Способности видеть, слышать, осязать, ощущать запах и вкус даны нам от рождения и кажутся столь естественными, что мы даже не замечаем их. Мы просто пользуемся ими, как пользуются ногами при ходьбе. Правда, память подсказывает, что было время, когда мы не умели ходить и нас учили делать это. Но о времени, когда мы не видели и не слышали, память отказывается свидетельствовать. И понятно: наша память пробуждается вместе с первыми ощущениями и восприятиями.
Жить значит чувствовать, и когда чувства переполняют нас, мы говорим себе: это и есть жизнь. И наоборот, лишиться чувств, впасть в беспамятство, значит оказаться под угрозой утратить самоё жизнеспособность.
Сказанное очевидно для каждого. Однако менее очевидно то, что мы не рождаемся во всеоружии названных способностей, что способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами.
Анализируя законы восприятия, Сергей Даниель пишет что, различать то, что есть, и то, что кажется, столь же естественно, сколь и необходимо. Однако существует род человеческой деятельности, в основе которого лежит принципиальное совмещение этих двух сторон зримого. Произведения этой деятельности двулики, им одновременно присуще быть и казаться.
Речь идет об изобразительности и приемах стилизации.
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум-
так сформулировал важнейшую проблему восприятия английский поэт и художник Уильямс Блейк.
Восприятие не только информирует о внешнем мире, но и обнаруживает творческие способности. Обучение восприятию есть одно из важнейших условий воспитания личности.
Может быть, самое удивительное в художественно-эстетической деятельности — это способность воспринимать действительность в категориях творчества. В самой природе более всего впечатляет то, что естественным образом воспроизводит... человеческие творения. Именно то, в чем угадывается закономерность, как бы разумный замысел, как бы сознательная композиция, строительство по определенному плану, будь то узор на поверхности камня или фактура древесной коры, форма цветка, кристалла или морской раковины, не говоря уже о таких явлениях, как каждодневное природное представление восхода и заката солнца, — именно это побуждает к выражению наивного восхищения: «Как на картине!» Мы не устаем восхищаться творчеством природы, забывая о том, насколько глубоко определяют культура и искусство формы нашего восприятия. Но глубины сознания хранят эти определения, а речь при необходимости извлекает их, так сказать, на поверхность.
«Я не премину поместить среди наставлений, — писал Леонардо да Винчи, — новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти что смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если ты рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной и хорошей форме; с подобными стенами и смесями происходит то же самое, что и со звоном колокола - в его ударах ты найдешь любое имя или слово, какое ты себе вообразишь. Не презирай этого моего мнения, в котором я тебе напоминаю, что пусть тебе не покажется обременительным остановиться иной раз, чтобы посмотреть на пятна на стене, или на пепел огня, или на облака, или на грязь, или на другие такие же места в которых, если ты хорошенько рассмотришь их, ты найдешь удивительнейшие изобретения...»
Что же получается? Зрение творит из ничего? Нет, подобное заключение было бы неверным. Зрение творит из собственного опыта. Восприятие творческого человека, будучи воспитано творческой деятельностью, обладает богатым запасом свободной потенции, которая способна извлекать полезную для себя информацию почти отовсюду.
В своем наставлении Леонардо среди прочего упомянул облака. Переменчивыми образами неба вдохновлялся и Шекспир, один из величайших мастеров «словесной живописи»:
...Бывает иногда,
Что облако вдруг примет вид дракона,
Что пар сгустившийся напоминает
Медведя, льва иль крепостную стену,
Нависшую скалу иль горный кряж,
Иль синеватый мыс, поросший лесом.
Так воздух нам обманывает зренье.
Ты в сумраке вечернем наблюдал
Такие чудеса?
Шекспировские строки вполне созвучны Леонардо, за одним лишь исключением: облачные чудеса осознаются художником не как обман зрения, но являются сообразным его искусству прочтением видимого.
Для искусного глаза реальность вообще лишена «пустот», то есть того, что не могло бы служить стимулом для продуктивного восприятия.
Ни один учебник, даже самый лучший, не заменит живого общения, это особенно справедливо в отношении художественно-эстетической деятельности. Поэтому основная задача статьи – пробудить к самостоятельным опытам в сфере искусства и эстетического восприятия.
Искусство – это единственное, что оправдывает присутствие человека на земле, и, как показывает история, единственное, что от него остается. Сегодняшний художественный мир полон надуманных концепций, дутых имен, холодного дизайна, мертвой абстракции и всего того, что метко определено «ни уму, ни сердцу».
Работая в сфере образования более 25 лет, я пришла к выводам, что только желающий слышать умеет слушать. Слушать, воспринимать, творить сообразно своему восприятию и внутренней свободы. Как часто приходится наблюдать продукт талантливого человека, явно незнакомого с теоретическими знаниями основ композиции и колористки. И напротив, вроде бы нет явных нарушений художественных законов, но продукт бесталанен и бесполезен. Впечатление, что творил его человек равнодушный и эмоционально неразвитый.
Для людей, профессионально работающих в творческих профессиях, моя статья повод для рассуждений о путях развития фантазии и повышения профессиональности в процессе образования или самообразования.
Адресуя статью широкой аудитории, прежде всего дизайнерам, будущим дизайнерам и педагогам факультетов дизайна, хотелось порассуждать о том, как же развить искусство видеть.
Для тех, кто не имеет уверенности в знаниях основ дизайна, хочется порекомендовать ознакомиться с курсом статей, где сжато даются уроки элементов дизайна (
http://www.postroika.ru/design/).
По теории цвета написано много книг, и я была бы слишком самонадеянной, если бы решила рассказать вкратце все о цвете в одной статье. Поэтому я очень надеюсь, что вы последуете моему совету и ознакомитесь с книгой Иоханеса Иттена "Основы цвета".
Многие люди смогут отличить хороший дизайн от плохого, но когда они сами начинают практиковаться в области дизайна, то ничего хорошего у них, как правило, не получается, ведь они не знают принципов дизайна, не могут взглянуть на свою работу с нужной точки зрения.
Плох тот дизайнер, который не умеет управлять вниманием зрителя. Принципы дизайна основаны на восприятии человеческим мозгом визуальной информации. В зависимости от поставленной цели, вы можете использовать определенные приемы, чтобы добиться желаемой реакции от зрителя. Это не слишком сложно, когда у вас на вооружении стоит практическая психология и знание, как управлять элементами дизайна, организовывать их в единую композицию. У вас современные достижения в области информационных технологий (компьютер, графические программы, планшеты). И, в конце концов, к вашим услугам бумага, кисточки, карандаши, краски, и многие другие инструменты. А также голова и руки.
В образовательных стандартах по дизайну практически отсутствует слово «стилизация». Нет предмета, который бы давал методику стилизации, способствовал развитию фантазии и «искусного глаза». Отсюда столько бездарных логотипов и неуверенных графических дизайнов.
Я пытаюсь учить стилизации посредством уроков по декоративной композиции.
В способе декоративного изображения подход более аналитический, так как происходит переработка формы, некоторое утрирование характерных особенностей объекта для увеличения степени выразительности.
Трансформация должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта: не логично формы округлые превращать в угловатые, удлиненные — заменять укороченными; вернее будет заострить внимание на удлиненном предмете, придав ему еще более вытянутую форму, подчинить этому и формат композиции, увеличив его по вертикали. Таким образом, можно изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей.
Использование рисующих линий и декора в этом способе рисования должно быть также направлено на усиление выразительности объекта. Допускаются определенные вольности, как в построении композиции, так и в изображении объектов, можно отказаться от некоторых предметов или, наоборот, при необходимости увеличить их количество.
Наносимый декор может быть достаточно отвлеченного характера, но он не должен вступать в противоречие с формой предметов; главное — верно найти масштаб относительно самого объекта и соответственно подобрать толщину линии, чтобы декор вошел в предмет легким ажуром, не разрушая его формы.
Виды декора могут быть любые - это дело фантазии автора. Линия контура в изображении объектов может быть любой толщины, но усиливать ее нужно постепенно, так как; если она слишком широкая, то выглядит грубо и явно выпадает из формата листа. Как правило, в композиции используется несколько видов толщины линии.
Количество видов декора в изображении также может быть неодинаковым, но для композиционной цельности необходимо каждый из них повторить хотя бы два раза в различных частях листа.
При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботиться об их цельности во избежание дробности восприятии всего листа.
Существуют различные способы достижения выразительности в декоративной композиции. Если выполняется цветовой вариант, больше внимания следует уделить цветовым и тональным отношениям между изобразительными элементами и фоном, и тогда линейный декор играет меньшую роль, чем цвет. Когда же выполняется графический вариант, то значение имеют различные графические средства, такие как линия, штрих, точка и образованные с их помощью виды декоративной обработки поверхности.
Данный тип декоративного изображения требует значительного опыта и мастерства, что приходит с практикой. Смысл этого вида рисования заключается в том, чтобы найти свой оригинальный ход и способ изображения. Объекты должны трансформироваться в сознании художника, что отражается на листе с помощью ряда графических приемов.
Необходимо не спешить сразу рисовать, а внимательно рассмотреть предмет, подумать, обратить внимание на наиболее важные, привлекающие зрение участки постановки, ситуации. Оригинальность заключается не в предельной деформации предметов до неузнаваемости, а в оригинальном способе отображения увиденного, порой самого обычного. И, несмотря на стилизацию, объект должен быть понятен и легко узнаваем.
Важно, чтобы все предметы в одной композиции трактовались в едином стиле, а не производили впечатление выхваченных из разных листов и случайно собранных воедино.
Пластика линий и декора должна соответствовать пластике объектов. Например, система плавных обтекаемых форм изображаемых предметов требует такого же рода линий контура и мягкости наносимого декора. Для более абстрактных, угловатых форм линия и декор должны иметь соответствующий геометрический характер.
Для декоративного изображения животных можно пользоваться чучелами птиц, коллекциями бабочек, атласами-определителями и другими иллюстрированными изданиями. При этом важно обратить внимание на характерные особенности в строении животного, природную окраску, манеру поведения, повадки и среду обитания.
Для усиления выразительности образа можно утрировать то, что активно выделила природа. Например, для хищных птиц особенностью является мощный клюв, значит, его можно изобразить крупнее, чем он есть на самом деле; для болотных птиц характерны длинные ноги, шея, клюв — этот момент тоже можно акцентировать.
Особенностью юркой ящерицы является удлиненное и заостренное с двух концов тело, мощные ноги с зацепками на пальцах, значит, это нужно отобразить графически и конструктивно.
При декоративной обработке формы можно использовать природную фактуру, выделив ее графически, а можно внести момент сказочной фантастичности — орнамент. При этом важно учесть, что декор должен не разрушать форму, а наполнять ее красивой фактурой с целью усиления эффекта декоративной выразительности, поэтому орнаментальный рисунок нужно располагать по линиям развития формы (либо вдоль, либо поперек), избегая свободных, отвлеченных направлений.
Стилизовать и утрировать следует в разумных пределах, чтобы объект был узнаваем, а изображение вызывало приятное удивление своей фантастичностью, а не чувство недоумения и вопроса.
Невероятно многообразны и занимательны по своему облику насекомые, их можно увеличить в размерах, сами по себе они достаточно декоративны. Использование увеличительных приборов даст множество подсказок в работе. С помощью простой лупы вы увидите природную красоту крыла бочки, фактуру панциря кузнечика, орнаментику оперения птицы.
Прекрасно излагает способы и приемы стилизации Галина Логвиненко в книге «Декоративная композиция».
И еще, хотелось бы рекомендовать: Чернышов О.В. «Формальная композиция Творческий практикум по основам дизайна».
Если мы учимся видеть и разговаривать графическим языком, развиваем «искусный глаз», то нас ждет приятный путь познания и открытий.