• Авторизация


ДЖЕЙМС ЭНСОР 10-11-2010 11:21 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Парашутов Оригинальное сообщение

КОЛЛЕКЦИЯ АВТОПОРТРЕТОВ (ЧАСТЬ 74 - ДЖЕЙМС ЭНСОР. ВСЕГДА ЖИТЬ С МАСКОЙ - СУДЬБА МОЯ!)

К радости любителей живописи этого художника знают и любят в русском интернете, о нем есть подробные статьи на нескольких сайтах. Казалось, можно было процитировать одну из них, чтобы представить вам коллекцию его автопортретов. Но, простите, привык, интересуясь информацией о художнике узнавать, как можно больше интересных фактов о его жизни и творчестве. Поэтому я проштудировал и интересную информацию на иностранных сайтах, "смиксовав" все самое интересное и значимое в одной биографии. Знакомьтесь!

Джеймс Сидней Эдуард Энсор
James Sidney Edouard Ensor


13 апреля 1860, Остенде — 19 ноября 1949, там же

[показать]

James Ensor Ensor with the flowered hat 1883 г.

Бельгийский художник, график и живописец
Джеймс родился в портовом городе Остенде и был сыном англичанина и фламандки.
Его отец держал лавку экзотических товаров (сувениров, карнавальных масок, морских раковин и т.д.). Возможно, детские воспоминания подсказали художнику позже темы его картин.
О своем рождении Энсор написал в автобиографии так: «Я родился в Остенде, в пятницу, в день Венеры. Как только я появился на свет, Венера пришла ко мне, улыбаясь, и мы долго смотрели друг другу в глаза. От нее приятно пахло соленой водой». В этом придуманном "воспоминании" о своем рождении Энсор описал двойственность своего творчества. С одной стороны, фантазии и воображение, с другой, реалии жизни, которые наблюдал ребенок, живя в мрачном портовом городке, существованию которого угрожает море, которое является одновременно и источником его существования.
Мальчик рано проявил способности к рисованию. В школьных тетрадях Джеймса историки обнаружили наброски, которые позже стали будущими полотнами художника. В 15 лет Джеймс бросает школу и начинает брать уроки живописи в Остенде сразу у двух художников (их имена история не сохранила). Начинал Энсор, как ни странно, с пейзажей и городских видов. Впрочем, эти жанры будут любимы им всю жизнь. Он с удовольствием пишет на картоне небольшие виды окрестностей Остенде. Известна, например, его работа 1876 года – «Фламандская равнина», которая сейчас находится в частной коллекции в Брюсселе.




Учеба

В 1877 году Энсор переезжает в Брюссель и поступает в местную Академию художеств. Его мастером был сам ректор Академии Ян Порталс, который знаменит тем, что ввел в бельгийскую живопись ориентализм. Сокурсником Джеймса был Фернан Кнопф.
Поняв, что официальное образование дает ему мало знаний, Энсор решил заняться самообразованием, благо, брюссельские музеи были всегда для него открыты. Юноша внимательно изучает работы старых мастеров, делает многочисленные наброски с произведений таких художников, как Халс, Рембрандт, Гойя, Тёрнер, Домье и Мане. Искусство старых голландцев и фламандцев оказало на него не менее сильное влияние, а благодаря тому же Мане, Энсор, как и многие его современники, увлёкся импрессионизмом.
Но импрессионизм, который придавал большое значение полутонам, в бельгийском, в энсоровском варианте строился на четких цветах, которые смягчали интерьеры и фигуры, например, «Натюрморт с китайскими безделушками» (1880) или «Дама в голубом» (1881).
В Академии Энсор написал и свои первые известные широкой публике картины, среди которых «Орест, мучимый фуриями» (1879), «Ламповщик» (1880), «Портрет отца художника» (1881).
Годы учебы в Академии историки называют «темным периодом» его творчества (1879-1882). В это время Энсор пишет три небольших автопортрета, в которых, как считают искусствоведы, чувствуется тревога и напряжение.

[показать]

James Ensor Бельгия Portrait of the artist. Large Head 1879 г.

[показать]

James Ensor Бельгия Portrait of the artist. Smaill Head 1879 г.

[показать]

James Ensor Portrait of the artist to the rest 1879 г.

С третьей картины Энсор в 1922 году сделал копию специально для знаменитой коллекции автопортретов в Галерее Уффицы во Флоренции. Причем, картина выполнена в светлой палитре в отличие от оригинала.

[показать]

James Ensor Self-Portrait 1922 г. Galería Uffizi, Florencia

В 1881 году Энсор закончил Академию и вернулся в родной Остенде. Кстати, впервые он выставил свои работы на выставке тоже в 1881 году. На чердаке родительского дома, на первом этаже которого находилась та самая сувенирная лавка, Джеймс устроил свою мастерскую. С Остенде будет связана почти вся долгая (еще почти 70 лет!) жизнь художника. Источники указывают, что Энсор покидал страну всего три раза, совершая
короткие путешествия в Париж, Лондон и Голландию. До 1917 года он почти безвылазно проводил время в своей студии на чердаке родительского дома.

Джеймс вёл дела в магазине матери, а в свободное время, причем плодотворно, продолжал заниматься живописью. В начале 1880-х годов Энсор писал по десять-пятнадцать картин в год.
Стиль раннего Энсора характеризуется мрачным колоритом, толщиной мазков и реализмом с элементами фантастики. Используя тяжелые тона, Энсор пишет интерьеры среднего класса, такие же, в которых жила его семья. Мрачная, тревожная таинственность окружает фигуры, которые пьют чай, слушают фортепианную музыку или просто сидят в меланхолических размышлениях. В эти годы созданы картины, принесшие ему известность в художественном мире. Темы, традиционны для голландской живописи – натюрморты и пейзажи: «Устрицы» (1882), «Раковины» (1883), «Во ржи» (1883), «Крыши Остенде» (1884).

[показать]

James Ensor Self-Portrait

Впрочем, через год после окончания Академии, у Энсора произошел «творческо-житейский бунт», в 1882 году, раздосадованный «серостью» культурной жизни в Остенде он бросает все и возвращается в Брюссель, где находит приют и понимание в семье Эрнеста и Марьетт Руссо, которые становятся и первыми покупателями его картин.
Историки утверждают, что для этого «бунта» были и мотивы личного характера. Мол, его семья запретила ему жениться на женщине, которую он любил, и он бежал в Брюссель и от деспотизма домашних, и от самой любви.
Художник начинает, хотя и с трудностями, но выставляться. Он принимает в Брюсселе участие в выставках «Кризалид» и «Эссор». А самое главное, Энсор сознательно осветляет свою палитру и в 1883 году отказывается и от реализма Курбе, и от импрессионистической манеры, и от незатейливых бытовых сюжетов. «Бунт», рожденный прозябанием и никчемностью в Остенде, вырос в «творческую революцию».

[показать]

James Ensor Ensor at his Easel.

Тема всего творчества

В 1883 году на картинах художника впервые появляются маски. Хотя самая первая маска изображена на картине «Маска, смотрящая на негра – фокусника» еще в 1879 году.
Жизнь человеческого общества Энсор трактует, как маскарад, визуально поддерживая слова Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица».

[показать]

James Ensor Ensor surrounded by The Masks. 1899 г.

Сам художник позже говорил: «Маска мне дает свежесть тонов, острую выразительность, пышный декор, неожиданные широкие жесты, хаотичность движений и изысканную неугомонность». Как развитие темы масок вскоре на картинах появляется скелеты, которых Энсор изображает с присущим ему черным юмором.

[показать]

James Ensor Autorretrato 1889 г.

[показать]

James Ensor Autorretrato 1889 г.

Переход к символизму был не случаен. Во-первых, он (бельгийский символизм), в отличие от французского, имел глубокие средневековые «корни». Бельгия, бывшая еще полвека назад частью Фландрии, трепетно хранила традиции творчества своих старых мастеров. Проникнутые мистикой картины можно найти в гротескных фантазиях Босха, Брейгеля Старшего и Вермеера Дельфтского. Их картины казались Энсору идеальными.
Символизм есть и в произведениях Шарля де Костера (вспомним хотя бы его Тиля Уленшпигеля).
И потом, не зря же Бельгия подарила миру Метерлинка, который был современником Энсора.
Всё это было тем базисом, на котором строилось новое направление энсоровских картин.
Эмиль Верхарн в книге об Энсоре писал: «Ничего, или почти ничего не должен он мэтрам прошлого. Он пришел в свое время, чтобы взять у них лишь уроки рисования».

[показать]

James Ensor My Portrait in Sadness and Glory.

С 1885 года символизм становится главным направлением его творчества (наиболее значительные картины на эту тему были созданы в 1887- 1891 годах). Причем, часть картин основывается на сюжетах Священного Писания. Картины художника, даже религиозной тематики, стали населять эксцентричные, но выразительные образы - черепа, скелеты, клоуны и маски. Он изображал «сломанный мир», наполненный этими образами и карнавальными сценами, при этом язвительно высмеивая врачей, духовенство, юристов и политиков.

[показать]

James Ensor Self-Portrait in the Costume of a Clown.

Чуть позже Энсор увлекся мистикой. Как его великие предшественники Босх и Брейгель, Энсор создает свою серию мистических полотен. «Христос, идущий по морю» (1885), «Скелеты и Пьеро» (1886), «Интрига» (1896), «Ужасные музыканты» (1891) – вот лишь некоторые из названий картин периода второй половины 1880-х.
На многих картинах присутствует образ Смерти, то интригующей с Арлекином, то истребляющей население целого города («Смерть, избивающая человеческое стадо» (1896)). Историки утверждают, что Энсор возродил в современной форме и истолковал по-своему средневековые серии «Пляски со Смертью».

Группа «ХХ»

6 февраля 1884 года художник дебютировал на выставке художественного объединения «XX» (Les XX), названного именно так, потому что в его состав вошли именно двадцать художников и скульпторов. Объединение собрало в свои ряды эстетически прогрессивных художников, а позже писателей и музыкантов, которые, традиционно для Европы, боролись за художественную свободу и против диктата официального искусства. Основу группы составляли художники-авангардисты.
Сама выставка сразу обросла скандалами и попала под шквал ядовитой газетной критики. Но главная цель была достигнута, организаторы выставки доказали, что в Бельгии существует своя современная живопись.
Участники выставки и составили ядро брюссельской группы «XX», а Энсор выступил в роли одного из ее основателей. Кроме того, Энсор состоял членом антверпенского объединения «Современное искусство».

[показать]

James Ensor

Впрочем, нужно отметить, что участники группы «ХХ», считаясь с авторитетом и организаторскими способностями Энсора, считая его лидером группы, никогда полностью не принимали его взглядов на творчество, да и само его творчество тоже. Сам Энсор тоже резко расходился во мнениях с другими членами группы.
Энсор постоянно выставлял свои произведения в брюссельском салоне группы «ХХ», но публика откровенно смеялась над его картинами, а критика обходила их молчанием. Переход к символическим сюжетам вызвал непонимание современников Энсора. Историки пишут, что находясь в гуще общественной и художественной жизни, художник до конца своих дней оставался «талантливым одиночкой».

[показать]

James Ensor Self-Portrait.

Лишь в 1908 году друг художника, бельгийский поэт-символист Эмиль Верхарн (1855—1916) посвятил творчеству Энсора большую работу, оценив его живописные и графические произведения (художник обратился к графике примерно в 1886 году).

Шедевр

В 1888 г. Энсор написал главное, по его мнению, произведение своей жизни — «Въезд Христа в Брюссель на масленицу 1889 года» (1888, Остенде, музей Энсора) . Размеры картины очень велики. Её невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по частям.
Христос становится свидетелем и зрителем спектакля человеческой жизни, происходящего прямо на улице. Энсор изображает шумную и крикливую карнавальную толпу, сопровождающую Христа на улицах города, оформленного социалистическими транспарантами и рекламой горчицы.
Художник постарался изобразить все характеры и социальные типы. Все маски на полотне имеют свою индивидуальность, но вместе они сливаются в безвольную толпу, которой управляет военный оркестр.

Картине предшествовали шесть больших этюдов углем (1885- 1886), названных «Ореолы Христа, или чувствительность света». Картина является развитием третьего «ореола» - «Живой и лучистый вход в Иерусалим» (1885, Гент), но художник значительно изменил несколько мистический и символистский эскиз, добавив современных реалий и сатирической язвительности. Искусствоведы пишут, что картина напоминает фламандские «моралите» XVI в. Босха и Брейгеля, в которых библейская тема соседствует с социальной сатирой.
Художник считал эту работу лучшей и до конца жизни не расставался с ней, держа в своей мастерской.

[показать]

Портрет Джеймса Энсора перед картиной "Въезд Христа в Брюссель" в доме Энсора в Остенде
(фото сделано Альбертом Лиларом).

Остается добавить, что картина была отвергнута даже его коллегами группы «ХХ», которые отказались выставлять ее в Салоне в 1888 году. Картина была признана откровенно скандальной.
Сейчас картина находится в экспозиции Музея Пола Гетти (Paul Getty Museum) в Лос-Анджелесе.
В последующие годы группа продолжала отклонять от участия в выставках спорные работы художника. В результате, после 10 лет существования группа распалась.

Творческий кризис

1880-е годы стали вершиной творчества Джеймса Энсора. В течение этого плодотворного периода Энсор не оставляет занятия пейзажем (это, по-прежнему, виды Остенде) и натюрмортом, которые он пишет в очень светлых тонах, часто используя белую краску.
Он продолжает выполнять офорты, используя рембрандтовские линии и эффекты светотени.
Его офорты часто повторяют сюжеты его картин, хотя, возможно, наоборот – картины писались на сюжеты гравюр. Лучшие картины Энсора, написанные после 1888 года, продолжают тему въезда Христа - «Интрига» (1890, Антверпен), «Скорбящий Христос» (1899, Гент, частное собрание).
Часто в эти годы художник обращается к жанру автопортрета. Автопортреты Энсора, живописные и выгравированные, свидетельствуют об огромном интересе к самому себе. Художник изображает себя и с элементами пародии и с помощью мрачного бурлеска.

[показать]

James Ensor Ensor and the Leman general discussing painting. 1890 г.

[показать]

James Ensor Demons Teasing Me 1895 г.

Отмечу, что творческое непризнание способствовало погружению художника в живопись религиозной тематики (критики пишут, что Энсор ассоциировал свои страдания с мучениями Христа) и возникновению глубокой депрессии. Существует факт, что в середине 1890-х годов Энсор хотел продать содержимое своей мастерской почти за бесценок.
Видимо, от этого спасли два события, которые произошли в 1895 году. Во-первых, Королевский музей изящных искусств Бельгии в Брюсселе приобрел для своей коллекции картину «Фонарщик» (The Lamp Boy, 1880), а во-вторых, там же в Брюсселе состоялась первая персональная выставка художника.

[показать]

Афиша выставки Salon des Cent EXPOSITION en Decembre 1898 г.

После 1900 года богатство воображения и твердость руки изменили Энсору. Позднее он только использовал уже найденные решения, пытаясь повторить самого себя, и не искал новых путей. Как написал Пауль Хасарт в книге «Джеймс Энсор» (1957, Брюссель), художник стал «систематически заниматься автоплагиатом».
С 1886 по 1922 годы он исполнил 138 гравюр, к ним можно прибавить и две серии литографий: «Сцены из жизни Христа» (31 литография, 1921) и «Гамма любви» (22 литографии, 1929).
Художник замкнулся, ушел от мира, оставшись среди своих масок и психологических пейзажей.

Поздняя слава

Истинная слава пришла к Энсору поздно. В 1920-х его картины стали появляться на крупных выставках.
В 1929 году, когда художнику исполнилось почти 70 лет, состоялась первая большая (после 1895 года) ретроспективная выставка в Брюсселе, после которой от бельгийского короля Альберта художник получил титул барона. В этом же году композитор Флор Алпаерт (Flor Alpaert) написал сюиту «Джеймс Энсор», а в 1933 году художник стал кавалером ордена Почетного легиона.

[показать]

James Ensor Self Portrait with Masks 1937 г.

В 1930-е годы, когда в Европе в моду вошли новые направления живописи – модерн, авангард, и сюрреализм – Энсор оставался для бельгийских художников абсолютным авторитетом.
Задолго до своей смерти художник перестает заниматься живописью. Хотя, в некоторых источниках пишут, что Энсор рисовал до самой смерти. Его новым увлечением стала музыка. Хотя Энсор не имел музыкального образования, он часами играл на пианино, был талантливым импровизатором на фисгармонии и устраивал импровизированные концерты для своих гостей. Энсор даже пытался писать музыку и оформил декорации для нескольких балетов.

[показать]

James Ensor Me and my Medium. 1939 г.

Художник по-прежнему жил в родительском доме в Остенде, окруженный поздно пришедшим уважением и почтением. Даже во время Второй мировой войны он остался в Остенде, несмотря на советы друзей, говоривших о постоянном риске погибнуть во время бомбардировок.
После войны Энсор стал Почетным гражданином города Остенде. Его ежедневные прогулки в столь преклонном возрасте стали настоящим ритуалом, на который приходили посмотреть жители города.

[показать]

James Ensor Me, my Color and my Attributes. 1939 г.

Джеймс Энсор умер после непродолжительной болезни 19 ноября 1949 года и был похоронен на кладбище "Vrouw Тер Duinen" (переводится, как Храм дюны) рядом с церковью, которая не раз изображена на его картинах.

[показать]

Могила Энсора.

Художнику было восемьдесят девять лет. Его дом в Остенде после смерти художника был превращен в музей.

[показать]

Дом-музей Энсора в Остенде.

Послесловие

В историю мировой живописи Джеймс Энсор вошел, прежде всего, как символист. Кстати, историки пишут, что он оказал влияние на становление экспрессионизма и называют художника «предтечей сюрреализма и экспрессионизма», хотя эти течения развивались независимо от путей, открытых Энсором.
Нужно отметить, что непризнанный до конца 1920-х годов в своей собственной стране Энсор пользовался уважением и популярностью среди коллег в Европе. Особо влияние художника чувствовалось в Германии.
Эмиль Нольде посетил Энсора в 1911 году, и был впечатлен его использованием масок.
Пауль Клее упоминает о нем восторженно в своих дневниках.
Эрих Хеккель посетил Энсора в годы первой мировой войны и в 1930-м написал его портрет.
Альфред Кубин приобрел несколько гравюр художника.
Марк Шагал и Джордж Гросс адаптировали некоторые элементы картин Энсора в своем творчестве.

[показать]

Henry De Groux Portrait of the Artist James Ensor 1907 г. Kunstmuseum aan Zee, Ostend, Belgium

А все художники международной авангардной группы «КоБрА», существовавшей между 1949 и 1952 годами, считали Энсора своим «гуру». Группа «КоБрА» была основана в 1948 году художником Кристианом Дотремоном (Christian Dotremont) и была названа аббревиатурой из названий городов, в которых жили члены группы – Копенгаген, Брюссель и Амстердам.
Кроме того, творчество Энсора оказало большое влияние и на многих бельгийских художников – Леона Спиллиарта (Leon Spilliaert), Рика Уотерса (Rik Wouters), Констана Пермеке (Constant Permeke), Фрица ванн ден Берга (Frits van den Berghe), Поля Дельво (Paul Delvaux) и Пьера Алешински (Pierre Alechinsky). Все они являются классиками бельгийской живописи ХХ века.

[показать]

Бюст Энсора в Остенде.

О жизни и творчестве Энсора были написаны книги Либби Танненбаум в 1951 году и Паулем Хасартом в 1957 году.
Произведения Энсора представлены в музеях Антверпена, Брюсселя, Остенде, есть они в Музее современного искусства в Нью-Йорка и в музее Орсэ в Париже, а также в крупных частных собраниях по всему миру.
Выставки работ Энсора прошли в 1983 году в Цюрихе и Антверпене, а в 1990 году – в Париже.
Королевский музей изящных искусств Антверпена подготовил в этом, 2010 году, новую выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника, в которой основной акцент сделан именно на мистических и символических масках.

Источники – 1, 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 .

b295a26142b9 (147x40, 0 Kb)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ДЖЕЙМС ЭНСОР | Ирина_Урюпинская - Дневник Ирина_Урюпинская | Лента друзей Ирина_Урюпинская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»