Это цитата сообщения
Парашутов Оригинальное сообщениеЮБИЛЕЙ ПРОЕКТА "ШЕКСПИРОВСКИЕ ГЕРОИНИ".
В этом году отмечается 110 лет этому замечательному проекту, аналогов которому я больше не встречал. Конечно, в Академиях художеств студентам дают задание на определенную тему, и они пишут картины на одну тему, но каждый по-своему. Но здесь-то в проекте принимали участие практически "звезды", мэтры английской живописи, чем этот проект и ценен.
Об этом проекте я узнал на сайте ARTCYCLOPEDIA, положил материал в свои «запасники», надеясь позже перевести и сделать пост. Но потом несколько раз встречал сообщения об этом проекте в интернете, в том числе и перевод статьи в посте eriun, датированным ноябрем 2007 года (ссылка в конце материала). Я благодарен автору поста за перевод, это облегчило мне работу, ведь сами картины я нашел ранее (в самой статье представлены репродукции в очень маленьком формате). Обидно, что из 21 работы проекта я, как впрочем и eriun, не нашел картину Лоуренса Альма-Тадема - самого "популярного" художника в галереях интернета.
Итак, проект 1888 года «Шекспировские героини»
[349x465]
[226x322]
Портрет В.Шекспира и обложка книги Анны Джеймсон "Героини Шекспира"
Английский еженедельник «Graphic» часто публиковал портреты красивых женщин, вдохновляясь идеей "идеальной красоты", и уже неоднократно поручал различным английским художникам изобразить "свой идеал женской красоты".
В 1888 г. «Graphic» заказал именитым английским художникам двадцать один портрет героинь Шекспира.
В статье в Art Journal за 1889 г. предполагалось, что успех предыдущего проекта «подсказал журналистам еще раз попросить наших художников выразить свое мнение на эту тему, ограничив, однако, их выбор темой «Героини Шекспира».
Репродукции картин были выпущены в цвете, но издавались и более дешевые черно-белые версии. Полная серия была опубликована в 1888 г. В серии пять буклетов, каждый украшен гравюрой одного из известных портретов Шекспира.
БУКЛЕТ 1.
[402x528]
[388x590]
1. Фредерик Лейтон Дездемона 1888 г.
(Дездемона, дочь Брабанцио и жена Отелло. пьеса "Отелло")
2. Генри Вудс Порция 1888 г.
(Порция - богатая наследница. пьеса "Венецианский купец")
[381x528]
[409x557]
3. Чарльз Эдард Перуджини Сильвия 1888 г.
(Сильвия - дочь герцога, любимая Валентином. пьеса "Два веронца")
4. Люк Филд Джессика 1888 г.
(Джессика - дочь купца Шейлока. пьеса "Венецианский купец")
[370x473]
5. Роберт Уильям Макбет Розалинда 1888 г.
(Розалинда - дочь изгнанного герцога. пьеса "Как вам это понравится")
БУКЛЕТ 2.
[543x412]
[358x468]
6. Эдмунд Блейр-Лейтон Сильвия 1888 г.
(Оливия пьеса "Двенадцатая ночь, или что угодно")
7. Джордж Лесли Энн Пейдж 1888 г.
(Эйн (Анна) Пейдж - дочь миссис Пейдж. пьеса "Виндзорские насмешницы")
[417x574]
[349x536]
8. Марк Стоун Офелия 1888 г.
(Офелия - дочь Полония. пьеса "Гамлет")
9. Филипп Моррис Одри 1888 г.
(Одри - деревенская девушка. пьеса "Как вам это понравится")
БУКЛЕТ 3.
[380x470]
[350x463]
10. Френк Дикси Беатриче 1888 г.
(Беатриче - племянница Леонато. пьеса "Много шума из ничего")
11. Филипп Кальдерон Джульетта 1888 г.
(Джульетта - дочь Капулетти. пьеса "Ромео и Джульетта")
[373x472]
[376x536]
12. Герберт Шмальц Имогена 1888 г.
(Имогена - дочь Цимбелина от первого брака. пьеса "Цимбелин")
13. Уильям Йемс Корделия 1888 г.
(Корделия - дочь Лира. пьеса "Король Лир")
БУКЛЕТ 4.
[418x478]
[354x469]
14. Джон Уотерхауз Клеопатра 1888 г.
(Клеопатра - царица Египта. пьеса "Антоний и Клеопатра")
15. Френсис Топхем Изабелла 1888 г.
(Изабелла - сестра Клавдио. пьеса "Мера за меру")
[420x479]
[403x536]
16. Лоуренс Альма-Тадема Порция 1888 г.
(Порция - жена Брута. пьеса "Юлий Цезарь")
17. Эдвин Лонг Катерина 1888 г.
(Катарина - дочь Баптисты. пьеса "Укрощение строптивой")
БУКЛЕТ 5.
[367x469]
[383x500]
18. Фредерик Гудалл Миранда 1888 г.
(Миранда - дочь фокусника Просперо пьеса "Буря")
19. Валентин Камерон Принсеп Марианна 1888 г.
(Мариана - невеста Анджело. пьеса "Мера за меру")
[355x466]
[302x466]
20. Эдвард Пойнтер Крессида 1888 г.
(Крессида - дочь Калхаса. пьеса "Троил и Крессида")
21. Лаура Альма-Тадема Королева Екатерина Французская 1888 г.
(Королева Екатерина, жена короля Генриха, потом - в разводе с ним. пьеса "Генрих V")
Журнал «Art Journal» отнесся к этому проекту скептически. Обозреватель издания писал:
«Сегодня предложить художнику написать картину - обыкновенно неосмотрительный поступок, особенно, если нужен успешный результат, и если тему выбирал не сам художник. Талантливый художник не может вызвать нужный образ по своему желанию или под влиянием момента сказать, что черты Джульетты или Корделии, которых бы он изобразил, такие или такие. Именно поэтому так часто оказывается, что результат - всего лишь переодетая в новый наряд наиболее привлекательная из доступных в данный момент модель. Когда законченные «этюды» (как их называют) героинь были выставлены в прошлом (1888) году в Лондоне, это было ясно видно по многим работам».
Далее журналист пишет:
«Хотя некоторые картины критики находят удовлетворительными, выставка (работы были выставлены на выставке в Лондоне) в целом и репродукции, опубликованные «Sampson Low & Co.» не соответствуют высоким стандартам». Занимательная позиция, не правда ли? Если учесть что картины писали ведущие художники Англии, среди которых Президент Академии сэр Фредерик Лейтон, супруги Лоуренс и Лаура Альма-Тадема, Джон Уотерхауз, Филипп Моррис, Чарль Перуджини, Филипп Кальдерон и др.
Каждый портрет сопровождал краткий пересказ пьесы, написанный Уильямом Эрнстаом Хенли (1849-1903).
Эти тексты тоже подверглись критике журнала, считавшей, что изложение сюжета, не имеющее отношения к портрету - серьезный недостаток проекта:
« Мистер У.Э.Хенли в своих синопсисах не только избегает критики иллюстраций, но даже не сообщает, какая сцена там изображена. Он объясняет это желанием заказчиков. Мы же думаем, что его часть работы была бы более интересной, если бы он и рассказал нам о мыслях художников по поводу заданного им сюжета».
В XIX веке вышли две работы о Шекспире: «Героини Шекспира» Анны Джеймсон (1832) и «Девичество героинь Шекспира» Мэри Кауден Кларк (1851).
В первой Анна Джеймсон рассматривает героинь Шекспира в трех аспектах: «моральном», «поэтическом» и «историческом», обсуждая и развивая их характеры, как если бы они были живыми людьми, существующими независимо от текста.
Мэри Кларк продвигается еще дальше, создавая пятьдесят глав, повествующих о жизни этих женщин до того, как мы видим их в пьесе. «Кларк освобождает героинь от рамок их пьес, наделяя их собственной жизнью, не зависимой ни от Шекспира, ни от добивающихся их любви героев пьесы» - писал Ауэрбах.
Из этого можно сделать вывод, что портреты шекспировских героинь, изданные еженедельником «Graphic» в 1888 г. сохраняют уникальную в искусстве, литературе и популярной культуре викторианскую традицию, которая возвышала женщину, демонстрируя образцы совершенной красоты и целомудренной женственности.
В работе над материалом использованы сайты:
http://www.english.emory.edu/classes/Shakespeare_Illustrated/Graphic.html
http://eriun.livejournal.com/45205.html
Серия сообщений "Шекспир":
Часть 1 - ОБРАЗ ОФЕЛИИ В МИРОВОЙ ЖИВОПИСИ
Часть 2 - ЮБИЛЕЙ ПРОЕКТА "ШЕКСПИРОВСКИЕ ГЕРОИНИ".
Часть 3 - ПРЕМЬЕРА НОВОГО ПРОЕКТА "ГЕРОИ ШЕКСПИРА"
Часть 4 - НОВЫЙ ПРОЕКТ "ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА" (ЧАСТЬ 2)
...
Часть 11 - НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 9)
Часть 12 - НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 10)
Часть 13 - НОВЫЙ ПРОЕКТ ГЕРОИ ПЬЕС ШЕКСПИРА (ЧАСТЬ 11)