Как утверждал дедушка Фрейд (а ему, таки да, можно верить) истоки всех наших проблем, комплексов и недостатков нужно искать в нежно-розовом детстве. В таком случае, утверждаю я, там же надо порыться, чтобы найти источники наших достоинств, симпатий и интересов. Именно оттуда, из детства золотого, идёт моя (уже болезненная) страсть к собиранию картинок, репродукций и прочих изображений. Смело это утверждаю, потому что любимейшим занятием моим во время посещения дедушки-бабушки, было рассматривание многочисленных альбомов с репродукциями, хранившимся в доме. Я даже не могу вспомнить, когда всё началось. Видимо очень рано. Как-то очень быстро я усвоила, что книги - это святое, и обращаться с ними нужно бережно. Поэтому мне смело выдавались альбомы - ведь дети так любят рассматривать яркие картинки, а где уж ярче, как не здесь! (То есть Красная Шапочка и семеро козлят, изданные на сером шершавом полукартоне и раскрашенные, в лучшем случае, в три цвета, не выдерживали никакой конкуренции! ) Причём, как и любимые книги, которые мы перечитываем неоднократно, перелистывание страниц с этими завораживающими картинками, мне никогда не надоедало.
Самое неизгладимое впечатление на меня производила картина Джорджоне "Юдифь". Естественно своим сюжетом. То есть, в чём там было дело я, конечно, не подозревала, но женщина, попирающая синюшную отрубленную голову своей стройной ногой, произвела сильное впечатление и смутила мою детскую психику (о, может отсюда, как утверждает один мой приятель-психолог, у меня агрессивное отношение к мужчинам? Я, правда, этого не замечала, но ему виднее)). То, что эта девушка способна на подобное зверство не очень верилось: и меч она держала как-то неубедительно, и лицо не выражало никаких сильных эмоций, да и вообще, непристало даме вести себя подобным образом. Кстати, выглядела эта Юдифь в изображении Джорджоне из альбома об Эрмитаже вот так:
Стала я рыскать по другим альбомам в поисках подобного сюжета, и вскоре обнаружила не одну, а множество Юдифей. Глядя на некоторых, мне так и хотелось произнести за Станиславским: "Не верю!" Не представляла я, что на изображённое зверство могли пойти Юдифи на картинах Караваджо (1599 г.), Кристофано Алори (1613) или глубоко беременная Юдифь Сандро Боттичелли (да знаю-знаю, что было модно так рисовать в это время, но всё же!)
Были, конечно образцы, глядя на которые, думалось: "Да, эта может. Не только в горящую избу. И не только с конём. А вот так - мой меч - твоя голова с плеч!" И те, кто не вызывал сомнений, глядели с полотен Йохана Лисса, Бенжамина Константа, Петера Пауля Рубенса (1616), A.Gentileschi (кстати дамы, кто не в курсе. Ну уж тут-то явно что-то личное)...
Собственно теперь пришло время рассказать историю Юдифи (тем, кто с ней не знаком). Может тогда станут яснее мои детские сомнения.
Описываемые события датируются временем царствования короля Навуходоносора.
Когда Ветилуй, родной город Юдифь, завоевали ассирийцы под предводительством Олоферна, его население попало в бедственное положение из-за нехватки воды. Прежде чем сдать город в руки вражеской армии, было решено ждать милости Бога еще пять дней. В этой безысходной ситуации Юдифь взяла инициативу в свои руки. Она, молодая, красивая и богатая вдова, почитаемая и уважаемая за богобоязненность, живущая уединенно после смерти супруга, услышав о решении мужчин, вышла к народу. Она отклоняет принятое решение, так как из-за этого "вся Иудея будет завоевана, и наше святилище ограблено". И предлагает свои услуги "для совершения деяния, которое "дойдет до слуха будущих поколений". Свой план она благоразумно сохраняет в тайне ото всех: "Не допытывайтесь, как я собираюсь действовать! Все равно я вам ничего не скажу, пока не осуществлю его".
И вот она, великолепно одетая, стоит, собравшись духом, перед Олоферном.
Август Ригель
Заручившись доверием полководца, она приступает к действию. При этом Юдифь использует все возможности - включая собственное тело. Таким способом она распаляет в Олофернк вожделение и получает доступ в его шатер. "Олоферн насладился ею и выпил много вина …".
Приходит Юдифь в стан врага не одна - ее служанка является одновременно и помощницей, и свидетельницей происходящего.
Gentileschi А.
Итак, воспользовавшись кинжалом заснувшего Олоферна, двумя (!) ударами Юдифь отсекает ему голову.
Франческо Фурини
Затем передаёт голову служанке. Та прячет её - упаковывает в мешок.
Карло Сарачени
Чезари
Элизабетта Сирани
После чего весёлые и довольные они возвращаются домой.
Боттичелли
Далее, узнав о гибели командира, армия, которая осадила город и была близка к победе, в ужасе разбегается. Вот такой сюжетный поворот.
Ну так как, представляете моё недоумение? Я ж уже ко времени прочтения этой истории вовсю выполняла "Законы пионеров Советского Союза", типа "пионеры никогда не врут" и уже даже переходила к "Моральному кодексу строителя коммунизма" с текстом о чистоте помыслов, души и тела. А тут молодая женщина приторговала собой, потом с особым цинизмом лишила жизни доверевшегося ей человека и при этом оказалась героиней. Короче - голова кругом.
Но вернёмся к живописи. Знаете, какому художнику я не поверила больше всего? Густаву Климту! Его картины я увидела уже в очень сознательном возрасте, поэтому тут уже была не детская реакция. Вы видели его Юдифь? Вы видели эти полуприкрытые глаза, из которых истекает удовлетворение и блаженство? Эти пальцы, продолжающие ласкать кудри на отрубленной голове своего возлюбленного? Эта женщина знает, что такое страсть. Эта женщина, только что провела самую незабываемую ночь в её жизни. После такой ночи не рубят голову любовнику. После такой ночи совершают предательство и переходят в стан врагов. Хотя потом может быть страдают от этого всю оставшуюся жизнь. Но не жалеют.
На этом, пожалуй, остановлюсь. По поводу других картин да и самой истории с удовольствием выслушаю ваши мнения. Спасибо, что дочитали.
Да, забыла сказать! Больше всего меня тогда, в детстве, поразили мужики, которые, вместо того, чтоб идти сражаться, ждут пять дней милости от Бога, а потом уповают на одинокую вдову.
Теперь всё!
А для вас ещё картины - любуйтесь!
Даль Соле
Микеланджело Буанарроти
Лукас Кранах
Лукас Кранах
Jean-Baptiste-Camille Corot - circa 1872-1874
Густав Климт
Gentileschi А.
Франсиско де Гойя
Eglon Hendrik van der Neer
Andrea Mantegna - 1495
Andrea Mantegna
Correggio