[290x193]
Название программы в пятничном концерте 15 января в Большом зале консерватории – «Романтические концерты», отвечало содержанию. В программе – популярный виолончельный концерт Эдуарда Элгара, – композитора не очень широко известного; и, напротив, малоизвестный скрипичный концерт Рихарда Штрауса – композитора более чем популярного. Странные судьбы проживают произведения, сродни человеческим – одни произведения становятся знаменитыми, другие, даже творения больших мастеров, остаются в тени – и не все и всегда зависит от качеств музыкальных творений.
При жизни англичанин Эдуард Элгар не прославился – большую часть жизни он прожил в провинции. Расцвет творчества композитора связан со знакомством и женитьбой на Эллис Робертс, писательнице. Она была старше Элгара на несколько лет, взяла на себя управление делами мужа, в талант которого поверила, стала его личным секретарем. Эллис поставила целью привлечь к творчеству Эдуарда внимание влиятельных персон, но без особого успеха. Ради карьеры мужа благородная женщина даже отказалась от некоторых собственных устремлений. В своем дневнике она как-то призналась: «Забота о гении — это уже сама по себе работа целой жизни для любой женщины».
После смерти композитора, как часто случается, его наследие оказалось востребовано. Музыка Элгара связана с двумя значимыми ежегодными мероприятиями в календаре Великобритании: «1-й Торжественный и церемониальный марш» исполняется на заключительном концерте Би-Би-Си промс, а на церемонии в День памяти погибших в I-й и II-й мировых войнах исполняется «Нимрод» из «Вариаций «Энигма». Отрывок из марша повсеместно используется в США на церемониях вручения дипломов в школах и университетах – там он известен под названием «Выпускной марш» (The Graduation Song). Даже знаменитая композиция Clubbed To Death из саундтрека к фильму «Матрица» является реминисценцией на 1 и 12 темы «Вариаций «Энигма».
Полный текст:
Classica.FM