Мой одиннадцатилетний сын Егор стал реже ночевать в школе. Перед новым годом он очень не хотел каждый день возвращаться из школы домой и оставался там с понедельника по пятницу. На минувшей неделе он ночевал в школе только один раз. Школа-интернат «Интеллектуал», в которой учится Егор, расположена в 15-16 км от дома. Утром, если не задержаться с выездом, это примерно 35 минут езды на машине (на общественном транспорте более часа). По семейному разделению обязанностей я отвожу Егора в школу, а забирает жена Люба.
Пару недель назад Егор начал слушать со мной в машине аудиокнигу Андрея Белянина «Казак в раю». Не шедевр, но вещь довольно забавная. Язык хороший. Иногда встречаются интересные мысли. И актер Ливанов читает книгу очень хорошо, красиво меняя голос и интонации. Время от времени встречаются слова, которые Егор не знает. Иногда я останавливаю слушание книги и кое-что объясняю. Так, сегодня выяснилось, что Егор не понимает слова «гипофиз» и не знает, кто такие Песталоцци и Макаренко (их портреты были размещены родителями-учителями над кроватью главного героя в его детстве).
Мне нравится, когда мои дети читают книги, предпочитая их телевизору или компьютерным развлечениями. При чтении человек получает информацию в знаковой форме и у себя в мозгу преобразует эту информацию в те или иные образы. Для развития мозгов и мышления это очень полезно. Но у чтения книг, как я сегодня сообразил, есть существенный изъян. Занятие это весьма личное. А вот слушание аудиокниг от чтения принципиально отличается тем, что слушать их можно совместно. Как у нас с Егором в машине. Это очень сближает.
Уже наметил, что после «Казака в раю» попробую слушать вместе с Егором рассказы А.Солженицына в исполнении автора. Читает он их хорошо. И для понимания истории СССР это даст очень многое. Учебники хороши для изучения фактов. А увидеть и почувствовать то, как жили люди в разные периоды истории СССР, рассказы А.Солженицына или В.Тендрякова помогут намного лучше любого учебника.
Валерий Поляков,
2 февраля 2011 г.