• Авторизация


Учащиеся на прогулке с батюшкой 14-05-2016 12:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[650x415]

 

Учащиеся на прогулке с батюшкой.

 

В программах обучения гимназий и реальных училищ начала 20-го века предмету Закон Божий уделялось много внимания. Прочтите пожалуйста ниже программу обучения по этому предмету в 7-м и 8-м(выпускном классе) для классической гимназии.

Согласитесь, впечатляет.

 

Законъ Божій (по 2 урока въ седьмомъ и восьмомъ классахъ).

Повторительный курсъ катехизиса, съ дополненіями изъ догматическаго и нравственнаго богословія по слѣдую­щему плану.

Часть I. Вѣроученіе христіанское. Предварительныя по­нятія. Понятіе о религіи, Бытіе- Бога и безсмертіе души. Христіанская религія,Понятія объ откровеніи. Связь уче­нія объ откровеніи съ понятіемъ о религіи, какъ союзѣ Бога съ человѣкомъ. Откровеніе естественное и сверхъ­естественное. О возможности его. Признаки истиннаго откровенія—внѣшніе и внутренніе. Краткое обозрѣніе воз­раженій противъ чудесъ. Способъ распространенія и со­храненія откровенныхъ истинъ, или источники откровенія: а) священное писаніе и б) священное преданіе —Понятіе о священномъ писаніи. Ветхозавѣтныя священныя книги. Понятіе о канонѣ. Книги не-каноническія. Новозавѣтныя священныя книги. Образованіе новозавѣтнаго канона.— Ученіе о боговдохновенности книгъ священнаго писаній. Признаки боговдохновенности внѣшніе и внутренніе. Раз­личныя понятія о боговдохновенности у католиковъ и про­тестантовъ. Понятіе о священномъ преданіи. Значеніе его, какъ источника откровенія. Отношеніе преданія къ священному писанію. Разборъ ученія протестантовъ и ра­ціоналистическихъ сектъ о преданіи. Православная цер­ковь, какъ хранительница истиннаго преданія и истолко­вательница священнаго писанія. Непогрѣшимость церкви,— Крайность въ ученіи о семъ у римско-католиковъ и про­тестантовъ.

Примѣчаніе. Ученіе о Богѣ единомъ въ существѣ и о святой Троицѣ можетъ быть изложено по пространному катехизису, съ дополненіемъ при объясненіи восьмого члена символа вѣры разбора римскаго догмата объ исхожденіи Святаго Духа и отъ Сына (FiUoque).

Ученіе о Боге, какъ Искупителе naдшего человека. Созда­ніе человѣка по образу и по подобію Божію. Грѣхопаденіе прародителей. Наслѣдственность первороднаго грѣха. Слѣд­ствіе грѣхопаденія по отношенію къ природѣ. Неоснователь­ность взгляда римскихъ католиковъ и а первородный грѣхъ.

Ученіе протестантовъ по тому же предмету. Разборъ рим­скаго догмата о непорочномъ зачатіи Пресвятой Дѣвы.— Необходимость божественной помощи для возстановленія человѣка.Предвѣчный совѣтъ Божій о спасеніи человѣка. Обѣтованіе о Спасителѣ. Ветхозавѣтныя обѣтованія, проро­чества, прообразованія.—Тайна воплощенія Сына Божія. Раскрытіе догмата воплощенія Сына Божія на вселенскихъ соборахъ. Пришествіе Сына Божія на землю и совершеніе Имъ нашего спасенія. Пророческое служеніе Господа Іисуса Христа, Первосвященническое Его служеніе. Царское слу­женіе Господа Іисуса Христа.

Ученіе о Боге, какъ Освятителе людей. Усвоеніе чело­вѣку искупленія по благодати Св. Духа. Понятіе о благо­дати. Дѣйствіе благодати. Краткій обзоръ ложныхъ ученій о благодати и разборъ: а) ученіе римской церкви о сверх­должныхъ дѣлахъ и сокровищницѣ святыхъ, б) ученія лю­теранъ объ оправданіи вѣрою и в) ученіе реформатовъ о предопредѣленіи. — Понятіе о церкви и различныя ея наиме­нованія. Богоучрежденная іерархія. Степени ея и ихъ раз­личіе между собою. Средоточіе церковной власти. Верхов­ный глава церкви-Господь Іисусъ. Опроверженіе: а) рим­ско-католическаго ученія о главенствѣ папы и его личной непогрѣшимости и б) ученіе протестантовъ о церкви, какъ невидимомъ обществѣ святыхъ.

Свойства церкви. Церковь единая. Единство церкви види­мой при самостоятельности частныхъ церквей. Единство между церковью земною и небесною. Разборъ возраженій протестантовъ о почитаніи святыхъ и ихъ останковъ и о недѣйствительности молитвъ церкви за умершихъ. — Цер­ковь святая. Отсѣченіе отъ церкви нераскаянныхъ грѣшни­ковъ.Церковь соборная. Преимущества вселенской церк­ви.—Церковь апостольская. Необходимость принадлежать къ церкви единой, святой, соборной и апостольской,—По­нятіе и таинствѣ. Необходимыя принадлежности каждаго таинства. Число таинствъ. Указаніе разностей въ ученіи римской церкви и протестантовъ о таинствахъ вообще.— О таинствахъ крещенія, миропомазанія, причащенія, покая­нія, священства, брака и елеосвященія по пространному катехизису, съ дополненіемъ разбора иностранныхъ испо­вѣданій въ ученіи о каждомъ изъ таинствъ.

Ученіе о Боге., какъ Судіи и Мздовоздаятеле, Послѣдній день міра. Признаки приближенія его.Второе пришествіе Господа Іисуса Христа. Воскресеніе мертвыхъ.Страшный судъ.Вѣчность мученія грѣшниковъ.Вѣчное блаженство праведниковъ.

Примѣчаніе. Разности инославныхъ исповѣданій въ сравненіи съ уче­ніемъ православной церкви должны быть излагаемы въ точныхъ, но крат­кихъ чертахъ.

Руководство: Покровскій. Очерки православно-христіан­скаго вѣроученія, ц. 50 к.

Учебными пособіями могутъ быть: „Введеніе" и „Догма­тическое богословіе", митрополита Макарія. — „Догмати­ческое богословіе", архіепископа Черниговскаго Фила­рета,епископа Смоленского Антонія и—епископа Канев­скаго Сильвестра. Посланіе восточныхъ патріарховъ о православной вѣрѣ. Разговоры между испытуемымъ и увѣреннымъ, митрополита Филарета.Объ отношеніи рим­ской церкви къ восточнымъ церквамъ, Авдія Востокова.-— Характеръ протестанства и его историческое значеніе, епи­скопа Хрисанфа. Руководство къ исторіи и обличенію рус­скаго раскола, Н. Ивановскаго.

Часть II. Существенныя черты православнаго нравоуче­нія. О законѣ Христовомъ, его необходимости при законѣ естественномъ и превосходство предъ всякимъ положитель­нымъ,—О побужденіи къ исполненію его. - Вмѣненіе. Власть вмѣняющая; условія вмѣненія; предметъ его. Невмѣняемость. Свойства христіанской добродѣтели; ея превосходство пе­редъ языческою. Благодать и свобода. Грѣхопносгь, увле­ченіе, слабость, порокъ. Всепрощеніе Божіе, подъ условіемъ исправленія со стороны грѣшника,—Кромѣ обязанностей нашихъ къ Богу, указанныхъ въ катехизисѣ и составляю­щихъ христіанское богопочитаніе, обязательны для право- славныхъ: 1) Почитаніе въ храмѣ святынь, какъ-то: креста, евангелія, иконъ и мощей. Противоположность иконопочи­танія идолопоклоненію.2) Благоприличное поведеніе въ храмѣ.3) Крестное знаменіе и поклоны земные, поясные.—

4)                   Почитаніе праздниковъ,—Праздничный покой и празд­ность,—5) Соблюденіе постовъ. Ихъ значеніе.

5)                  Между обязанностями к самому себе. Самообразованіе въ духѣ православія.—Попеченіе о чистотѣ совѣсти и сердца. Здоровье, какъ предметъ заботы; поведеніе во время бо­лѣзни, преступность самоубійства.Взглядъ православнаго на благополучіе внѣшнее и на удовольствія. Мужество въ несчастіяхъ. Доброе имя; предосторожность отъ любостяжа­нія и честолюбія.

6)                  Въ отношеніи къ ближним. Миролюбіе, учтивость, чест­ность, правдивость и преступность лжи; готовность творить доброе ближнему, перенесеніе обидъ; мщеніе, какъ порокъ; поединокъ, Уваженіе къ духовнымъ лицамъ, къ начальни­камъ, къ родителямъ и ко всѣмъ старшимъ. Любовь право­славнаго къ своему отечеству, требующая жертвъ и само­отверженія.—Власть верховная; ея важность и права.— Обязанности подданныхъ къ своему Государю. Вѣрнопод­данническая присяга. Состояніе семейное. Святость супружескаго союза. Воспитаніе дѣтей въ духѣ православ­ной вѣры. Обязанность православнаго во всѣхъ обстоя­тельствахъ жизни и въ затрудненіяхъ руководиться уче­ніемъ священнаго писанія и святой церкви.

7)                  Руководство. Покровскій Очерки православно-христіан­скаго нравоученія, ц. 50 к.

8)                  Пособіями при преподаваніи сею предмета могутъ служитъ: Письма о христіанской жизни, епископа Ѳеофана.Очерки нравственнаго православно-христіанскаго ученія, прото­іерея Ѳаворова. — Православно-нравственное богословіе, Халколиванова. Записки по нравственному богословію протоіереи Солярскаго.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Учащиеся на прогулке с батюшкой | Vladimir_SPB - Дневник Vladimir_SPB | Лента друзей Vladimir_SPB / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»