София Потоцкая – femme fatale 18 века. Окончание
В поисках рая
В поле острого зрения Софии попадает личность Станислава Щенсного Потоцкого (Stanisław Szczęsny Potocki). Щенсны или Щенсный – это его второе имя, что по-польски означает Счастливый. Поэтому в русскоязычных источниках его иногда называют Феликсом. Ничего особенного этот персонаж из себя не представлял. По характеру он был слабовольным, уступчивым, легко внушаемым. Ах, как София любила эти качества в мужчинах!.. Интеллектуальными способностями Станислав Щенсный тоже не отличался (а зачем?). Вообще, современники характеризуют его как человека чуть ли не умственно отсталого. Зато Потоцкий был воспитан в лучших традициях польской шляхты, самого верхнего ее эшелона – магнатерии. Он был очень заносчив, горд своим происхождением, считал себя великим человеком и почти самой известной персоной в Речи Посполитой.
Причина интереса Софии к Станиславу Щенсному, очевидно, таилась в его непомерном, огромном богатстве. Потоцкий был одним из самых богатых поляков рубежа XVIII–XIX веков. Ему принадлежали несметные украинские земли в пределах теперешних Волынской, Ровенской, Житомирской, Винницкой и Черкасской областей.
На время знакомства с Софией Щенсный состоял во втором браке. Первый его брак вошел в историю польской литературы (что я и изучаю со своими студентами) как сюжет романтической поэмы «Мария» авторства Антония Мальчевского. На самом деле события происходили так. Вырвавшись из-под родительской опеки, Щенсный познакомился с бедной шляхтянкой Гертрудой Комаровской и тайно с ней обвенчался. Этот неравный брак не устроил родителей великовозрастного сына, и они наняли киллеров, которые выкрали несчастную беременную женщину, а потом убили ее. После непродолжительного периода скорби Щенсный подчинился воле родителей и пошел под венец с Юзефиной-Амалией Мнишек (родственницей Марии Мнишек, жены Григория Отрепьева). С Юзефиной у него было 11 или 12 (по разным источникам!!!) детей. Однако историки сомневаются в том, что именно Станислав Щенсный был отцом их всех. Юзефина вела довольно свободный образ жизни и этого не скрывала.
В польской истории С.Щ. Потоцкий остается персонажем однозначно негативным. Уж как поляки любят свою историю, сколько книжек понаписывали, а вот до сих пор нет ни одной монографии о Щенсном. Очевидно, это потому, что он занимал открытую антипатриотическую пророссийскую ориентацию.
Посмотрим на картину Яна Матейко «Рейтан»:
Толпа людей стоит перед приоткрытой дверью, перед которой лежит человек и выразительным жестом разрывает на себе сорочку. Толпа – это депутаты польского сейма, которые должны войти в зал заседаний, чтобы подписать согласие на первый раздел Польши (1772 год; вершители раздела – Россия, Пруссия и Австрия).
Вот как делили этот "пирог" европейские монархи:
Вернемся к картине Я. Матейко.
Человек на полу – депутат сейма Тадеуш Рейтан, который пытается помешать этому фарсу. Нас интересует «белая и пушистая» фигура в центре, чуть-чуть со стыдливо опущенной головой. Это и есть Станислав Щенсный Потоцкий. Именно он противился всяким патриотическим реформам, выступал против принятия Конституции 3 мая. Он же был провозглашен маршалом (лидером) Тарговицкой конфедерации (1792 г.) – сговора части польской шляхты пророссийской ориентации о подчинении диктату Екатерины II.
Фрагменты картины:
Еще раз С. Щ. Потоцкий крупным планом:
Думаю, что все эти политические подробности не особенно интересовали Софию. Даже то, что Щенсный был уже не в отличном здравии, и о его разгульном способе жизни знала вся Польша, не могло остановить Софию. Цель была четкой и ясной – стать законной женой, а в перспективе – и наследницей Щенсного.
Вскоре София и Щенсный начали встречаться, ездили в совместные турне. У них родилось трое детей – два мальчика и девочка.
София умело манипулировала сознанием Щенсного, как и всех других своих мужчин. Это очень хорошо видно из писем, которые она пишет любовнику. Она постоянно упоминает совместных детей, описывает только то, что будет приятно адресату: как они похожи на отца, какие они умненькие и красивенькие, прямо как папа, как они скучают по отцу, как вместе выбирают ему подарки (а детям-то по 3-4 года!!!). То есть – одни приятности и похвалы. Что еще больше нужно мужчинам? София пишет по-французски, польский язык она так никогда и не выучила.
Однако путь к совместной узаконенной жизни был для обоих непростым. Нужно было оформить два развода. Это продолжалось довольно долго. Первой удалось закончить формальности Софии. От Витта просто удалось откупиться: София отдала ему земли в Белоруссии, подаренные Екатериной Второй, да и Потоцкий заплатил кругленькую сумму. Труднее было с Юзефиной, которая никак не хотела уступить. Хитрая София сумела привлечь на свою сторону самого старшего сына Потоцкого – Ежи Щенсного, который выступал адвокатом своей будущей мачехи, а пока – уже любовницы. София была старше Потоцкого-юниора на 16 лет.
Й. Б. Лампи. Станислав Щенсный Потоцкий с сыновьями. Старший - Ежи Щенсный.
Наконец-то формальности были улажены. В браке с Потоцким София родила 8 детей (первые трое, еще внебрачные, умерли в младенчестве, в живых осталось 5). Простая арифметика: 11 – от первого брака + 5 от второго = 16. На столько же частей должно было быть поделено наследство. Ни глава рода, ни София еще не знали, что значительная часть состояния Потоцких уже заложена и проиграна Ежи Щенсным – известным игроком, ловеласом и денди.
До старшего Щенсного в конце концов дошли слухи об отношениях сына Ежи с Софией. Это значительно подорвало его здоровье. Он замкнулся в себе, не желал никого видеть, неделями не выходил из своих покоев, а вскоре умер.
Портрет Софии кисти Винтергальтера
У нее черный шарф на шее. Может быть это траур?
Теперь Софии предстояла борьба за наследство, что было делом очень непростым. Снова нужно было искать помощника. И нашелся же! Им стал Николай Николаевич Новосильцев.
Очень влиятельная личность, наместник российского императора на польских землях, ответственный там за развитие образования. Его беспощадная деятельность, направленная на уничтожение польской культуры, польского языка и образования, только подогрела патриотические настроения поляков, способствовала возникновению прогрессивных молодежных движений, что закончилось вспышкой Ноябрьского восстания 1830 г.
Опять же для Софии все это было неважно. Новосильцев помог ей отвоевать максимум: она была назначена опекуном всех поместий, которые в будущем, по достижении совершеннолетия, должны были наследовать пятеро ее детей.
Однако прекрасная вифинянка прожила еще недолго. Она уехала лечиться в Берлин, где и умерла. Это было в 1822 году. Но приключения не закончились и после смерти. Ее транспортировали в Украину как живую, сидящую в карете. Похоронена София была в церкви, в Умани. Через 13 лет эта церковь была уничтожена землетрясением, а тело было перезахоронено в Тальном (населенный пункт недалеко от Умани). Говорят, что София так оценивала свою жизнь: «У меня не было настоящего счастья. Я желала святой, чистой любви, но так и не нашла ее. Повсюду лицемерие и измены».
Были ли отношения Софии и Щенсного настоящими, глубокими? Никто уже не ответит на этот вопрос. Но Щенсный подарил прекрасной вифинянке подарок, который увековечил ее имя в истории. Это парк «Софиевка» в Умани.
Софиевка
Создание парка было поручено Людвику Ментцелю, инженеру и архитектору, другу Щенсного. Местная легенда гласит, что ему помогал крепостной-самоучка Заремба, который проектировал интереснейшие уголки парка.
Официально «Софиевка» была открыта в 1796 году, а торжественное вручение «подарка» состоялось в 1800 г.
Это типичный пейзажный парк английского типа – с гротами, пещерами, лабиринтами, озерами, подземными реками. Экскурсоводы показывают туристам и профиль Щенсного, который угадывается в скале с одного определенного места. Он смотрит на свое творение.
Уже через десять лет после открытия парка один из историков писал: «Войдешь – и никогда бы уже не вышел отсюда: все прекрасно, удивительно, божественно… Что можно сравнить в мире с Софиевкой?»...
И я там была, и мне очень понравилось. Может быть, этот парк не сравнится с Версалем, с Сан-Сусси или с другими известнейшими парками Европы. Но у него – своя история и весьма интересная. Стоит приехать и посмотреть.
И в завершение работа современного украинского художника Андрея Злобина "София Потоцкая":
[600x450]