Очень люблю такие моменты в работе, когда работаешь не столько на, простите, работу, т.е. науку, сколько на себя. Они крайне редки и оттого очень ценны – в первую очередь опьяняющим чувством свободы – можно расслабиться и сказать себе – да, Боттичелли, безусловно, гений. И я искренне восхищаюсь как искусствовед его работами, смотреть на которые можно часами. Но если бы мне дали свободу выбора – отдала бы я лавры гения Боттичелли? Нет, не отдала бы. Потому как моя душа живет своим собственным выбором, не зависящим от моего здравого рассудка.))) И выбирает она совсем другого мастера Возрождения – Мелоццо да Форли. Все как обычно – сведений минимум, оставшихся произведений – едва набрала на пост.
Итальянский художник Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli) (1438-1494), настоящее имя – Марко дельи Амброджи(Marco degli Ambrogi). Происходил из городочка Форли и был учеником живописца Ансуино да Форли. Искусствоведы считают, что на становление Мелоццо как живописца повлияли Андреа Мантенья и Пьеро делла Франческа. Насчет делла Франчески - сомнений нет, а вот влияния Мантеньи лично я не вижу.)
С 1476 по 1481 работал в Риме, где расписывал библиотеку Ватикана. Сохранился только один фрагмент – учреждение Ватиканской библиотеки папой Сикстом IV – самое раннее документально засвидетельствованное произведение Мелоццо. Эта фреска сейчас перенесена на холст. Помимо новаторского для того времени соотношения фигур и пространства в архитектурном обрамление, столь любимым следующим, 16 веком, эта фреска донесла до нас портреты – самого папы Сикста IV, стоящего перед ним на коленях гуманиста Платины, которому папа протягивает ключи от библиотеки и назначает его хранителем; кардинала Джованни делла Ровере, будущего папы Юлия II.
В 1484 году Мелоццо расписал своды сакристии базилики в Лоретто, которые и сегодня поражают своим иллюзорным эффектом влетающих в окна ангелов, особенно если помнить, что перед тобою 15 век. Эти фрески принесли ему славу одного из лучших знатоков перспективы в Италии.
И, наконец, самое любимое – ангелы, играющие на музыкальных инструментах. Не знаю как, но ему удалось то, что еще не скоро смогут так передать мастера возрождения – поймать последний миг действия за секунду до того, как оно должно измениться – и не важно что это – поворот головы, взгляд, пальцы, перебирающие струны – каждая деталь его фресок наполнена жизнью и это в моих глазах ставит его выше очень многих. А то, что о Мелоццо да Форли не упоминает Вазари, для меня не имеет никакого значения. Это, в конце концов, проблема Вазари – он много потерял, не увидев ангелов Мелоццо.))))
Остальные произведения: