. В 1944 году из-за истощения «сактирован» и был выслан в Бежецк. Работал в театрах Кирова, Омска, Тюмени (1951-1953).
В Тюменском драмтеатре он не только играл, но и поставил несколько спектаклей: «Свадьбу Кречинского» Сухово-Кобылина, «Свои люди – сочтёмся» А. Н. Островского.
Летом 1953 года, после смерти Сталина, Павлу Ивановичу разрешили возвратиться в Ленинград.
Умер в 1964 году в Ленинградском Доме ветеранов сцены.