Скорая едет!
История скорой медицинской помощи началась еще в древности
Отлаженная система медицинской помощи действовала в римской армии уже в I веке!
В стационарных лагерях Римской империи строились валетудинарии («здравницы») — полноценные военные госпитали с операционными, палатами для выздоравливающих, с запасами инструментов, перевязочных материалов и лекарственных трав, с отоплением и канализационными стоками.
Уровень медицины древнего Рима можно было считать образцом практически до 19 века. В римской армии ко временам правления Траяна (98-117 гг.) была сформирована медицинская служба, в самом современном понимании этого слова.
Появились специально обученные и оснащенные люди.
Самый младший медицинский персонал именовался капсиариями (от латинского capsa - круглая коробка с перевязочным материалом),
Задачей капсиариев было оказание первой помощи непосредственно на поле боя.
Нелегкий труд капсиариев запечатлен на знаменитой колонне Траяна в Риме
Военная медицина в римской армии
https://www.livejournal.com/ratings/?country=cyr
Врач извлекает стрелу из живота пациента. Рисунок А. МакБрайта
Элементы первой медицинской помощи появились и в Палестине, куда с 400 года стали стекаться паломники.
Путь был изнурительным, и на всех дорогах к Иерусалиму были построены странноприимные дома, где пилигримы могли получить бесплатный отдых и лечение.
Поток паломников увеличивался, и в 11-м столетии оказание первой медицинской помощи было возложено на орден иоаннитов (госпитальеров). Со временем орден милитаризировался, его название менялось (мальтийский), но благотворительные цели остались.
Во время крестовых походов XI века рыцари-госпитальеры открывали госпитали для лечения паломников, раненных в боях на «святой земле».
В эпоху Средневековья возвращать к жизни умирающих временами было опасно: это могло считаться колдовством...
Первое упоминание об использовании повозок скорой помощи относится к войскам Изабеллы I Кастильской в 1487 году.
Повозки скорой помощи были использованы для экстренной транспортировки в 1487 году испанскими войсками во время осады Малаги в борьбе с Гранадским эмиратом.
В испанской армии тогда уже были первые военные госпитали (ambulancias), хотя сначала раненых солдат забирали на лечение только после окончания битвы, из-за чего многие умирали на поле боя.
...
Позже стали возникать различные общества оказания первой помощи.
В конце 18-го столетия в отдельных немецких государствах стали издаваться указы, где подданным вменялось в обязанность спасать сограждан. Публиковались инструкции по оказанию первой помощи и объявлялась награда.
В 1767 году в Амстердаме была открыта станция, оборудованная всем необходимым для спасения утопающих, которых медики откачивали, отогревали, при необходимости могли сделать кровопускание, перевязку и вправить повреждённые конечности.
Прорыв
Настоящим прорывом в создании службы скорой помощи стало изобретение великого французского хирурга Доминика Жана Ларре, (Ларрея), который в конце 18-го века создал так называемые летучие амбулансы для раненых.
Это были запряжённые лошадьми повозки, которые следовали за войсками, а персонал укладывал в них раненых, чтобы доставить в находящийся поблизости полевой госпиталь. Аmbulancias — передвижные шатры, оснащенные хирургическим оборудованием.
Они были спроектированы так, чтобы в них можно было провести лечебные мероприятия, а раненого не трясло при поездке по ухабам.
До этого раненые сутками лежали на земле, истекая кровью и часто погибая от сепсиса.
Так, от гангрены скончались Ричард Львиное Сердце и князь Пётр Багратион...
Рассказывают, что за помощь русским раненым Александр I вручил Ларрею усыпанную бриллиантами табакерку, а османский губернатор за спасение пленного командира мамлюков прислал в подарок целый гарем (Ларрей, правда, отказался).
Все воюющие стороны прониклись к нему таким уважением, что когда во время битвы при Ватерлоо герцог Веллингтон в подзорную трубу увидел на поле боя Ларрея с его «летучими амбулансами», он приказал прекратить огонь.
Во время Гражданской войны в Соединённых Штатах были достигнуты новые успехи в области медобслуживания военных. Военные врачи Джозеф Барнс и Джонатан Леттерман продолжили работу Ларре для помощи раненным.
Использовали новые транспортные средства, в том числе пароходы, которые служили госпиталями, использовали и железную дорогу.
К 1865 году первая служба скорой помощи при больнице была создана на базе Коммерческой больницы в Цинциннати, Огайо.
Первые моторизованные "амбулансы" в Америке имели электрическую тягу. С 1900 года госпитали Нью-Йорка используют электромобили Скорой помощи.
...хххх.....
Скорая помощь как система
В 19-м столетии поводом к созданию службы, способной немедленно оказывать медицинскую помощь пострадавшим, стала катастрофа — пожар в венском Рингтеатре, 8 декабря 1881 года. Погибло несколько сотен человек. Но медики, прибывшие к театру, перед которым на снегу лежали люди, имели при себе только саквояжи с наборами средств для домашних визитов.
Врач Яромир фон Мунди был потрясён видом жертв пожара и беспомощностью коллег, что уже на следующий день приступил к созданию Венского добровольного спасательного общества.
В обществе были организованы пожарная, лодочная команды и станция скорой медпомощи пострадавшим.
Станция имела телефонную связь, санитарные кареты и подстанции для врачей.
По Вене стали курсировать экипажи с большим красным крестом и вращающейся наружной лампой («мигалкой»), а на каждой остановке трамвая были размещены носилки, на которых прохожие могли донести пострадавшего до врача.
Идею Мунди подхватили в других европейских странах.
Ещё до венской катастрофы иоанниты создали в 1877 году в Лондоне Ассоциацию скорой помощи святого Иоанна,
Курсы скорой помощи в Англии привлекли иностранных учёных, среди которых оказался один из основателей медицины катастроф — немецкий профессор Фридрих фон Эсмарх. Он ещё в 1875 году предрёк, что количество новых чрезвычайных ситуаций и катастроф будет расти пропорционально достижениям технического прогресса.
Именно Эсмарх впервые в истории медицины катастроф и военно-полевой хирургии ввёл индивидуальные пакеты для оказания помощи пострадавшим.
...
Скорая медицинская помощь в России
Историки считают предтечей скорой помощи в России лечебницу, которую организовал в XVII веке, во времена царя Алексея Михайловича, боярин и благотворитель Федор Ртищев.
Его дворовые каждый вечер собирали на московских улицах больных и калек — и свозили в больницу, где несчастные получали кров, уход и теплую пищу. Но этот порыв боярина не поддержали ни власти, ни другие меценаты.
Лечебницы, конечно, принимали больных, которые нуждались в экстренной помощи, но службы, которая бы выезжала к пациентам и доставляла их в стационары, не существовало.
Врачи, XVIII века в России сетовали, что многих пациентов не удается спасти, потому что они слишком поздно попадают к медикам...
[700x525]
В России попытки создания пунктов скорой помощи предпринимались ещё в начале 19-го столетия. Доктор медицины швейцарец Генрих Аттенгофер в 1818 году представил властям «Проект заведения в Санкт-Петербурге для спасения, обмирающих скоропостижно или подвергнувших жизнь опасности». В нём содержались рекомендации по оказанию «пособия со стороны спасательного заведения: утопшим, замёрзшим, охмелевшим, раздавленным и угоревшим итд.
Проект реализован не был, но 4 декабря 1828 года Николай I утвердил
Положение Комитета министров «Об учреждении в Санкт-Петербурге заведений для подания скорой помощи внезапно обмирающим и повреждённым людям».
...Столицу опередила Москва, где открылась первая больница для оказания бесплатной помощи «поднятым на улице в бесчувственном состоянии».
Прообраз больницы скорой помощи появился в 1844 году благодаря усилиям знаменитого доктора Фёдора Гааза. Но своего транспорта и выездного персонала она не имела.
Толчком к созданию службы скорой помощи в России стала страшная
Ходынская катастрофа — массовая давка 18 (30) мая 1896 года во время торжеств по случаю коронации императора Николая II.
Медицинская помощь прибыла туда только через четыре часа, и, как писали современники, «делать было нечего, кроме как руководить развозкой тел.
.....ххххх....
Городские власти пытались и ранее организовать помощь несчастным. Тех, кого в тяжелом состоянии находили на улицах, дворники, пожарные и околоточные доставляли в приемные покои, которые оборудовали в полицейских участках. Там удалось спасти немало покалеченных и обмороженных.
Но во второй половине XIX века, когда население Петербурга далеко перевалило за миллион, таких мер было недостаточно.
... Полицейские, у которых хватало забот, просто не могли уследить за всеми подворотнями столицы.
Настало время — и впервые появилась экономическая возможность — создать систему оказания неотложной помощи. И в 1899 году она была организована в столице Российской империи.
Проект Николая Вельяминова
Идею организации постоянных станций скорой помощи, предложил хирург Николай Александрович Вельяминов — личность выдающаяся. Он окончил медицинский факультет университета и во время русско-турецкой войны 1877−1878 г. Служил в Тифлисском военном госпитале, куда привозили тяжелораненых с фронта — из-под Шипки и Софии.
...
... Масштабы деятельности Вельяминова поразительны. Исследователь, автор сотни научных работ и замечательный клиницист, он первым в России произвел успешную операцию по поводу диффузного токсического зоба, предложил новые способы лечения туберкулеза и волчанки
Профессор Вельяминов основал Санкт-Петербургское медико-хирургическое общество. Ко времени создания первых станций скорой помощи он носил почетное звание лейб-хирурга и директорствовал в столичной Максимилиановской клинике — первой в России больнице, где помощь могли получить все, независимо от сословия и пола. Ему хватало энергии и на работу в других больницах, и на инспекцию Придворной медицинской части. А кроме того, доктор еще издавал журнал «Русский хирургический архив», подшивки которого и сегодня востребованы в библиотеках у врачей и исследователей.
Но вершиной врачебного искусства он считал экстренную помощь. И, будучи патриотом, не мог смириться с тем, что на улицах Петербурга люди нередко умирают без медицинской помощи. В особенности — в морозные зимние месяцы или во время эпидемий. Он решил исправить ситуацию.
Казалось бы, просто — оборудовать станцию с медикаментами, подготовить санитаров и медсестер, оснастить 2−3 конных экипажа… Для огромного процветающего города —пустяки. Но речь шла об организации новой службы, а это всегда непростая задача. И Вельяминову со товарищи пришлось учесть все нюансы, чтобы проект не остался в области благих пожеланий
Фото 3
Так в Российской империи. 126 лет назад в Санкт-Петербурге начали оказывать срочную медицинскую помощь. ...
... Деятельными помощниками знаменитого врача стали его коллеги Карл Рейер, Генрих Турнер и Иван Греков, которые помогали разрабатывать проект, и обустраивать первую станцию скорой помощи. Вместе они организовали курсы оказания первой помощи, на которых обучались и опытные врачи, фельдшеры, санитары, и сестры милосердия. Вельяминов и единомышленники понимали, что станции будет необходим надежный транспорт, — специально подготовленные для больных повозки. Для этого потребуются лошади и люди, которые будут за этими лошадьми ухаживать.
Следовало продумать и состав медицинских бригад — чтобы в случае необходимости они могли спасти человека на улице или в доме, оказать помощь по дороге, постараться определить, к какому врачу (многие доктора тогда принимали больных в собственных квартирах) или в какую больницу везти пациента.
Карета скорой помощи в Москве, 1904 г
Результатом стал развернутый план создания в Петербурге станций скорой помощи.
Если бы не авторитет Вельяминова — возможно, проект долго пылился бы в начальственных кабинетах. Но Вельяминова знали при дворе, ему покровительствовала вдовствующая императрица Мария Федоровна, которая много лет поддерживала медицинские учреждения, воспитательные дома, приюты и богадельни. Идеи врачей пришлись ей по душе — и дело быстро сдвинулось с места.
Пять первых станций
Городские власти были готовы открыть сразу несколько станций, чтобы охватить все густонаселенные районы города. В начале марта 1899 года в Конногвардейском манеже публика могла полюбоваться полным снаряжением будущей первой столичной станции первой помощи. Четырнадцать ландо и фургонов для перевозки пострадавших были запряжены лошадьми и укомплектованы медицинским персоналом.
Санитары показывали приемы оказания первой помощи, а Вельяминов и Турнер, разложив на столах медицинские инструменты, рассказывали о необходимости экстренной помощи при различных болезнях.
Выставку посетила Мария Федоровна — и осталась довольна. Очень скоро, 19 марта, в городе заработали сразу пять станций скорой (первой) помощи.
Их открыли в пожарных частях — Спасской, Московской, Васильевской, Нарвской и Шлиссельбургской — в специально отведенных комнатах, где имелись медикаменты и кушетки для отдыха медиков и оказания помощи пациентам. Военный врач Турнер, человек пунктуальный и распорядительный, стал первым директором новой городской службы.
На каждой станции имелись по две пароконные кареты с запасными лошадьми. К каждой карете приписывалась бригада, которая и дежурила на станции, и выезжала на срочные вызовы. Состав команды почти не менялся: извозчик, фельдшер и санитар. Правда, вместе с ними на станциях часто дежурили студенты медицинских университетов, которые тоже выезжали на вызовы.
В их обязанности входил осмотр больного или пострадавшего, после чего они должны были без проволочек отвезти его в ближайшую больницу или домой. Первую помощь могли при необходимости оказать и на станции.
Изредка к бригадам присоединялись и доктора, понимавшие важность экстренной помощи.
До конца года петербургская служба «скорой» приняла 327 вызовов. С каждым годом система работала всё более слаженно — и вызовов становилось больше. Немаловажно, что с самого начала «скорая» в столице работала исключительно бесплатно. Врачи отмечали, что новая служба регулярно помогала не только обмороженным и раненым, но и людям, которых сразил сердечный припадок или гипертонический криз.
Служба на все времена
«Скорая» совершенствовалась. В 1900 году заработала и Центральная станция, которая принимала вызовы, направляла и регулировала работу всех остальных станций
К началу ХХ века станции скорой медицинской помощи работали в десяти крупнейших городах Российской империи.
К концу 19-го столетия транспортные средства с красным крестом отличались разнообразием. Это были крытые фургоны и трёхколёсные велосипеды с носилками и тентом для транспортировки больных, рассчитанные на 1−3 человек, зимние и летние санитарные кареты.
Появились и автомобили, оснащённые специальным оборудованием.
В Петербурге в 1913 году была открыта автомобильная станция скорой помощи,
В 1912 году был разработан специальный санитарный автомобиль для перевозки больных. В столицах России появились первые телефоны — и в «Скорой» сразу стали использовать эту техническую новинку.
Звонили на станцию скорой помощи в основном полицейские, сообщавшие о несчастных случаях, которые происходили на их участках. По их вызовам бригады выезжали на помощь несчастным.
В 1912 году полсотни врачей лучших столичных больниц стали регулярно выезжать по вызову Станции для оказания первой помощи в тяжелых случаях. Работали они безвозмездно.
В первые десятилетия существования скорой помощи в этой службе многое держалось на энтузиазме и благородстве медиков.
О скорой помощи не забывали ни в годы мировых войн, ни во времена революций… Даже в отсутствие бензина и корма для лошадей врачи исправно и самоотверженно исполняли свой долг. Бывало, каждый метр бинта был на счету, но больные получали помощь и возвращались к жизни.
После 1917 года появились специализированные бригады и открылись научно-исследовательские институты скорой помощи. Не вызывало сомнений, что служба, созданная Вельяминовым, необходима во всех крупных городах.
До 1934 года врачи и фельдшеры скорой помощи лихо передвигались по улицам Петрограда-Ленинграда на мотоциклах с колясками. И в распутицу мотоциклы показали себя эффективнее и лошадей, и тогдашних «автомоторов». Громкий рык мотоцикла в то время ассоциировался у ленинградцев именно с медиками!
А уж после этого врачи стали приезжать к пациентам на усовершенствованных автомобилях, которые по старой памяти называли каретами. Впрочем, нередко, когда вызовов было много, сотрудники «скорой» пользовались и обыкновенными трамваями.
К началу Великой Отечественной ленинградская скорая помощь располагала двумя сотнями автомобилей. В дни блокады врачам, которые голодали наравне с другими ленинградцами, приходилось осматривать больных и проводить операции при свете лучины.
ф5
Служба развивалась. На помощь врачам пришла авиация, а телефонный номер 03 был известен каждому — и в телефонах-автоматах вызвать «скорую» можно было бесплатно. В 1960-е годы появились специализированные педиатрические бригады «скорой», которые помогать оказывали помощь маленьким пациентам.
Скорая помощь будет необходима всегда — и она, в соответствии с традициями нашей страны, должна быть общедоступной и бесплатной, использовать все передовые достижения медицинской науки, быстро приходить на помощь тем, кому тяжело.
Только в Москве бригады «скорой» совершают более 4 млн выездов в год.
Вызов скорой теперь не 03, а 103 (со стационарных телефонов с 27.01.2014, и сотовых телефонов)/или 112 (МЧС).
......
Источники
Доктор едет
https://vfokuse.mail.ru/article/doktor-edet-kak-v-rossii-poyavilas-skoraya-60279910/
История Скорой помощи
https://diletant.media/articles/25737705/?ysclid=mg0o7cwlj5469405286
Скорая помощь
https://knife.media/ambulance-history/?ysclid=mg0ranvxhm344819911
.....хххх...
....