**
Красота Любови Орловой должна была спасать хрупкий мир советского человека. И она, видимо, понимая это, всю жизнь старательно спасала свою красоту. Берегла тело, сознательно не хотела заводить детей, всю жизнь ежедневно занималась изнурительным классическим станком.
Известная легенда: Любовь Орлова – первая советская кинозвезда, прибегшая к помощи пластической хирургии. До этого она привозила из поездок за рубеж специальные омолаживающие кремы для лица и рук, которые простым советским гражданкам, сходившим с ума по идеалу, даже и не снились.
А гражданки действительно сходили с ума. Рост идеала – метр пятьдесят восемь, талия в объеме – недостижимые 48 сантиметров. Еще белокурые, но без желтизны локоны и безупречная улыбка.
В СССР секса не было. Но символы его были. Орлова была первым, единственным и ярчайшим.
Советская психиатрия знает даже специальный термин «синдром Орловой». Он возник на основе диагностики советских гражданок с неизвестной до появления на экранах кинодивы голливудского образца душевной болезнью. Они старательно высветляли волосы и самозванно записывались в родственницы к идолу.
Ее же собственные страдания были весьма странны для гармоничной и творчески реализованной, а кроме того, еще и по-женски счастливой героини своего времени.
Светобоязнь и бессонница – всю жизнь. Рак поджелудочной железы, который по просьбе верного супруга Александрова выдавали за мочекаменную болезнь и даже предъявляли ей якобы извлеченные при операции камни, – в старости.
Орлова смотрела на жизнь через темные шторы. Потому что, когда они открывались, ей все время нужно было что-то изображать. Молодость, потом юность, потом счастливую, нет – счастливейшую семью.
Личная жизнь актрисы Любови Орловой и ее мужа-режиссера Георгия Александрова, по воспоминаниям современников, выглядит памятником сталинскому монументализму.
Они спали в разных комнатах, часто переговаривались по телефону, находясь в одном доме. Всегда называли друг друга на вы. Сторонились актерских сообществ. Новый год встречали неизменно вдвоем. Много лет по одной и той же программе: бокал шампанского под бой курантов, поцелуй на веранде дачи во Внуково, молчаливая прогулка по парку.
Эти воспоминания редких очевидцев семейных торжеств напоминают финальный кадр какого-нибудь голливудского фильма. Кадр, тщательно срежиссированный, согласно прямой, как гвоздь, идее – а сейчас на экране появится хорошо организованное, наглядное семейное счастье самой звездной пары, обласканной самой высокой славой в самой большой и славной стране, где все, как в «Цирке», готовы бережно убаюкать африканского младенца, спеть, как в «Веселых ребятах»: «Легко на сердце…».
Отнюдь не бесплотный ангел Любовь Орлова отличалась подозрительной стерильностью биографии.
К их союзу с Александровым не прилипала никакая молва, вокруг самой яркой советской звезды никогда не было слухов.
Много позднее, когда их эпоха уже прошла, говорили и писали только одно – может быть, никакой идеальной любви без обычных человеческих страстей просто не было? И их звездная семейная жизнь действительно просто воплощение в жизнь хорошо придуманного сценария?
Все легенды, которые создавала вокруг себя Орлова, пестовали ее безупречность. «Мое творчество известно всем, моя жизнь не касается никого», – часто повторяла она.
Кинодива будто следует правилу – никогда не грешить против стиля. Даже в канун своего 70-летнего юбилея любимая актриса Сталина распорядилась, чтобы нигде в прессе ее возраст упомянут не был.
Советские читатели тогда так и не поняли причины новой волны интереса к примадонне. Информационный повод был стерт, возраст завуалирован.
Впрочем, она бывала и беспечна. Иногда с угрозой карьере и даже жизни.
Звезда Орловой могла погаснуть рано и тихо.
После торжеств по поводу 15-летия советского кинематографа Сталин изъявил желание познакомиться с актрисой, чье творчество так любил. Во время первой же личной беседы, как это водилось, будучи в хорошем расположении духа, пообещал выполнить одну, но абсолютно любую просьбу.
Вместо того чтобы просить земных благ, молодая звезда неожиданно поинтересовалась судьбой своего первого мужа Андрея Берзина, арестованного в 20-е годы по «делу Чаянова». Сталин обещал помочь.
Через несколько дней ее вызвали на Лубянку и сообщили, что муж ее жив. И предложили, если она пожелает, разделить с ним судьбу. Орлова не стала обсуждать с чекистами перспективы своего будущего. Встала и молча вышла
Труды и дни
Даже злопыхатели, ставившие под сомнение талант главной советской красавицы, не могли не отметить ее нечеловеческого трудолюбия.
Прежде чем приступить к съемкам «Волги-Волги», она ходила по домам с сумкой письмоносицы, для воплощения на экране образа лучшей советской ткачихи в «Светлом пути» три месяца по-настоящему трудилась на ткацкой фабрике под руководством известной стахановки. Именно за эти два фильма она получила Сталинскую премию.
Звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, присваиваемого обычно только настоящим мэтрам, Орлову, дебютантку в кино, удостоили согласно личному распоряжению Сталина.
Попав уже после войны из специфического мира музкомедии в драматический театр (театр имени Моссовета), Орлова, по признанию Юрия Завадского, поначалу была абсолютно беспомощна. Впрочем, настоящая воля к профессиональному успеху позволила ей справиться и с этим.
Она трудолюбиво создавала образ идеальной советской женщины.
И с не меньшим упорством всю жизнь работала над созданием идеала самой себя.
Несколько месяцев перед смертью Орлова, насколько позволяло состояние, истово занималась поиском пьесы, работу в которой можно было бы считать достойным уходом со сцены. Не нашла.
Но разве не достойной пьесой была вся ее жизнь, в которой она выступила и режиссером, и сценаристом, и главной актрисой?
Любовь Орлову похоронили в день, совпавший с 73-м днем ее рождения, 11 февраля 1975 года.
Источник:Независимая газета.
**
|
|