Учащиеся на прогулке с батюшкой.
В программах обучения гимназий и реальных училищ начала 20-го века предмету Закон Божий уделялось много внимания. Прочтите пожалуйста ниже программу обучения по этому предмету в 7-м и 8-м(выпускном классе) для классической гимназии.
Согласитесь, впечатляет.
Законъ Божій (по 2 урока въ седьмомъ и восьмомъ классахъ).
Повторительный курсъ катехизиса, съ дополненіями изъ догматическаго и нравственнаго богословія по слѣдующему плану.
Часть I. Вѣроученіе христіанское. Предварительныя понятія. Понятіе о религіи, Бытіе- Бога и безсмертіе души. Христіанская религія,—Понятія объ откровеніи. Связь ученія объ откровеніи съ понятіемъ о религіи, какъ союзѣ Бога съ человѣкомъ. Откровеніе естественное и сверхъестественное. О возможности его. Признаки истиннаго откровенія—внѣшніе и внутренніе. Краткое обозрѣніе возраженій противъ чудесъ. Способъ распространенія и сохраненія откровенныхъ истинъ, или источники откровенія: а) священное писаніе и б) священное преданіе —Понятіе о священномъ писаніи. Ветхозавѣтныя священныя книги. Понятіе о канонѣ. Книги не-каноническія. Новозавѣтныя священныя книги. Образованіе новозавѣтнаго канона.— Ученіе о боговдохновенности книгъ священнаго писаній. Признаки боговдохновенности внѣшніе и внутренніе. Различныя понятія о боговдохновенности у католиковъ и протестантовъ. — Понятіе о священномъ преданіи. Значеніе его, какъ источника откровенія. Отношеніе преданія къ священному писанію. Разборъ ученія протестантовъ и раціоналистическихъ сектъ о преданіи. —Православная церковь, какъ хранительница истиннаго преданія и истолковательница священнаго писанія. Непогрѣшимость церкви,— Крайность въ ученіи о семъ у римско-католиковъ и протестантовъ.
Примѣчаніе. Ученіе о Богѣ единомъ въ существѣ и о святой Троицѣ можетъ быть изложено по пространному катехизису, съ дополненіемъ при объясненіи восьмого члена символа вѣры разбора римскаго догмата объ исхожденіи Святаго Духа и отъ Сына (FiUoque).
Ученіе о Боге, какъ Искупителе naдшего человека. Созданіе человѣка по образу и по подобію Божію. Грѣхопаденіе прародителей. Наслѣдственность первороднаго грѣха. Слѣдствіе грѣхопаденія по отношенію къ природѣ. Неосновательность взгляда римскихъ католиковъ и а первородный грѣхъ.
Ученіе протестантовъ по тому же предмету. Разборъ римскаго догмата о непорочномъ зачатіи Пресвятой Дѣвы.— Необходимость божественной помощи для возстановленія человѣка.—Предвѣчный совѣтъ Божій о спасеніи человѣка. Обѣтованіе о Спасителѣ. Ветхозавѣтныя обѣтованія, пророчества, прообразованія.—Тайна воплощенія Сына Божія. Раскрытіе догмата воплощенія Сына Божія на вселенскихъ соборахъ. Пришествіе Сына Божія на землю и совершеніе Имъ нашего спасенія. Пророческое служеніе Господа Іисуса Христа, —Первосвященническое Его служеніе. Царское служеніе Господа Іисуса Христа.
Ученіе о Боге, какъ Освятителе людей. Усвоеніе человѣку искупленія по благодати Св. Духа. Понятіе о благодати. Дѣйствіе благодати. Краткій обзоръ ложныхъ ученій о благодати и разборъ: а) ученіе римской церкви о сверхдолжныхъ дѣлахъ и сокровищницѣ святыхъ, б) ученія лютеранъ объ оправданіи вѣрою и в) ученіе реформатовъ о предопредѣленіи. — Понятіе о церкви и различныя ея наименованія. Богоучрежденная іерархія. Степени ея и ихъ различіе между собою. Средоточіе церковной власти. Верховный глава церкви-Господь Іисусъ. Опроверженіе: а) римско-католическаго ученія о главенствѣ папы и его личной непогрѣшимости и б) ученіе протестантовъ о церкви, какъ невидимомъ обществѣ святыхъ.
Свойства церкви. Церковь единая. Единство церкви видимой при самостоятельности частныхъ церквей. Единство между церковью земною и небесною. Разборъ возраженій протестантовъ о почитаніи святыхъ и ихъ останковъ и о недѣйствительности молитвъ церкви за умершихъ. — Церковь святая. Отсѣченіе отъ церкви нераскаянныхъ грѣшниковъ.—Церковь соборная. Преимущества вселенской церкви.—Церковь апостольская. Необходимость принадлежать къ церкви единой, святой, соборной и апостольской,—Понятіе и таинствѣ. Необходимыя принадлежности каждаго таинства. Число таинствъ. Указаніе разностей въ ученіи римской церкви и протестантовъ о таинствахъ вообще.— О таинствахъ крещенія, миропомазанія, причащенія, покаянія, священства, брака и елеосвященія по пространному катехизису, съ дополненіемъ разбора иностранныхъ исповѣданій въ ученіи о каждомъ изъ таинствъ.
Ученіе о Боге., какъ Судіи и Мздовоздаятеле, Послѣдній день міра. Признаки приближенія его.—Второе пришествіе Господа Іисуса Христа. Воскресеніе мертвыхъ.—Страшный судъ.—Вѣчность мученія грѣшниковъ.—Вѣчное блаженство праведниковъ.
Примѣчаніе. Разности инославныхъ исповѣданій въ сравненіи съ ученіемъ православной церкви должны быть излагаемы въ точныхъ, но краткихъ чертахъ.
Руководство: Покровскій. Очерки православно-христіанскаго вѣроученія, ц. 50 к.
Учебными пособіями могутъ быть: „Введеніе" и „Догматическое богословіе", митрополита Макарія. — „Догматическое богословіе", архіепископа Черниговскаго Филарета,—епископа Смоленского Антонія и—епископа Каневскаго Сильвестра. — Посланіе восточныхъ патріарховъ о православной вѣрѣ. — Разговоры между испытуемымъ и увѣреннымъ, митрополита Филарета.—Объ отношеніи римской церкви къ восточнымъ церквамъ, Авдія Востокова.-— Характеръ протестанства и его историческое значеніе, епископа Хрисанфа. Руководство къ исторіи и обличенію русскаго раскола, Н. Ивановскаго.
Часть II. Существенныя черты православнаго нравоученія. О законѣ Христовомъ, его необходимости при законѣ естественномъ и превосходство предъ всякимъ положительнымъ,—О побужденіи къ исполненію его. - Вмѣненіе. Власть вмѣняющая; условія вмѣненія; предметъ его. Невмѣняемость. Свойства христіанской добродѣтели; ея превосходство передъ языческою. Благодать и свобода. —Грѣхопносгь, увлеченіе, слабость, порокъ. Всепрощеніе Божіе, подъ условіемъ исправленія со стороны грѣшника,—Кромѣ обязанностей нашихъ къ Богу, указанныхъ въ катехизисѣ и составляющихъ христіанское богопочитаніе, обязательны для право- славныхъ: 1) Почитаніе въ храмѣ святынь, какъ-то: креста, евангелія, иконъ и мощей. Противоположность иконопочитанія идолопоклоненію.—2) Благоприличное поведеніе въ храмѣ.—3) Крестное знаменіе и поклоны земные, поясные.—
4) Почитаніе праздниковъ,—Праздничный покой и праздность,—5) Соблюденіе постовъ. Ихъ значеніе.
5) Между обязанностями к самому себе. Самообразованіе въ духѣ православія.—Попеченіе о чистотѣ совѣсти и сердца. Здоровье, какъ предметъ заботы; поведеніе во время болѣзни, преступность самоубійства.—Взглядъ православнаго на благополучіе внѣшнее и на удовольствія. Мужество въ несчастіяхъ. Доброе имя; предосторожность отъ любостяжанія и честолюбія.
6) Въ отношеніи къ ближним. Миролюбіе, учтивость, честность, правдивость и преступность лжи; готовность творить доброе ближнему, перенесеніе обидъ; мщеніе, какъ порокъ; поединокъ, —Уваженіе къ духовнымъ лицамъ, къ начальникамъ, къ родителямъ и ко всѣмъ старшимъ. Любовь православнаго къ своему отечеству, требующая жертвъ и самоотверженія.—Власть верховная; ея важность и права.— Обязанности подданныхъ къ своему Государю. Вѣрноподданническая присяга. — Состояніе семейное. — Святость супружескаго союза. —Воспитаніе дѣтей въ духѣ православной вѣры. Обязанность православнаго во всѣхъ обстоятельствахъ жизни и въ затрудненіяхъ руководиться ученіемъ священнаго писанія и святой церкви.
7) Руководство. Покровскій Очерки православно-христіанскаго нравоученія, ц. 50 к.
8) Пособіями при преподаваніи сею предмета могутъ служитъ: Письма о христіанской жизни, епископа Ѳеофана.—Очерки нравственнаго православно-христіанскаго ученія, протоіерея Ѳаворова. — Православно-нравственное богословіе, Халколиванова. — Записки по нравственному богословію протоіереи Солярскаго.