Это цитата сообщения 
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщение [604x700]
 [604x700]
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ CУРИКОВ  (1848–1916), русский художник, мастер русской исторической картины; соединил традиции исторического романтизма с живописным новаторством. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 отправился в Петербург, где в 1869 поступил в Академию художеств; окончив Академию в 1875, с 1877 жил в Москве.
 Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Испытал особое влияние мастеров венецианского и испанского Возрождения и барокко, в особенности П.Веронезе и Д.Веласкеса.
Илья  Репин  - "Портрет художника Сурикова"
Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж "Вид памятника Петру I в Петербурге", 1870, Русский музей, Петербург). 
 [700x503]
 [700x503]
Мусоргский - "Картинки с выставки" - "Гном"  (инструментовка М.Равеля,  орестр  Е. Светланова"
|  |    | 
Кацухито  Ямашито - Мусоргский "Картинки с выставки" - "Быдло"
|  |    | 
В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех Вселенских Соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
 [669x700]
 [669x700]
"Первый Вселенский Никейский Собор"    1876
 [700x655]
 [700x655]
"Второй Вселенский Констан тинопольский Собор"    1876
 [674x700]
 [674x700]
"Третий Вселенский Эфесский Собор. Эскиз росписи в верхней части южной стены на хорах храма Христа"    1876
 [700x655]
 [700x655]
"Четвертый Вселенский Халкидонский Собор"     1876
 Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра  "Утро стрелецкой казни", завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва). Избрав темой трагический итог первого стрелецкого бунта 1698 – казнь мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I, Суриков по сути показал великий конфликт русского Средневековья и русского Нового времени, из которого ни одна из сторон не выходит победительницей. 
 [700x405]
 [700x405]
"Утро стрелецкой казни"   1881
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И.Н.Крамским в письме к В.В.Стасову, 1884).
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах  "Меншиков в Березове" (1883)
 [700x581]
 [700x581]
"Меншиков в Березове"    1883 
 и   "Боярыня Морозова" (1887; обе картины – там же),
 [700x360]
 [700x360]
"Боярыня Морозова"     1887 
 тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и  "Взятие снежного городка" (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. Последующие «хоровые» полотна ("Покорение Сибири Ермаком", 1895; "Переход Суворова через Альпы", 1899; "Степан Разин", 1903–1907; все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Эпические сцены экспансии России в Сибири, антифранцузской кампании в Швейцарских Альпах и, наконец, эпизод из жизни любимого героя народных песен написаны виртуозно, но уже без того сложного и полифоничного драматизма, который отличает лучшие произведения мастера. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры ("Посещение царевной женского монастыря", 1912, Третьяковская галерея;
 [700x506]
 [700x506]
"Посещение царевной женского монастыря"   1912
 и  картина  "Благовещение", 1914, (Художественная галерея, Красноярск). В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте.
 [700x544]
 [700x544]
"Благовещение"    1914
 [581x700]
 [581x700]
"Голова Марии"     1913-1914
Лучшие вещи Сурикова всегда выделялись своим замечательным – в высшей мере конструктивным, а не только декоративным – колоритом. Цветовой экспрессией впечатляют его поздние акварели, в особенности созданные в Испании, куда он в 1910 ездил со своим зятем, художником П.П.Кончаловским. Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М.А.Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916). В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913  и 1915  годов. Третьяковская галерея; и др.). 
 [604x700]
 [604x700]
"Автопортрет" 1913
 [510x700]
 [510x700]
"Человек с больной рукой"    1913
 [555x700]
 [555x700]
"Автопортрет"    1915 
Умер Суриков в Москве 6 (19) марта 1916.
 [511x700]
 [511x700]
"Искушение Христа"     1872
 [434x700]
 [434x700]
"Исцеление слепорожденного Иисусом Христом"    1888
 [700x459]
 [700x459]
"Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста"    1875
 [464x700]
 [464x700]
"Борьба добрых духов со злыми"     1875
 [700x448]
 [700x448]
"Богач и Лазарь. 1873 
 [537x700]
 [537x700]
"Сибирская красавица. Портрет Е.А.Рачковской"   1891
 [700x387]
 [700x387]
"Взятие снежного городка"    1891
 [700x377]
 [700x377]
"Степан Разин"    1903–1907
 [534x700]
 [534x700]
"Переход Суворова через Альпы"     1898
 [516x700]
 [516x700]
"Переход Суворова через Альпы в 1799 году"     1899
 [457x600]
 [457x600]
"А. И. Суриков в шубе"     1889-1890
 [469x600]
 [469x600]
"Автопортрет на фоне картины Покорение Сибири Ермаком"     1894
 [511x700]
 [511x700]
"Старшая дочь Меншикова. Жена художника Елизавета Августовна Сурикова, урожденная Шаре"    1882 
 [541x700]
 [541x700]
"Автопортрет"     1879
 [497x700]
 [497x700]
"Автопортрет"    1883-1884
 [695x700]
 [695x700]
"Анфиса"    1900-е 
 [700x340]
 [700x340]
"Боярыня Морозова"    1881-1884
 [700x378]
 [700x378]
"Боярыня Морозова"   1881-1884
 [700x461]
 [700x461]
"Боярыня Морозова"    1881
 [581x700]
 [581x700]
"Голова боярыни Морозовой"     1886
 [563x700]
 [563x700]
"Рука боярыни Морозовой"
 [473x700]
 [473x700]
"Боярышня в синей шубке"    1887
 [558x700]
 [558x700]
"Юродивый, сидящий на снегу. Этюд"    1885
 [700x352]
 [700x352]
"Боярыня Морозова"     1884-1885
 [700x370]
 [700x370]
"Боярыня Морозова"    1885
 [522x700]
 [522x700]
"Боярышня со скрещенными на груди руками"
 [539x700]
 [539x700]
"Голова женщины в черном платке"    1886
 [509x700]
 [509x700]
"Голова боярышни" 1890
 [506x700]
 [506x700]
"Боярышня"      1886
 [532x700]
 [532x700]
"Голова монахини"
 [700x635]
 [700x635]
"Женские фигуры, странник, юродивый"    1881-1887
 [700x505]
 [700x505]
"Изба"     1873
 [700x402]
 [700x402]
"Вечер в Петербурге"   1871
 [700x450]
 [700x450]
"Вид на Кремль зимой"     1876 
 [700x482]
 [700x482]
"Венеция. Собор Св. Марка"    1884
 [700x485]
 [700x485]
"Букет" 1884
 [700x570]
 [700x570]
"Вид Красноярска"      1887
 [700x376]
 [700x376]
"Вид на Красноярск с сопки"     1890-е
 [700x455]
 [700x455]
"Голова девушки"
 [442x700]
 [442x700]
"Голова казака"     1891
 [700x479]
 [700x479]
"Голова Меншикова в профиль. Нижняя часть лица"     1882
 [700x484]
 [700x484]
"Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И. Ф. Ромодановского"     1900 
 [700x534]
 [700x534]
"Императрица Анна Иоанновна в петергофском Тампле стреляет оленей"    1900
 [700x539]
 [700x539]
"Миланский собор"     1884 
 [700x611]
 [700x611]
"Колизей"    1884
 [700x449]
 [700x449]
"Неаполь. Везувий"     1884
 [700x505]
 [700x505]
"Собор Святого Петра в Риме"    1884
 [541x700]
 [541x700]
"Снежные горы"     1897
 [700x466]
 [700x466]
"Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора"     1876
 [700x453]
 [700x453]
"Петр I перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро в 1702 году"    1872 
 [489x700]
 [489x700]
"Автопортрет"     1910 
 [448x700]
 [448x700]
"Пугачев"    1911
 [700x480]
 [700x480]
"Палач"     1891
 [700x545]
 [700x545]
"Гребец в лодке" 1912 
 [578x700]
 [578x700]
"Казак с ружьем"     1901
 [550x700]
 [550x700]
"Казак в красной рубахе"
 [517x700]
 [517x700]
"Женский портрет"     1885
 [634x700]
 [634x700]
"Голова солдата-барабанщика"    1898
 [532x700]
 [532x700]
"Девушка с косами. Портрет А. А. Добринской"     1910
 [532x700]
 [532x700]
"Голова Суворова" 1898
 [504x700]
 [504x700]
"Голова крестящегося солдата"      1897
 [532x700]
 [532x700]
"Горожанка. Портрет Александры Ивановны Емельяновой, урожденной Шрейдер"     1902
 [491x700]
 [491x700]
"Монах"    1900-е
 [543x700]
 [543x700]
"Женский портрет (Наталья Матвеева)
 [450x700]
 [450x700]
"Неаполитанская девушка с цветами в волосах" 1883-1884
 [700x445]
 [700x445]
"Казаки"
 [700x461]
 [700x461]
"Казаки в лодке"
 [700x449]
 [700x449]
"Изгнание Христом торгующих из храма" 1873
 [700x405]
 [700x405]
"Пир Валтасара"     1874 
 [584x700]
 [584x700]
"Портрет А. В. Суворова"    1907
 [559x700]
 [559x700]
"Портрет А. И. Емельяновой"     1903
 [502x700]
 [502x700]
"Портрет доктора А.Д.Езерского"    1910
 [402x700]
 [402x700]
"Портрет О.В.Суриковой (в замужестве Кончаловской), дочери художника, в детстве"     1888
 [534x700]
 [534x700]
"Портрет Елизаветы Августовны Суриковой, жены художника" 1888
 [501x700]
 [501x700]
"С гитарой. Портрет княгини С.А.Кропоткиной"     1882
 [700x552]
 [700x552]
"Под дождем в дилижансе на Черную речку"     1871
 [484x700]
 [484x700]
"Портрет И. С. Остроухова"    1884
 [394x530]
 [394x530]
"Портрет есаула в летней форме"
 [464x700]
 [464x700]
"Самовар"     1876 
 [544x700]
 [544x700]
"Портрет боярышни"
 [567x700]
 [567x700]
"Портрет И.Е.Крачковского"     1884
 [562x700]
 [562x700]
"Портрет А. А. Добринской"     1911
 [534x700]
 [534x700]
"Портрет Л.Т.Маториной. Казачка"    1892
 [555x700]
 [555x700]
"Итальянка"     1884 
 [579x700]
 [579x700]
"Старуха в узорчатом платке"     1886 
 [492x700]
 [492x700]
"Женский портрет"     1902
 [557x700]
 [557x700]
"Портрет О.М.Величкиной, урожденной баронессы Клодт фон Юргенсбург"     1914
 [550x700]
 [550x700]
"Портрет Е.А.Суриковой"     до 1888
 [540x700]
 [540x700]
"Портрет молодой женщины"    1911
 [511x700]
 [511x700]
"Портрет юноши Леонида Чернышова"   1889-1890
 [578x700]
 [578x700]
"Голова смеющейся девушки"   1890
 [503x700]
 [503x700]
"Автопортрет"      1902 
  Модест Мусоргский - "Где ты, звёздочка?"