• Авторизация


Троеручица. Коллеги, руки берегите! 17-08-2010 01:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Давно пора было похвастаться очередной экспортной работой---да только как-то не хвасталось. Сия икона уже три недели как добралась на Кипр к госпоже Варваре Кириаку, и была ею пожертвована в храм Константина и Елены в городке Тохни. [558x699]

 

 

[показать]

Хвастаться не хотелось, и не только по причине плохой работы мозга во время жары. Икона доставила мне массу тревог и переживаний: строго говоря, это первая в моей жизни икона Богородицы; всю дорогу руки от волнения дрожали; работа шла чересчур легко и гладко (скверный признак); завершилась несколько второпях; многие недостатки выползли только под конец, на стадии смачивания олифой, когда уже поздняк-метаться-прокомпостировали; и как же она не хотела уходить из России! лак просто не застывал, оформление и отправка проходили с тяжкими осложнениями... 

В день, когда заказчица должна была получить просимое, я проснулась с основательной болью: на правом запястье неведомо откуда явился синяк. Сижу, значит, вспоминаю анатомию, кошмар второго курса: восемь запястных костей и тридцать две мышцы предплечья; и гадаю, что сильнее задето и не пожелал ли кто на Кипре, чтоб у этой русской бестолочи руки отсохли...Правда, Троеручица как раз прославилась исцелениями рук (вплоть до прирастания на место отрубленной кисти Иоанна Дамаскина---это он повелел в память о чуде выковать руку из серебра и подвесить к иконе); но ведь был и случай обратный, часто изображаемый на иконах Успения: некий зломыслящий иудей со дерзостию протянул руки к ложу Богородицы во время Её погребения, и ангел Господень отсёк их мечом...

Правда, Троеручица совершила и другое чудо: когда из земли Сербской была она отпущена в Элладу, водружённая на осла, доброе животное по воле Владычицы нашло дорогу на Святую гору и честно доставило в Хиландарский монастырь. Конечно, мне далеко до смиренных, незлобивых и мудрых греческих гайдуракья, но Владычица имеет власть наставить на верный путь даже такую упрямую и злую скотинку, как я. Может, простит?

И тут звонок с Кипра. Икона дошла по адресу, но лак то ли не просох, то ли от жары размягчился, к нему прилипла ветошка, в которую вещь была завёрнута...я уже представила себе изуродованный лик в безобразных язвах, отслоения, разрушения красочного слоя, и тут заказчица вопрошает: "И чем теперь эти белые ворсинки отмывать?!" Инфаркт прошёл стороной, запястье на третий день пришло в норму, хеппи-энд. 

Я к чему это говорю. Коллеги мои, берегите свои руки. Не дерзайте браться за серьёзную работу без должного умения и настроя. Чай не почтовые марки рисуем. Ну почему наша служба так опасна и трудна...

Итак, моя Троеручица, 35х25, доска-левкас-позолота, обрела своё место вот в этой церкви:  [показать]

Церковь Константина и Елены в Тохни была основана самой святой Еленой; единственная на острове, она стоит на мосту через ущелье, и, что странно, на всём острове только она освящена в честь своей основательницы. Надеюсь, там с моей иконой не случится больше ничего дурного...

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (33): вперёд»
inna_kiyatkina 17-08-2010-01:29 удалить
Глазки- как у Владимирской...
а мне нравится! Вам конечно виднее. если там погрешности или нет. по мне так красота неземная, и любой труд он ведь благодарности требует, за что и вам большой поклон за ваши"золотые ручки"
olshananaeva 17-08-2010-08:56 удалить
Дорогая Росида, мне кажется, это ваша БОЛЬШАЯ УДАЧА. И я вовсе не собираюсь льстить. искренне Ваша, Ольга
Денек 17-08-2010-13:45 удалить
а мы в сентбяре собираемся на Кипр, запишу название городка,и обязательно загляну в церковь,спасибо!!
Акварельно получилось и легко, не замученно. Ручки прямо радуют - редко встретишь изящные пальчики...
ЗНТ 17-08-2010-23:06 удалить
тоже на руки внимание обратила,хорошо написано .А то часто грубо и некрасиво пишут ,ссылаясь при этом на древние образцы. Но вот есть вопрос ,который меня всё время мучает. Раньше икону только олифили. Олифу несложно снять при реставрации ,не повреждая живописи. Сейчас почти все ещё и лаком покрывают.С ним реставрация превращается в каторгу. так вот ,собственно ,сам вопрос : оправданно ли это?
Росида 18-08-2010-01:40 удалить
Ответ на комментарий inna_kiyatkina # Так ведь на Владимирскую и оглядывалась всю дорогу. Какая же росида упустит возможность процитировать икону, в которой душа России...
Росида 18-08-2010-01:44 удалить
Ответ на комментарий Денек # Тохни---это ровно на полпути между Лемессосом и Ларнакой, только чуть дальше от берега, чем основная трасса. Съездите, не пожалеете; если застанете отца Павла---ему мой поклон. Он бы вам и музей показал... З. Ы. Можете заглянуть ко мне в фотоальбом, там довольно подробно изложены мои шатания по Кипру, Тохни там тоже есть...
Росида 18-08-2010-01:58 удалить
Ответ на комментарий ЗНТ # По-моему, оправданно. Олифа, даже очень качественная, выдержанная на свету, имеет два гадких свойства: при соприкосновении с воздухом она темнеет и вдобавок легко принимает пыль, копоть и прочие внешние загрязнения. Но при этом прилично себя ведёт с красочным слоем. Так что я промачиваю красочный слой олифой (и, если её высушить, ни фига она потом краску не разрушает, хотя этим часто пугают; а чего делать-то?), а уж потом, по высохшей олифе, кладу лак. С лаком потому и проблемы возникают при реставрации, что он держится насмерть; чем лучше лак, тем хуже он снимается. Но бережёт красочный слой. А в Акамедии была ещё такая фишка: "бутербродный лак". Сначала работу прокрывают самым суровым лаком (лучше всего даммарным), чтоб его пробрать было невозможно; а сверху---чем-нибудь попроще, да хоть той же олифой, чтобы этот верхний слой принимал на себя все внешние разрушающие факторы и при загрязнении легко снимался... Плохо только одно. Чем толще слой лака, тем хуже для живописи. У олифы перед лаком есть-таки одно крупное преимущество: она почти не даёт кракелюров...
Росида 18-08-2010-02:00 удалить
Ответ на комментарий Ольга_из_Орла # Угу...черезчур даже изящные, даже упростить хочется. Тринадцатым веком начинает попахивать. А насчёт "не замученно" оставляю народ в счастливом неведении---давно известно, что на фото хорошая живопись проигрывает, а плохая---выигрывает...)))
Росида 18-08-2010-02:01 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # Наконец-то я, грязнуля, Мойдодыру угодил!!!
Росида 18-08-2010-02:02 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # На добром слове---спасибо. Честно говоря, за эту вещь я сильнее всего переживала.
Ответ на комментарий Росида # Не надо упрощать!!! "Простого" этого и так слишком много вокруг - народ рисовать разучился...
Padre_Ieraks 18-08-2010-11:48 удалить
Ответ на комментарий Росида # цыц грязнуля, а то вспомню про свой скверный карахтер и начну критиковать!.. :))))
Росида 18-08-2010-12:36 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # А я чего, по-твоему, добиваюсь, скверный ты наш?!!)))
Росида 18-08-2010-12:39 удалить
Ответ на комментарий Ольга_из_Орла # Да я не о той простоте, которая хуже воровства, а о той, которая в классических вещах...а я как чумы боюсь маньеризма (было в византийском искусстве и такое поветрие, причём славянского происхождения....)
Padre_Ieraks 18-08-2010-14:37 удалить
Ответ на комментарий Росида # итак, не стану углубляться в детали, т.к. фотка всё же... Но... 1. Лик Младенца Христа слишком бледен на фоне лика Богородицы 2. Вообще фигура Христа резко отпадает от Богоматери по цвету. 3. Где подпись IC XC? Это так, по крупняку... ну и по мелочам с десяток можно былобы нарыть, да не стОит... А вообще,имхо, Богородица у тебя получилась на 5+, а вот Христос на троечку, слабенькую такую троечку
Росида 19-08-2010-01:59 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # Ну, значит, за Младенца я и пострадала. Хотя беда с ним не совсем в том, что ты отметил как недостатки... 1. Основательная тональная разница между ликами Матери и Младенца суть хитрый византийский приём (может быть, не особо удачно применённый, но изобретённый не мной)---встречается редко, но на меня впечатление произвёл; вспомни Владимирскую, на которую я всё время оглядывалась (хотелось напомнить заносчивым эллинам их собственные традиции):))) 2.Оттащить фигуру Младенца от Матери по тону---тоже вполне осознанное действие (хотя переборщить тут легко): икона небольшая, устраивать из неё "тёмное царство" рискованно; ну, и фотка чуть-чуть высветлена---представь реальный тон золота и почувствуй разницу. Учитывая, что ассист на младенческой одёже---то же самое золото, тон самой одёжи довольно плотный, а в притенениях участвует санкирь---тоже не то чтобы светлый; он и должен был создавать тональную общность ликов и младенческой фигуры. Кстати, резко фонарящими белилами и синим тоже возмущаться не надо---честное слово, они по жизни куда сдержаннее, да и красок таких шизофренических не бывает, а если бы и были---олифа и лак фонарить им не позволили бы. 3. У меня почему-то отложилось в памяти, что, если на иконе присутствует именование ', то бишь "сущий"(из формулировки "о он, кэ о ин, кэ о эрхоменос"---сущий, бывший, грядущий), да ещё в крестчатом нимбе, то дополнительных именований не требуется. Ну, тут у тебя познаний больше, так что смиряюсь. Вообще-то я боялась услышать то, из-за чего свербила моя совесть: что веща скороспелая, плавь положена не плавно, наплавления грубоваты; и, самое страшное, слова, преследующие меня в кошмарах: "лики не молитвенные", единственное, что не зависит ни от мастерства, ни от желания. Древнее художество ценят не за прозрачные наплавления, не за тонкость колорита, не за то, что мастера, по легенде, работали не кистью, а струйкой дыма от четверговой свечи; но именно за высоту духа и чистоту веры. Чего, увы, добиться в наше время нечеловечески трудно...
Padre_Ieraks 20-08-2010-19:03 удалить
Ответ на комментарий Росида # по п.1. У Владимирской даже на фотография этот приём выглядит лучше, следовательно, явная недоработка. по п.2. даже делая мысленные поправки, я умышленно не стал критиковать цветовые гаммы, посему дальнейший разговор, скорее твоё самобичевание... :) по п.3. это грубое нарушение, хотя, не стану лукавить, часто встречал иконы с одной подписью, как правило Богоматери. Но лучше не следовать сей дурной традиции. по "вообще" иногда скороспелые вещи лучше долгоношенных, про плавь, наплавления и проч. могу сказать смело, это приходит со временем и с опытом. А вот тезис "лики немолитвенны" меня всегда ставил в тупик, мне это не понятно, есть понятие нравится/не нравится. Т.е. я знаю реально людей которым не нравится Владимирская Богородица, они не станут на неё молиться. Но от этого ведь она не изменяется!.. Перестань увлекаться "бабкиным богОсловием", а то рискуешь из Росиды стать Ослидой... :))) Если ты писала икону не от своего тщеславия, не ради желания прославиться, а как жертву Богу, как приношение от своего таланта, данного Богом, то эта икона всегда будет занимать достойное место в храмах и домашних божницах!..
olshananaeva 20-08-2010-22:14 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # Перестань увлекаться "бабкиным богОсловием", а то рискуешь из Росиды стать Ослидой... :))) Если ты писала икону не от своего тщеславия, не ради желания прославиться, а как жертву Богу, как приношение от своего таланта, данного Богом, то эта икона всегда будет занимать достойное место в храмах и домашних божницах!.. === Господи, что такое Вы несете...
Росида 20-08-2010-23:33 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Да никто ничего страшного не несёт. Это моя вина---пуганая ворона куста боится, а меня в своё время один фармазон до мозгов напугал рассуждениями про "молитвенность". На слово "ослида" обижаться отказываюсь, поскольку даже я, лошадница, изо всех одомашненных тварей считаю самыми достойными ослов (недаром у греков слово "гайдураки" считается ласковым), а про дурные традиции...ну что ж, теперь у меня же опыта больше...)))
Padre_Ieraks 21-08-2010-10:29 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # Это Вы спросили у Господа? Тогда Вы кощунствуете, если же вопрос адресован ко мне, то я, не господь. А несу я свои личные килограммы и ничего более. Если у Вас есть конкретные вопросы будьте любезны задать их, а просто реплики на ответ адресованный не Вам это показать отсутствия воспитания.
Padre_Ieraks 21-08-2010-10:32 удалить
Ответ на комментарий Росида # Укажи мне, где у Дамаскина говорится о "молитвенности" икон? *это я, типа зудю* Прости, что был столь резок, просто от этого "бабушкиного богОсловия" устал как от смога... Рад, что стала опытней... И кстати, не ошибается только тот, кто ничего не делает... :)))
olshananaeva 21-08-2010-12:59 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # Да, Вы просто обычный интернет хам.
Padre_Ieraks 21-08-2010-14:19 удалить
Ответ на комментарий olshananaeva # прежде чем бросаться подобными обвинениями посмотрите на себя, Вы, совершенно незнакомому человека бросаете хамские фразы, вмешиваясь в чужой разговор, потом задаёте вопрос, по форме адресованный отнюдь не мне, а потом, получив адекватный ответ, съезжаете на стандартную фразу, что Ваш собеседник "обычный интернетный хам". Если Вы вместо ответа оскорбляете собеседника, значит Вам нечего сказать по существу, следовательно Вы обычная "воздыхалка". Будьте любезны впредь не влезать в чужие разговоры. За сим откланиваюсь и прекращаю с Вами беседу
Росида 21-08-2010-14:52 удалить
Ответ на комментарий Padre_Ieraks # Слушайте, люди добрые, ну что за несчастье на мою башку, что у меня в дневнике периодически начинают наезжать друг на друга серьёзные, неглупые, адекватные персонажи?! а ну покайтесь, а то поколочу!)))
Padre_Ieraks 21-08-2010-15:27 удалить
Ответ на комментарий Росида # ну во первых, я не люди и уж тем более ни разу не серьёзный... :) а во вторых, рази мы с Ольгой у тебя в дневе сцепились? ну и в третьих, каюсь, надо было промолчать... :(
protvladimir 25-08-2010-17:59 удалить
Милости вам в Господе. Есть самое главное, трепет, страх Божий, а это многого стоит..
Росида 29-08-2010-12:18 удалить
Ответ на комментарий protvladimir # Спасибо, отче! с праздником!


Комментарии (33): вперёд» вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Троеручица. Коллеги, руки берегите! | Росида - Дневник Росида | Лента друзей Росида / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»