[304x500]Седьмая Санкт-Петербургская гимназия начинает свою историю 14 Сентября 1867 года(27 Марта дата основания) по старому стилю, когда была открыта 4-х классная “Вторая” прогимназия. В 1874 году она была преобразована в 6-ти классную. 1 Июля 1879 года она была преобразована в полную “Седьмую” гимназию.
“Государь Императоръ, по всеподданнѣйшему докладу г. Министра Народнаго Просвѣщенія, въ 27 день марта сего 1867 года, Высочайше повелѣть соизволилъ: открытъ въ текущемъ году въ С.-Петербургѣ, въ мѣстности и порядкомъ, которые Министерство Н. П. признаетъ наиболѣе удобными, Вторую прогимназію на основаніи Устава и штатовъ гимназій и прогимназій, Высочайше утвержденныхъ въ 19 день ноября 1864 года“ .
Инспектором Второй прогимназии был назначен Василий Васильевич Григорьев(бывший инспектор Ларинской гимназии. Управляющий в те годы Санкт-Петербургским учебным округом А.В.Латышев сообщив о Высочайшем повелении В.В.Григорьеву поручил ему найти помещение для учебного заведения “ преимущественно около Знаменскаго моста или въ одной изъ близкихъ къ нему улицъ Рождественской и Александро-Невской частей, обыватели коихъ по преимуществу удалены отъ существующихъ казенныхъ среднихъ учебныхъ заведеніи”. Инспектор осмотрел различные здания и предложил выбрать дом купца 1-й гильдии Иванова по 5-й Рождественской улице (дом №12) о чем он и сообщил в своем донесении попечителю –“домъ Иванова стоитъ на спокойной и широкой улицѣ, въ самомъ незначительномъ разстояніи отъ Знаменскаго моста, почти въ центрѣ мѣстности, гдѣ нѣтъ ни одного средняго учебнаго заведенія, представляетъ очень удобное во всѣхъ
[300x191]отношеніяхъ помѣщеніе для прогимназіи и отдается съ дровами и водой за 2800 руб., т.-е. за ту именно цѣну, какая назначалась въ проектѣ новой прогимназіи”
Постепенно гимназия разрасталась и дом купца стал тесным для гимназии особенно, когда она стала “полной”. Руководство гимназии долго искало новое здание для гимназии в окрестностях Песков но по тем или иным причинам требуемое здание найти не удавалось. Тогда было принято решение найти участок земли для строительства собственного здания. Такой участок был найден на вновь проложенной Кирилловской улице. Участок принадлежал потомственной гражданке Анне Ивановне Потираловской. Участок продавался за 8600 руб. и оплатой долга Тульскому поземельному банку в размере 1177 руб. 46 коп. при этом в обязанности покупателя входило мощение улицы, прокладка труб и устройство тротуаров с осветительными фонарями. Участок был куплен в начале 1883 года. Окружной архитектор Андрей Николаевич Иосса разработал проект и предварительную смету. 10 января 1884 года
Государственный совет утвердил проект и финансирование проекта в размере 14100 0руб. Затем были объявлены официальные торги, но на них и на последующую переторжку никто не явился и тогда с разрешения Сената постройка здания была поручена потомственному гражданину Гордееву, который предложил построить здание за 133000 руб. После окончания земельных работ 19 мая 1885 года в присутствии Высочайших лиц состоялась торжественная закладка здания гимназии.
Строительство гимназии проходило быстро и 18 сентября 1886 года “ украшенное снаружи флагами, а внутри зеленью и цвѣтами, новое зданіе гимназіи было освящено Преосвященнымъ Арсеніемъ, епископомъ ладожскимъ, въ сослуженіи съ протоіереями Іоанномъ Благовѣщенскимъ, Константиномъ Никольскимъ, Григоріемъ Чельцовымъ и Михаиломъ Горчаковымъ, при пѣніи ученическаго хора. На освященіи присутствовали: гг. Министръ Народнаго Просвѣщенія И. Д. Деляновъ, попечитель Спб. учебнаго округа И. II. Новиковъ, Директоръ Департамента Народнаго Просвѣщенія Н. М. Аничковъ, Спб. Градоначальникъ II. А. Грессеръ, протоіереи Яхонтовъ и Соколовъ, окружные инспекторы, начальники среднихъ учебныхъ заведеній, почетный попечитель гимназіи А. Н.
[500x357] Русановъ, весь наличный составъ служащихъ въ гимназіи съ директоромъ А. А. Гофманомъ во главѣ, всѣ учепики гимназіи и множество другихъ приглашенныхъ на освлщепіе особъ, а также родителей и родственниковъ учениковъ”. Архитектор, десятники и многие участвовавшие в строительстве были представлены к наградам и получили различные ордена и медали.
22 Сентября начались учебные в новом здании. Стоимость обучения составляла 60 руб. в год. В 1879 году в гимназии были введены уроки танцев (6 руб. в год). Учителем был приглашен артист Императорских театров г.Троицкий. В 1887 году в гимназии было введено преподавание “закона еврейской веры” (4 руб. в год). Законоучителем был назначен Самуил Абрамович Каценелленбоген. С началом 1889-90 учебного года, по предложению министра Народного Просвещения, было введено обучение “военной гимнастикой”, для преподавания которой был приглашен отставной полковник 67 пехотного полка Николай Александрович Звержинский.
В мае 1897 г. настоятель Святоандреевского афонского монастыря в Санкт-Петербурге архимандрит Давид и инок того же монастыря И. М. Сибиряков выразили желание выстроить на собственные средства домовую церковь. Для этого был приспособлен актовый зал гимназии, находящийся в 3-м этаже главного корпуса, в нем был устроен алтарь. Благотворители пожелали, чтобы устраиваемая церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая в память коронования Их Императорских Величеств. Стены зала были выкрашены красками светлых тонов под мрамор и покрыты эмалевым лаком, карниз украшен греческим меандром, на потолке алтаря изображены Всевидящее око, сияние и херувимы на воздухе. Иконостас сделан в византийском стиле в два яруса, с резьбой и позолотой червоным золотом и с белой эмалевой краской. Торжественное освящение церкви состоялось 4 декабря 1897 г.
Правила внѣшняго порядка, установленныя педагогическимъ совѣтомъ 7 ноября 1891 года
§ 1. Утромъ въ хорошую погоду гимназія открывается для воспитанниковъ въ 81/2 часовъ, а въ дни ненастные и морозные—раньше (въ 8 часовъ).
§ 2. Раздѣваются и идутъ наверхъ воспитанники въ присутствіи одного изъ помощниковъ классныхъ наставниковъ, соблюдая тишину и порядокъ.
§ 3. Оставивъ въ классѣ ранцы, ученики немедленно выходятъ въ коридоръ и, по звонку на молитву, становятся въ пары.
§ 4. Звонокъ на молитву дается безъ четверти въ 9 часовъ.
§ 5. Иа молитву идутъ въ залъ въ парахъ, гдѣ становятся въ ряды поклассно, подъ наблюденіемъ инспектора и одного изъ помощниковъ классныхъ наставниковъ; двое ate остальныхъ помощниковъ классныхъ наставниковъ остаются въ коридорѣ, отмѣчая учениковъ, запоздавшихъ на молитву.
§ 6. Молитва творится въ слѣдующемъ порядкѣ: первоначально всѣ поютъ „Царю Небесный!"; затѣмъ одинъ изъ учениковъ старшихъ классовъ читаетъ дневное Евангеліе; потомъ всѣ поютъ “Спаси, Господи!", и наконецъ одинъ изъ учениковъ младшаго возраста читаетъ молитву передъ ученіемъ „Преблагій Господи!"
§ 7. Послѣ молитвы ученики идутъ въ парахъ по классамъ, соблюдая тишину и порядокъ.
§ 8. Для предупрежденія шума и другихъ шалостей, могущихъ произойти предъ приходомъ преподавателей, г.г. преподаватели обязаны являться въ классъ, какъ и прежде являлись, немедленно послѣ звонка.
§ 9. Для того, чтобы преподаватель могъ своевременно окончить урокъ, слѣдуетъ давать два звонка, изъ коихъ первый дается за двѣ минуты до окончанія урока, дабы преподаватель могъ, окончивъ занятія, продиктовать заданный урокъ, а второй звонокъ возвѣщаетъ уже окончаніе урока.
§ 10. Послѣ второго звонка всѣ ученики немедленно оставляютъ классную комнату, при чемъ преподаватель наблюдаетъ, чтобы ученики выходили чинно и спокойно, послѣ чего классы провѣтриваются, затворяются и поручаются наблюденію дежурныхъ учениковъ.
Примѣчаніе.—Мѣра—наблюденіе за выходящими изъ класса учениками — простирается только на четыре низшіе класса.
§ 11. Во время рекреаціи ученики должны свободно гулять въ коридорахъ, оставляя по возможности на. срединѣ проходъ; всякій же чрезмѣрный шумъ, бѣготня, а тѣмъ болѣе драка отнюдь не дозволяются.
§ 13. Внизу, въ шинельной, при одѣваніи учениковъ и ихъ отправленіи присутствуетъ помощникъ классныхъ наставниковъ, наблюдающій за тѣмъ, чтобы ученики одѣвались по установленной формѣ.
§14. Ученики, не. обучающіеся одному изъ новыхъ языковъ, иновѣрцы и ; освобожденные отъ занятій гимнастикой и фронтомъ, должны находиться во время уроковъ тѣхъ предметовъ, которымъ они. не обучаются, въ своихъ классахъ отдѣльно отъ прочихъ учениковъ и заниматься своей работой, отнюдь не дозволяя себѣ нарушить чѣмъ-либо классный порядокъ и подчиняясь во всемъ преподавателю наравнѣ съ прочими учениками, находящимися въ классѣ.