• Авторизация


Зигзаг удачи и ирония судьбы Валентины Талызиной 21-06-2025 19:33 к комментариям - к полной версии - понравилось!


00-1 (700x467, 100Kb)
На 91-м году жизни не стало Валентины Талызиной. Народная артистка РСФСР, любимая миллионами зрителей, всю жизнь посвятила служению искусству. Неподражаемая учительница химии из «Большой перемены», харизматичная мастер ЖЭКа из «Афони» и подруга главной героини в «Иронии судьбы»... Эти и другие работы сделали Талызину одной из самых любимых актрис Советского Союза и настоящей звездой.

Она сыграла более 40 центральных и главных ролей в Театре Моссовета, около 100 ролей в кино и телефильмах, ставших популярными у нескольких поколений зрителей. Вспоминаем творческий путь актрисы и ее рассказы о своей жизни: о детстве, поступлении в институт, учебе на экономическом факультете и отношениях с Фаиной Раневской.

[700x466]
Совсем маленькой Валя наблюдала сцену ухода отца, влюбившегося в польку, жену белого польского офицера.

quote]"Смазливая, молодая, на пятнадцать лет моложе отца... Мама каким-то образом узнала про очередное увлечение своего благоверного. Сцена, которая случилась на моих глазах, врезалась в память на всю жизнь, хотя я была четырехлетней девочкой: отец стоит на коленях, хватаясь за мамины ноги, и громко умоляет: «Ну, сделай так, чтобы я не пошел к ней!» Но мама, гордая сибирячка, удерживать мужа не стала."[/quote]
Валентина из своего зерносовхоза приехала в Москву учиться на артистку с одним деревянным чемоданом, который был без замка и "запирался" обвязанный веревкой. Ехала в одном вагоне с амнистированными уголовниками и от страха резалась с ними в карты и невпопад хохотала. Дальняя родственница, встречавшая ее Площади трех вокзалов, узнав, что та приехала учиться на артистку, рубанула с деревенской прямотой: "Ну, не по плечу ты это затеяла, Валентина". Она запомнила эту фразу на всю жизнь.

Личная жизнь у Талызной тоже не задалась. За 90 лет она была в браке лишь с художником Леонидом Непомнящим, с которым прожила 12 не особо счастливых лет. После ухода мужа актриса 40 дней провела в клинике неврозов.

С собственной дочерью у актрисы отношения тоже складывались непросто. Говорят, что Ксения всегда старается подчеркнуть свою непохожесть на знаменитую мать, но тоже стала актрисой.

"Дочь воспитывать было непросто. Я не воспитатель, к сожалению. Актеры вообще не воспитатели. И дети актерские - это трудный вариант."
Зато ее карьера была невероятной. Зрители знают и любят ее за яркие, запоминающиеся роли в «Зигзаге удачи», «Афоне», «Стариках-разбойниках», «Следствие ведут знатоки» и многих других фильмах. Всего актриса снялась более чем в ста картинах.

Первый успех в кино Талызиной принесла роль красивой общественницы Алевтины в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». Позже актриса снялась в десяти картинах Рязанова, в том числе и в легендарной «Иронии судьбы…», где не только блестяще сыграла роль подруги главной героини, но и озвучила Барбару Брыльску, вытянув ее роль, а по мнению многих, и весь фильм.

[700x467]
Барбара Брыльска и Валентина Талызина (справа). Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Хотя все могло сложиться иначе. В своих воспоминаниях Талызина писала, что Рязанов не хотел ее пробовать. Хотя на ее кандидатуре настаивали все - его ассистент по актерам и даже его жена и помощница Нина Скуйбина. Наконец на 18-й неудачной пробе он сдался и, злясь, что обращается к актрисе, как он считал, средних способностей, сказал: "Если твой голос подойдет к голосу Пугачевой, озвучивай. Я не против!"

«Озвучкой я не занимаюсь, мне это на фиг не надо!» – подумала Талызина, но возражать Рязанову не стала.

[quote}"До сих пор поражаюсь, что мой голос подошел для картины «Ирония судьбы». Это была очень ответственная работа, и мне удалось выполнить ее достойно. Я сыграла то, что не доиграла Брыльска."[/quote]
В январе 2025 года актриса отпраздновала юбилей, но ее состояние ухудшилось весной, в марте ей вызывали скорую помощь, поскольку она жаловалась на сильную тошноту и боли в теле. Врачи диагностировали у Талызиной рак поджелудочной железы. Последние месяцы народная артистка проходила лечение у себя дома.

«Однажды после съемок она мне сказала: никогда не продавай и не предавай свою душу, не иди на сделки с совестью, иначе последствия не разгребешь».

(Юрий Балицкий)

[700x466]
В роли Зинаиды в спектакле "Дядюшкин сон". 1965 г.

[700x482]
В фильме "Зигзаг удачи". 1968 г.


Пушкин на русской печке


Я себя помню рано, помню, как меня укусила собака. Мне было года два - два с половиной, и с тех пор боюсь собак. А они чувствуют, что боюсь.

Мне было года три-четыре, мама ушла, а где-то на кухне люди ели пельмени, я смотрела на стол, он мне казался высоким. Они мне дали один пельмень с горчицей, я зашлась от крика. Им надо было посмеяться…

Я была послушным ребенком, но некоторая хитрость у меня была. Помню, как мама одевала меня в детский сад, она меня одела, мы выскочили на крыльцо, и я ей говорю: "Мам, ты что на меня трусы не надела?" "Боже!.." - вскрикнула мама, и мы вернулись надевать трусы.

Когда я пошла в первый класс, мама меня зимой на санках возила в школу. А лет в восемь я прочитала "Евгения Онегина" и плакала над судьбой Татьяны, что он на ней не женился. Говорю тебе это честно и откровенно. А в классе третьем учительница брала меня к себе домой, садила на русскую печку и я читала ее семье сказку про попа и его работника Балду.

[700x466]
Спектакль "Чёрный гардемарин". 1980 г.

[700x558]
Заслуженная артистка РСФСР Валентина Талызина. 1980 г.


Между нами говоря: в школу я пошла в 1942 году, война была, тяжелое время. Мы жили в Сибири, мама держала корову, и мы не голодали. Когда немного стала соображать, полюбила радио, я его могла слушать часами. А когда стали привозить американское кино, такое как "Серенада солнечной долины", это для меня стало настоящим окном в мир, я могла кино смотреть бесконечно в нашем сельском клубе.

Киномеханик, дядя Леша Печенкин привозил кино, я смотрела все картины, которые он привозил. Фильмы уносили меня в другую, неведомую мне жизнь, во все глаза смотрела, как играют артисты. Когда я приехала учиться в ГИТИС, я артистов знала лучше, чем московские студенты.

Бумажный театр и совхоз "Борисовский"


Когда училась в школе, у меня был свой театр, с бумажными актерами, я в него играла все время.

Сказать, что я хочу быть артисткой, в совхозе "Борисовский" было бы странно, там бы меня никто не понял. Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я что-то уклончиво отвечала, но сказать правду, что я хочу быть артисткой, я не могла. Даже не заикалась.

В школе очень любила историю, знала всех царей и императоров, знаковые исторические даты тоже знала как свои пять пальцев. История была еще одним моим миром воображения, просто запоем читала исторические книги.

Маме сказала, что поеду поступать в Омск, в педагогический институт на исторический факультет. Со мной поехала девочка Таня Чирко, запомнила ее на всю жизнь…

Мы пошли сдавать экзамены, там всех "валили", очень много не проходили. Я отвечала все точно и не сбивалась. Мне поставили четверку. Когда мы пришли узнавать результаты экзаменов, Таня Чирко мне говорит: "А ты не прошла..." Я развесила уши, спрашиваю ее: "А ты?.." "И я не прошла...", - отвечает она. И я не пошла проверять списки. А я прошла…

[700x466]
Спектакль "Пиковая дама" (Талызина в центре в роли графини Анны Федотовны) в театре им. Моссовета. 2023 г.

Сталинская стипендиатка


Мы пошли поступать в сельскохозяйственный институт. Так я стала учиться на экономическом факультете. Проучилась там два курса, на интегралах я просто обалдевала, я не понимала ни одного слова, когда нам рассказывали про них. Училась, как-то сдавала экзамены. Но формула "товар-деньги-товар" в мою голову никак не вмещалась, я не понимала ничегошеньки.

А в самодеятельность пошла сразу, там преподавал старый актер, когда он меня послушал, сказал: "Приходите завтра, я вам дам роль…"

И он дал мне главную роль, я играла Надю Коврову, пьесу не помню. Тут я окунулась в свой мир, мне там было очень хорошо. Помню был вечер, студенты омских вузов выступали в драматическом театре, я читала Лебедева-Кумача, какую-то очень смешную историю. Мне хлопали, смеялись. Ко мне за кулисами подошла очень красивая, молодая женщина. Я запомнила ее - Елена Васильевна Зайцева, заведующая Домом народного творчества. Она мне сказала слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Девочка, вам надо стать профессиональной актрисой".

"Я хочу учиться…", - ответила я. "Мы это организуем", - продолжила Елена Васильевна. Так я поехала в Москву учиться на артистку.

Москва меня особо по голове не ударила. Я быстро освоилась в метро. В Москве жила моя троюродная сестра, когда я приехала и сказала ей, что хочу быть артисткой, она мне сказала: "Валя, не по плечу ты это затеяла…"

Запомнила, как я первый раз вошла в Собиновский переулок, увидела дом и говорю себе: "Это ГИТИС, если угадала, то поступлю…". Я не угадала. В тот год уже основной набор был завершен, но на мое счастье был дополнительный набор. Это было провидение… Я же приехала от фонаря, я же ничего не знала, ни с кем не созванивалась. Мое поступление, конечно, провидение.

Я приехала в Москву без школьного аттестата, у меня был паспорт и справка о том, что я студентка 3 курса Омского сельскохозяйственного института. Все! Николай Васильевич Петров, который когда-то был Николя Петер и танцевал в Петербурге, в кафе-шантанах. Он был народный артист России. Варвара Алексеевна Вронская, бывшая актриса МХАТа, красавица была. Немирович-Данченко предложил ей стать близким человеком, она отказалась и больше в театре ролей не получала. Это мои педагоги, моя вечная им благодарность. Училась я на пятерки, была Сталинской стипендиаткой.

Запомнила, как в институт пришли представители театра Моссовета, на наш выпускной спектакль, я играла принцессу Имоджену - Шекспир, на минуточку. Меня и Вадика Бероева сразу пригласили в театр.

[800x533]
Валентина Талызина (Мадам Н) и Вадим Бероев (Антуан) в спектакле "Жизнь Сент-Экзюпери" в театре имени Моссовета. 1968 г.

"Я Раневской не понравилась…"


Театр мне сразу понравился, я училась у всех. У знаменитых и не у знаменитых. В гримерке, в массовке, на сцене, в кулисах - везде училась. Я переиграла всех комсомолок. Когда я пришла в театр, то было сказано: "Пришла девочка, некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с красивым голосом и очень профессиональная". Это сказала режиссер Инна Александровна Данкман.

Меня как-то быстро приняли и полюбили в театре. Один пример: я опаздывала на репетиции, жила в общежитии на Каретном ряду, до театра минут за десять можно было добежать. Как-то все не могла рассчитать время, и привирала, то одна причина, то другая. Однажды ко мне подошел Борис Владимирович Иванов, бывший артист одесской оперы, фронтовик. Он сказал: "Вы позволяете себе такое, как будто вы гениальная артистка, а вы не гениальная, вы обыкновенная артистка и опаздывать вы не должны".

И меня как отрубило, с той поры и по сей день я перестала опаздывать. Я и сегодня на все репетиции прихожу раньше всех.

Главные роли мне не давали играть шесть лет, только потом Ирина Анисимова-Вульф дала мне роль красавицы Зинаиды в спектакле "Дядюшкин сон". Фаина Раневская пришла в театр, и для нее взяли главную роль Марии Александровны Москалевой. Я играла ее дочку.

Я сначала Фаине Георгиевне не понравилась, она говорила про меня: "Какая же некрасивая..." Партнерша она была великолепная, потом, в процессе работы, она меня полюбила. Во-первых, я деревенела перед ней, я понимала, что я никакая не красавица. Но когда на меня надели корсет, надели розовое, все в кружевах и оборках платье, открыли плечи, сделали мне ресницы, носик подтянули, парик темно-каштановый…

Когда я подошла к зеркалу и увидела себя, подумала: кто это? А в следующую секунду подумала: так это же я. И кого я, между прочим, боюсь?.. Пошла на сцену и как дала монолог: "Князь, князь, простите меня!.." А Раневская, она была великая артистка, но она была артистка, говорит режиссеру: "Ирина, это же мелодрама…" А Ирина Сергеевна понимала, что меня прорвало, она отвечала: "Ничего, Фаина Георгиевна, ничего…"

А меня уже было не остановить, я давала весь темперамент и кричала до самого балкона. И с тех пор я стала для нее хорошей артисткой. Как-то Раневская сказала такую фразу: "Талызина лучше меня, она умеет играть героинь и характерные роли".

[464x700]
На церемонии награждения премией "Золотой Орёл". 2012 г.

[700x466]
На творческом вечере "Что нужно для чуда"


* * *
Валентину Талызину часто называли человеком "с тяжелым характером". Она это знала и не раз говорила: "Что значит тяжелый характер? Характер, он или есть, или его нет…" У нее он был!

Все ее неровности, шероховатости и угловатости были защитой. Защитой одинокой, часто не уверенной в себе женщины и артистки. "Господи, скоро 70 лет на сцене, а хвост по сей день дрожит так, что сил нет", - говорила она.

"Голос - это звук души…"


Вся жизнь у нее была подчинена профессии. Которой она безответно служила. Именно служила. Обожала мороженое и не ела его годами. Берегла голос. Цену своему несравненному голосу королева дубляжа знала. На вопрос, где она берет такие краски, обертона и оттенки для голоса, отвечала, не задумываясь: "Понимаешь, голос - это звук души. По-другому не бывает".

Всегда хотела играть на сцене. Театр для нее был смыслом жизни. Всю жизнь была предана одному театру - Академическому театру имени Моссовета. Она пришла туда девчонкой, сразу после ГИТИСа, играла с Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Серафимой Бирман, Любовью Орловой, Валентиной Серовой. Про кино говорила, что это узнаваемость и заработок. А театр - это все остальное в актерской профессии. Себя называла "артисткой средних способностей", но тут же добавляла, что лучше нее в театре из ее поколения играла разве что Маргарита Терехова…

Всегда была благодарна за звездные роли Эльдару Александровичу Рязанову. Но с оговоркой, что никогда не была его любимой артисткой. "Он мог на меня покрикивать. Может, и правильно делал, не знаю..".

[700x466]
В спектакле "Волки и овцы" в театре им. Моссовета. 2022 г.

[700x466]
Народная артистка РФ Валентина Талызина


"Я - кусок дисциплины…"


Еще себя не раз называла "куском дисциплины". Что было сущей правдой. На репетиции приходила раньше всех. Если кто смел опаздывать, тому часто нездоровилось. Ночь перед спектаклем или съемками у нее, как правило, была бессонной. Долгие десятилетия отпуск она проводила в Крыму, большую его часть вечерами учила тексты, много читала русскую классику.

"Артисту очень полезно на ночь классику читать", - говорила она.
Профессия была для нее смыслом жизни и осью земной. Личная жизнь не сложилась, ее единственным и недолгим мужем был художник Леонид Непомнящий. От той жизни осталась дочь Ксюша и воспоминания о запоях мужа.

"Я тоже начала с ним пить. Но меня быстро пронзило, что это билет в один конец на скорый поезд", - как-то заметила Валентина Илларионовна.

После развода на месяц попала в клинику неврозов. Не любила об этом говорить, всегда подчеркивала, что она сильная. Валентина Талызина, правда, была невероятно сильной, жизнь любила до синевы в глазах.

"У меня рак четвертой стадии…."


"Мне сказали, что у меня рак поджелудочной железы, четвертая стадия. Как у Любови Петровны Орловой. Я спросила врача, сколько мне осталось жить. Он ответил, что у него нет телефона на небо".

Ей проводили паллиативную терапию на дому. Онколога, который приезжал ей ставить капельницы, называла: "гением". "Самое главное - у меня ничего не болит. И врачи сказали, что опухоль остановила свой рост. Я же еще поживу?!" - с надеждой говорила она.

"26 августа у меня спектакль "Пиковая дама", обязательно сыграю. А пока в отпуске…" - заметила народная артистка недавно.

Она никогда не говорила о смерти. Только про жизнь. Один раз вскользь заметила: "Валя - умная. На Ваганьковском кладбище мамин прах перенесла ближе к центру. Рядом себе место оставила, даже могильную плиту заказала. Кучу денег заплатила, но дело нужное сделала…".

"Года три назад я села и посмотрела "Иронию судьбы" от начала и до конца. Думаю, ну надо же наконец-то понять, в чем феномен этой картины? Увлеклась, посмотрела весь фильм. Бурков, Андрей Мягков, замечательная актриса Добржанская, прекрасная Люба Соколова. И героиня в-общем красивая и симпатичная, очень точно говорит…

Героиня говорит: "Вы считаете меня легкомысленной?" Добржанская отвечает: "Поживем, увидим..". И вдруг я понимаю, что хочу, чтобы Барбара Брыльска говорила дальше… Скромно это или нескромно, но было так. А потом думаю: Валя, так это же твой голос…"

Биографическая справка.

Валентина Илларионовна Талызина, родилась Омской области 22 января 1935 года. После двух курсов Омского сельхозинститута поступила на актерский факультет ГИТИСа.

С 1958 года - артистка театра имени Моссовета. В 1963 году дебютировала в кино. Сыграла более чем в 130 фильмах, среди которых "Ирония судьбы, или С легким паром". Ее голосом говорит главная героиня этой картины и Марта из фильма "Долгая дорога в дюнах". Талызина озвучила десяток мультфильмов, самый известный - "Каникулы в Простоквашино", ее голосом там говорит мама Римма.

Среди звездных картин актрисы - фильмы "Афоня", "Женитьба", "Зигзаг удачи", «Уроки французского», "Исцеление любовью", "Старики-разбойники", "Яма", "Гений".

Дочь актрисы Ксения и внучка Анастасия - профессиональные артистки.

Валентина Талызина - дважды лауреат национальной кинопремии "Золотой орел", народная артистка РСФСР. Награждена орденами "Дружбы", "Почета", "За заслуги перед Отечеством".

[700x466] [700x454] [700x462] [700x466] [700x466] [700x466]
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
Elena_ARVIK 21-06-2025-20:29 удалить
Истинно народная. Светлая память
-Juliana- 22-06-2025-00:37 удалить
Светлая память светлому человеку. Очень жалко, что уходят такие люди... Понимаешь, что 90 лет - это уже хорошо, но всё равно где-то в душе тихонько звенит высокой нотой "жалко"...
Прекрасный пост, большое спасибо! Светлая память!
Ceslava2009 22-06-2025-19:26 удалить
Светлая память.....


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Зигзаг удачи и ирония судьбы Валентины Талызиной | Только_для_женщин - Клуб "Только для женщин" | Лента друзей Только_для_женщин / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»