Совершенно не думала писать этот пост, но иногда мысль за что-то зацепится, ниточка потянется, и вот уже все завертелось и закрутилось… А потом получилось, что и не планировалось. Конечный результат – для самой себя неожиданность.
Началось с автопортрета Лоренцо Лотто, где художник, скосив глаз, внимательно, горделиво и с определенным превосходством смотрит на нас. Просматривается в этом автопортрете нечто тициановское.
Автопортрет
Лоренцо Лотто
(1480 – 1555)
Оказывается, что творчество этого художника так, в основном, и рассматривается искусствоведами: в ракурсе чьих-то влияний. Усматривают черты живописных манер, композиционных схем и прочих методов – Джованни Беллини, Джорджоне, Корреджо, Тициана и многих других. Воспитанный на традициях венецианской школы, Лоренцо Лотто работал и в других городах Северной Италии. Его учителем считается Альвизе Виварини, последователь южанина Антонелло да Мессина. В свою очередь, этот художник одним из первых итальянцев творчески освоил достижения мастеров североевропейской школы живописи, в первую очередь Яна Ван Эйка. Кроме того, говорится о влиянии на Лотто творчества Альбрехта Дюрера, который побывал в Венеции в 1507 году. Замечают и то, что Лоренцо был знаком и с цветовой гаммой Альтдорфера. В общем, крутой замес получается…
Несколько лет назад в городе Бергамо, где одно время жил художник, прошла выставка «Лоренцо Лотто – беспокойный гений Возрождения». Название более чем удачное, т.к. именно этот художник причиняет искусствоведам массу хлопот, его живопись не поддается четкой классификации, не вполне вписывается в рамки эпохи. П. Муратов в знаменитой книге «Образы Италии» так пишет о Лоренцо Лотто: "Вечно неровный и неожиданный, одинокий и в то же время легко заражающийся от искусства других, беспомощный, восхитительный, расхолаживающий, выходящий вперед из своей эпохи и вдруг далеко отстающий от нее". Вот что из этого замеса получилось!
В жизни Лоренцо тоже был человеком неровным, он тщательнейшим образом вел книгу своих приходов/расходов, страдал от чрезмерного тщеславия, мечтал о широком признании, а на склоне лет, когда ему было почти 70, ушел в монастырь, где и умер послушником.
Лоренцо Лотто написал много портретов и оставил замечательную галерею изображений своих современников, людей первой половины 16 века.
Поскольку я не сторонник выкладывать «галереи» одного автора, а люблю рассматривать что-то одно, то остановлюсь, наверное, на самом известном женском портрете Лоренцо Лотто.
Встречаются разные названия этой работы. В английских версиях: «Lucretia», «A Venetian woman in the guise of Lucretia», «A Lady as Lucretia», «A Lady with a Drawing of Lucretia», русских вариантах: «Портрет дамы в виде Лукреции» или уж совсем нелогично – «Венецианка в одеянии Лукреции». Как мы увидим дальше, это никакое не одеяние Лукреции…
Лукреция
На портрете изображена красивая дама в роскошном модном венецианском наряде первой половины 16 в. Нет, Лукреция – это не ее имя. В левой руке женщина держит гравюру/рисунок с изображением Лукреции – героини римской легенды.
Эта жуткая история рассказывает о красивой девственнице, которая была женой (в старину – вещь нередкая, одно другому не мешало…) Тарквиния Коллатины, родственника императора Тарквиния Гордого, последнего, седьмого царя Древнего Рима (534 – 509 г. до н.э.). Старший из сыновей короля – Сикст, плененный красотой Лукреции, посягнул на ее честь в отсутствие мужа. Он заставил несчастную уступить ему путем угроз и шантажа. На утро Лукреция во всем призналась мужу и отцу и, не в силах перенести такой позор, убила себя кинжалом.
Люций Юний Брут, бывший свидетелем смерти Лукреции, дал обет отомстить роду Тарквиниев и заставил присутствующих произнести такую же клятву. Поспешив в Рим, Брут созвал народ и настоял на низложении царя и на изгнании царского семейства.
Это стало началом низложения монархии и установления республиканских порядков в Древнем Риме.
Образ Лукреции укрепился в искусстве как символ женской чистоты и верности своему обету, образовалась даже пословица: «Верна как Лукреция…»..
Что же общего у роскошной венецианки с целомудренной Лукрецией? А, на мой взгляд, – ничего. Дама держит изображение Лукреции на почтительном от себя расстоянии, на столе – несколько помятый листочек со словами о том, что жизнь женщины невозможна вне целомудрия, да еще и цветочек, как символ невинности, а сама то от всего этого отклонилась…
А слева – что-то напоминающее детскую колыбель… И еще одна деталь: украшения не одеты на шею, а заправлены за декольте платья…. Трудно здесь поверить в сохранение обета… Да и нужно ли?
Есть красивая легенда, есть красивая женщина… Они из разных миров, но их объединила рука художника. Позволю себе и такую мысль в этой вольной интерпретации: здесь хорошо просматривается отношение Ренессанса к античности – вроде бы и вместе, но все равно как-то порознь…
Другие Лукреции:
Трогательная и наивная кисти Лукаса Кранаха. Ах, это личико и эти пальчики на ногах…
Мужеподобная и, по-моему, с чертами лица автора – Альбрехта Дюрера:
Мощная авторства Лукаса Лейдена (немного похожа на ту, которую держит в руках героиня Лоренцо Лотто):
Многофигурная сцена Сандро Боттичелли: сбежались все, кому не лень:
Фрагмент
Сладкая Лукреция Андреа Кассалли:
Задумчивая – Веронезе:
Нападение на несчастную в интерпретации Тициана:
Трагичная Лукреция Рембрандта:
Далее будет о мужских портретах Лоренцо Лотто. Думаю, это очень актуально в условиях кризиса.