Трёхрогие пельтовидные лунницы — интереснейшая категория украшений римского времени и эпохи раннего средневековья. Получившие широкое распространение от Пиренеев до Приуралья и от Скандинавии до Причерноморья, эти подвески являются не только хронологическими индикаторами, но и надёжными основаниями для синхронизации локальных шкал относительной хронологии целого ряда культур эпохи великого переселения народов.
На это уже обращали внимание многие исследователи у нас и за рубежом (Кропоткин 1978: 157; Амброз 1989: 100, 118, 120; Кухарская, Терпиловский 1981: 69-79; Щукин, Щербакова 1986: 198, 199; 1991: 38-55; Svoboda 1953: 33-93; Tempelmann-Maczynska 1986: 375-388; Werner 1988: 1-31), однако, отсутствует пока сводная работа, представившая бы общую схему эволюции трёхрогих лунниц-пельт в общеевропейском контексте. Тезисно мы уже представили такую схему (Каргопольцев 1990: 44, 45), тем не менее, чтобы оценить новые находки последних лет и по возможности сузить датировки с учётом стилистических особенностей самих лунниц, необходимо вновь вернуться к этой теме.
Прежде всего отметим, что лунницы-пельты функционально не однородны. Это могут быть как фибулы и пластинчатые накладки, так и собственно подвески: украшения и, может быть, амулеты у людей и сбруйные бляхи конской упряжи (рис. 2, 4, 6). Материал также различен: золото, серебро, бронза. Чтобы отойти от суммарных датировок, которыми в отношении лунниц пользуются до сих пор, необходимо выделить основные этапы их бытования и рассмотреть каждый в отдельности. Вначале несколько слов о прототипах.
Как украшения лунницы-пельты генетически восходят к провинциально-римским образцам трёхрогих пельтовидных фибул и накладок I-II вв. (рис.1; 2: 1; 4: 1), как гладких, так и украшенных эмалевыми вставками (Ulbert 1959: 103; Taf. 51: 29;Walke 1965: 147; Taf. 95: 24). К исходным образцам относится и серия кавказских находок, как, например, аграф и лунницы из некрополя картлийских питиахшей Армазисхеви (Мцхета) на территории древнего царства Иберия (Апакидзе и др. 1958: табл. 1:9; 10:1), происхождение которых связывают обычно с иранским (парфянским) кругом древностей (Musche 1988: Taf. XCVIII: 14; Яценко 1993: 60-69). Однако и эти находки, возможно, результат влияния римлян, присутствовавших на Кавказе с I в. н.э., или раннегерманского элемента из числа солдат Гордиана и Валериана и участников готских морских походов (Arrhenius 1985: 120-123; Бажан, Щукин 1990: 83-96). Так или иначе, находки инкрустационного стиля из Мцхеты с римскими монетами 150-180 гг. можно отнести к прототипам рассматриваемых украшений (рис.2: 2, 3). К раннеримскому времени относится и появление пельт в орнаментальных композициях на мозаиках (Фиц 1986: 261; рис. 89).
По стилистическим особенностям лунницы-пельты разделяются на три основные группы: с различными инкрустациями и зернью, гладкие и штампованные. Хронологически выделяются также три основных этапа их бытования (рис.1).
Первый, лунницы инкрустационного стиля с зернью и филигранью, относятся к горизонту «княжеских» погребений Лейна-Хаслебен, содержащему выразительный набор монет и римских импортов (ступень С2, втор. пол. III в.). Как известно, носители этого горизонта — германцы, сокрушившие ратийский лимес (Щукин, Щербакова, 1986: 210, 211). В Польше это находки из Закшува (погр. 2), Спицымежа (погр. 37), Жельново, Крушвицы, Коморова, Пилипок (Grempler 1888: 5-15; Taf. 3, 7; Tempelmann-Maczynska 1986: 375-388; Taf. 74; Okulicz 1970: 471; Ryc. 4, 5). Передаточным звеном в попадании этих изделий из римских провинций на Дунае к германцам могли послужить сарматы венгерских равнин. Это ими оставлены экземпляры ступени С1в/С2 (III в.) в могильниках Тисафельдвар, Тисафюред (рис.2: 7, 9), Чонград Хатарут (Parducz 1944: 55; Taf. XXX: 1; Щукин, Щербакова 1986: 198).
Проникновение лунниц на юг Восточной Европы В.В. Кропоткин связывает с переселением сюда германских племен в период «готских войн» III в. (Кропоткин 1978: 147-163). По-видимому, именно с этими событиями связаны находки из могильников Данчены Черняховской культуры, погр. 64, 279 (Рафалович 1986: табл. XX: 10; XLIII: 6), клада у с. Грушевицы (Буковина), совместно с ауреусом Аврелиана (270-275 гг.) и золотым ведёрком закшувского стиля (Маркевич, Рикман 1973: 260, 261), могильников юго-западного Крыма:
Черноречье, погр. 37 и Совхоз Севастопольский, погр.30 (Кропоткин 1978: 157).
Второй этап относится к ступеням СЗ — D (IV в.) и характеризуется в основном простыми, гладкими лунницами без вставок и филиграни (рис. 1, 4, 5). Массовое распространение такие изделия в сочетании с оружием, ведёрковидными подвесками, овальными и калачиковидными пряжками с хоботовидным язычком, гребнями и пр. имели в Черняховской культуре: Черняхов, Косаново, Тыргшор, Могошаны, Демьянов, Солонцы и др. (Кропоткин 1978: 157; Котигорошко 1987: 176-191; рис.7; Баран 1971: рис. 5: 15; Кухарская, Терпиловский 1981: 78).
Наряду с гладкими в IV в. встречаются еще «закшувские» образцы, появляются уже и штампованные (Щукин, Щербакова 1991: 38-55).
Для Черняховской а также ряда других культур отмечено сочетание лунниц-пельт с круглыми и прямоугольными подвесками, носившимися в составе одного ожерелья: Будешты, Делакеу, Тыргшор, Косаново, Брангструп и др. (Gebers, Hinz, Dreuhaus 1977: 23; Werner 1988: Abb. 15, 16, 18).
В кладе Валя Стрымба (Текерепатак, Румыния) гладкие золотые лунницы (рис.4: 18, 19) обнаружены совместно с римскими монетами, позднейшая из которых чеканена при императоре Грациане (367-383 гг.), пряжками с длинным язычком и гладкими двупластинчатыми фибулами (Szekely 1944:95-101; Taf. 1; Tempelmann-Maczynska 1986: 383; Abb. 7). Следует упомянуть также находки из мог. Дунауйварош (Интерциза), Чаквар (Флориана) — погр. 68, совместно с янтарной грибовидной подвеской и гребнями III типа по З. Томас (все — Венгрия), Насобурки (Чехия, сопоставим с ранней фазой горизонта Унтерзибенбрунн), Роище (киевская культура), относящиеся суммарно ко втор. пол. IV в. (Шаламон, Баркоци 1982: 38; рис. 7; Tempelmann-Maczynska 1986: 380; Abb. 5; Werner 1988; Abb. 16; 17; 23: A; Кухарская, Терпиловский 1981: 78; рис.6; Терпиловский 1990: 56; рис. 3: 7).
Практически синхронно с черняховскими лунницы появляются в Поволжье и Прикамье, в древностях азелинской, бахмутинской, турбаслинской и поломской культур: могильники Селикса-Трофимовский, Бирский, Уржумский, Армиевский, Варнинский и др. (рис. 4: 21-23; 6: 17), доживая там до V в. (Полесских 1979: 29; рис. 17; Финно-угры и балты... 1987: 293, 297, 308; табл.XLV: 3; XLIX: 10; LX: 16; Богачёв 1992: 151; рис. 26). Едва ли это простое совпадение, вспомним хотя бы сообщение Йордана о военных акциях готов под предводительством Германариха в лесной зоне где-то между 335 и 375 гг. (Иордан 1960: 89), тем более, что связь волго-окских и прикамских памятников с черняховской культурой подтверждается целой серией др. вещей и традиций (Kazanski 1992: 87-98).
К галло-римским древностям относятся погр. 2 мог. Монсо-ле-Ноф и погр. 127 мог. Шуае в Бельгии, откуда происходят гладкие трехрогие лунницы-пельты в сочетании с серебряной посудой, оружием, пряжками, портупейными застежками и пр. (рис. 4: 2, 3); дата — сер. втор. пол. IV в. (Bohme 1974: Taf. 116: 7, 8, 10, 11; 121: 1, 2, 4, 6, 7, 10, 12).
Со втор. пол. IV в. трёхрогие лунницы и их дериваты становятся популярны и на севере Европы, и хотя период их основного бытования здесь относится уже к третьему этапу, именно это время (350 г.) принято сейчас считать нижней датой Сёсдал стиля (Lund Han-sen 1992: 184; Wyszomirska-Werbart 1992: 65-69). В качестве переходной формы от филигранных к тиснёным Сёсдал стиля можно отметить экземпляр из мог. Квармлес на о-ве Зеландия (Дания), совместно с двумя серебряными фибулами со сплошным приемником и звездовидной ножкой (рис. 6: 2. Tempelmann-Maczynska 1986: 378, 379; Abb. 4). Из Дании и Гольштинии происходят и гладкие лунницы: Торсберг (с рунической надписью), Вимозе, Брангструп (рис. 4: 4-8), в последнем — целая серия совместно с монетами от Деция до Констанция II (249 -351 гг.); ступени С2/СЗ (Brandsted 1963: 205, 216; Gebers, Hinz, Drenhaus 1977: 22; Abb. 11: 1; Werner 1988; Abb. 18: 1-3). Причём брангструпский клад кроме простых, аналогичных черняховским, содержал и штампованные лунницы с изображением людей, животных и растений в римском стиле (рис. 6: 15); аналогия в Сквире, около Киева (рис. 6: 16. Werner 1988; Abb. 18: 7; 19: 6-7).
Т.о., на севере Европы во втор. пол. IV в. отмечается сосуществование гладких и штампованных лунниц, в том числе стиля Сёсдал. Нет только полихромных, их ренессанс в Европе приходится уже на третий этап, относящийся к ступеням D2 — Е (конец IV-V вв.), что связано, по-видимому, с гуннской эпохой и новым всплеском моды на изделия с инкрустациями.
Однако анализировать причины этого явления, равно как и останавливаться на различиях стилей полихромии, их технологических особенностях и хронологии (пасты, эмали, вставки, кабошоны, клуазонне и пр.) в данной статье мы не будем. Это отдельная тема исследования, и ей посвящено уже достаточное количество работ (Амброз 1971: 102; Засецкая 1978; 1986; Бажан, Щукин 1990: 83-96). Отметим только, что в целом мода на инкрустированные вещи в эпоху великого переселения становится общеварварской, евразийской и является результатом сложного взаимодействия сармато-аланского, парфяно-сасанидского, провинциально-римского, а возможно, и гуннского компонентов (Вопа 1971: 272; 1991; Arrhenius 1985: 120-123; Musche 1988; Tejral 1973: 21, 57, 59, 61; Безуглов, Копылов 1989: 171-183; Амброз 1992: 71; Яценко 1993: 60-69). Здесь можно назвать целый ряд роскошных золотых лунниц, украшенных гранатовыми вставками: Орт (Италия), Лоа (Австрия), Нови-Шалдорф, Намешти (Чехия), Варна (Болгария), Силадь-Шамльо, Гава — погр.27, совместно с фибулами и пряжками горизонта Домбовар сер. V в. (Венгрия), пара из разрушенного могильника Верхняя Рутха (Осетия) — совместно с прогнутыми подвязными и бугелькнопф- фибулами, В-образными рифлёными, с цикадой, орлиноголовыми пряжками, тиснёными фаларами и пр. (Уварова 1900: 235-253; табл. CI-CVI).
Инвентарь последнего комплекса сопоставим с драгоценностями из могилы короля франков Хильдерика (456-481 гг.) в Турнэ, с горизонтом боспорских склепов в Керчи и др. памятниками ступени Е, на кото-
рую и приходятся перечисленные находки (Svoboda 1953: 56; Obr. 10: 1, 2; Werner 1959: 424; Taf. 4; Germanen... 1987: 97, 364; Taf. 1: 16b; 58: VIII-18; Засецкая 1979: 5-15). Самые поздние среди них — из женского погр. № 14 мог. Мюльхаузен (Зап. Германия, 480-525 гг.), стиль клуазонне (Tempelmann-Maczynska 1986: 384, 385; Abb. 11).
Если в Подунавье господствовала мода на полихромию, то для северных провинций империи (Северная Галлия, Порейнье), Германия Либера, Балтики и Скандинавии были характерны штампованные изделия Сесдал стиля (рис. 6) с псевдозернью и вдавлениями пунсоном в сочетании с гранёно-выемчатой резьбой и тиснением геометрических, растительных и животных орнаментов (Arrhenius 1987: 441-446; Wyszomirska-Werbart 1992: 59-70; Bitner-Wroblewska 1992: 257, 258; Pl. I. II. X). Стык двух стилей дает уникальный комплекс воинского погребения в Якушовицах (Польша), где серебряная уздечная подвеска-пельта (рис.6: 4), удила, фибулы, пряжки Сесдал стиля находились в сочетании с инкрустированными пряжками, накладками, двурогой лунницей и др. вещами стиля клуазонне (Aberg 1936: 264-277; Prahistoria 1981: 283; Ryc. 130, 131). Сам комплекс в Якушовицах синхронизируется с горизонтом Унтерзибенбрунн-Качин, кон. IV — начало V вв. (Werner 1965; Tejral 1973; Амброз 1992: 32, 33).
Помимо центральноевропейских находок в Якушовицах и Вескени (Венгрия) отметим североевропейские: Сесдал, Фултофта, Финнешторп (Швеция), Вайэн (Норвегия), Эйсбел, Зейльфлод, Хештенторп (Дания), Бозау (Вост. Гольштейн), Вэннебо (Готланд), — ступени C3/D - Е (Aberg 1936: 273; Fig. 8-10; Svoboda 1953: 33-93, Obr. 10: 5; Werner 1962: 97; Abb. 17: 2; Gebers, Hinz, Dreuhaus 1977: 14-26; Abb. 5-12; Larsen 1984: 169, Fig. 1). Объединяет их мотив устремленных навстречу друг другу двух рогов, стилизованных в виде голов птиц, лошадей, змей и как бы разделяющего их третьего рога, часто в виде человеческой личины (рис. 6). И. Вернер называет это «звериным стилем — 1», генетически восходящим в римское время (Werner 1962: 97; Abb. 40: 1, 2).
К Сесдал стилю относятся и находки лунниц-пельт из памятников типа Линдора-Полибино (т.н. «длинные курганы») на Северо-Западе Восточной Европы (рис. 6: 13, 14, 19, 20). Все они также сделаны из серебра и датируются промежутком времени где-то между 375 и 450 гг., ступень D (Каргопольцев 1990: 45). Попасть сюда они могли либо с запада, из Центральной и Северной Европы по «янтарному пути», либо с юга, как и в Прикамье, в связи с экспансией готов Германариха в лесную зону Восточной Европы.
Подвеске из кургана в Горско (Восточное Причудье, Пск. обл. Спицын 1915: 238) по форме близка серия лунниц из Гранада-Альбайцин, попавшая в Испанию с вандалами-астингами в 409-429 гг., причём подобные образцы, по мнению М. Темпельман-Манчинской, могут датироваться и более ранним временем, начиная с сер. IV в. (Tempelmann-Maczyn'ska 1986: 376, 377, 381-386; Abb. 1).
Подвеске-луннице из курганного могильника Рысна-Сааре II в Юго-Восточной Эстонии (Аун 1981: 400; Табл.VII: 4) идентична пара из могильника Любахин I, расположенного на стыке Ленингр., Новг. и Волог. обл. [1] Эти вещи, наряду с другими ХИ, надежно датируют нижнюю хронологическую границу памятников типа Линдора-Полибино концом IV — перв. пол. V вв., т.е. в пределах ступени D2 (Бажан, Каргопольцев 1986: 199-201).
Из Черняховских отметим костяную лунницу с подвесочками на рогах из 48 погр. мог. Бырлад-Валя Сяка (Румынская Молдова) и близкую ей бронзовую находку из постчерняховского горизонта мог. Данчены в Молдове (Рафалович 1986: 26, 176; табл. LIХ: 11; Werner 1988; Abb. 15: 4). Стилистически они близки вещам круга Сесдал-Унтерзибенбрунн (рис. 6: 21, 22). Здесь же назовём бронзовые с позолотой трёхрогие пельтовидные уздечные накладки из Новогригорьевки (Запорожская обл.) и Щербатой Котловины (Херсонская обл.), относящиеся уже к периоду Е, т.е. к 420/450-525 гг. (рис. 6: 18, 23. Засецкая 1975: 58, 77; Степи... 1981: 106; рис. 3: 21, 36).
К VI-VII вв. относятся последние локальные всплески моды на такие изделия. В качестве примера отметим трехрогие лунницы из клада византийского ювелира в Земьянском Врбовке (Словакия, рис.6:25; Svoboda 1953:39, Obr.4); дериватные «сердцевидные» подвески из мог. Черкут в Венгрии (Werner 1962; Abb.32:6,8); трёхрогую лунницу из Уфы (Башкирия), отнесенную А.К. Амброзом наряду с новогригорьевской к украшениям степной группы II, сохранившей отдельные «гуннские» традиции до VII в. (рис. 6: 24. Амброз 1989: 63-82; рис. 34:6).
Нередки случаи и нахождения лунниц ступеней D-E в более поздних комплексах лесостепной зоны. Среди прочих, эти вещи являются, видимо, военной добычей славян и кочевников. Так, в Козиевском кладе VI-VII вв. («древности антов», Среднее Поднепровье) были обнаружены в составе ожерелья тр»хрогие лунницы Сесдал стиля, аналогичные Финнешторпскому экз. (рис. 6: 8. Щеглова 1990: 198; рис. 7: 8), а полихромная лунница с зернью, так же трёхрогая, происходит и вовсе из погребения VIII-IX вв. (Дмитриевский мог.) салтово-маяцкой культуры (Степи... 1981: 150; рис.37:137).
Так в общих чертах нам представляется схема эволюции трёхрогих лунниц-пельт. Суммируя вышесказанное, можно отметить, что из провинциально-римских фибул и накладок I-II вв. (В2), во II- III вв. (С1-С2) формируются пельтовидные лунницы Закшув стиля, украшенные различными вставками и зернью. В IV в. (C3-D) бытуют в основном гладкие и штампованные подвески, а уже с V в. (D-E) вновь отмечается использование полихромных изделий, в т.ч. стиля клуазонне. При этом продолжается бытование лунниц Сесдал стиля. Гладкие практически выходят из употребления. На рубеже V/VI вв. завершается использование рассматриваемых типов трёхрогих лунниц-пельт, кроме штамванных с имитацией зерни. Отдельные образцы последних встречаются в комплексах вплоть до VII в.
Как категории украшений, двурогие и трехрогие лунницы, конечно, продолжали свое развитие и дальше, но это уже другая эпоха, другие стили.
Список сокращений
АИНКБ |
— |
Археология и история народов Кабардино-Балкарии. Нальчик. |
АСГЭ |
— |
Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Л. |
APT |
— |
Археологические работы в Таджикистане. Душанбе. |
АЭБ |
— |
Археология и этнография Башкирии. Уфа. |
АЭГМГ |
— |
Археологические экспедиции Государственного музея Грузии им. С.Н.Джанашиа. Тбилиси. |
БКИЧП |
— |
Бюллетень Комиссии по изучению четвертичного периода. М. |
БС |
— |
Боспорский сборник. «Архэ», М. |
ВАА |
— |
Вопросы археологии Адыгеи. Майкоп. |
ВДИ |
— |
Вестник древней истории. М. |
ВССА |
— |
Вопросы скифо-сарматской археологии. М. |
ЗОРСА |
— |
Записки Отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества. |
ИАН Кирг.ССР, СОН |
— |
Известия Академии Наук Киргизской ССР, Серия общественных наук. Фрунзе. |
ИООН АН СССР |
— |
Известия Отделения Общественных Наук Академии Наук СССР. М. |
ИСО НИИ |
— |
Известия Сёверо-Осетинского научно-исследовательского института. Орджоникидзе. |
КСИА |
— |
Краткие сообщения Института археологии Академии наук СССР. М. |
КСИИМК |
— |
Краткие сообщения Института истории материальной культуры. М. |
МАГК |
— |
Материалы по археологии Грузии и Кавказа. Тбилиси. |
МАД |
— |
Материалы по археологии Дагестана. Махачкала. |
МАДИСО |
— |
Материалы по археологии Дагестана и Северной Осетии. Орджоникидзе. |
МАК |
— |
Материалы по археологии Кавказа. СПб. |
МИА |
— |
Материалы и исследования по археологии СССР. М. -Л. |
НАД |
— |
Народы Азии и Африки. М. |
ПАВ |
— |
Петербургский Археологический Вестник. СПб. |
ПАИ |
— |
Полевые археологические исследования в Грузии. Тбилиси. |
ПиН |
— |
Палеолит и неолит СССР. М. -Л. |
СА |
— |
Советская археология. М. |
САИ |
— |
Свод археологических источников. М. Л. |
СГЭ |
— |
Сообщения Государственного Эрмитажа. Л. |
СО АН СССР |
— |
Сибирское отделение Академии наук СССР. |
СЭ |
— |
Советская этнография. М. |
TAC (Tp.AC) |
— |
Труды Археологического съезда. М. |
тд |
— |
Тезисы докладовéhistorique. |
CRP |
— |
Current research in Pleistocene. |
ESA |
— |
Eurasia Septentrionalis Antiqua. |
ILN |
— |
Illustrated London News. |
JHS |
— |
Journal of Hellenic Studies. |
UNES |
— |
Journal of Near Eastern Studies. |
J R AS |
— |
Journal of Royal Asiatic Society. |
L'A |
— |
L'Anthropologie. Paris. |
MCA |
|
Materiale si cercetari archeologice. |
RE |
— |
Real-Encyclopаdie der classischen Altertumswissenschaft. |
SIA |
— |
Slovenska Archeologia. Bratislava. |
SPA |
— |
Survey of Persian Art. |
ZfE |
— |
Zeitschrift für Ethnologie. |