• Авторизация


Каменные кресты 04-11-2009 18:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Заметка о каменных крестах, преимущественно новгородских.


    Каменные русские кресты до сих пор не служили предметом специалных изысканий. Не определены пределы их распространена, их время, не установлены их типы, неизвестно их действительное назначение, не разгадано их происхождение. Настоящая заметка имеет в виду положить начало их изучению. По срочности работы, приноровленной к интересам Тверского археологическаго съезда, составитель ее не имел возможности использовать весь материал. какой можно было разыскать, и вместе не смеет надеяться, что ему удалось установить надлежащую точку зрения на описываемые остатки старины. То и другое— дело будущего. Главная цель, к которой автор заметки стремился— возбудитъ внимание к этим изящным, быстро исчезающим памятникам древности, к которым начинаешь чувствовать большое стремление, как только к ним ближе подойдешь, ближе с ними освоишься.
    Старые русские каменные кресты попадаются на широком пространстве, но сведения о них чрезвычайно скудны и отрывочны. В Подольской губ. известны кресты близ с. Зарудье, Проскуровской вол. (около кургана Кровава Гребля) и па городище у д. Житники, Ушицкаго у. (1). В Волынской губ. по 4 каменные креста стоят на двух курганах близ Кохановки и Березны, Заславскаго у., 5 у городища близ д. Пилиповичи Корецкие, Новоградволынскаго у.; курган с крестом наверху известен еще близ Искорости. В Орловской губ. каменные кресты имеются близ старого города Вщижа, в Брянском у. Здесь в урочище Кальнице на кургане с плоскою вершиною стоят 2 креста, четырехконечной формы, грубо вытесанные из красного гранита и песчаника, без надписей. Два подобные же креста находятся на възде из с. Вщиж по дороге в слц. Рудное, по правой и по левой стороне дороги. Один из крестов поставлен на постаменте из двух сомкнутых гранитных камней, в специально для того высеченном гнезде (2). В Могилевской губ. каменные кресты известны близ д. Голошево, Оршинского у. (грубой формы четырехконечный крест вышиною 1 1/2 арш., на берегу оз. Глухого), близ д. Рагозиной того же узда (6 крестов на городище) и на кладбище д. Горской Слободы Чаусскаго у.; последние, по преданно, униатские (3). Какие-то  каменные кресты  и  плиты  со славянскими надписями указываются на кладбище в уроч. Церковиско близ д. Целесцы, Константнновскаго у., Стедлецкой губ.(4). Близ д. Кукарево, Игуменскаго у., Минской губ., находится кладбище с каменными крестами. Каменные кресты имеются близ д. Пять Крестов на р. Москве, несколько выше г. Коломны, и близ г. Шуи (5). В русской части Витебской губ. кресты, как показал проф. Шепелевич, составляют очень обыкновенное явление на старинных кладбищах. Иногда кресты здесь попадаются также на курганах и на городищах (6). Какими-то крестами был отмечен перевоз на Двине несколько выше Витебска: «От Невчиньи в трех милях на Лутосне есть перевоз, але броду нет, и туды Витолт ходил до великого Новагорода к Москве, где и теперь там еще крыжы есть» (7).
    С типом южнорусских каменных крестов можно ознакомиться по рис. 348, представляющему

 изображение огромного, прекрасно высченнаго креста, стоящего на месте старого кладбища при с. Зимно, близ г. Владимира Волынского. Крест имеет 6 клейм для вставки металлических или каменных изображений. По мнению проф. Шляпкина, он поставлен на месте погибшего в 1213 г. Клима Христинича, «его же крест и доныне стоит на Сухой Дорогви» (Заи Импер. Русск. Археологич. Общ., т. X, в. 1, стр. 384).
    Другой весьма любопытный русский каменный крест стоял у ст. Преградной, Донской обл., на р. Больш. Егорлыке. Он описан Палласом (в 1799 г.) и Бутковым (в 1825 г.). Крест имеет в вышину 4 арш., вытесан был из известкового камня, перекрестие было короткое. В плохо разобранной надписи, кажется, можно читать: «Помилуй, Господи... раба своего Ивана... роус...» (8). В 1775 г. на камне будто бы еще можно было различить 6549 (1041) г.
    Но наибольшее количество каменных крестов падает па древнюю Новгородскую и отчасти Псковскую области. Здесь они встречаются, главным образом, на жальниках и курганах, а также в стенах церквей. Уже не малое количество новгородских крестов собрано в музеях, что и дает возможность их описания и изучения. В литературе указания на каменные кресты в пределах Новгородской и Псковской обл. довольно многочисленны, но указания эти весьма редко снабжаются рисунками (9).
Предлагая далее изображения известных нам каменных крестов, принимаем деление последних на памятные, поклонные и намогильные.

 
Памятные  кресты.


    Кресты этого рода большая редкость. Их известно всего три: Стерженский, Воймерицкий и Эстляндский.

    Стерженский крест (рис.  323) находился па городке  при впадении Волги в озеро Стерж, а затем на кладбище, откуда в 1879 г. перенесен в Тверской музей. С XII в. он мог переменить не одно место. Высота креста 2 арш. 5 верш., толщина 5 1/2 верш.; в землю он был углублен на 1/2 арш. Крест весьма основательной конструкции. Характерная особенность его формы—концы, разделанные лопастью, слегка расширенные и обрезанные под углом.  Надпись, несмотря на плохую  сохранность  в  Некоторых местах,  читается  вполне точно: « ВО Л ЗХМА МСЦА ИЮЛЯ ДI ДНЬ ПОЧАХЪ РЫТИ РЕКУ СЮ АЗЪ ИВАНКО ПАВЛОВIЦЬ I КРСТЬ СЬ ПОСТАВ. ХЪ ».
    6641  год соответствуете  1133 му. Буквы надписи вырезаны старательно, черты резкие, точные. (10)
Воймерицкий крест (рис. 322) находится в часовне с. Воймерицы Боровичскаго у., на р. Мсте. Указан земским начальником М. Д. Торопиным и изучен проф. Шляпкиным. Выше Стерженского креста более, тем на аршин, так как имеете до З 1/2 арш. вышины. Форма в общем та же, но боковые концы плоски (хотя тоже расширены), а верхний обрезан под более

 острым углом и более расширен. Часть креста, помещавшаяся в земле, очень расширена. Надпись: «Мироуславоу и Лазареви братя и мати Мирослава поставили хрест. Славопе делало». Воймерицкий крест, кажется, можно относить к тому же времени, как и Стерженский, т.е. к XII в. Хотя может быть, что крест этот находился на могиле, однако, мы относим его к памятным, так как несомненно, что он поставлен в память какого-то события, связавшего два совсем не родственные имени.
 

    Эстляндский крест (рис. 374) находился в 70 вер. от Нарвы между станцией Ворьел и Hohenkreuz, на морском берегу. Он, по-видимому, местной, не русской работы и представляет собою массивное сооружение в форме малышскаго креста. Немецкая надпись в современной транскрипции гласит: «Anno 1590 den 4 Februar ist der Russe in das Schwedische Lager gefallen und den edlen und mannhaften Wassili Rasla (gen? din?) erschlagen». Русская надпись не разобрана.  Можно ясно читать: «Лета 7198, месяца февраля на память Святого Сидора... убиен бысть на сем месте раб Божий Василей...» Из шведской хроники мы узнаем, что в одном из сражены шведов с русскими в 1590 г. со шведской стороны пали Василий Росладиы, Ганс Майделе и др. (11).
    Быть может, к числу памятных же крестов должен быть отнесен крест Лопастицкий (рис. 327),

 некогда стоявший на берегу пролива, соединяющего оз. Лопастицкое с оз. Витбино, близ д. Загородье, на мысу, покрывавшемся весеннею водою. Основание его обложено было камнями. Высота креста всего 1 арш. 14 1/2 верш.; стержень в нижней части показывает, что крест стоял на камне. Необыкновенное изображение выбитых на обеих сторонах крестов и загадочные монограммы приводят к предположению, что Лопастицкий крест, может быть, не новгородский. Аналогий среди известных русских крестов он не имеет.
    Не относится ли к числу памятных также «Игнач крест», стоявши по дороги из Твери в Новгород, не доходя до него за 110 в., упоминаемый Никоновскою летописью под 1237 г. (т. X, 112)?


 
Поклонные  кресты.


    Это кресты или храмовые, вложенные в стены церкви, или придорожные. Последних известно очень мало. Может быть, к их числу относится Егорлыцкий крест, а также Вщижский, и сюда же позволяем себе отнести известный крест 1244 г. Новгородского кремля. Крест этот четырехконечный и имеет надпись: «Господи, спаси и помилуй раба своего Сьмеона грчннаго чьрнеца Оркажа монастыря, аминь. Поставил (поставлен?) святый крест си в лето 6752 месяца августа в 15 д. на память святыя Богородица оуспение Владычица» (Известия Импер. Русск. Археол. Общества, т. II, 94). Перестройка этой части стены относится к 1331 г., когда мог быть помещен в неё и крест чернеца Симеона, вместе с находящимся там же другим крестом, общего типа поклонных храмовых.
    Обычай помещать на стенах храмов поклонные кресты в русских каменных церквах очень древен; такие кресты известны, между прочим, в Шевской церкви Спаса на Берестове и в Новгородской Преображенской. Но кажется, что кресты эти вырезаны не из целых плит, а из отдльных кусков камня или даже из кирпича. Ранних вкладных крестов из целого камня мы не знаем; известные поклонные храмовые кресты идут, надо думать, только с XIV в. Из них лучший, самый характерный и, быте может, послуживший образцом для всех подобных—крест в Корсунской паперти Софийского Новгородского собора (рис. 347),

поставленный в XIV в. при архиепископе Алексии (1359 —1389 г.). Вышина его 2 арш. 6 верш. Крест с очень расширенными концами и явными остатками перемычек (12). Изображения рельефные и раскрашенные; надпись (по арх. Макарию): «В лето 68... писан бысть крест сей в Новегороде благословением и повелением боголюбиваго преосвященного архиепископа Алексея, и поставлен на поклонение правоверным людем, а владыце архиепископу Алексею дай Бог многая лета и здравие и спасение, и детем его и всему миру».
    Того же типа 2 креста (рис. 350 и 353),

нынешних размеров и с обычною краткою надписью, имеются в Историческом музее. Они находились, будто бы, на сводах Спасо-Преображенской церкви в Новгороде, что на Ильинской ул.,  построенной в 1374 г.  У одного из этих крестов нижний конец скошен прямо, у другого с выступы (13).
    Второй тип поклонных храмовых крестов — равноконечные кресты с расширенными концами и ободком (рис. 356, 357, 359, 360). Известные экземпляры таких крестов все происходят из той же Спасской Новгородской церкви и находятся также в Историческом музей. Кресты эти неболыших размеров и имеют очень схематизированные поздния монограммы. Несомненно, что это поклонные кресты, так как они имеют форму совершенно круглых клейм, без ножек.

    Форма описанных крестов происходите, надо думать, от обычных византийских крестов в кругу, который может означать, ближе всего, нимб, а может быте, и терновый венец. Той же формы известный поклонный деревянный Людгощинский крест 1359 г., покрытый рельефными изображениями и орнаментом (рис. 355).

Вышина его 2 арш. 9 верш. Надпись (по арх. Макарию): «В лто 6867 индикта 1 2 поставлен бысте крест  си. Господи Иисусе Христе, по милости вся ристияны на всяком месте молящася Тобе чистым сердцем. И рабом Божиим помози поставившим крест Людгощичам и мне написавшему — ф — с. Манас. р. рлксс. т. вввмл. р. рмл. насс. их у сра».
    Третий тип храмовых поклонных крестов — кресты восьмиконечные, известные в небольшом количестве. Крест Успенской церкви Аркажа монастыря (рис. 364),

положенный на могилу священника Благовещенской церкви и ныне утраченный, имел в вышину 2 арш. 10 верш. Надпись на нем: «IСУ ХЪ НИ КА ЦРЬ СЛАВЫ ВСЕМУ МИРУ ВЛДКА ЦРВУ ЕГО ЖЕ НЪ КОНЦА ГИ СПИ ПОМИЛУЙ РАБА СВОЕГО - ДАЙ ГИ ЕМУ ЗДРАВЬЕ И СПНЬЕ ОТДАНЬЕ ГРЕХОВ, А В БУДУЩНИ ВЕКЕ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ». Совершенно подобный поклонный крест имеется в стене Новгородской Борисоглебской церкви на Торговой стороне, (рис. 363). Надпись та же, в некотором сокращении. По технике; крестов и начертанию букв почти несомненно, что оба креста высечены одною и тою же рукой. Начертания букв отходят очень далеко от букв Стерженскаго креста XII в. В виду того, что все монограммы и титла Борисоглебского креста совершенно тожественны с поклонным крестом рис. 350, думаем, что они одного времени, т.е. приблизительно XIV в. Борисоглебская каменная церковь поставлена в 1378 г. К более позднему времени относится каменный поклонный крест той же формы в Молотковской церкви, куда он перенесен из Спасской церкви на Красном поле (рис. 361).

Греческая надпись на Греческая надпись на кресте не разобрана. Вышина креста 1 арш. 14 верш. Работа тщательная, но ремесленная. По предположению арх. Макария, крест мог быть исполнен греком Феофаном, расписывавшим в 1378 г. одну из Новгородских церквей. Нам представляется, что он позднее этого времени. По форме Молотковский крест чрезвычайно близок к Чудному Новгородскому кресту, сооруженному в 1548 г., но, видимо, имеет более раннюю дату, напр., XV в. В форме Борисоглебского креста любопытен каленный круг в средокрестии; по изображению малаго, совершенно подобного креста в том же средокрестии видно, что круг этот означает терновый венец.
    По словам арх. Макария, в новгородских церквах каменных храмовых крестов много. Кроме описанных выше, в его большом труде отмечаются каменные кресты в стенах следующих церквей: Андрея Стратилата в Кремле (стр. 116, два креста по обе стороны западной двери), Лазаревой (стр. 152, по правую сторону западного входа), Петропавловской на Софийской стороне (стр. 156, снаружи алтаря, под горним местом), Двенадцати Апостолов (стр. 164, крест в южной стене верхней церкви, между двумя небольшими окнами), Троицкий в Ямской слободе (стр. 174, на алтарной стене, у среднего окна), Федора Стратилата на Торговой стороне (стр. 196. один крест у дьяконника, другой на северной стороне, с изображениями святых), Знаменской (стр. 242, в колокольне, на северной стороне), Апостола Филиппа (стр. 382, под диаконьником, 1559 г.), Никитской (стр.396, на стене колокольни крест с надписью: «7065 (1557), поставлен крест сей на основание храма и на поклонение»), Рождественской Антониева монастыря (стр. 471, три креста с восточной стороны и два небольшие с северной), Благовещенской на городище (стр. 490, один крест на южной стене). Воскресенской на Мячине (стр. 548, на западной стене 2 креста), Успенской в Болотове монастыре (стр. 574, небольшой крест с внешней стороны столбовой колокольни) и Ковалевской (стр. 582, четыре небольшие креста на восточной, южной и западной стенах). Не знаем, все ли перечисленные кресты в точном смысле каменные, т.е. сделанные из одной цельной каменной плиты.
    По словам В. Н. Глазова, несколько каменных четырехконечных крестов (с расширенными концами и обычными монограммами) находятся в стенах Изборской церкви. Из крестов Новгородского музея некоторые также могли иметь назначение храмовых поклонных, напр, кресты рис. 326 и 351, не

[258x284] [250x287]

имеющие внизу стержня для прикрепления. Крестов рис. 326, редкой формы, с расширенными концами, без ободка, в Новгородском музее имеется два. То же назначение имеет небольшой четырехконечный крест Исторического музея (рис. 369), происходящей, кажется, из той же церкви, как и прочие кресты музея, т.е. Спасской Новгородской. К числу поклонных предположительно отнесем небольшие кресты рис. 365 (Тверской музей), рис. 366 (из часовни д. Троицы на берегу р. Тверды в 7 в. от с. Медного, Тверской музей) и рис. 367 (найден на месте монастыря св. Иоанна Богослова в г. Старице, Тверской музей). Все эти кресты любопытны своими разными изображениями, из которых изображение Спасителя нельзя не назвать художественными.

 Крест рис. 365 имеет резные фигуры и на другой стороне, так что он не мог быть назван поклонным крестом. Крест этот весьма интересен по своей форме: это единственный известный четырехконечный крест с ровными, не расширенными концами и с каменным ободком; вероятно, тут сказывается уже не новгородская, а московская или суздальская традиция (14).
 


Намогильные кресты.
   

    Намогильные кресты, в общем, повторяют формы памятных и поклонных, но имеют и некоторые особенности, выражающаяся, главным образом, в усвоении стержней и зарубок для постановки на камнях и относительной массивности пропорций, а также в уменьшении величины.
Некоторые из намогильных крестов ставились у могилы непосредственно в землю, другие помещались на специальных плитах, или же на крупных валунах могильного ограждения (рис. 320, 325, 358, см. также рис. 43 на стр. 15 в описании гдовских курганов). Надписи на крестах вообще состоят из одних монограмм, и только на немногих найдены имена погребенных.

[229x319] [224x320] [211x321]


    Намогильные кресты все четырехконечные. Их можно подразделить на кресты без круга и в кругу.
 
                                    Кресты без круга имеют несколько разновидностей:
    1)  Кресты  с легка  расширенными и  скошенными  под углом концами. По аналогии со Стерженским и Воймерицким крестами, эту форму  следует признавать  древнейшею,    напр,  средины  или  конца ХIII-го в. Следует отметить, что в средокрестии этих крестов обыкновенно  выбит небольшой крестик той же  формы. Таких крестов известно очень немного:

[172x282] [154x287] [156x286] [251x293]

    крест рис. 375. Из часовни с. Воймерицкаго на Мсте, вышиною 1 арш.;
    крест рис.  377. Тверской музей;
  крест рис. 380. С. Воймерицы, вышина 3/4 арш. Крест этот, несомненно, относится к тому же типу, хотя концы его и не расширены;
  крест рис. 373. С жальника при д. Рабитицы, Ямбургскаго у. (Зап. Имп. Русск. Археол. Общ., т. XI, в. 1, стр. 328).
    2)  Кресты Лопастицкаго типа, т.е. с концами,  равными по размерам средокрестия. Это наиболее благородная форма для крупных каменных крестов; в средокрестии иногда высечен малый крестик. Вероятно, могут быть отчасти относимы также к ХIII-му в. Этих крестов известно пока тоже немного:
два креста Мстинской часовни по дороге в с. Воймерицы, в имении г. Горемыкина (рис. 327 и 328); надписи стерты, непонятны и, может быть, относятся к более позднему времени;
крест рис. 376, на жальнике с. Гостиц, Гдовскаго у., не раньше XIV в.

[195x241] [207x247]


«Ольгин крест» в церкви Ольгина погоста на р. Нарове, вышиною 1 арш. (рис. 379), вероятно, также не ранее. В договоре русских со шведами 1585 г. упоминается Ольгин крест на Нарове у Николы.

    3)Кресты с удлиненными параллельными концами. Можно думать, что время их XIV—XV в.  Это тоже редкие кресты:
        крест рис.  325, с жальника у д. Подмойте, Псковского у.
  крест рис. 324, в музее Археологического института. Интересный плетеный орнамент у средокрестия.
Той же формы каменный крест находится на берегу Волхова близ д. Порог, несколько выше Михаила Архангела. Он вставлен в большой лежачий камень. Той же формы крест XV в. имеется в Соловецком монастыре и близ с. Пингиша против Еыецка на Двине (Труды 1-го Археологич. Съезда т. I, стр. 360). В Новгородской Варлашевской часовне имеется какой-то каменный крест 1679 г. (Макарий арх., в Извест. Импер. Русск. Археолог. Общ. т. I, стр. 211).

 

[224x321] [388x233]


    4)  Кресты  жалничные новгородского типа: небольшие,  с короткими концами и расширенною нижнею частью, всегда  снабженною выемками для помещения на камне (рис. 329 — 335, 343). На крестах почти всегда имеются обычныя монограммы с неизбежною НИКА, столь естественною на могильном кресте; первая буква в имени Иисусовом всегда изображена в виде креста. Кресты обведены по краю каймой, а в нижней части обыкновенно орнаментированы крупными выпуклыми зубами. В средокрестии почти всегда крест, обыкновенно с основанием, довольно разнообразных форм. Надписи иногда безграмотны. Все иображения и буквы плоской обронной работы. Нельзя не отметить, что пропорции этого типа жальничных крестов в большинстве случаев прекрасные. Размер крестов рис. 330 и 331 —17 и 15 дюймов.         

[186x258] [156x258] [179x255] [157x255]
[190x248] [188x252] [185x278] [171x221]


    К этому же типу отнесем самый нарядный из известных жальничных новгородских крестов, сохраняющихся в Новгородском музей (рис. 336).

Это несомненное подражание деревянному кресту; сверху украшенная зубцами крыша, снизу в средокрестии две перемычки для лучшего укрепления горизонтальной планки. Монограммы обычной надписи скомпонованы не только по смыслу, но и для украшения, вследствие чего в нижней части помещен лишь механически набор их. Высота—20 дюймов.

    5)  Жальничные  кресты петербургского  типа.  В общем той же формы, но еще шире, нижний конец расширен незначительно, орнамент отсутствует,  буквы монограмм  небрежнее и, скорее  скорописные, чем уставные, титла характерно иные; кресты, в общем, большей величины и  обыкновенно ставятся прямо  в землю, почему и не имеют ножек (рис. 337—340). Все зарисованные кресты из Гдовскаго у. (д. Мая Руя,  Гостиж Бор  и  Верхоляны).  При раскопки этих жальников,  на которых стояли  эти кресты, в них  оказались погребения  XIV, отчасти XV в.  Надпись в  средокрестии  рис.  338, без сомнения, нужно читать НИ КА. Материал преимущественно гранит, чем, быть может, и объясняются более грубые формы этих крестов сравнительно с новгородскими.

 


    6)  Четырехконечные  кресты  единичных  форм.  Таковы:  крест Новгородского музея рис.  341, с пустою кюткою  посредине, может быть, типа рис. 380, неопределенный крест того же музея рис.  344, с грубо выбитым  посредине оборонным  крестом  той  же  формы, крест  рис. 320 с  заостренными концами, с валдайского жальника, (Pr. P. Poutiatin, Variante des constructions megalithiques en Russie du Nord, в Трудах Парижского конгресса 1900 г.), крест рис. 382 из д. Горусова близ  станции  Валдайской  (Древности,  т.  XII,  57), крест рис. 384 с небольшого жальника близ ст. Окуловки (Извест. Импер. Археолог. Комм., в. I,  62) и крест рис.  383, из Новгородскаго музея.

[136x251] [191x247]
[229x319] [317x194] [234x290]


Кресты с кругом все имеют расширенные концы, так что части круга являются как бы перемычками для них. Нижний конец удлинен и расширен, как у крестов четырехконечных, и также снабжен зубцами или ножкою для прикрйпления к камням. Кресты эти близко напоминают храмовые поклонные, а по материалу, композиции, орнаменту и надписям совершенно тожественны с описанными новгородскими жальничными крестами без круга. Надписи нередко также подвергаются искажению.  Вышина крестов тоже незначительная, от полуаршинна.
 

[151x217] [157x218] [141x220]
[234x315] [270x286] [211x323]

    Большинство крестов этого типа собрано в Новгородском музее, где их можно насчитывать более 12 (рис. 342, 345, 346. 354). Крест рис. 352 с ошибочною монограммою ИСЪ происходить из с. Конецкаго, Новоладожскаго у., крест рис. 358 из Kilpola, близ Кексгольма). Последний крест, корельский, без надписей и сделан, быть может, на месте.
    Особое место среди жальничных крестов занимают кресты с очень расширенными прямыми концами, древне-византийской формы. Кресты эти попадаются только на жальниках пограничной полосы, гдовских и изборских, и, без сомнения, заимствованы из Эстляндии, где они встречаются, кажется, лишь в позднее время. Один такой крест, как нам известно, до последняго времени стоял на старом кладбище близ Кольцена, Лифляндской губ. На рис. 374 изображен описаный выше памятный крест этого типа 1590 г., на рис. 371—крест 1601 или 1604 г., стоящий на кладбище, близ усадьбы Лагена въ 13 в. от Нарвы (Напзеп, стр. 66), на рис. 370—кресты жальника близ Изборска, теперь исчезнувший (по старой литографии). на рис. 368 — крест с жальника при д. Малой Руе. Гдовскаго у., на рис. 372 — крест жальника, находящегося близ д. Засторонье. того же уезда. Это самые поздние жальничные кресты, без сомнения, не раньше XV в.

[225x249] [222x244] [320x196]

  Начало обычая ставить на могилах плиты вместо крестов относится, по-видимому, также к XIV в. По крайней мере, такая плиты встречены уже на жальниках новгородских и гдовских (рис. 362. из с. Млева на верховьях Меты, выше стр. 7). Известная надгробная плита Тверского музея с именем Степана (рис. 381). из слц. Кузнецова, Бежецкаго у., по начертанию букв может быть относима к XIV, или даже к XV в. Начертание А. западно-европейскаго типа, встречается на монетных рублевых гривнах XIV—XV в., буква ъ теряет лапидарное изображение, встречаемое. и на удельных монетах. Загадочный лабиринта камня, как и .подобный на такой же плите Изборской (рис. 378), скорее всего может быть признан простынь орнаментом в роде плетеного орнамента рис. 321. По общему начертанию и даже размерам. он чрезвычайно напоминает фигуру для игры в мельницу, известную едва ли не с XII в. и доселе распространенную на западе. Такие фигуры имеются также на ступенях Парфенона (16). Древние херсонесские кресты имеют четырехконечную форму; концы их очень расширены. Таковы, напр.. крест мученицы Анастасии V—VI в. (рис. 386, Матер, по археолог. России. № 25, стр. 47) и крест пресвитеров Степана, Стефана и Христофора VI—VII в. (там же, № 9, стр. 36). Керченский каменный крест (изданный там же. № 17. стр. 62) имеет более близкое отношение к русским крестам, а особенно к позднимъ аланским. Он широкий четырехконечный, с короткими верхними концами.
Предлагаем изображения нескольких каменных аланских крестов с северного Кавказа:
  Рис. 385. Крест из Кубанской области, с именем Феодора (Помяловский, Сборн. греч. и латинск. надписей Кавказа. Спб. 1881. стр. 19). Верхняя часть с расширенным концом.
    Рис. 387. Крест оттуда же, той же формы, поломанный, с именем Георгия (там же, стр. 18).
  Рис. 388. Крест оттуда же, 1341 г.. с именем Георгия. Исторически музей (Латышев В. В., Кавказские памятники въ Москве. Зап. Имп. Русск. Арх. Общ., т. П, стр. 46).
    В Швеции каменные кресты встречаются почти исключительно на Готланде и в Северной части Эланда, притом сравнительно въ небольшом количестве. На материке нет достаточно мягкого материала. По мнению Гильдебрандта, едва ли не одностороннему, шведские каменные кресты имеют значение памятных, поставляемых, главным образом, в память лиц, погибших насильственною смертью, и для обозначения самого места, где постигла их гибель. Большинство крестов без надписей. Приводим изображения важнейших шведских каменных крестов:
крест рис. 392 из Салебю (между оз. Венернъ и Веттеръ, XII в.);
кресты в круге на плитах, поставленных въ головах и ногах каменной гробницы (рис. 391). из Вригстада в Смоланде, XII в.;
  крест рис.  397, редкой простой формы, из Визби на Готланде;
  крест рис. 394, из Сикаварпа  на Эланде, вышиною  51/4 фута,
  крест рис. 395, из Эндре на Готланде; на Эланде имеется каменный крест с изображением чаши,  1431 г.. поставленный на месте убиения пастора;
  надгробная плита рис. 396, из Оследа (между оз. Венерн и Веттерн), живо напоминающая подобные тверские конца XV и XVI в.; в Швеции это очень редкая форма, время которой еще не определено;
крест рис. 390, стоящий вне стен гор. Визби на Готланде, на общей могиле готландцев. павших въ 1361 году въ борьбе с датчанами (17).
    Один из шведских крестов имеет дату XVI в. (1650 г.). Крест, очень близкой по форме к кресту Визби 1361 г. находится въ Нарве, где он прежде помещен был в стене православной церкви (рис. 389). Крест этот с изображениями символов евангелистов, готическою, трудно читаемою надписью, и с гербом, принадлежащим, по словам г. Фелькерзама, к числу марок городских цехов. Рис. 393 дает изображение нимба Спасителя, близкое к форме камня рис. 390. [253x205]

 Довольно много каменных крестов известно в Англии, особенно же в Ирландии. В Германии и Франции их очень мало, почти нет вовсе. Сербские кресты совершенно иные (Труды ХI-го Киевскаго Археологическаго съезда, т. II, табл. V).
    Откуда же пришел к нам обычай сооружать каменные кресты? При наличных материалах на этот вопрос пока невозможно дать прямого отвита. На первый взгляд представляется вероятным, что идея сооружены крестов могла придти с Запада, напр., с Готланда, так как искусство выбивать из камня различные памятники процветало у норманов с давнего времени, и, во всяком случай, в более интенсивном  виде, чем в Киевской Руси или у алан на Кавказе. Но и у норманов обычай сооружения крестов возник не иначе, как под византийскимъ влиянием, непосредственным, или же отраженным. может быть, чрез ту же Русь. Нам кажется, что в вопросе о происхождении русских, в частности новгородских, каменных крестов следует различать три темы: вопрос о происхождении у нас самого
обычая устраивать кресты, вопрос о происхождении некоторых частных форм крестов и вопрос о необычайном расцвете изделий этого рода в Новгороде в XIV в. Весьма возможно, что на эти вопросы придется ответить так: обычай ставить каменные кресты, особенно в память какихъ-либо событий, исконно-русскй, заимствованный северною Русью у южной, форма поклонных и намогильных крестов XIV в., быть может, также в значительной степени самостоятельна, обычай сооружать эти кресты нашел въ XIV в. в Новгороде весьма благоприятную местную почву; чью-то влиятельную поддержку, хороших мастеров и благодарный материал. Древние кресты выбиты из песчаника, кресты XIV в. из местнаго известняка в Новгороде и из гранита в стороне Чудского озера.
Но не будем настаивать на своих предположениях, из опасения невольным образом повлиять на ход соображений других исследователей. Желаем, чтобы такие исследователи явились поскорее. Каменные кресты весьма любопытное бытовое и религиозное явление в средневековом Новгороде и вполне заслуживают нашего прилежного внимания, самые же памятники, нисколько умножаясь в музеях и в частных собраниях, в то же время чрезвычайно редеют на месте.

[371x201] [226x214] [204x166]
[381x311] [316x272]
[259x141] [460x227]
[157x297]  

1). Сецинский. Археологическая карта Подольской губ., стр. 12 и 106.
2). Обозрение Волынской губ. в археологическом отношении. Зап. Имп. Русск. Археол. Общ. т. XI в. 1, стр. 288.
3). Чуев С.А. Результаты раскопок, произведенных в Брянском у. в 1901 г., стр. 5. Сведения дополнены личными объяснениями Чуева.
4). Древности, т. XI в. 2, стр. 85 (рис). - Изв.Имп. Археол. Комм. вып.V. 49 и 60.
5). Археологические Известия, 1897 г., 232.
6). Антропологич. выставка, т.II, 7. - С.А., Древний каменный крест. Владим. Ведом. 1846, 34.
7). Отчеты о раскопках 1900 и 1901 гг. Извест. Импер. Археол. Комм. вып. V, 14, 21, 28. - Указат. Историч. Музея, стр. 160.
8). В перечне бродов на Двине 1557 г., Акты, относящ. к истории Южн. и Зап. России, т. I, 140.
8). Помяловский, Сборник греческих и латинских надписей Кавказа. СПб., 1881, стр. 3-4.
9). См. помещенные выше отчеты о раскопках В.Н. Глазова в Псковской г. - Монограммы на стенах замка Изборска. Отечеств. Зап., 1826, I, 28 - 39. - Известия Импер. Русск. Археол. Общ., т. VII, 218; 405, 443. - Сборн. Археол. Инст., вып. V, 7. - Зап. Имп. Русск. Археол. Общ., т. XI, в. 1, стр. 313. - Отчеты Рериха о раскопках в Валдайском, Боровичском и других уездах Новгородской губ., - отчеты Тихомирова о поездке на р. Мсту, стр. 6 - 11. - Описание новгородских церковных древностей архим. Макария. - Стасов, Каменный крест Новгородского Софийского собора. Извест. Импер. Русск. Археол. Общ., т. III, 423 - 427. - макарий, Древние кресты в Новгороде поставленные на поклонение. Изв. Импер. Русск. Арх. Общ., т.II, 84 - 102.
10). Не был ли Стерженский крест в первоначальном виде более высок?
11). Hansen, Geschichte der St. Narva. Dorpat, 1858, стр. 55.
12). Наблюдение П.П. Покрышкина.
13). Указатель исторического музея, стр. 549. Крест, совершенно подобный по надписи и форме, из жальника близ с. Пнева на Волхове хранится в импер. Русск. Археол. Общ. (Известия Общ., т. VII, 218). Длина его 18 дюймов.
14). Впрочем, не имеет ли этот крест форму креста рис. 336?
15). Suomen muin.-yhdist. aikak. t. XIII, рис. на стр. 56. Подобный имеется в Петербургском Археологическом институте, другой, более изящный, в Новгородском музее.
16). Указания Я.И. Смирнова и Э.Э. ленца. - Антонина арх., О древних христианских надписях в Афинах. СПб., 1894 г., стр. 37, табл. XII.
17). Hildebrand H.H. Sveriges medeltid, вып. III. - Svenska fornminn. Tidskr., т.II, 1 - 21. Переводом шведской статьи Гильдебрандта мы обязаны г. Гакман.

Записки отделения русской и славянской археологии Императорского русского археологического общества. Т.5., Вып.I., СПб., 1903.
 

 Источник http://www.countrysite.spb.ru/Library/Spitsin.htm


 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Каменные кресты | Клуб_Неформальной_Археологии - Блокнот Неформального Археолога. | Лента друзей Клуб_Неформальной_Археологии / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»