Это цитата сообщения
Александр_Ш_Крылов Оригинальное сообщениеАнри Матисс
[577x700]
Анри Матисс (Henri Matisse) (1869–1954), выдающийся французский художник. Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. Он выставляет ряд работ.Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать, интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран.
"Автопортрет" 1918 года, Музей Матисса, Ле Кате-Камбре, Франция
В 1908 С. И. Щукин заказывает художнику три декоративных панно для собственного дома в Москве. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Третье панно — «Купание, или медитация» — осталось лишь в набросках. Выставленные в парижском Салоне перед отправкой их в Россию, композиции Матисса вызвали скандал эпатирующей обнаженностью персонажей и неожиданностью трактовки образов. В связи с установкой панно Матисс посетил Москву, дал несколько интервью для газет и высказал восхищение древнерусской живописью. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва), используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
[700x575]
"Посуда и фрукты" 1901 Эрмитаж
John McLaughlin - "The Peacocks" ("The Promise")
[510x700]
"Женщина в шляпе" (Портрет жены) 1904 - Представлена в Салоне 1905 года.
[700x573]
"Натюрморт с вазой, бутылкой и фруктами" 1903-1906 Эрмитаж
[425x600]
"Площадь в Сен-Тропе" 1904 Музей искусств, Копенгаген
[470x600]
"Окно" 1916 Институт искусства, Детройт
[583x700]
"Поднятое колено" 1922, Частное собрание
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок»); интересуется мастерами рококо. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Тема панно — танец. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Стиль его живописи заметно упрощается; рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду). В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Над керамической крышей, изображающей небо с облаками, парит ажурный крест; над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Доминика и Девы Марии. Другие панно, исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере; художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы); рядом с алтарем изображение самого Доминика. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Ж. Помпиду, Париж).
Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В отличие от современного ему кубизма, творчество Матисса не было умозрительным, а основывалось на скрупулезном изучении натуры и законов живописи. Его полотна, изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы.
Ранние натюрморты Матисса
[700x585]
[700x560]
"Натюрморт" 1890
[700x508]
[700x597]
[547x700]
"Читающая женщина" 1894
[700x561]
"Студия Гюстава Моро" 1895
[576x700]
"Служанка" 1896
[700x576]
"Голубой горшок и лимон" 1897. Холст, масло. Эрмитаж
[700x545]
"Обеденный стол" 1897
[700x579]
"Фрукты и кофейник" 1899 Эрмитаж
[700x585]
[700x567]
[700x586]
[563x700]
[476x700]
"Автопортрет"
[564x700]
[700x577]
[558x700]
[700x537]
"Натюрморт с апельсинами 1899
[574x700]
"Мастерская на чердаке" 1903. Холст, масло. Фитцвильямский музей, Кэмбридж, Великобритания
[700x511]
"Счастье существования (Радость жизни)" 1905-06 Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания
[551x700]
[558x700]
"Матрос" 1906
[700x593]
[486x700]
[562x700]
[566x700]
[541x700]
[457x700]
Необычные портреты Матисса
[700x569]
[700x559]
[572x700]
"Автопортрет" 1900 Цента им. Жоржа Помпиду
[486x700]
[476x700]
[579x700]
[443x700]
"Огюст Пеллерен" (II) 1916
[376x700]
[557x699]
"Грета Молл" 1908, Национальная галерея, Лондон
[583x700]
"Автопортрет в полосатой майке" 1906 ГМИ Копенгагена
[453x700]
"Портрет жены художника" 1912-13 Эрмитаж
[525x700]
"Итальянка" 1916
[700x564]
"Айша и Лоурет" (Aicha and Lorette) 1917
[563x700]
"Белое Перо" 1919
[539x700]
"Портрет Сары Стайн" 1916
В 1914 году лучшие работы Матисса, которые принадлежали Майклу и Саре Стайн, исчезли в Германии, когда принимали участие в выставке в Берлине незадолго до начала Первой мировой войны. Два года спустя Матисс осуществил парные портреты Майкла и Сары Стайн, своих самых преданных ранних коллекционеров, компенсируя потерянные ими произведения в Берлине.
[524x700]
"Портрет Майкла Стайна" 1916
[652x439]
"Чаепитие в саду" 1919
[493x700]
[538x700]
[700x510]
[480x700]
"Lorette with Cup of Coffee" 1917
[511x700]
"Фигура на фоне орнамента" 1925-26. Центр Помпиду, Париж
[525x700]
"Лауретт в белом тюрбане" 1916 Ч.к
[472x700]
"Балерина, гармония в зелёном" 1927. Ч.к
[459x700]
"Грета Прозор" 1916
[518x700]
Андре Дерен "Портрет Анри Матисса" 1905
[515x700]
"Портрет Андре Дерена" 1905. Х, м. Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
[572x700]
"Мадам Матисс" 1907
[554x700]
"Сон" 1935
Ещё натюрморты Матисса
[700x593]
[700x574]
[700x534]
"Голубая скатерть" 1909
[610x700]
[528x700]
"Греческий торс с цветами" 1919
[684x577]
"Ваза с апельсинами" 1916. Ч.к.
[561x700]
[552x700]
"Натюрморт с зеркалом"
[538x700]
"Интерьер со скрипкой" 1917-18 ГМИ Копенгагена
[700x577]
[700x583]
[700x560]
И снова портреты
[582x700]
"Женщина в шляпке с цветами" 1919
[538x700]
"Балерина" 1927 Коллекция Отто Кребса, Холцдорф. Сейчас в Эрмитаже
[524x700]
"Девушка в голубой блузке" (Портрет Лидии Делекторской, помошницы художника). 1939 Эрмитаж
[398x700]
"Девушка в розовом" 1942
[579x699]
"Девушка в зелёном с гвоздикой" 1909. Эрмитаж
[590x700]
"Портрет Маргариты" 1906-1907
[531x700]
"Девочка с зелеными глазами" 1908
[537x700]
"Три сестры" 1916
[590x700]
"Урок музыки" 1917 Фонд Барнса, Линкольнский университет
[564x700]
"Лоурет в красном платье" 1917
[453x700]
"Ивонна Ландсберг" 1914. Офорт Филадельфийский музей искусства
[511x700]
"Лоретт в зеленом платье, на черном фоне" 1916
[547x700]
Восточные темы в живописи Матисса
[700x570]
"Гармония в красных тонах" 1908. Х, м. Эрмитаж
[600x700]
"Жительница Цоры на террасе" 1912 ГМИИ им. А.С.Пушкина
[541x700]
"Мавританская комната" 1923
[650x530]
"Одалиска в красных шароварах" 1917
[700x562]
"Марабут" 1912
[481x700]
"Марокканский сад" 1912
[465x700]
"Марокканец в Грециии" 1912-13. Эрмитаж
[525x700]
"Мавританская женщина с поднятыми руками" 1923
[457x700]
[700x528]
"Одалиска с магнолией" 1924
[590x480]
"Разговор" 1909
[515x700]
"Одалиска с бубном" 1926
[569x700]
"Ню на голубой подушке" 1924 Ч.к.
[446x700]
[507x700]
[546x700]
[488x700]
"Азия" 1946
[700x541]
[530x700]
"Синяя обнаженная с волосами на ветру" 1952
[700x450]
"Голубая обнаженная. Воспоминание о Бискре" 1907
Данная картина была написана после визита в Алжир. В своем непонятном исполнении, жестокой конфигурации и закрученной позе эта картина является одной из ключевых работ в его карьере и в западном искусстве в целом.
[534x700]
"Женщина с зонтиком" 1905
[554x700]
"Две девушки" 1941
[509x700]
"Очертания Нотр-Дам ночью" 1902
[547x700]
[700x593]
"Роскошь, покой и наслаждение" 1904 Центр Жоржа Помпиду, Париж
Рисунки Матисса
[468x640]
"Женский портрет" 1945
[502x640]
"Портрет Ильи Эренбурга"
[391x640]
"Портрет женщины с распущенными волосами"
[364x480]
[700x548]
"Женщина в профиль"
[298x389]
Henri Matisse