• Авторизация


Пессимизм и оптимизм как защиты от фрустраций и боли. 17-09-2011 13:09 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Рубинштейн М.М. - О смысле жизни. Труды по философии ценности. Том 1. Часть 1. Историко-критические очерки/ IV. Проблема смысла жизни в философии оптимизма и пессимизма (Лейбниц и Шопенгауэр):

«Оценивая пессимизм и оптимизм таким образом, нельзя не согласиться с мыслью, что природа всякого пессимизма и оптимизма эгоистическая и самолюбивая¹. В той и другой системе философ подходит к миру и жизни не просто как к материалу, а со своими определенными практически-субъективными ожиданиями. Пессимистический или оптимистический взгляд на вещи зависит в значительной степени от того, с какими ожиданиями и каким критерием мы подходим к вещам: если перед нами бог, добро, рай, идеалы, человек как образ и подобие божие и основанные на этом безгранично гордые и смелые упования, то открывается богатый простор для пессимизма; но если мы подходим к жизни и человеку, видя истоки их развития в естественном зачаточном состоянии и все ценности рассматриваем не как то, что должно быть, но — к чему мы идем, открывается возможность оптимизма. Пессимист как будто всегда помнит, что возможный рай утерян и впадает в отчаяние, оптимисту внушает радость постоянно рисующийся ему на горизонте грядущий рай. В ламентациях пессимиста всегда слышится голос неосуществленных абсолютно оптимистических притязаний, голос обиды за нарушенное право на жизнь, счастье и блага; в восторгах оптимиста звучит радость от сознания осуществляемого и осуществленного права на жизнь и всяческие ценности; положительную жизнь, счастье, блага и т. д. они рассматривают как должное, противоположное — как недолжное. Только при этом условии понятна неудовлетворенность пессимиста временной жизнью, потому что он жаждет и требует вечной; только при требовании полноты счастья и всех ценностей понятно нежелание пессимиста признать и многое ценное, что есть в мире: частью не может удовлетвориться только тот, кто требует всего. На пессимисте оправдываются слова Заратустры², что мы любим жизнь и любим ее больше всего тогда, когда мы ее ненавидим. Не будь у пессимиста высокого взгляда на человека и высоких ожиданий от него, он не приходил бы в отчаяние при взгляде на действительность. Глядя на животных и их существование, он не находит в этом одном прямого повода к философским ламентациям; тигр ни его, ни нас не возмущает, как никого особенно не восхищает хлеб и вода, хотя первый убивает, вторые питают. Только вид человека в животном или немощном состоянии заставляет его мрачно смотреть на мир. Шопенгауэр хотел бы видеть позади себя в далеком начале всех вещей бога и дальше его направляющую власть, но увидел там дьявола и проклял мир; Лейбниц видел позади себя ничто, а впереди бога, который создал мир из ничего и ведет его к себе, и он поет гимн миру, как и Дж. Бруно, усмотревший в мире самораскрывающегося бога. И тот, и другой понимают добро как факт и бытие и не поняли творческо-субъективной сущности. Именно потому они должны уступить свое место — а во многих своих элементах, может быть, и слиться воедино — иной точке зрения, утверждающей, что мир и человек, как на это указал Кант¹, ни добр, ни зол или и то, и другое, но он может стать тем или иным; и вот в зависимости от того, какую роль может и будет играть человек в этом творческом созидании положительной, ценной действительности, и решается вопрос о смысле жизни. Объективные пессимизм и оптимизм оказались не только бессильны решить проблему смысла жизни, но они подорвали в корне главное условие удачного решения — самую сущность личности. Их теории не для жизни и удовлетворить личности не могут».

Прекрасно.

В самом деле, почему интеллектуальная бесцельность жизни воспринимается пессимистом как нечто удручающее? Из-за установления примата разума над чувствами, из-за подавления чувств. Собственно, расстройство пессимиста связано с тем, что его примат не оправдывает себя. Пессимиста можно сравнить с интеллектуализирующим чувства человеком. Если так, то пессимист - сверхчувствительный, сверхвозбужденный и нервный человек, который вынужден защищаться или, скажем, гомеостазироваться данным мировоззрением или мироощущением. Пессимизм возникает из усталости нервной системы. Пессимизм - упрек миру, словно он[мир] должен был быть другим, то есть, тем самым, пессимизм возникает на почве фрустрации, на почве ложных ожиданий от мира. Но мир есть то, чему случается быть, а не то, чего вы хотели, чтобы случалось. Верным будет сказать, что пессимизм - определенное настроение, мироощущение, но не более того, то есть пессимизм, как и религия, не может претендовать на интеллектуальную истину, а лишь чувственную. Из того, что мир интеллектуально бесцелен и представляет собой потребность и её удовлетворение, логически не следует необходимость в негативном и упадническом отношениях к нему[миру]. Тем самым, пессимизм - не аргументированная позиция, а чувственное умонастроение.
К слову, я не занимался апологетикой оптимизма, ведь там дела обстоят тем же образом. Оптимизм имеет много общего с юмором, а о последнем я писал.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
von_Heppler 17-09-2011-19:09 удалить
В 60 лет, когда Шопенгауэра заметили, стали облизывать и писать его портреты, он признавался в одном письме, что хотел бы прожить сто лет. Да и не настоящим он был пессимистом, если признавал возможность и даже необходимость спасения. "Глядя на животных и их существование, он не находит в этом одном прямого повода к философским ламентациям" Вот это неправда. Шопенгауэр обращал внимание и на животных, и даже на неорганические явления, везде наблюдая страдание. "И этот мир, эту сутолоку измученных и истерзанных существ, которые живут только тем, что пожирают друг друга; этот мир, где всякое хищное животное представляет собою живую могилу тысячи других и поддерживает своё существование целым рядом чужих мученических смертей; этот мир, где вместе с познанием возрастает и способность чувствовать горе, способность, которая поэтому в человеке достигает своей высшей степени, и тем высшей, чем он интеллигентнее, этот мир хотели приспособить к лейбницевской системе оптимизма и демонстрировать его как лучший из возможных миров. Нелепость вопиющая! Но вот оптимист приглашает меня раскрыть глаза и посмотреть на мир, как он прекрасен в озарении своего солнца, со своими горами, долинами, потоками, растениями, животными и т.д. Но разве мир — панорама? Как зрелище (zu sehen)— все эти вещи, конечно, прекрасны; но быть ими (zu sein) — это нечто совсем другое"
von_Heppler 17-09-2011-19:11 удалить
Для него, с философской точки зрения, весь мир был индивидом, им самим, Шопенгауэром. Ведь все, что дано в восприятии, есть только состояние моего тела, нервной системы. Я - потребность (воля), значит и мир - потребность. Здесь почти обоснована романтическая проекция себя на явления природы.
Johnnievich 17-09-2011-19:20 удалить
von_Heppler, Да, Рубинштейн писал, что Шопенгауэр не был пессимистом "до конца". Отрывок такой попался.
Johnnievich 17-09-2011-19:47 удалить
von_Heppler, Артур хотел страдать до 100 лет, ну надо же) Не показывает ли этот случай, что удовлетворению даже как проходящему процессу можно приписать отличную от страдания природу? То есть жизнь не эквивалентна страданию, или же ты назовешь желание Артура сверхмазохистским?
von_Heppler 17-09-2011-23:25 удалить
Я хотел сказать, что его пессимизм (как мироощущение) развеялся в тот момент, когда его желания были удовлетворены.
Johnnievich 17-09-2011-23:32 удалить
von_Heppler, то есть мир не эквивалентен страданию? или же Артуру понравилось страдать ещё больше, чем раньше?
von_Heppler 17-09-2011-23:37 удалить
Мир вдруг уподобился удовлетворению старого тщеславного мученика) Интеллектуально он, конечно, оставался верен пессимизму. Но и в течении жизни постоянно ему противоречил. Это же первый признак рационализации - когда слово расходится с делом.


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Пессимизм и оптимизм как защиты от фрустраций и боли. | Johnnievich - . | Лента друзей Johnnievich / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»