Спасибо всем, кто сегодня обо мне вспомнил! Я не очень ожидала такого внимания; растрогана, обрадована, удивлена! А в подарок вам---вот этот милейший мультфильм! тем более, что меня недавно утвердили на должность пластилиновой вороны при храме (не скажу каком) в военном учебном заведении (не скажу каком---закрытая информация). Словом, я, не имеющая абсолютно никаких вокальных данных, замещаю собою церковный хор... С удовольствием посвящаю коллегам, вынужденным трудиться на благо церкви иногда в совершенно советских условиях--- такая вот персональная коррида... Отдельное спасибо авторам мультфильма, выбросившим из текста самые жестокие строчки: ...и от такого пения, а может, и не пения, упал сейчас же в обморок со смеху весь народ!
Расскажу я вам сегодня о святой, которую в России мало кто знает; а заодно похвастаюсь единственной за этот тяжкий год иконой; что выпало, то выпало---больше хвалиться нечем.
Довелось мне, будучи в гостях в Киккском монастыре на Кипре, познакомиться с архимандритом Ефремом; он-то и показал мне икону преподобномученицы Рафаилы, подаренную ему когда-то украинскими паломниками. Выглядела икона вот так:
Отец Ефрем попросил меня подправить цветовую гамму и рисунок; я решила, что проще будет переписать всё заново, и получилось так:
И рассказал мне отец Ефрем следующее (ох, знаю я хороших людей, которым вся эта история зело не понравится как порочащая советскую власть---но что поделать, товарищи офицеры, из песни слова не выкинешь!).
Дело было в 1926м году на Украине, в городе Чигирине. Был в городе Свято-Троицкий женский монастырь, игуменией которого и состояла матушка Рафаила (Тертацкая); было ей к тому времени 49 лет. Монастырь советская власть закрыла, но сестры поселились вместе и продолжали сообща молиться.
И вот однажды ночью шестеро активистов местной организации
"Безбожник", будучи нетрезвы, ворвались в дом, схватили настоятельницу и потребовали отдать им то, что ещё не успели отобрать: богослужебную утварь и игуменский крест. Великий грех отдавать освященные сосуды в нечистые руки; игумения отказалась, и безбожники, недолго думая, попытались сжечь её заживо; и сожгли бы, если бы по молитвам рыдающих сестёр не начался сильный дождь. Тогда связанную настоятельницу увезли на бывшую скотобойню, где ей пришлось претерпеть многие мучения: над ней надругались, избили, выбили верхние зубы, по ногам проехались на телеге, раздробив кости; мученица, судя по всему, продолжала
креститься, потому что правую руку ей тоже перебили. Искололи штыками---не чтобы убить, но чтобы помучить, потому что в землю её закопали ещё живой. Скончалась она на руках у одной из сестёр, попытавшейся спасти её из могилы. А в наше время мощи игумении Рафаилы были обретены нетленными.
Рассказав сие, архимандрит Ефрем принялся спрашивать меня, хорошо ли знают в России и высоко ли чтят таковую великую страдалицу. И, сдаётся мне, испугался, услышав, что о Рафаиле у нас знают немногие, поелику такие истории происходили в те времена, увы, повсеместно. И самой большой жутью для него стало то, что я, пожав плечами, добавила: "Типичная советская история". Ну трудно цивилизованному человеку постичь масштаб происходившего ужаса.
И вот моя икона---дрожите, люди!---на Киккосе... И единственная моя надежда---что отец Ефрем, на неё глядючи, не догадается, в какой обстановке она создавалась. Плохо, коллеги, когда икона пишется слишком легко; но едва ли лучше, когда рядом с ней и вокруг неё закипает круговерть злобы, страстей, уныния и страха. К счастью, икона отбыла с Тучкова буяна прежде, чем оттуда выселили кадетский корпус и меня заодно. Ну и ладно; если бы офицерьё, училки и прочая гнилая интеллигенция могли безнаказанно давить на министров и президентов, это была бы уже другая страна. Кто сказал, что советская власть умерла? нет, её не убьёшь, не задушишь.
Вот такая история; и вот такая вещь у меня написалась в уходящем году. Будем надеяться, в наступающем будет легче. Так что всех---с наступающими праздниками!
А куда я после выселения попала и что со мной там приключится---об этом я в следующий раз расскажу.
Военно-космический кадетский корпус искренне благодарит за внимание к проблеме ликвидации корпуса, сочувствие и поддержку.
Нам неизвестно будущее Военно-космического корпуса. Решение о его дальнейшем существовании должен принять Председатель Правительства РФ В. В. Путин в ближайшее время.
Но спасибо за то, что вы разделили наши чувства и обеспокоенность в эти сложные для нас дни.
Благодарим:
Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе
Председателя Совета Федерации РФ
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности
Командующего Космическими войсками РФ
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга
Главу администрации Петроградского района Санкт-Петербурга
Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан
Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка
Уполномоченного по правам ребёнка в Санкт-Петербурге
Председателя политической партии "Справедливая Россия"
Депутата партии "Единая Россия" Белоусова Алексея Игоревича
Открытое акционерное общество "Ленинградская областная управляющая электросетевая компания"
Настоятеля и священнослужителей Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга
Российскую Ассоциацию Героев
Межрегиональную организацию Санкт-Петербурга и Ленинградской области Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда ВС и правоохранительных органов
Межрегиональную общественную организацию героев Советского Союза, Российской Федерации и полных кавалеров орденов Славы
Общероссийский союз кадетских объединений "Открытое содружество суворовцев, нахимовцев и кадет"
Санкт-Петербургский Союз суворовцев, нахимовцев и кадет
Региональную общественную организацию "Петербургские кадеты"
Клуб выпускников Военно-космического кадетского корпуса
Кадетский клуб выпускников СВУ, НВМУ, КК, ВВУ
Клуб кавалеров ордена Александра Невского
Клуб выпускников Военно-космической академии им. А.Ф.Можайского
Движение "Народный собор"
Официальный сайт телеканала "100ТВ"
Телеканал НТВ
Телеканал Piter.TV
Государственную телевизинную и радиовещательную компании "Санкт-Петербург" и народную линию
Издание "One and Yflf Journal"
Петербургскую Интернет-газету "Фонтанка. ру"
Сайт "Newsland"
Сайт "Newskey" Ключевые новости в новом формате
Александра Николаева, адвоката, общественногот деятеля, журналиста
Службу информации "Город Новостей"
Издание "Аргументы. ру"
Издание "Аргументы недели"
Блогеров издания "Комсомольская правда"
Живой журнал
Сайт народов земли русской "СМИ2"
Социальную сеть "В контакте"
Социальную сеть "Mail.ru"
Энциклопедию кадетского воспитания и образования "Кадеты России"
Администрацию сайта "Кадеты России"
Кольцо патриотических ресурсов Россия. info
Московское содружество суворовцев, нахимовцев и кадет
Независимый портал космонавтики Spacedaysnote
Систему "Информатор"
Русскую ленту новостей RSS
Блогеров LiveInternet
Информационное агентство "РОСТБАЛТ"
Сайт "Космический мир. Информация о российском космосе"
Энциклопедию "Космонавтика" А. Железнякова
Сайт "Успешное финансовое планирование жизни с Андреем Животовым"
Блог Военного пенсионера
Общественную приёмную Председателя Партии "Единая Россия" в Санкт-Петербурге
Говорят, война у каждого поколения своя.
Военно-космический кадетский корпус уже второй праздник встречает на военном положении. Родительский комитет, преподаватели, офицеры, кадеты (и аз грешная, иконограф от космических войск) --- в едином строю пытаемся противиться чудовищному решению министра обороны --- ликвидировать наше многострадальное заведение.
Решению --- которого нет! не поверите --- до сих пор не было подписано ни одного документа, касающегося нашего выселения! нет ни приказа министра о ликвидации корпуса, ни отчётливых указаний, как должно называться новое формирование в Петергофе; здания будущих жилых помещений неизвестно кому принадлежат (тем не менее на их срочный ремонт планируется согнать восемь сотен гастарбайтеров; что они там за три месяца наработают --- представить легко, и в такое здание я бы не отважилась вселить кошачий приют, не то что детей) Для того, чтобы ликвидировать учебное заведение нашего класса, необходимо провести серьёзную экспертизу, просчитать все возможные последствия переселения; нужен по меньшей мере год на работу с документами; да и продать здание, построенное Ринальди и приведённое в человеческий вид силами нашего корпуса, без серьёзных нарушений закона не получится. Не говоря уже о том, что необходимо согласие родителей --- а его получить будет непросто, родительский комитет держится геройски; вот недавно жалобу в ЮНЕСКО отправили.
Власть пошла напролом. Целый месяц нам настойчиво советуют собирать вещи, не объясняя, по какому праву и на основании чего нас выселяют. Целый месяц нам внушают классическую истину: "Доктор сказал---в морг, значит---в морг!". Из уст в уста передают шедевральную фразу министра: он, добрая душа, назвал наше заведение нерентабельным и предложил кадетам после его окончания учиться на агрономов. Оно и понятно: сейчас наши недопёски могут готовиться поступать в институты, ходить на подготовительные курсы --- а что они будут делать в Петергофе? дорога в центр долгая и тяжёлая, и окажутся наши подростки практически в тюрьме. Для гостей нашего города добавлю: Петергоф --- это не только фонтаны! это ещё и дальние задворки жутковатого вида, где и находится наше будущее пристанище. Фактически будет так: элитный кадетский корпус превратится в сельскую школу.
Пятого мая нас посетила мадам Приезжева. С кадетскими родителями устроила дружескую встречу; педагогов в зал не пустили, но даже из коридора было слышно, как родители кричали в лицо гостье: "Дайте детям доучиться спокойно!" Оно и понятно: нынешним старшеклассникам отчаянно везёт, последние три-четыре года нас постоянно реорганизуют, реформируют и совершенствуют.
И вот к тринадцатому мая решение должно быть принято.
Я прошу у своих единоверцев молитв; я прошу у сочувствующих поддержки; я прошу всех, кто может, поднимать шум. Иначе скоро наше знамя --- освящённое, кстати --- будет списано и отправится на склад. А от такой мысли даже у меня, человека штатского, волосы на голове шевелятся.
"...Мы, правители города, решили положить конец бесчинству, благодаря которому обезображивается вид почтенного города и которое давно уже вызывает у нас отвращение. Нам известно, что общественные здания, которые составляют всю красоту города, подвергаются разрушению из-за преступной снисходительности властей. Под тем предлогом, что камень нужен для возведения общественных зданий, древние величественные сооружения подвергаются разрушению, и таким образом уничтожается великое лишь для того, чтобы построить где-то что-то ничтожное. А между тем то, что составляет блеск города, должно было бы оберегаться гражданами с любовью.
Поэтому мы устанавливаем как общеобязательный для всех закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и для украшения города, будут ли то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться. Судья, потворствующий нарушению этого закона, подлежит штрафу в пятьдесят фунтов золота ( 20 кг--- Р.). Если должностные лица согласятся исполнить противозаконный приказ судьи о разрушении здания и не окажут ему сопротивления, то за это они будут подвергнуты наказанию плетью и им будут отрублены руки, так как они вместо того, чтобы оберегать памятники, оскверняют их. Все архитектурные детали, которые незаконно были похищены, ни в коем случае не могут быть отчуждены от государства, и мы приказываем, чтобы всё было возвращено.
Если потребуется сломать какое-либо древнее здание ввиду невозможности его отремонтировать или по причине сооружения какой-нибудь новой постройки, то об этом должен вынести решение просвещённый и досточтимый сенат, который, признав после серьёзного обсуждения необходимость сломать здание, должен представить своё заключение нашему заботливому рассмотрению. А то, что не может быть реставрировано, должно быть использовано на украшение какого-нибудь другого общественного здания."
Майориан, римский император, середина 5 в. н. э.
Млин, даже Римская империя периода упадка--- и то соблюдала видимость порядка...
Всем--- пасхальной радости!
И большое-большое спасибо всем, кто помог пережить Страстную. Как прекрасно, что на свете столько надёжных, достойных, неравнодушных людей. Каюсь--- не ожидала...
А теперь и порадоваться можно!
Вообще-то весь пост я собиралась завести приятный разговор о дальних краях, выложить кучу красивых фотографий, поднять народу настроение...
Но жёсткая весна диктует свои темы. С Тучкова буяна выгоняют наш кадетский корпус.
В России не ждут беды---беда у нас живёт. Беда потихоньку пережёвывает человеческие жизни, дома и города, школы и заводы. Теперь из центра города решено убрать все военные учебные заведения. Согнать с места, например, космических кадет, объединить с артиллерийским кадетским корпусом, половину---сократить и оставшихся отправить в Петергоф, на слияние с кадетским корпусом железнодорожных войск. Освобождаются два великолепных здания в центре. Ну, можно ещё Можайку за компанию выселить---тоже здание приличное, хоть и запущенное. Все в восторге.
А то, что большинство педагогов и обслуги окажется на улице, что в Петергофе нет подходящей базы для нового формирования, что переезд будет стоить туеву хучу денег и всё равно окажется страшнее двух пожаров... ну кому до этого дело? Начинает бузить общественность---у власти ответ один: официального приказа о выселении пока нет, есть только решение министра обороны---ещё не оформленное, сидите тихо и ждите, когда грянет гром.
Во вторник нашему корпусу исполняется пятнадцать лет. И пятьдесят лет---со дня полёта Гагарина в космос.
Всё хорошо, добрые граждане. Жизнь идёт своим чередом. К празднику положено готовиться---ну, вот весь щенятник и готовится. Кадеты лихорадочно убирают снег---"приказ был, чтоб к понедельнику была весна". Вечером---маршируют по плацу с песнями: "В космических войсках уверена держава". Капельмейстер вовсю дрессирует барабанщиков, у уборщиц дым идёт из ушей, а две художницы с пеной у рта дописывают панно в музее вычислительной техники.
Вот только через полгода в музей явятся таджики с ломами и разнесут к едрене фене всю стенопись и всё, что останется от музеев. Вот только библиотекарша со слезами раздаёт народу нефондовые книги и спрашивает, где брать картонные коробки для упаковки фондов. Вот только в кабинете химии рыдает преподавательница---к слову сказать, награждённая месяц назад медалью за трудовую доблесть---не желая отдавать без боя образцово-показательный лабораторный комплекс. И у всех---от полковника до уборщицы---ужас в глазах и разговоры только об одном: куда же мы теперь?!! и что будет с кадетами? а из них половина---сироты, а половина---дети офицеров, тоже ведь не мажоры; и вот уже кто-то составляет письма протеста и письма-жалобы...
И надежда у всех одна: может быть, всё обойдётся? ведь уже не в первый раз нас сгоняют с Тучкова буяна, и до сих пор в последний момент звучала команда "Отставить". Но на этот раз всё как-то особенно страшно.
В космических войсках уверена держава.
А вот в самой державе не уверен никто. И ничего хорошего от неё ждать не приходится. Не нужны ей ни армия, ни кадеты, ни космос.
Никогда бы не подумала, что меня, человека сугубо штатского, затянет в такую мясорубку. Из обширного семейства Гагариных меня до сих пор интересовал только собиратель византийских и древнерусских орнаментов. Заказанную начальством картину со взлетающей ракетой я по привычке подписывала церковнославянским шрифтом со всеми ятями и омегами: "Стартъ ракеты-носителя "Протонъ" съ космодрома "Байконуръ". Со щенятами заводила разговоры преимущественно о православии и русской истории, а из Менделеева на стене упомянутого лабораторного комплекса норовила соделать то ли Иоанна Богослова, то ли патриарха.
Ужас, творящийся уже давно в российской армии, вломился в мою жизнь, не спрашивая, какое отношение я имею к космическим войскам.
И оказалось, что имею. Потому что люблю своё место работы, своих товарищей по несчастью, своё дубоватое начальство, не говоря уже о недопёсках, за любого из которых не жалко глотку министру перегрызть. Беда у нас сейчас общая.
Православные. Все мы уже понимаем, что нефиг надеяться на князи наша и на сыны человеческия. Надеяться можно только на Бога, а Великий пост для того и придуман, чтобы молиться---в том числе друг о друге, чтобы понять---где двое или трое во имя Его, там и Он с ними. Поддержите нас. Поддержите одно из немногих учебных заведений, где ещё держатся традиции воспитания и обучения; невооружённым глазом видно, насколько наши ребята отличаются от сверстников в лучшую сторону. Не дайте ситуации пойти по накатанной дороге "сокращение---переезд---расформирование".
Люди добрые! простите меня за долгое отсутствие, за неучастие в умных разговорах, невнимание к чужим речам и неотвечание на письма. А также за бессовестно брошенный на полдороге рассказ о тёплых краях.
Меня, едва вернувшуюсь из тёплых краёв, начальство встретило тремя новостями, одна другой краше: 1) мне подняли зарплату; 2) меня не будут убивать за бегство на юг в разгар учебного года; 3) человек, получающий от государства деньги, иногда должен---о ужас! о горе мне!---работать...
В результате, пока нормальные люди расписывают церкви, пишут иконы, не подводят заказчиков и не нарушают уложений Стоглаваго Собора---я, злосчастная, полтора месяца висела на стене в кабинете химии на пару со второй художницей, Марией, трудясь над образом Менделеева Дмитрия Ивановича. Могло, правда, быть и хуже---поначалу требовался арабский алхимик; при всей моей любви к арабам я этот вариант успешно отбрила.
Над колбами билась Мария; моя доля работы---центр.
Ну, и, чтобы вы поняли, что тяжела и неказиста жизнь народного артиста---другие мои работы в Военно-космическом кадетском корпусе...
Панорама космодрома Плесецк; макет, к счастью, не мой, подарен хорошими людьми из Мирного. Подробно его показать, простите, не могу---закрытая информация.
Мудрые офицеры сначала смонтировали макет, а потом мы с Марией ползали по двум досочкам над ним и красили стены, поминутно задевая головами свеженаписанные облака, страдая от нехватки воздуха и стараясь не материться... [показать]Две стены моих, полторы---Марии.
И последнее---прошлогодний кошмар, роспись в медиатеке... [699x466]
Вот так, не считая мелкой оформительской работы, и живётся иконографу в военном учебном заведении...
Предупреждение всем добрым знакомым: с завтрашнего дня меня не будет в России. Если вернусь живая, здоровая и адекватная---расскажу что-нибудь про тёплые края; ехать по многим причинам тревожно, так что пожелайте мне доброй дороги (дороги, они всякие бывают...). А пока что писать мне будет некуда---мой адрес не дом и не улица, мой адрес---Священная Византия...
А ещё пожелайте, чтобы сегодня АЕК не очень страшно проиграл "Зениту", а то будет мне тёплый приём...)))
Всем желаю счастливо оставаться!
Давно пора было похвастаться очередной экспортной работой---да только как-то не хвасталось. Сия икона уже три недели как добралась на Кипр к госпоже Варваре Кириаку, и была ею пожертвована в храм Константина и Елены в городке Тохни. [558x699]
Хвастаться не хотелось, и не только по причине плохой работы мозга во время жары. Икона доставила мне массу тревог и переживаний: строго говоря, это первая в моей жизни икона Богородицы; всю дорогу руки от волнения дрожали; работа шла чересчур легко и гладко (скверный признак); завершилась несколько второпях; многие недостатки выползли только под конец, на стадии смачивания олифой, когда уже поздняк-метаться-прокомпостировали; и как же она не хотела уходить из России! лак просто не застывал, оформление и отправка проходили с тяжкими осложнениями...
В день, когда заказчица должна была получить просимое, я проснулась с основательной болью: на правом запястье неведомо откуда явился синяк. Сижу, значит, вспоминаю анатомию, кошмар второго курса: восемь запястных костей и тридцать две мышцы предплечья; и гадаю, что сильнее задето и не пожелал ли кто на Кипре, чтоб у этой русской бестолочи руки отсохли...Правда, Троеручица как раз прославилась исцелениями рук (вплоть до прирастания на место отрубленной кисти Иоанна Дамаскина---это он повелел в память о чуде выковать руку из серебра и подвесить к иконе); но ведь был и случай обратный, часто изображаемый на иконах Успения: некий зломыслящий иудей со дерзостию протянул руки к ложу Богородицы во время Её погребения, и ангел Господень отсёк их мечом...
Правда, Троеручица совершила и другое чудо: когда из земли Сербской была она отпущена в Элладу, водружённая на осла, доброе животное по воле Владычицы нашло дорогу на Святую гору и честно доставило в Хиландарский монастырь. Конечно, мне далеко до смиренных, незлобивых и мудрых греческих гайдуракья, но Владычица имеет власть наставить на верный путь даже такую упрямую и злую скотинку, как я. Может, простит?
И тут звонок с Кипра. Икона дошла по адресу, но лак то ли не просох, то ли от жары размягчился, к нему прилипла ветошка, в которую вещь была завёрнута...я уже представила себе изуродованный лик в безобразных язвах, отслоения, разрушения красочного слоя, и тут заказчица вопрошает: "И чем теперь эти белые ворсинки отмывать?!" Инфаркт прошёл стороной, запястье на третий день пришло в норму, хеппи-энд.
Я к чему это говорю. Коллеги мои, берегите свои руки. Не дерзайте браться за серьёзную работу без должного умения и настроя. Чай не почтовые марки рисуем. Ну почему наша служба так опасна и трудна...
Итак, моя Троеручица, 35х25, доска-левкас-позолота, обрела своё место вот в этой церкви: [показать]
Церковь Константина и Елены в Тохни была основана самой святой Еленой; единственная на острове, она стоит на мосту через ущелье, и, что странно, на всём острове только она освящена в честь своей основательницы. Надеюсь, там с моей иконой не случится больше ничего дурного...
Настроение сейчас - сами догадайтесь
[показать]
Извините, люди добрые, за такой нерадостный материал; я знаю, что никто не любит разговоров о смерти; но не обратиться к вам за помощью я не могу.
Очень нужна моральная---особенно молитвенная---поддержка.
Год назад не стало Янниса.
Я не прошу молитв о упокоении его души. Потому что до сих пор его не отпела. Потому что до сих пор мне никто не выдал свидетельство о его смерти, и что произошло---неизвестно; потому что нельзя исключить двух крайностей---могла быть мученическая смерть за веру, могло быть самоубийство. Я прошу молитв о том, чтобы всё разъяснилось.
Почти наверняка---произошло что-то трагическое. За пять дней до смерти Яннис звонил мне; собирался в Россию, спрашивал, как идут дела с оформлением вызова; смеялся, говорил нежности---словом, умирать не собирался. И---исчез. И только через полгода египетский вице-консул сообщил мне, что смерть моего мужа зафиксирована 24 мая.
Понесло же его в эту злоимущую Александрию....
На этом помощь со стороны консульства закончилась. Началась война, увы, не на равных---с отечественными и египетскими чиновниками. С трудом удалось закинуть в тыл врага хитрый запрос, на который---теоретически---арабская сторона ответить обязана; но надо ждать, ждать от полугода до полутора лет...особенно если речь идёт о преступлении (а знающие люди уверяют, что такое более чем реально---выкрестов на Востоке за людей не считают). Давно бы отпела его на свой страх и риск, если бы не его фраза, сказанная в тяжёлый момент: "Выход есть---я покончу с собой..."
Утешает одно. Где бы сейчас ни был Яннис---там не будет неизлечимых болезней, границ, паспортов и гестаповцев из миграционной службы. Там никто не будет его гонять ни за мусульманскую фамилию, ни за цвет кожи. Мучений ему и при жизни хватало. Может, простят?
З. Ы. Пытаюсь сегодня ночью уснуть; мысли, естественно, всё на ту же тему; шепчу какие-то греческие грустные нежности, и тут начинает как бешеный трезвонить телефон. Пол-четвёртого ночи. Первая мысль, заполошная: "Янка?!!" Оказалось, на три тридцать был поставлен будильник, неизвестным мне образом (случайно что-то там нажалось...). Увы, оттуда ещё никто не дозвонился...
Ширится вывоз добра из родимой империи зла!)))
Вот и эта икона дошла на Кипр к своему хозяину---митрополиту Тримифунтскому и Идалионскому Варнаве...
Когда-то я уже писала подобный образ; но нет пределов совершенству, и я слегка изменила тональность некоторых колеров, постаралась убрать лишнюю пестроту...да и лик два раза одинаково не напишешь. Итак: доска, темпера, позолота, размер 50х32, размер клейм в среднем 7х9.
Образ почти без изменений взят с византийской иконы начала двенадцатого века, сейчас оригинал в городе Бари. Но, поскольку большинство клейм сильно трачены, пришлось напрячься мне. Кто сумеет без запинки отличить двадцать первый век от двенадцатого---тот молодец; дело, впрочем, нехитрое, чувство стиля у меня иной раз прихрамывает.
Теперь познакомлю вас поближе со сценами жития, благо их всего шестнадцать. [показать] Увы, не всё хорошего качества...
Рождение и крещение Николы.
Святой Николай выбирает учителя; поставление Николая во пресвитера.
Святой Николай спасает от нищеты и позора трёх отроковиц и их отца; святой Николай изгоняет бесов, потопляющих корабль. [показать]
Епископы Ликийские избирают Николая архиепископом; рукоположение во архиепископа Мирликийского. [показать]
Посечение древа и кладезя; святой Николай спасает троих невинно осужденных. [показать]
Военачальники царские, также невинно осужденные, творят молитву в темнице; по молитве их святой Николай является во сне царю и требует их освобождения. [показать]
Святой Николай является на помощь тонущим морякам; на берегу моряки узнают своего спасителя и благодарят его. [показать]
Кончина святителя Николая; перенесение мощей его из Мир Ликийских в Бари.
Вот такая икона. Вспомнишь тут старинные духовные стихи: хоть и почивают мощи святого "в неверной стране в немцах в земле турской", хоть и разъезжаются по свету иконы---а слава Николина вся у нас на Святой Руси; недаром же в Европе Николу прозвали "русским богом"...
Три радости даются православным во время поста; три праздника, смягчающие его строгость. Первая---Крестопоклонная неделя, когда звучат пасхальные песнопения и, поклоняясь Кресту, мы славим Вокресение. Вторая---впрочем, в этом году она сливается с радостью Светлой седмицы---Благовещение; и третья радость---Лазарева суббота, прообраз будущего воскресения мертвых, светлый праздник между Четыредесятницей и Страстной седмицей.
Ну, вот она и наступает, Лазарева суббота.
Есть, люди добрые, на свете место, где этот праздник имеет особое значение; есть на Кипре---Острове святых---город святого Лазаря. Ларнака, названная по слову "ларнакс"---"гробница".
Тёплая тихая Ларнака...Если свернуть от археологического музея на Финиковый бульвар, кишащий туристами, пройти по берегу моря до старой крепости, повернуть мимо мечети на узкие улочки старого города---любая улица приведёт к церкви святого Лазаря, к сердцу города.
....Лазарь Четверодневный, оставшийся в истории с именем "Друг Христов", бежал на Кипр от иудеев, искавших возможности убить воскрешенного из мертвых, свидетеля невиданного и несомненного чуда. Здесь, в городе Китионе (так в античные времена звалась Ларнака) встретил он апостолов Павла и Варнаву, которые и рукоположили его во епископа Китионского. Прожил он по воскрешении из мертвых тридцать лет, и похоронен был в городе, где служил и где его любили (да и сейчас любят). О его жизни на Кипре сохранилось множество преданий. В афонских рукописях есть рассказ о том, как по просьбе Лазаря остров посетила Богородица, сопровождаемая Иоанном Богословом; Лазарь принял из Её рук омофор и поручи. Киприоты рассказывают, что Владычица прошла через весь остров от Ларнаки до Троодоса, до тех мест, где позднее возник Киккский монастырь; и деревья кланялись Ей; вот почему у кедров на Троодосе согнутые вершины. Кстати, такого количества икон Панагии---явленных, чудотворных, целительных---нет, по-моему, больше нигде.
К западу от Ларнаки лежит огромное солёное озеро Алики; по весне оно наполняется водой, потом высыхает, оставляя на земле толстый слой соли. Есть предание, что во времена Лазаря был на этом месте богатый виноградник. Однажды Лазарь, измученный жаждой, попросил хозяйку угостить его виноградом; та отказала, и виноградник обратился в солёное озеро (греки, впрочем, не в обиде: долгое время Алики обеспечивало солью пол-Европы, принося стране немалый доход)
А ещё говорят, что за все тридцать лет Лазарь ни разу не улыбнулся; так потрясло его пребывание за гробом. Только один раз увидел он вора, укравшего глиняный кувшин, и рассмеялся (невесёлым, надо полагать, смехом): "Один кусок праха украл другой..."
В лето 899 император Лев Мудрый распорядился перенести мощи святого в Константинополь, где основал монастырь св. Лазаря; чуть позже туда же были перенесены мощи св. Марии Магдалины. В Ларнаке над гробницей Лазаря по приказу императора была построена церковь (в те времена она выглядела несколько иначе---её украшали три купола; готический портик был пристроен во время франкократии, а великолепная звонница появилась только в 19 веке). Жители Ларнаки, естественно, не пожелали расстаться со своим святым. Часть мощей, по-видимому, скрыли. Саркофаг с мощами и надписью "Лазарь, друг Христов" был обнаружен в 1972 году под алтарём...
Льва Мудрого киприоты чтут до сих пор, часто пишут на иконах подносящим Лазарю модель храма; у входа в храм на стене висит мемориальная доска со словами благодарности.
Ковчег с мощами---на переднем плане. На заднем---роскошный резной иконостас работы мастера Хаджисаввы Талиадороса, конец 18 века.
То самое подземелье под алтарём.
Часть главы святого, хранящаяся в храме.
А это---редкое старое фото, запечатлевшее местный обычай.
В канун Лазаревой субботы жители Ларнаки
И последнее, что мне хотелось показать---Пантократор.
Тут я паки не нахожу слов, и потому передаю слово Трубецкому Евгению Николаевичу, "Умозрение в красках":
"...к великим произведениям живописи нужно относиться как к высочайшим особам. Было бы дерзостью, если бы мы первыми с ними заговорили; вместо того нужно почтительно стоять перед ними и ждать, пока они удостоят нас с ними заговорить. По отношению к иконе это изречение сугубо верно именно потому, что икона---больше, чем искусство. Ждать, чтобы она сама с нами заговорила, приходится долго в особенности в виду того огромного расстояния, которое нас от неё отделяет...
В этих строгих ликах есть что-то, что влечёт к себе и в то же время отталкивает. Их сложенные в благословении персты зовут нас и в то же время преграждают нам путь: чтобы следовать их призыву, нужно отказаться от целой большой линии жизни, от той самой, которая фактически господствует в мире"
Предлагаю полюбоваться на него с близкого расстояния.
Вот на этой оптимистической спортивной ноте мы и заканчиваем последний разговор о Дафни...
После праздничного цикла можно поговорить о ликах святых и пророков.
Когда-то образы святых заполняли всю верхнюю часть стен между основными сценами: на подъёмах арок, над окнами, в простенках и нишах. Даже до нашего времени сохранилось немало ликов, вот только мне не всё удалось найти. И особенно жаль мозаик алтаря. В конхе располагался образ Богоматери на престоле; увы, он почти полностью разрушен. Над алтарём помещалась Этимасия---Престол уготованный; по сторонам от Богоматери---архангелы Михаил и Гавриил. Найти приличную фотографию не получилось, так что предлагаю вам свою прорись (только не вспоминайте анекдот про "Битлз", у которых ни слуха, ни голоса, картавят, шепелявят---потому что сосед так напел)
Ещё два прекрасных образа---святые Вакх и Евстратий [показать]
Изображения мучеников и святителей приурочены к определённым дням календаря; возможно, это были особо значимые для монастыря даты. Сохранились образы святителей Николая и Григория Чудотворца; мучеников Прова, Тараха и Андроника; Сергия и Вакха...
Но оставим их сейчас и рассмотрим пророческий чин.
Как я уже упоминала, фигуры пророков (их шестнадцать) особо сильно пострадали при обрушении купола в 1888 году. Первоначальное их расположение между окнами барабана зафиксировано не было, и итальянские реставраторы, стараясь спасти то, что осталось, разместили фигуры по своему усмотрению.
Но даже в таком виде пророческий чин выглядит на удивление единым. Пластика фигур настолько богата, что все шестнадцать связаны между собой за счёт сложных ракурсов, жестов, поворотов голов, направления взглядов.
Я думаю, говорить об античной основе дафнийских мозаик вряд ли стоит. У вас была возможность оценить редкую твёрдость и уверенность рисунка. Только ленивые искусствоеды не сравнивали образ Гавриила из сцены Благовещения с античными изображениями богини Ники или Ириды; только самые ленивые не находили сходства между античными надгробными рельефами и сценой Распятия. От себя добавлю, что копирование кистей рук из Дафни дало мне больше, чем многочиленные зарисовки с натуры. Особенно мне полюбилось Сошествие во ад; там необыкновенно выразительные руки. Какая сила проповеди чувствуется в жесте Иоанна Крестителя; какая мольба в протянутой к Спасителю ладони Адама; какая власть в руке самого Спасителя. Хороши даже руки Поверженного, протянутые к Адаму с бессильной, но неотступной вкрадчивостью, с последней надеждой удержать.
И то же выразительное многообразие жестов в пророческом чине. Античная основа в их рисунке просматривается особенно отчётливо. И так же отчётливо проявлены черты византийского канона. Ощущение нездешнего света, создаваемое сиянием золотых фонов, отсутствием светотени на облачениях и ликах, мягкостью тонкого колорита; ощущение нездешней лёгкости за счёт летящей постановки ступней ног; и редкая одухотворённость ликов. Нелюбимый мною Лазарев удивительно точно определил главные черты стиля дафнийских мозаик: кристальная ясность и мелодичность...
Начнём осмотр с Иеремии и Моисея---их образы расположены над сценой Благовещения.
Далее, с восточной стороны купола---Давид, Исаия и Соломон.
Фигура Давида---одна из самых сложных по своему построению. Оцените противопоставление постановки колен, бёдер, плеч, головы и направления взгляда; классический контрапост, сложный даже для античности.
Далее---Илия и Елисей