Еще 15 лет назад интернет в России почти не использовался при поиске персонала. Кадровые агентства вели эту работу, используя преимущественно объявления о вакансиях в печатных СМИ и собственные базы данных кандидатов. Во второй половине 90-х годов число пользователей сетевых ресурсов в России стало быстро увеличиваться. Кадровые агентства начали создавать свои сайты и размещать на них вакансии. В интернет появились общедоступные бесплатные базы данных вакансий и резюме. Наиболее популярными в то время были сайты job.ru и agava.ru.
На сегодня картина существенно изменилась. Для того, чтобы определить самые посещаемые и чаще всего используемые соискателями и работодателями работные сайты, используются счетчики посещаемости сайтов. Самые популярные в России счетчики – top100.rambler.ru , liveinternet.ru и top.mail.ru . В каждом из этих счетчиков свои методы учета посещаемости сайтов, дающие несколько различающиеся результаты. Суммируя информацию счетчиков, можно выделить два наиболее популярных в России работных сайта – superjob.ru и headhunter.ru. Показатели посещаемости этих сайтов очень близкие. По некоторым показателям лидирует headhunter.ru, по некоторым superjob.ru. Бесспорного способа определить, кто из них первый, а кто второй, выбрать не удалось.
Далее идут сайты rabota.ru и rabota.mail.ru. Сайт rabota.ru – это ресурс издательского дома «РДВ-Медиа», выпускающего в Москве и во многих городах России популярные у работодателей и соискателей газеты «Работа для вас» и «Элитный персонал». Сайт rabota.mail.ru входит в многопрофильный интернет-комплекс mail.ru, который хорошо знаком подавляющему числу российских пользователей интернет. Замыкает пятерку самых популярных работных сайтов бывший бесспорный лидер job.ru.
Два лидирующих сайта бесплатны для соискателей работы и весьма затратны для работодателей и кадровых агентств. В условиях кризиса плата за пользование практически не сократилась и составляет от 200 до 400 тыс. руб. в год в зависимости от используемого пакета услуг и географии поиска. В связи с этим в 2009 некоторые компании, у которых сравнительно небольшие объемы подбора персонала, перестали приобретать самостоятельный доступ к платным базам данных резюме.
Созданный в Санкт-Петербурге сайт jobsmarket.ru отстает по числу посетителей (25,0 тыс.) Но здесь организован автоматический сбор резюме с различных интернет-сайтов, в том числе и с платных сайтов. На этой основе создан поисковый сервис «Резюме Рунет», собравший 6,3 млн. резюме. Для сравнения отметим, что общее число резюме на каждом из двух лидирующих работных сайтов немногим превышает 3 млн. резюме.
Консультанты агентства «Гласфорд Интернейшнл» имеют опыт поиска кандидатов с использованием всех указанных баз данных. По нашей оценке, наиболее эффективными примерно в равной мере являются базы данных headhunter.ru и superjob.ru. Каждый наш консультант, проводя поиск кандидатов, практически одновременно подключает к поиску оба эти ресурса. Дополнительные интернет-ресурсы тоже используются очень часто, но здесь многое зависит от специфики вакансии и личных предпочтений консультанта. Ресурс jobsmarket.ru, располагающий более значительным количеством резюме, пока используется нами сравнительно реже из-за менее совершенных инструментов поиска информации.