На 91-м году жизни не стало Валентины Талызиной. Народная артистка РСФСР, любимая миллионами зрителей, всю жизнь посвятила служению искусству. Неподражаемая учительница химии из «Большой перемены», харизматичная мастер ЖЭКа из «Афони» и подруга главной героини в «Иронии судьбы»... Эти и другие работы сделали Талызину одной из самых любимых актрис Советского Союза и настоящей звездой.
Она сыграла более 40 центральных и главных ролей в Театре Моссовета, около 100 ролей в кино и телефильмах, ставших популярными у нескольких поколений зрителей. Вспоминаем творческий путь актрисы и ее рассказы о своей жизни: о детстве, поступлении в институт, учебе на экономическом факультете и отношениях с Фаиной Раневской.
Я себя помню рано, помню, как меня укусила собака. Мне было года два - два с половиной, и с тех пор боюсь собак. А они чувствуют, что боюсь.
Мне было года три-четыре, мама ушла, а где-то на кухне люди ели пельмени, я смотрела на стол, он мне казался высоким. Они мне дали один пельмень с горчицей, я зашлась от крика. Им надо было посмеяться…
Я была послушным ребенком, но некоторая хитрость у меня была. Помню, как мама одевала меня в детский сад, она меня одела, мы выскочили на крыльцо, и я ей говорю: "Мам, ты что на меня трусы не надела?" "Боже!.." - вскрикнула мама, и мы вернулись надевать трусы.
Когда я пошла в первый класс, мама меня зимой на санках возила в школу. А лет в восемь я прочитала "Евгения Онегина" и плакала над судьбой Татьяны, что он на ней не женился. Говорю тебе это честно и откровенно. А в классе третьем учительница брала меня к себе домой, садила на русскую печку и я читала ее семье сказку про попа и его работника Балду.
[700x558]
Заслуженная артистка РСФСР Валентина Талызина. 1980 г.
Между нами говоря: в школу я пошла в 1942 году, война была, тяжелое время. Мы жили в Сибири, мама держала корову, и мы не голодали. Когда немного стала соображать, полюбила радио, я его могла слушать часами. А когда стали привозить американское кино, такое как "Серенада солнечной долины", это для меня стало настоящим окном в мир, я могла кино смотреть бесконечно в нашем сельском клубе.
Киномеханик, дядя Леша Печенкин привозил кино, я смотрела все картины, которые он привозил. Фильмы уносили меня в другую, неведомую мне жизнь, во все глаза смотрела, как играют артисты. Когда я приехала учиться в ГИТИС, я артистов знала лучше, чем московские студенты.
Бумажный театр и совхоз "Борисовский"
Когда училась в школе, у меня был свой театр, с бумажными актерами, я в него играла все время.
Сказать, что я хочу быть артисткой, в совхозе "Борисовский" было бы странно, там бы меня никто не понял. Когда меня спрашивали, кем я хочу быть, я что-то уклончиво отвечала, но сказать правду, что я хочу быть артисткой, я не могла. Даже не заикалась.
В школе очень любила историю, знала всех царей и императоров, знаковые исторические даты тоже знала как свои пять пальцев. История была еще одним моим миром воображения, просто запоем читала исторические книги.
Маме сказала, что поеду поступать в Омск, в педагогический институт на исторический факультет. Со мной поехала девочка Таня Чирко, запомнила ее на всю жизнь…
Мы пошли сдавать экзамены, там всех "валили", очень много не проходили. Я отвечала все точно и не сбивалась. Мне поставили четверку. Когда мы пришли узнавать результаты экзаменов, Таня Чирко мне говорит: "А ты не прошла..." Я развесила уши, спрашиваю ее: "А ты?.." "И я не прошла...", - отвечает она. И я не пошла проверять списки. А я прошла…
[700x466] Спектакль "Пиковая дама" (Талызина в центре в роли графини Анны Федотовны) в театре им. Моссовета. 2023 г.
Сталинская стипендиатка
Мы пошли поступать в сельскохозяйственный институт. Так я стала учиться на экономическом факультете. Проучилась там два курса, на интегралах я просто обалдевала, я не понимала ни одного слова, когда нам рассказывали про них. Училась, как-то сдавала экзамены. Но формула "товар-деньги-товар" в мою голову никак не вмещалась, я не понимала ничегошеньки.
А в самодеятельность пошла сразу, там преподавал старый актер, когда он меня послушал, сказал: "Приходите завтра, я вам дам роль…"
И он дал мне главную роль, я играла Надю Коврову, пьесу не помню. Тут я окунулась в свой мир, мне там было очень хорошо. Помню был вечер, студенты омских вузов выступали в драматическом театре, я читала Лебедева-Кумача, какую-то очень смешную историю. Мне хлопали, смеялись. Ко мне за кулисами подошла очень красивая, молодая женщина. Я запомнила ее - Елена Васильевна Зайцева, заведующая Домом народного творчества. Она мне сказала слова, которые я запомнила на всю жизнь: "Девочка, вам надо стать профессиональной актрисой".
"Я хочу учиться…", - ответила я. "Мы это организуем", - продолжила Елена Васильевна. Так я поехала в Москву учиться на артистку.
Москва меня особо по голове не ударила. Я быстро освоилась в метро. В Москве жила моя троюродная сестра, когда я приехала и сказала ей, что хочу быть артисткой, она мне сказала: "Валя, не по плечу ты это затеяла…"
Запомнила, как я первый раз вошла в Собиновский переулок, увидела дом и говорю себе: "Это ГИТИС, если угадала, то поступлю…". Я не угадала. В тот год уже основной набор был завершен, но на мое счастье был дополнительный набор. Это было провидение… Я же приехала от фонаря, я же ничего не знала, ни с кем не созванивалась. Мое поступление, конечно, провидение.
Я приехала в Москву без школьного аттестата, у меня был паспорт и справка о том, что я студентка 3 курса Омского сельскохозяйственного института. Все! Николай Васильевич Петров, который когда-то был Николя Петер и танцевал в Петербурге, в кафе-шантанах. Он был народный артист России. Варвара Алексеевна Вронская, бывшая актриса МХАТа, красавица была. Немирович-Данченко предложил ей стать близким человеком, она отказалась и больше в театре ролей не получала. Это мои педагоги, моя вечная им благодарность. Училась я на пятерки, была Сталинской стипендиаткой.
Запомнила, как в институт пришли представители театра Моссовета, на наш выпускной спектакль, я играла принцессу Имоджену - Шекспир, на минуточку. Меня и Вадика Бероева сразу пригласили в театр.
[800x533] Валентина Талызина (Мадам Н) и Вадим Бероев (Антуан) в спектакле "Жизнь Сент-Экзюпери" в театре имени Моссовета. 1968 г.
"Я Раневской не понравилась…"
Театр мне сразу понравился, я училась у всех. У знаменитых и не у знаменитых. В гримерке, в массовке, на сцене, в кулисах - везде училась. Я переиграла всех комсомолок. Когда я пришла в театр, то было сказано: "Пришла девочка, некрасивая, непородистая, обыкновенная социальная героиня. Правда, с красивым голосом и очень профессиональная". Это сказала режиссер Инна Александровна Данкман.
Меня как-то быстро приняли и полюбили в театре. Один пример: я опаздывала на репетиции, жила в общежитии на Каретном ряду, до театра минут за десять можно было добежать. Как-то все не могла рассчитать время, и привирала, то одна причина, то другая. Однажды ко мне подошел Борис Владимирович Иванов, бывший артист одесской оперы, фронтовик. Он сказал: "Вы позволяете себе такое, как будто вы гениальная артистка, а вы не гениальная, вы обыкновенная артистка и опаздывать вы не должны".
И меня как отрубило, с той поры и по сей день я перестала опаздывать. Я и сегодня на все репетиции прихожу раньше всех.
Главные роли мне не давали играть шесть лет, только потом Ирина Анисимова-Вульф дала мне роль красавицы Зинаиды в спектакле "Дядюшкин сон". Фаина Раневская пришла в театр, и для нее взяли главную роль Марии Александровны Москалевой. Я играла ее дочку.
Я сначала Фаине Георгиевне не понравилась, она говорила про меня: "Какая же некрасивая..." Партнерша она была великолепная, потом, в процессе работы, она меня полюбила. Во-первых, я деревенела перед ней, я понимала, что я никакая не красавица. Но когда на меня надели корсет, надели розовое, все в кружевах и оборках платье, открыли плечи, сделали мне ресницы, носик подтянули, парик темно-каштановый…
Когда я подошла к зеркалу и увидела себя, подумала: кто это? А в следующую секунду подумала: так это же я. И кого я, между прочим, боюсь?.. Пошла на сцену и как дала монолог: "Князь, князь, простите меня!.." А Раневская, она была великая артистка, но она была артистка, говорит режиссеру: "Ирина, это же мелодрама…" А Ирина Сергеевна понимала, что меня прорвало, она отвечала: "Ничего, Фаина Георгиевна, ничего…"
А меня уже было не остановить, я давала весь темперамент и кричала до самого балкона. И с тех пор я стала для нее хорошей артисткой. Как-то Раневская сказала такую фразу: "Талызина лучше меня, она умеет играть героинь и характерные роли".
[464x700] На церемонии награждения премией "Золотой Орёл". 2012 г.
[700x466]
На творческом вечере "Что нужно для чуда"
* * *
Валентину Талызину часто называли человеком "с тяжелым характером". Она это знала и не раз говорила: "Что значит тяжелый характер? Характер, он или есть, или его нет…" У нее он был!
Все ее неровности, шероховатости и угловатости были защитой. Защитой одинокой, часто не уверенной в себе женщины и артистки. "Господи, скоро 70 лет на сцене, а хвост по сей день дрожит так, что сил нет", - говорила она.
"Голос - это звук души…"
Вся жизнь у нее была подчинена профессии. Которой она безответно служила. Именно служила. Обожала мороженое и не ела его годами. Берегла голос. Цену своему несравненному голосу королева дубляжа знала. На вопрос, где она берет такие краски, обертона и оттенки для голоса, отвечала, не задумываясь: "Понимаешь, голос - это звук души. По-другому не бывает".
Всегда хотела играть на сцене. Театр для нее был смыслом жизни. Всю жизнь была предана одному театру - Академическому театру имени Моссовета. Она пришла туда девчонкой, сразу после ГИТИСа, играла с Фаиной Раневской, Верой Марецкой, Серафимой Бирман, Любовью Орловой, Валентиной Серовой. Про кино говорила, что это узнаваемость и заработок. А театр - это все остальное в актерской профессии. Себя называла "артисткой средних способностей", но тут же добавляла, что лучше нее в театре из ее поколения играла разве что Маргарита Терехова…
Всегда была благодарна за звездные роли Эльдару Александровичу Рязанову. Но с оговоркой, что никогда не была его любимой артисткой. "Он мог на меня покрикивать. Может, и правильно делал, не знаю..".
[700x466] В спектакле "Волки и овцы" в театре им. Моссовета. 2022 г.
Еще себя не раз называла "куском дисциплины". Что было сущей правдой. На репетиции приходила раньше всех. Если кто смел опаздывать, тому часто нездоровилось. Ночь перед спектаклем или съемками у нее, как правило, была бессонной. Долгие десятилетия отпуск она проводила в Крыму, большую его часть вечерами учила тексты, много читала русскую классику.
"Артисту очень полезно на ночь классику читать", - говорила она.
Профессия была для нее смыслом жизни и осью земной. Личная жизнь не сложилась, ее единственным и недолгим мужем был художник Леонид Непомнящий. От той жизни осталась дочь Ксюша и воспоминания о запоях мужа.
"Я тоже начала с ним пить. Но меня быстро пронзило, что это билет в один конец на скорый поезд", - как-то заметила Валентина Илларионовна.
После развода на месяц попала в клинику неврозов. Не любила об этом говорить, всегда подчеркивала, что она сильная. Валентина Талызина, правда, была невероятно сильной, жизнь любила до синевы в глазах.
"У меня рак четвертой стадии…."
"Мне сказали, что у меня рак поджелудочной железы, четвертая стадия. Как у Любови Петровны Орловой. Я спросила врача, сколько мне осталось жить. Он ответил, что у него нет телефона на небо".
Ей проводили паллиативную терапию на дому. Онколога, который приезжал ей ставить капельницы, называла: "гением". "Самое главное - у меня ничего не болит. И врачи сказали, что опухоль остановила свой рост. Я же еще поживу?!" - с надеждой говорила она.
"26 августа у меня спектакль "Пиковая дама", обязательно сыграю. А пока в отпуске…" - заметила народная артистка недавно.
Она никогда не говорила о смерти. Только про жизнь. Один раз вскользь заметила: "Валя - умная. На Ваганьковском кладбище мамин прах перенесла ближе к центру. Рядом себе место оставила, даже могильную плиту заказала. Кучу денег заплатила, но дело нужное сделала…".
"Года три назад я села и посмотрела "Иронию судьбы" от начала и до конца. Думаю, ну надо же наконец-то понять, в чем феномен этой картины? Увлеклась, посмотрела весь фильм. Бурков, Андрей Мягков, замечательная актриса Добржанская, прекрасная Люба Соколова. И героиня в-общем красивая и симпатичная, очень точно говорит…
Героиня говорит: "Вы считаете меня легкомысленной?" Добржанская отвечает: "Поживем, увидим..". И вдруг я понимаю, что хочу, чтобы Барбара Брыльска говорила дальше… Скромно это или нескромно, но было так. А потом думаю: Валя, так это же твой голос…"
Светлая память светлому человеку. Очень жалко, что уходят такие люди... Понимаешь, что 90 лет - это уже хорошо, но всё равно где-то в душе тихонько звенит высокой нотой "жалко"...