Гильотина — механизм для приведения в исполнение смертной казни через отсечение головы. Казнь с использованием гильотины часто называется гильотинированием.
Главной деталью гильотины является тяжёлый (40—100 кг) косой нож (жаргонное название — «барашек»), свободно движущийся вдоль вертикальных направляющих. Нож поднимали на высоту 2—3 метра и удерживали верёвкой. Голову гильотинируемого помещали в специальное углубление у основания механизма и закрепляли сверху деревянной планкой с выемкой, после чего верёвка, удерживающая нож, отпускалась, и он падал с большой скоростью на шею жертвы.
Четвертование — исторический вид смертной казни, включающий отсечение конечностей. Как видно из названия, тело осужденного делится на четыре части (или более). После казни части тела выставляются на публичное обозрение отдельно (иногда разносятся по четырём заставам, воротам города и т. п.). Четвертование вышло из употребления в конце XVIII — начале XIX века.
Колесование — распространённый в древности и средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке.
Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости организма, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.
Сваривание в жидкости являлось распространенным видом смертной казни в разных странах мира.Во Франции эта казнь применялась к фальшивомонетчикам. В древнем Египте этот вид наказания применялся в основном к лицам, ослушавшимся фараона. Рабы фараона на рассвете (специально, чтобы Ра видел преступника), разводили огромный костер, над которым находился котел с водой (причем не просто с водой, а с самой грязной водой, куда сливались отходы и т.д.) Иногда казнили таким образом целые семьи.
Осужденному на смерть прибивали гвоздями руки и ноги к концам креста или фиксировали конечности при помощи верёвок. Гвозди при этом вбивали не в ладони, а в запястья, так как вбитые в ладони гвозди не удерживали тело на кресте, под тяжестью казнимого гвозди прорезают ткани конечностей и казнимый может упасть с креста.
Крест использовался деревянный, как правило, косой, иногда прямой, но существовали и другие его формы. Иногда в центре креста прикреплялся небольшой выступ, на который распятый мог опереться. Затем крест закрепляли вертикально на всеобщее обозрение. Часто самому распятию предшествовала позорная процессия, в ходе которой осуждённый должен был нести так называемый патибулум, деревянный брус, который потом служил горизонтальной перекладиной креста.
Казнь была известна в Вавилонии и Греции, но особое распространение получила в Древнем Риме, где стала основным видом мучительной смертной казни. Так казнили особо опасных преступников (бунтовщиков, изменников, убийц и т. д.). В случае убийства хозяина дома все проживавшие в доме рабы вне зависимости от пола и возраста подлежали распятию. Распяты были и участники восстания Спартака. Согласно христианскому вероучению, распятию был подвергнут Иисус Христос, что сделало крест символом христианской религии. Казни через распятие были преданы и ряд христианских святых (апостолы Андрей и Пётр, мученик Клеоник Амасийский).
Основной причиной смерти при распятии является асфиксия, вызванная развивающимся отёком легких и утомлением участвующих в процессе дыхания межреберных мышц и мышц брюшного пресса. Основной опорой тела в данной позе являются руки, и при дыхании мышцы брюшного пресса и межрёберные мышцы должны были поднимать вес всего тела, что приводило к их быстрому утомлению. Также сдавливание грудной клетки напряжёнными мышцами плечевого пояса и груди вызывало застой жидкости в легких и отёк лёгких. Дополнительными причинами смерти служили обезвоживание и потеря крови.
Возможность опоры на прикреплённый к кресту выступ несколько облегчала дыхание, но в целом лишь затягивала процесс смерти. Для ускорения казни осуждённым перебивали мечом, дубиной или топором голени, что лишало их дополнительной опоры.
Распятый погибал долго и мучительно, обычно в течение 6-72 часов. В некоторых случаях, чтобы продлить мучения, распятому подносили в губке воду или уксус.
Распятие как вид смертной казни до сих пор существует в законодательстве Судана. Но перед самим распятием выполняется предварительное повешение осуждённого, то есть распинают уже мёртвое тело.
Сожжение — вид смертной казни, при котором приговорённого заживо публично сжигали на заранее приготовленном костре.
Наряду с замуровыванием и заточением, сожжение широко применялось в Средние века, так как, по изложению церкви, с одной стороны происходило без «пролития крови», а с другой стороны пламя считалось средством «очищения» и могло спасти душу. Особенно часто сожжению подлежали еретики, «ведьмы» и виновные в мужеложестве.
Хуан Антонио Льоренте в книге «История испанской инквизиции» пишет, что в Испании в 1540—1700 годах Святой инквизицией было сожжёно 31 700 человек, без учета её колоний.
Погребение заживо известно как способ смертной казни или пытки, а также в результате несчастного случая (например, при обрушении завалов в шахте и т. п.); кроме того, погребение заживо встречается по ошибке (над человеком, который ошибочно считается мёртвым).
Как способ смертной казни известно в Древнем Риме; весталка, нарушившая обет девства, закапывалась заживо, и в могилу ей ставили пищу и воду на один день. Путём погребения заживо были казнены многие христианские мученики. В средневековой Италии заживо хоронили нераскаявшихся убийц. В России XVII—XVIII века заживо закапывали по шею женщин, убивших мужей.
Случайное погребение человека, находящегося без сознания или в летаргическом сне, встречалось довольно редко, а при современной медицине в развитых государствах исключено полностью, однако этот сюжет был чрезвычайно распространён в культуре XVIII—XX вв. Он постоянно встречается у Эдгара По. В частности, специально эта тема трактуется в его рассказе «Преждевременные похороны», где трагикомически изображён герой, боявшийся быть погребенным заживо и сделавший себе специальный склеп со звонком, а затем очнувшийся закопанным в землю; позже выясняется, что он не похоронен, а уснул в трюме корабля, перевозившего землю. Гробы со средствами спасения для погребённых заживо действительно производились и патентовались начиная со второй половины XIX в. до настоящего времени. Марина Цветаева боялась быть похороненной заживо и оговорила это в предсмертной записке перед самоубийством. Существует легенда, что таким образом погиб Н. В. Гоголь.
Линчи (кит. «смерть от тысячи порезов») — особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени.
Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю.
При цинской династии линчи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом — то ли из милосердия, то ли, чтобы предотвратить потерю ею сознания.
Анализ фотографий указывает на то, что церемония занимала не больше 20 минут, а западные свидетельства об её особо длительной продолжительности порядком преувеличены. Взятка палачу позволяла сократить длительность процедуры.
Гаррота — испанский способ казни через удушение. Первоначально гаррота представляла собой петлю с палкой, при помощи которой палач умервщлял жертву. С течением времени она трансформировалась в металлический обруч, приводившийся в движение винтом с рычагом сзади. Перед казнью осуждённый привязывался к стулу либо столбу; на голову ему надевался мешок. После исполнения приговора мешок снимали, чтобы зрители могли видеть лицо жертвы.
Позднее гаррота совершенствовалась. Так, появилась каталонская гаррота, где винт был снабжён остриём, которое при повороте постепенно ввинчивалось в шею осуждённого и дробило ему шейные позвонки. Вопреки сложившемуся мнению, такое приспособление было «гуманнее», так как жертва умирала быстрее.
Посажение на кол широко применялось ещё в Древнем Египте и в Ближнем Востоке, первые её упоминания относятся к началу второго тысячелетия до н. э. Особое распоространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов, поэтому в поучительных целях сцены этой казни часто изображались на барельефах. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт (рассматривался как вариант детоубийства), а также за ряд особо тяжких преступлений. На ассирийских рельефах встречаются два варианта: при одном из них приговорённому протыкали колом грудь, при другом острие кола входило в тело снизу, через задний проход. Казнь широко применялась в Средиземноморье и на территории Ближнего Востока по меньшей мере с начала II тысячелетия до н. э. Известна она была и римлянам, хотя особого распространения в Древнем Риме не получила. Средние века
На протяжении большой части средневековой истории казнь посажением на кол была очень распространена на Ближнем Востоке, где являлась одним из основных способов мучительной смертной казни.
Посажение на кол было довольно распостранено в Византии, например Велизарий подавлял мятежи солдат, сажая зачинщиков на кол.
Особой жестокостью отличился румынский правитель Влад III (Цепеш — «колосажатель»). По его указанию, жертв насаживали на толстый кол, у которого верх был округлён и смазан маслом. Кол вводился в анус или влагалище (в последнем случае жертва умирала практически в течение нескольких минут от обильной кровопотери) на глубину нескольких десятков сантиметров, потом кол устанавливался вертикально. Жертва под воздействием тяжести своего тела медленно скользила вниз по колу, причем смерть порою наступала лишь через несколько дней, так как округлённый кол не пронзал жизненно важные органы, а лишь входил всё глубже в тело. В некоторых случаях на колу устанавливалась горизонтальная перекладина, которая не давала телу сползать слишком низко, и гарантировала, что кол не дойдет до сердца и иных важнейших органов. В таком случае смерть от потери крови наступала очень нескоро. Обычный вариант казни также был очень мучительным, и жертвы корчились на колу по несколько часов.
Железная дева — орудие смертной казни или пыток эпохи средневековья, представлявшее собой сделанный из железа шкаф в виде женщины, одетой в костюм горожанки XVI века. Предполагается, что поставив туда осужденного, шкаф закрывали, причём острые длинные гвозди, которыми была усажена внутренняя поверхность груди и рук «железной девы», вонзались в его тело; затем, после смерти жертвы, подвижное дно шкафа опускалось, тело казнённого сбрасывалось в воду и уносилось её течением.
При этом, судя по всему, гвозди внутри «железной девы» были расположены таким образом, что жертва умирала не сразу, а через довольно продолжительное время, в течение которого её судьи имели возможность продолжать допрос.
По рассказам древних писателей, подобный способ казни был впервые изобретён спартанским тираном Набисом. Придуманный им аппарат имел вид женщины, сидящей на стуле, и назывался Апегой, по имени жены тирана; с приближением осуждённого Апега вставала и закидывала ему на спину обе свои руки, усеянные, как и грудь, острыми гвоздями, которые разрывали тело на части.
Достоверные сведения об использовании железной девы для пыток и казни отсутствуют. Самый известный экземпляр был построен в Нюрнберге в начале XVI века. До наших дней он не сохранился: в 1944 году крепость, в подвале которой находилась эта так называемая «Нюрнбергская дева», была разрушена в результате авианалёта. Учитывая строгую формализацию средневековых инквизиционных процессов и регламентацию дозволенных пыток, можно с уверенностью утверждать, что если «железная дева» и использовалась, то только светскими судами. Тем не менее, существует мнение, что она была сфабрикована в эпоху Просвещения.
Похожая «дева» была обнаружена в 2003 году в Ираке. Заявляется, что она использовалась для расправы с противниками Саддама Хусейна.
Килевание — в эпоху парусных судов наказание, заключавшееся в протаскивании человека при помощи подкильных концов с борта на борт под днищем корабля. Часто килевание приводило к смерти наказуемого.
Осуждённого поднимали на рею, опускали вниз головой в воду и протягивали верёвкой под килем на другую сторону корабля. Килевание производилось один раз, два раза или три раза, в зависимости от проступка. Если преступник не захлёбывался, то существовала большая опасность того, что он окажется настолько изрезан бентосом, наросшим на борта корабля, что вскоре умрёт от кровотечения.
Poena cullei (с лат. «казнь в мешке») — квалифицированный вид смертной казни, известный римскому уголовному праву. Заключалась в зашивании казнимого в кожаный мешок вместе с живыми змеёй, обезьяной, петухом и собакой с последующим утоплением мешка в водоёме.
Применялась за убийство родственников, прежде всего — отца.
Носила сакрально-символический характер, так как преступник, подвергавшийся poena cullei, уподоблялся соответствующим животным.
По свидетельству Цицерона, такому же наказанию подвергались и святотатцы («Кто украдёт или похитит предмет священный или доверенный священной охране, да будет „паррицидой“»).
С принятием христианства Римской империей данная казнь не исчезла. Так, она была подтверждена законами Константина Великого, хотя последний распространил эту казнь и на детоубийц.
Повешение — вид механической асфиксии, который возникает при сдавливании шеи петлёй, затянувшейся под тяжестью тела погибшего. Обычно петля представляет собой кольцо, узел, свободный конец которого закрепляется неподвижно. Повешение используется как способ смертной казни, убийства или самоубийства.
В большинстве случаев смерть повешенного наступает вовсе не от удушения, как думают многие, а от сдавливания сонных артерий, подающих кровь мозгу. При лишении опоры, повешенный теряет сознание через несколько секунд (но если он не потеряет сознание, то мучительная агония может длиться дольше), а спустя несколько минут можно фиксировать биологическую смерть из-за необратимых повреждений коры головного мозга. Сердечная деятельность продолжается некоторое время после остановки дыхания. Со второй половины XIX века во многих странах при смертной казни применяется тип повешения, при котором тело осуждённого не просто лишается подпоры и повисает на верёвке, а падает с большой высоты (несколько метров) через люк. В таком случае смерть наступает не от асфиксии через несколько минут, а от разрыва шейных позвонков и спинного мозга практически мгновенно. При таком повешении необходимо рассчитывать длину верёвки в зависимости от веса осуждённого так, чтобы голова не отделилась от тела.
К побитию камнями приговаривали лишь за те 18 видов преступлений, за которые Библия прямо предписывает подобную казнь. Тем не менее, в Талмуде забрасывание камнями было заменено сбрасыванием приговорённого на камни. Согласно Талмуду, приговорённого следует сбрасывать с такой высоты, чтобы смерть наступила мгновенно, но его тело при этом не было обезображено.
Побиение камнями происходило так: приговорённого судом поили вытяжкой из наркотических трав в качестве обезболивающего, после чего его сбрасывали со скалы, и, если он не умирал от этого, сбрасывали на него сверху один большой камень.