• Авторизация


Г.И.Гурджиев: встречи с учениками 30-03-2009 20:30 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Г.И.Гурджиев: встречи с учениками(часть 1)
Написал Г.Гурджиев


(Париж 1941 – 1944 гг. )


Эти записи относятся к последним годам жизни Г.И.Гурджиева. Они были сделаны в Париже во время его встреч с учениками. Впоследствии их собрал и опубликовал (в книге «Голоса во тьме») известный исследователь истории гурджиевского движения П.Паттерсон. На общих встречах, проходивших обычно по четвергам, Гурджиев читал лекции, а потом беседовал с пришедшими – как с новичками, так и с людьми, работавшими с ним многие годы. Всем им приходилось открыто, в присутствии двух десятков людей рассказывать о своем опыте выполнения упражнений, неудачах и открытиях; Гурджиев давал советы, нередко подвергая собеседника язвительной критике. Обсуждались основные упражнения гурджиевской системы: "самовспоминание", "раскаяние", "сознательное страдание". Эти рассказы учеников, передающие проблемы и ситуации, типичные для любого духовного искателя, представляют значительный интерес. Еще более интересны комментарии Гурджиева, в которых можно найти советы и универсального характера, и обращенные к конкретной ситуации конкретного человека. Конечно же, эти записи отчасти раскрывают также гурджиевские методы организации и ведения встреч, управления развитием учеников.

Часть записей уже была опубликована на русском языке (см. «Восемь встреч в Париже» на сайте cuctema.ru) Заимствованные оттуда переводы выделены цветом заголовков.


На фото: встреча в парижской квартире Гурджиева (кадр из фильма «Искатели истины»)

***

Встреча 7 декабря 1941 г

Вопрос: В моей работе происходит нечто недопустимое. Несмотря на все усилия я не могу вспоминать себя; не могу достичь лучшего качества. Устанавливать часы работы по будильнику бесполезно. У меня нет результатов. Почему?

Ответ: Причина в вашем эгоизме. Особо большом эгоизме, в котором вы живете до сих пор. Вы заключены в нем; вы должны выйти. Чтобы выйти, вам надо научиться работать. Не только для себя лично, но для других. Вы начали работать со своими родителями. Надо сменить цель. Выберите новую, среди близких, не важно кого именно, все подойдут; или выберите любого человека среди вашего окружения. Вы будете работать на себя, если примете задачу помогать им. Только это поможет борьбе с эгоизмом. Я вижу, что у вас очень плохое прошлое, особенно сильный эгоизм. Все старые привычки движутся вперед. Вот почему вы ничего не можете сделать. Это нормально; это соответствует обычаю, соответствует закону. Прежде чем достичь цели, много раз придется подниматься и падать. Пусть это ободрит вас. Я мог бы совершенно ободрить вас, но вам надо работать самому.

Вопрос: Как выйти из этого состояния страдания, очень острого и негативного? (Два вида страдания, объективное и субъективное). Можно ли прибегать к внешним средствам, опиуму, например?

Ответ: Нет, надо работать над собой. Разрушьте эгоизм, в котором постоянно жили. Делайте, как я сказал. Измените вашу цель. Теперь необходимо достичь нового уровня. Вы оба едете на Лионский вокзал (в Париже), однако один едет через Лондон, а другой через Оперу. Но конечный маршрут у вас одинаков.

Вопрос: Я вижу свое бессилие и свою трусость. Я ничего не могу сказать другому и ничего для него сделать. Потому что нет ясности в моей голове. Я чувствую, что правильно и что ложно, но не могу ясно рассказать ему об этом.

Ответ: Вы ничего не можете сказать или сделать для другого. Вы не знаете, что вам самому нужно: откуда вам знать, что необходимо другому. Работайте ради него. Однако играйте свою роль. Будьте отстраненным внутренне. Наблюдайте. Всегда говорите, как и он, стараясь не причинить вреда. Соберите силы, чтобы так делать. Играйте роль. Раздвоитесь. Сейчас вы ведете себя как надсмотрщик. Делайте так, как я советую, большего вы не сможете. Любовь к ближнему: это ПУТЬ. Каждому несите то, что чувствуете к вашим родителям.

Вопрос: Такое желание испытываешь с начала работы.

Ответ: Конечно; это та же самая вещь, теперь она возвр




Ответ: Конечно; это та же самая вещь, теперь она возвращается на ином уровне. Новый уровень. Вы должны преодолеть этот кризис. Все идет от ложной любви к себе, от самомнения, несомненно ложного.

Вопрос: От этого упражнения во мне все перевернулось – во всей моей работе. Пропала радость от работы, она стала мучительной, нет надежды. Чувствую себя ослом, тянущим тяжелый воз на высокий холм.

Ответ: Это потому, что затронуты другие части вас. Как если бы художник всегда смешивал одни и те же краски, и никогда не брал красной. Если он добавит красной краски, изменится все. Вам нужно продолжать.

Вопрос: Это упражнение заставило меня почувствовать нечто для меня новое; когда я пытаюсь выполнять его, обращаю внимание на эту маленькую неподвижную точку, вижу, что не могу удержать себя перед ней – появляется ощущение собственной ничтожности, понимаю, что такое уничижение. Эта маленькая точка больше меня самого.

Ответ: У вас внутри сидит пес и все время мешает. Это называется пренебрежением к самому себе. Нужно убить этого пса. Потом вы станете хозяином этой точки и поймете, что вы сильнее и она - ничто. Я не доверяю артистическому типу людей, людям, живущим в воображении. У них идеи позади головы, не внутри. Думают, что переживают и получают опыт, но реально это происходит с внешними вещами. Они живут на поверхности, снаружи, а не внутри, не в себе самих. Не доверяйте себе. Войдите в себя, во все части себя. Совершенно необходимо учиться чувствовать и думать в то же время, когда вы действуете, в повседневной жизни. Вы пусты.

Вопрос: Как надо молиться?

Ответ: Я могу объяснить, но позже. В нашей солнечной системе определенная субстанция исходит от солнца и планет, так же как и земля выделяет эту субстанцию к планетам, и они контактируют в некоторых пунктах солнечной системы. И эти пункты могут отражать себя в материализованных образах, инвертированных образах Высочайшего, Абсолюта. Я говорю вам, что в атмосфере всегда присутствуют такие материализованные образы. Если человек способен концентрироваться достаточно, чтобы вступить в контакт с таким образом, он может получить эту субстанцию; это делается таким образом, не установлением телепатической связи, вроде телефонной линии.

Вопрос: Эти образы могут принимать человеческий облик?

Ответ: Да.

Вопрос: Если кто-то вступит в контакт с таким образом, а второй человек свяжется с ним, третий со вторым, четвертый с третьим и так далее – могут ли они все получить этот образ?

Ответ: Если семеро смогут сконцентрироваться достаточно сильно, чтобы достичь контакта с образом, они смогут контактировать между собой и семеро станут одним. Кстати говоря, только объясняя нечто другим, вы сами сможете полностью понять объясняемое.

Вопрос: Меня интересует, можно ли путем материализации образа святого получить то, чего я особенно желаю?

Ответ: Вы мыслите как обычный человек. Сейчас вы ничего не способны материализовать. Сейчас – займитесь целью освоить самовнушение, когда одна часть вас убеждает другую, повторяя вновь и вновь то, на что вы должны решиться. Есть семь последовательных упражнений для развития семи центров. Мы находимся в одном, в мозгу, который оперирует в обычной жизни. (Голова – это роскошь). Другим является эмоциональный: но единственный совершенно необходимый, это спинной мозг; его вы должны первым делом развить и усилить. Вот это упражнение укрепит его. Держите обе руки горизонтально в одинаковом положении, в то же время неподвижно смотря на определенную точку перед собой. Равномерно разделите ваше внимание между руками и этой точкой. Вы найдете, что здесь нет места ассоциациям, так что все внимание занято точкой и положением рук. Не сидите, стойте, потом опускайтесь на колени. По двадцать пять минут в каждой позиции, по нескольку раз в день – или реже. Один мой ученик мог простоять два часа, не пошевелив руками и на сантиметр. Вот во всех других делах он был ничтожеством…

Вопрос: Когда я хочу интенсивно работать, в груди возникает жесткое, непреодолимое препятствие.




Вопрос: Когда я хочу интенсивно работать, в груди возникает жесткое, непреодолимое препятствие. Что делать?

Ответ: Это пустяки. Вы не привыкли использовать этот центр; это сокращение мышц – всего лишь. Продолжайте, продолжайте.

Вопрос: Я делал это упражнение, пока не заболели плечи. И я получил ощущение «Я», я чувствовал себя отделенным, подлинным «Я».

Ответ: Вы не можете иметь «Я». «Я» - это очень дорогая вещь. А вы дешевка. Не философствуйте, это мне не интересно, не говорите про «Я». Выполняйте упражнение как службу, как обязанность, не ради результата, вроде «Я». Результаты придут позже. Сейчас – только служба. Только она реальна.

Вопрос: Я чувствую что-то внутри себя, но это как будто за запертой дверью.

Ответ: Там не одна, а много дверей. Вам придется открыть каждую, научиться этому.
Вопрос: Я работаю только на самолюбии.

Ответ: Без самолюбия человек ничего не сделает. Но есть два качества самолюбия. Одно – грязная штука. Другое – импульс, любовь подлинного «Я». Не зная этого, невозможно продвигаться. Древний индус сказал: - «Счастлив, кто любит себя, ибо он может любить и меня». Я вижу вас, мадам. Вы – пример, почему никто не может понять меня. Нужен огонь. Без огня никогда ничего не будет. Этот огонь – страдание, намеренное страдание, без которого ничего нельзя сотворить. Нужно подготовиться, нужно знать, какая воля заставляет вас страдать и, когда страдание есть, получить пользу от него. Только подготовившись, только познав, что заставляет вас страдать, вы породите огонь, который готовит, цементирует, кристаллизует, ДЕЛАЕТ. Страдайте от своих дефектов, своей гордыни, эгоизма. Напоминайте себе о цели. Без подготовленного страдания ничего не будет; а когда вы становитесь сознающим, страдания больше нет. Больше никакого развития, ничего. Вот почему вы должны сознательно подготовиться к неизбежному. Вы должны природе. Вы задолжали за пищу, насыщающую вас. Вам нужно заплатить за эти космические субстанции. У вас долг, обязательство, они оплачиваются сознательной работой. Не жрите как животные, но возвращайте природе то, что она дает вам, своей матери, природе. Работа – кап, кап, кап - накапливается за дни, годы, столетия, прежде чем, возможно, даст результат.




Вопрос: Я нахожусь на таком этапе, когда я несчастлив, все мне противно, нет интереса.
Ответ: А почему носовой платок так аккуратно вставлен в карманчик? Это вас интересует. Ну что ж, природа желает вам добра, я доволен. Верните себя к реальной работе, сделав все иное ненужным – это определенный перекресток, который вам нужно миновать. Чем больше работаете, тем дальше вы от этого дискомфорта, этой пустоты, этого убытка.
Вопрос: Но даже работа мне противна.

Мадам де Зальцманн: А потому что вы не работаете. В вас нет работы, даже когда вы вместе с нами, вы пусты. Один человек не вынесет всей нагрузки. Вы должны сделать усилие ради себя. Сегодня то же самое. Здесь никого нет, некому делать усилия.
Гурджиев: Надо сменить путь работы. Вместо «собирания» в течение часа, вам надо попытаться постоянно ощущать свое тело. Снова и снова ощущать тело, не прерываясь на привычные хлопоты – накопить немного энергии, создать привычку. Я полагал, что упражнения позволят вам удерживать энергию долгое время, но я ошибся. Намочите платок, выжмите и положите на кожу. Контакт будет вам напоминанием. Когда он высохнет, снова намочите. КЛЮЧЕВОЙ МОМЕНТ – оставайтесь отстраненным. Наша цель – постоянно ощущать себя, свою индивидуальность. Это чувство не выразить словами, потому что оно органично. Это сделает вас независимым, когда вы в присутствии других.

***

Встреча 8 апреля 1943 г.

Лебо: можно ли работать в турецкой бане и что лучше всего там делать?

Г.: «Хаммам» - отличное место для Работы, если вы можете там работать. (Особенно если вы в самой горячей комнате или в руках массажиста). Вспоминайте себя без устали. Даже делайте упражнения. (Траколь говорит, что в этом случае он особенно боится воображения в работе. Г. отвечает, что даже в этом случае это не очень опасно, так как время, проводимое там, невелико). Чтобы быть способными работать там, дайте себе слово, прежде чем идти туда. Думайте, когда находитесь там. Поставьте себе задачу, потому что начать трудно; тем не менее, если вы преуспеете, вы сможете провести там отличную работу. Чувственность возрастает, вы полностью погружаетесь в комфортные телесные ощущения, и работа становится трудной.

Филипп: Как понять слова: «Пожертвуй твоим страданием?»

Г. (- Прежде всего – откуда эти слова? - Из беседы с Вами.) Жертвуйте своим страданием для ближнего, вашим намеренным страданием, не для себя, а для других. (Это правило было частью клятвы, произносившейся медиками, когда они были астрологами: давным-давно они клялись жертвовать своим сном, своей усталостью, своим страданием ради других).

Филипп: Почему большая часть человеческого страдания вращается вокруг любви и вещей, связанных с полом?

Г. Почему возник такой вопрос? Он не касается лично вас. Задайте его по-другому.

Филипп: Почему большая часть ассоциаций, мешающих Работе, - сексуальные ассоциации?

Г. Этот вопрос субъективен. Это не у всех так. Это аномалия, которая является результатом детской мастурбации.
Но в чем здесь связь со страданием? Ни следа страдания здесь нет.
Каждый человек имеет в себе три вида экскрементов, которые вырабатываются и должны быть выделены вовне. Первый вид – результат обычного питания и выделяется естественным образом, и это должно происходить каждый день, иначе последуют всевозможные болезни. (Врач хорошо это знает). По той же причине, по которой вы идете в уборную для этой процедуры, вы должны «пойти в уборную» для второго вида выделений, которые выделяются посредством половой функции. Это необходимо для здоровья и поддержания равновесия в организме; и определенно это необходимо для одних делать ежедневно, для других – каждую неделю, для третьих – каждый месяц или каждые шесть месяцев. Это субъективно. Для этого вы должны найти подходящую уборную. Такую, которая хороша для вас. Третий вид выделений формируется в голове. Это мусор от пищи впечатлений, и эти выделения накапливаются в голове. (Врачи игнорируют их, как игнорируют важную роль аппендикса в пищеварении, и отвергают его как ненужный).
Не нужно




Не нужно смешивать половой акт с чувством. Иногда допускать их соединения ненормально. Половой акт – это функция. Человек может рассматривать его как что-то внешнее по отношению к нему, в то время как любовь – это внутреннее. Любовь – это любовь. У нее нет нужды в сексе. Она может быть по отношению к лицу того же пола, даже к животному, и сексуальная функция сюда не примешивается. Иногда это нормально – объединить их, это соответствует одному из аспектов любви. Так любить проще. Но в то же время тогда трудно оставаться беспристрастным, как того требует любовь. Так что если кто-то воспринимает сексуальную функцию как необходимую с медицинской точки зрения, зачем ему любить лекарство, лечебную процедуру? Половой акт первоначально использовался только в целях воспроизводства вида, но мало-помалу люди сделали его средством получать удовольствие. Это должно было бы быть священным актом. Нужно знать, что божественное Семя имеет другую функцию – построение второго тела в нас; отсюда фраза: «Счастлив, кто понимает функцию “экзиоэгари” в трансформации бытия. Несчастен, кто использует его только одним способом».

Абулькер: Почему религии запрещают половой акт?

Г. Потому что первоначально было известно, как использовать эту субстанцию, отсюда воздержание монахов. Теперь мы потеряли это знание, и остается только запрет, который притягивает к монахам множество специфических нарушений и болезней. Посмотрите на священников, которые или «толстые как свиньи» (над ними довлеют мысли о еде), или «тощие как дьявол» (и у них внутри мало любви к ближнему). Толстые менее опасны и более мягки нравом.


Четверг 10 мая 1943 года

Мадам Дюбо: Из-за моей (повседневной) работы я не могу приходить по субботам, хотя вы и разрешили. Я нашла импульс для работы в дневное время, но у меня трудности с вспоминанием себя, такие же, как в самом начале. Я засыпаю, когда делаю упражнение на релаксацию.

(Гурджиев предлагает мадам де Зальцманн продолжить чтение.)

Мадм. Тал.: Учение, кажется, родило во мне некоего свидетеля, безжалостно меня рассматривающего; это очень мешает мне. Я не могу бороться с этим свидетелем. Я более не могу вспоминать себя. Я не могу расслабляться. Я в состоянии абсолютного возмущения.

Г.: Кроме этого свидетеля, может быть, еще что-то приключилось в вас?

Мадм. Тал.: Да. Идет борьба между двумя вещами. Свидетель заставляет меня видеть такие точки во мне, которые мне противны. Но никакой борьбы не происходит.

Г.: Кристаллизовалось ли в вас желание измениться любой ценой?

Мадм. Тал.: Да. Но недостаточно сильно. Прежде я могла бы. Сейчас не могу.

Г.: Нужно работать жестко. Жестче. Чтобы увидеть, какое вы ничтожество. Вы чувствуете – существует возможность перемены. Может быть, вы ощутили вкус. Перемена – единственная награда за тяжкий внутренний труд. Если вы не желаете этого, вы зря теряете время. Не надо продолжать.

Мадм. Тал.: Но именно этого я и хочу желать!

Г.: Тогда работайте. Борьба, борьба.

Мадм. Тал.: На сегодняшний момент моя работа теоретична.

Г.: Еще раз – боритесь. Вы уже поняли, что состоите из двух персон. Результатом борьбы будет субстанция, которая кристаллизует в вас различные факторы для реального функционирования ассоциаций. (Говорит что-то мадам де З. по-русски)

Мадам де Зальцманн: Сознательных ассоциаций.




Г.: У вас есть механические факторы. Вы машина. Теперь же вы можете кристаллизовать факторы для сознательных ассоциаций.

Мадм де Зальцманн: Сознательность – свойство человека без кавычек.

Мадм. Тал.: Вы предлагали мне, для того чтобы лучше вспоминать себя, держать руки разведенными и бороться с расслаблением, особенно в области затылка и шеи. Мой затылок очень трещит (Гурджиев удивляется слову «трещит», говорит ей, что это жаргонное словцо.) И каждый раз я погружаюсь в новый слой ассоциаций, все глубже. Теперь я постоянно прихожу к тому слою, который не могу пробить.

Г.: Как пробить?

Мадм. Тал.: Я хочу пройти глубже.

Г.: Это не наша задача. Нельзя изменить ассоциации. Они прекратятся только при смерти. Если ваше внимание осознанно занято чем-то, оно не видит ассоциаций. Это отличный пример. Ваши ассоциации текут еще свободнее. Но в этом случае ваше сознание абсолютно бездействует. Оно ничего не замечает. Весь день то же самое. Ваше внимание занято работой, которая служит вашей цели. Если вы работаете сознательно, если вы не мастурбируете, ассоциации не побеспокоят вас. Они существуют сами по себе. Сформулируйте как-то так: трудности, причиняемые ассоциациями, пропорциональны степени сознательной концентрации. (Говорит что-то мадам де З. по-русски)

Мадам де Зальцманн: Они тем больше мешают вам, чем менее вы сконцентрированы.

Мадм. Тал.: Тем не менее, я постоянно засыпаю.

Г.: Вы слишком много работаете.

Мадм. Тал.: Да, я выдохлась.

Г.: Я говорил в начале: составляйте программу. Работайте не более чем по 11,12 минут. Иногда, случайно, вы проглатываете что-то, что позволяет вам работать час. Не делайте так, это может повредить. Не используйте случайных возможностей. Например, как-то вам пришлось пить кофе со мной. Кофе возбудило вас. Вы могли бы работать час. Не надо. Не надо использовать эту силу. Ваша программа – только 12 минут.





Хоранд: Г-н Гурджиев, во время исполнения моей задачи я иногда не справляюсь, и тогда страдаю от неудачи.

Г.: Это обычное дело. Но вам нужно хранить надежду. Мало помалу, растите ту субстанцию, о которой я говорил вам. Она послужит кристаллизации факторов, превращающих в реального человека. Боритесь. Боритесь, ничего не принимая. Делайте это словно службу кому-то.

Хоранд: Да, но если я борюсь таким образом, я делаю это с определенной целью, я выполняю задачу. И я уверен, что если не достигну еще одного успеха, то не преуспею.

Г.: Это не так; вы можете отдыхать. Можно бороться сознательно только в меру имеющейся в вас энергии. В вас есть батареи. Если они пусты, вы ничего не можете.

Хоранд: Тогда можно не бороться.

Г.: Одиннадцать минут, не более. На следующей неделе, 12 минут. Нам нужен результат, субстанция. Потом мы сможем использовать ее. Теперь же мы пусты. Когда она (эта субстанция) в вас, она делает вам «инъекцию», и она будет кристаллизована. Вам нужно реальное желание, желание всех центров. Не только разума. Необходимо желать реальной работы всем вашим бытием. Вы молоды. Мало – помалу вы должны привыкнуть. Chi vapiano, va sano. (Кто идет медленно, идет безопасно, итал.) Такие вопросы не очень желательны. Они переполняют мою голову. Моя голова уже полна беспокойством. Жизнь сегодня трудна, и если мое внимание обратится на эти трудности, я не смогу отвечать на ваши вопросы.





Встреча 1 июля 1943 г

Соланж: Я часто обманываюсь в суждениях о других людях. Мне это не нравится. Я предполагаю у людей такие качества, каких у них не оказывается; это я вижу поздно, когда хорошо знакомлюсь с ними. Я не знаю, как выявить притворство и обнаруживаю его слишком поздно. Я хотел бы найти средство понимания людей, определения, кто полезен мне и кто бесполезен.

Г.: Вы не сможете; сначала учитесь видеть реальность. А пока внешне играйте свою роль. А внутренне изучайте свою ничтожность. Вы ничего не можете. Если вы привыкли делать дело так, постарайтесь делать иным способом. Говорите «Добрый день» как обычно говорили. Но в то же время работайте над тем, что мы делаем здесь, и вы сможете понимать людей. Сейчас все они похожи на вас. Работайте, чтобы не быть пустым местом. Все делайте так, как обыкновенно делали. Но вы должны играть роль без участия, внутренне не отождествляясь; и помните, что ваша ценность равна нулю. Работайте, работайте и снова работайте, чтобы превратиться из ничтожества во что-то определенное.
Воспитание создает маску. Когда вы смотрите на людей, вы верите в их маски. А потом маска падает и вы видите, что они из такого же дерьма, как и вы сам. Не важно, кого вы видите – это маска. Если вы вглядитесь подольше, беспристрастно и внимательно, вы обнаружите, что он не всегда способен носить маску; и в эти моменты дерьмо выглядывает наружу, такое же, как и в вас. Он – ничто, и вы – ничто, даже если он полковник, сенатор или миллионер. Это только результат комбинации жизненных обстоятельств. Его дед быт таким отец – сяким, а он унаследовал им. Однако сам он – ничтожество.
Только тот не является ничтожеством, кто осознал свое ничтожество и работает над собой, изменяя это. Это человек иного качества: «дерьмо с оттенком роз». Он все еще дерьмо, но с иным запахом.
Работайте, пустите все в работу, и будьте уверены – те, что не работают, такое же ничто, как вы. Вы ничто, но и он ничто. Он генерал, полковник, все это внешнее: это ничего не стоит.
В жизни все случайно – профессия, социальное положение, все обязательства; будь вы хоть мэр, хоть постовой. Жизнь создает все эти ненормальности. Внутри же всё одного сорта. Внешнее не меняет внутреннего. Только сознательная работа способна менять внутреннее – сознательный труд и намеренное страдание




Симон: Я уже давно замечаю, в связи с разными обстоятельствами, что внутренний голос говорит мне, что делать. Я ощущаю его, я слышу, что он говорит, но не делаю того, что он советует. Я поступал наперекор и убеждался, что внутренний голос всегда был прав. Я хочу узнать, надо ли игнорировать его или, напротив, поступать по его указаниям?

Г.: Ничего этого не делайте. Купите блокнотик, делайте записи. Просто пишите, но не выполняйте. Это голос вашего инстинкта, иногда инстинкт приходит с сознательностью, но редко. Может быть, окажется, что у вас точный инстинкт. Изучение записей покажет это. Ну, мы определили вам одно упражнение. Больше ничего с этим не делайте.

Симон: Но чтобы изучать, я должен буду делать что-то в действительности!

Г.: Делайте заметки. Потом побеседуем. Может быть, это самовнушение, фантазия, идиотизм. Когда будут результаты, я скажу с математической точностью. Иногда инстинкт – вещь очень независимая. Но как у вас, я не знаю. Потом скажу. До этого делайте все, как обычно делаете, до полного выяснения.

Симон: Потом мне лучше будет выполнять то, что голос скажет мне.

Г.: Посмотрим. Вы так считаете, но может оказаться наоборот. Может быть, это психопатическое. Я не желаю верить ничему, кроме фактов, статистически зафиксированных. Вы говорите субъективно. Объективных обстоятельств я не знаю.
Люк: Я стараюсь переживать чувство собственной ничтожности и сознательного страдания как можно чаще. Но я замечаю, что это парализует при необходимости действовать. Видишь тщетность всякого действия и дела. Если раньше я прилагал усилия к выполнению заданного дела, сейчас я вынужден еще носить стальной воротник этой самой ничтожности. Усилия удвоены. Что делать, чтобы ощущение нуля не парализовало, не мешало продолжать внешнюю жизнь?





Г.: Делайте то, что я вам говорил. Работать нужно только треть времени бодрствования. Определите для работы особое время. Не смешивайте, установите график: завтра с 10 до 11 обычная жизнь. Работу и идеи в это время шлите к чертям.

Люк: Больше невозможно избавиться от ощущения ничтожности.

Г.: Оставьте ваше новое состояние. Поступайте так, как раньше, когда вы еще не работали. Не следует смешивать эти дела. Не используйте результаты внутренней работы для внешней жизни. Не сейчас. Вы в школе, как дети. Это не ради заработка, не ради жизни. Помните великую тайну, но не пользуйтесь ею. Это одно, жизнь – совсем другое. В среду, пятницу, субботу поступайте так, шлите к чертям все иные мысли; если вы смешаете их, одно станет помехой другому.

Люк: Ощущение ничтожности, само по себе приходящее, действительно стало автоматическим и потому вредным.

Г.: Во время, назначенное для работы, живо критикуйте свои действия. В другое время – все к чертям. Это психопатология.

Г. к Анси: Я никогда не слышу вашего голоса. Я слышу его в жизни, но не здесь, в нашем круге. Вы что-то можете сказать мне?

Анси: Я недостаточно работал, чтобы задавать вопросы.

Г.: Откуда вы знаете?

Анси: Потому что я не решаюсь.

Г.: Тогда у вас должны быть вопросы.

Анси: Не сегодня.

Г.: Ну, тогда вчера.

(Мадам де Зальцманн рассказывает Гурджиеву, какие вопросы Анси задает ей)





Г.: Работающий становится актером, настоящим актером своей жизни. Быть актером – значит играть роль. Жизнь есть театр, в котором каждый играет свою роль. Каждый день она меняется. Сегодня одна роль, завтра другая. Только тот хороший актер, кто помнит себя и играет роль осознанно, какова бы она не была.

Анси: Но откуда он узнает, какую роль играть?

Г.: Вы говорили с Бусик – вы знаете, кто она, как с ней обходиться, что ей нравится. Тогда действуйте смело. Внутри она для меня ничто, она для меня дерьмо. Ей нравится, когда мужчины целуют ей руку – я целую, потому что ей это нравится. Внутренне я хотел бы оскорбить ее, но я не поступаю так. Я играю роль. И тогда она становится моей рабыней. Внутренне я на нее не реагирую.

Анси: Я не преуспел в добром отношении к окружающим.

Г.: Может быть, вы все еще не свободны.

Анси: Я эгоистически хочу из каждого извлечь какую – то пользу для себя.

Г.: Вы должны работать. Убивайте псов в себе. Вы играете роль только теоретически, но очень быстро забываетесь и возвращаетесь к ничтожеству. Ваша задача – помнить дольше.

Др Абулькер: Зачем иметь рабов?

Г.: В жизни, если у вас нет рабов, вы станете рабом для кого-то.

Др Абулькер: Разве нельзя быть равными?

Г.: Никогда. Как это возможно? У вас четыре глаза, у меня два. Уже различие. Ваш отец любил вашу мать, ложась слева, а мой отец любил мою мать, ложась справа: потому я такой, а вы – другой. Для меня один закон, для вас иной. У процветающего человека все кругом – рабы. Вы сказали, что работа вас изменила. Благодаря работе вы больше не дерьмо, благодаря сознательной работе и намеренному страданию. Объективно вы заслужили это.

Д-р. Бе.: На сегодняшний момент псы вынуждают нас использовать ближнего ради собственного кошелька…

Г.: Тогда вы имеете отличные условия для погружения в работу. Сейчас вы обычный человек; через работу вы пытаетесь стать человеком высшего типа. После вы, возможно, станете совершенным человеком, реальным человеком. Как только вы почувствуете своих псов, сражайтесь с ними; этот конфликт необходим вам, чтобы стать реальным человеком. Это хорошая почва для работы. Но еще больше в вас таких псов, которых вы не видите.



Д-р. Бе.: Но разве не следует отказаться от эгоистического использования своей силы ради господства над другими?

Г.: Сейчас вы делаете это бессознательно; пытайтесь делать это сознательно. Тогда это будет хорошо, для них и для вас. Нет другой справедливости.





Встреча 22 июля 1943 года

Симон: До знакомства с Работой, я был более беспокойным, потому что ощущал, что есть дурные вещи, от которых я никогда не смогу избавиться сам. Это держало меня в напряжении, не постоянно, может быть, но очень часто. Я почувствовал, что по ходу Работы это исчезло, и я стал спокойней внутри. Я хотел бы снова найти то состояние беспокойства, потому что внутренне мне его не хватает. О чем бы я мог думать или что делать, чтобы снова его найти?

Г.: Раньше вы верили, что можете продвинуться таким образом. С такими результатами вы ничего не сделаете. Вы можете двигаться вперед, только если вы делаете усилия большие, чем обычно. Но, возможно, вы даже не почувствовали вкуса этого. Вы здесь уже долгое время; вы должны были понять, что такое усилие. Само-усилие. Я хочу сообщить вам тайну: само-усилие никогда не возможно сразу; нужна подготовка. Необходима борьба. До того, как человек продвинется, он то забывает, то вспоминает, то забывает, то вспоминает. Но когда вы успокоены, вы можете думать и начать делать; до настоящего момента вы не делали усилий.

Симон: Именно поэтому я задал этот вопрос. Я в этой точке и чувствую себя слишком расслабленным.

Г.: Вы воображаете, вы верите, что попадете прямо в Рай. Нет, здесь должны быть усилия больше обычных. Например, для этого человека (указывает на новичка) это достаточно хорошо, но вы - вы так далеко не уйдете. Вы должны начать делать сверхусилие, и теперь, если вы не сделаете его, это потому, что у вас нет цели. Как вы можете оставаться спокойным? С усилиями, которые вы делаете сейчас, вы никогда не продвинетесь. Нормальный человек не может быть спокойным.

Симон: Именно это делает меня беспокойным.

Г.: Здесь необходимо делать усилия. Вы привыкли вести себя, как раньше в жизни. Раньше это было нормально, но сейчас этого уже недостаточно. Усилие должно напрячь все ваши мускулы, все ваши нервы, даже весь ваш мозг. У вас должна быть такая концентрация. Вы должны были это делать подолгу. Вначале, для нового человека, это простительно. Но для вас – вы имеете вкус настоящей работы. Вы должны ощутить его в вашей обычной жизни. Я есть – всегда: я есть. Никогда не забывайте. Мало-помалу ваше «я» установит контакт с вашей сущностью. Необходимо повторять это множество раз.

Д-р Абулькер: Я стал предпочитать яростные эмоции привычным мне пассивным и инерционным.



Г.: Этого (активного или пассивного) не существует для вашего настоящего «Я». Это зависит от вашего состояния. Внешние вещи не важны. Вспоминайте иногда, что вы считаете нечто негативным, а оно может быть совсем иным. Чтобы получить материальную истину, не думайте о вашем состоянии. Не философствуйте, только наблюдайте, нацельтесь на свое реальное «Я».

Люк: Я пришел к почти таким же наблюдениям, что и доктор. Но это заставляет отрицательные эмоции возвращаться еще более сильными. На последней неделе было лучше, потому что случилось несколько отрицательных эмоций. Это опасно, это реально, может произойти опустошение, но я получил вкус того, чем может быть жизнь.

Г.: Продолжайте. Но с пониманием того, что вы накапливаете эту субстанцию не только для настоящего, но и для будущего. Это очень важно. Уже пришло время вспоминать, и, в то же время, рисовать себе в образах, не в словах, что с вами происходит.

Люк: Я был опустошен моими отрицательными эмоциями даже органически. Сегодня… я никогда не чувствовал себя так хорошо, таким полным жизни.

Г.: У вас раньше никогда не было «жидкого серебра». Вы должны чувствовать, что у вас сегодня есть какое-то количество «жидкого серебра».

Люк: Чувствуешь, что тело в напряжении, что оно – арена борьбы, что оно вот-вот разорвется на кусочки.


Г.: Вспомните, я говорил: человек – не свинья, он не может лопнуть из-за того, что ест. У свиньи нормальный желудок, она не может съесть больше, чем позволяет ее желудок, иначе она лопнет; человек – это такой негодяй, у него резиновый желудок. Он – хуже, чем свинья – он глотает, глотает, и никак не лопнет. Не только желудок у него из резины, но и все органы. Но мало помалу он дегенерировал. Даже резина, если ее не использовать, сжимается. Только если он поглотит в тысячу раз больше себя, он будет таким, каким должен быть. «Лопнуть» - это фантастическое слово. Свинья может лопнуть, человек – нет. У свиньи нормальный желудок, у человека – нет. У человека резиновый желудок, как и все его органы. Продолжайте без страха, даже в десять раз сильнее; тем лучше - вы будете продвигаться в десять раз быстрее в моей группе. Не бойтесь, вы не лопнете. Это воображение. Как кто-то может лопнуть, когда хорошо ест? Вы привыкли проглатывать, как свинья. Вы никогда не едите хорошо. Только сейчас вы начинаете учиться, как правильно поглощать. Не бойтесь. Продолжайте и продолжайте. Оставьте это ощущение, которое появляется при расширении; вы совсем как ребенок, у которого отрыжка, когда он съел много. Природа растянет его желудок. У ребенка бывает тысяча отрыжек. Не волнуйтесь, у вас будет еще 999.

Мадам Франк: Мне понятно, что такое борьба с отрицательными эмоциями; но что меня больше всего волнует, это очень легкомысленная сторона моего характера, которая шутит даже над моим ничтожеством. Это не позволяет мне раскаиваться и сожалеть. Как от этого избавиться?

Г.: Это означает, что вы не знаете, чего ищете. Вы интересуетесь этим вопросом, не пользуясь инстинктом. Вы выразили это очень хорошо. Я понимаю, почему вы не продвигаетесь. Я понимаю, почему вы топчетесь на месте – раз, два, раз, два – до этого момента ваш инстинкт был изолирован. Он никогда не принимал участия в вашей работе. Я дам вам ряд упражнений. Но вы поняли, что я сказал. Вы почувствовали, что внутри вы не заинтересованы в тех вещах, ради которых работаете. Что-то в вас остается в стороне; оно наблюдает. Другая часть вас делает что-то еще; вы работаете без инстинкта. Все работает – голова, чувства, только не то, что должно. Оно не сделало ничего, чтобы измениться.



Хайнетт: Я пробовал использовать отрицательные эмоции. Я очень успешно преодолел их, но появилось чувство, что я их уничтожил, а не преобразовал. Я не преуспел в использовании их силы. Я подавляю их.

Г.: Вы не подавляете их. Вот что происходит в вас: другой импульс на время занимает место негативного импульса. А тот – в сторону, на время. Но он не уничтожен. Необходимо много раз делать - «чик, чик» - чтобы уничтожить их. Вы не можете быть уверены, что они отсутствуют; но если вы поменяете состояние, вы увидите, что они функционируют более слабо. Так что у вас есть план работы. Если вы поняли, продолжайте избегать, отгонять эти импульсы. Но не расслабляйтесь. Вы делаете это безмятежно. Это другой импульс, приходящий на смену, слишком тонкий для вас, чтобы его почувствовать; и вы воображаете, что больше не имеете отрицательных эмоций. Только сильные вибрации достигают вашего сознания.

Машин: Во время упражнений меня очень беспокоят ассоциации. Я ничего не могу с ними поделать. Как мне быть?

Г.: Ассоциации – часть нашего присутствия. Если бы наше присутствие имело цель, оно хотело бы, чтобы что-то произошло. Это доказывает, что наше присутствие не имеет цели. У вас цель есть только в одном центре – «он хочет попасть в Рай в грязных ботинках». Нужно всем своим присутствием ощущать цель и работать для этого. Не только одной частью, одним центром. У меня есть ассоциации; но они не достигают моего сознания. Циркуляция крови тоже происходит сама по себе. Это автоматическая функция. Она не беспокоит меня. Она происходит день и ночь. Таковы же ассоциации, как и работа моего сердце, и другие функции; например, я вижу, если я обращаю на что-то внимание. Так же движется внутри то, что я съел: могу думать об этом весь вечер, каждый сантиметр дает мне другие ощущения. Вы автоматически поглощены этим. Вы должны иметь цель, и отставить в сторону органические функции. Не слушать их сознанием, мыслью. Нужно научиться думать беспристрастно. Только такая сила усилия приведет вас к нормальной мысли. Мадам де З. может сформулировать для вас упражнения.


Г., обращаясь к Анси: Вы поняли?

Анси: Нет.

Г., обращаясь к Люку: Вы понимаете?

Люк: Да.

Г.: Тогда объясните ему, это будет вашим заданием.

Анси: Я замечал раньше, что мои отрицательные эмоции появлялись в отношениях с людьми. Я злился и не соглашался, когда говорил с людьми. Какое-то время я пытался с этим бороться. Но я впал в безразличие и не знаю, как изменить мое состояние.

Г.: Необязательно его менять; это очень хорошо. В вас растет переоценка ценностей. Раньше вы интересовались дешевками. И то, что не было интересным, не имело для вас ценности. Теперь для вас ценно то, что не было интересно раньше. Вот в чем причина.

Анси: Но я хочу измениться.

Г.: Зачем? Ваше состояние уже изменилось. Раньше вы не видели, что интересуетесь вещами, не имеющими ценности. Теперь видите. Ваше состояние изменилось.

Анси: Но если что-то задевает меня, вместо того, чтобы злиться или обижаться, я остаюсь равнодушным.


Г.: Нормально; это малая подвижка, но это нормально. Раньше у вас было себялюбие. Это дешевка, это ординарная вещь; теперь вы это поняли. Вы видите, что это идиотизм, ничтожество, экскременты; раньше вы этого не знали. Сейчас вы это видите, вы не злитесь. Вы видите признаки экскрементов. Если это действительно так, я очень доволен. Не желая этого, не зная этого, вы уже продвинулись объективно, механически продвинулись. Скоро вы будете нам достойным уважения товарищем.

Ланктен: Возможно ли в настоящих условиях избегать негармоничного развития тела в целях общего развития?

Г.: Для физического развития нет плохой погоды. Нет политической погоды. Оно всегда необходимо. Вы должны обучать ваше тело с помощью вашей головы, сознательно. Это очень просто. Никогда не позволяйте ему делать, что хочет. Заставляйте его делать противоположное тому, что оно любит. Оно любит сахар – не давайте ему его вообще. Вы должны приучить его к борьбе, вы всегда правы, когда сопротивляетесь вашему телу. Это просто. Полные противоположности: такими Бог создал ваше тело и ваш интеллект. Это очень простая вещь. Для этого не нужно читать. Программа очень проста. При всех условиях, во всех политических ситуациях, человек должен научить свое тело быть послушным ему. Ваша личность может учить ваше тело. Тот, в ком тело сильно и ему принадлежит инициатива – ничтожество. Тот, кто поработил свое тело – разумен. Вы понимаете, что значит – разумен? Разумен тот, кто управляет своим телом. Если тело управляет, вы – ничтожество, деревенщина – если вы управляете телом, вы умны. Так что выбирайте, чего вы хотите. Быть умным или деревенщиной? Хотите быть деревенщиной – позвольте телу управлять вами. Хотите быть умным – управляйте своим телом. Чем больше вы управляете своим телом, тем больше оно вам сопротивляется. И в сопротивлении оно придаст вам больше силы.




16 сентября 1943 г

Г.: (смотрит на мадам Ви, сидящую напротив мадам Ф.) – Теперь, после выходных, ваша сестра более похожа на вас. С первого взгляда я увидел, что выражение ее лица изменилось. Я даже думал, что это вы сидите там. (К другим) – Я был уверен, что там сидит Блондинка, а это ее сестра. (К мадам Ви) – Обычно вы обе сидите рядом. Теперь уселись прямо напротив. Такая позиция для вас выгодна. Теперь, г-н Окружной Прокурор, раз никто не задает вопросов, вы зададите такой, который требует легкого в формулировании ответа, вопрос, важный для всех. Запишите его и потом прочтете. (Пока Дж. сочиняет вопрос, Гурджиев просит Л. занять стул Б., который сейчас на кухне. Б. возвращается, садится позади Гурджиева, а тот просит К. поменяться с ним местами). – Понимаете ли, я еще не знаю его. Если он задает вопрос, сидя боком ко мне, я не вижу его лица и не могу ответить так, чтобы была польза специально для него. Это правило, которое еще не формулировалось. Вот оно: новые люди должны сидеть там. Например, он еще не пил мой алкоголь. Алкоголь раскрывает, он показывает многие тонкости вашего внутреннего; это крайне важно, если хочешь понять кого-либо. Но это не моя вина – алкоголь стоит слишком дорого, уже 1800 франков за бутылку. Вы записали вопрос, г-н Специалист?

Дж.А.: Сэр, вы ярко осветили мне тот путь, которым человек должен исполнять своё задание. В некоторой степени я преуспел. Но в течение дня деятельность другого постоянно поглощает. Когда не видишь рядом того, кого избрал объектом для своего задания, позже сознаешь, что день прошел впустую. Как можно в отсутствие этой персоны сохранять огонь для выполнения задания? Как можно поместить нечто на его место?

Г.: В общем, это очень важный вопрос. Вы выбрали кого-то для выполнения своего задания. Но вы не постоянно видитесь с ним… Должны быть перерывы. Невозможно все время работать с объектом; у вас нет достаточной энергии. Поэтому полдня вам следует выполнять задачу и полдня готовиться к ее выполнению. Очень хорошая комбинация. То время, когда вы не видитесь с этой персоной, готовьте себя. Как готовиться? Вы можете сделать лишь одно – осознанно повышать свое желание увидеться с ней. Вы можете повысить его, говоря себе «Я есть». Вы осознанно дышите. Вы говорите «Я есть». Говоря «Я», вы осознанно вдыхаете воздух и все его активные элементы. Говоря «Есть», аккумулируете некое количество энергии в своей батарее и думаете о путях ее использования. Вы представляете себе того, над которым работаете, и думаете: - «когда я увижу его, я обрету еще большую концентрацию, более глубокий контакт с ним». И тогда то, что вы делали за семь раз, сможете сделать за один раз. А теперь, доктор, разъясните ему то, что я сказал, на хорошем французском.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Г.И.Гурджиев: встречи с учениками | Resseg - Записная книжка | Лента друзей Resseg / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»