• Авторизация


Катарская доктрина 10-05-2009 23:36 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Dancing_Witch Оригинальное сообщение

Катарская доктрина : умеренный и радикальный дуализм и "Трактат о двух началах"



[показать]
"Есть два начала от века, доброе и злое."
"Этот мир, и все, что в нем есть - творение злого бога"
"Есть два начала без начала и без конца. Одно из них - Бог Света, отец Христа, второе - Князь мира сего, Бог тьмы.Последний создал четыре видимых стихии, видимое небо и все, что его украшает, то есть солнце, луну и звезды. Мир же доброго Бога невидим. При этом злой Бог не был сотворен ни добрым Богом, ни кем бы то ни было другим, он сам по себе есть и всегда был."
[показать]
Эти идеи, записанные в протоколах инквизиции после процессов над еретиками, не перестают будоражить умы людей и по сей день, когда мир продолжает оставаться полным несправедливости, зла и насилия. В поисках ответа на вечный вопрос - откуда зло? Или, если мир так ужасен, откуда в нем добро? - мы обращаемся к философским и религиозным системам всех стран и народов, современным и древним, и чем загадочнее идея, тем она привлекательнее.
[показать]
Катарская доктрина - признающая равные права на существование для Света и Тьмы, но окончательную победу все же за Светом - как раз одна из таких систем, и то, что она практически исчезла с лица земли, отнюдь не умаляет ее популярности в наши дни. Интерес к вере катаров возрастает и возможно, кто-то действительно найдет в ней ответы на интересующие его вопросы.
О происхождении этой доктрины написаны сотни дискуссионных работ, углубляться в которые нет смысла, поскольку все они все равно признают общие точки отсчета : гностицизм - зороастризм - манихейство - богомильство - катаризм.
[показать]
Мани. В свое время объявил себя последним из божественных посланцев, каковыми он считал Заратустру, Будду и Христа.

В каких именно пропорциях, и в какой последовательности, из этих ингредиентов смешивался коктейль под названием "альбигойская ересь" - пусть спорят специалисты. Ясно только, что это учение занимало немало областей в Европе, и в каждой местности в общую систему взглядов привносилось нечто неповторимое, исходя из местных условий и культур.
[показать]
Мне только хотелось расставить для самой себя некоторые акценты и прояснить суть доктрины, исходя из наследия самих катаров, а осталось от них на самом деле не так уж много. Сохранилось ли что-то от веры катаров - тоже постоянно оспаривается, и я даже нашла мнение, что итальянские ведьмы, с их антипапским настроем, могли бы, теоретически, быть наследницами катаров. Конечно, заманчиво было бы так думать, поскольку кое-что общее имеется, например, признание особого статуса Люцифера. Но основное различие в том, что для ведьм Люцифер всегда был Светом, древним Аполлоном, Солнцем, братом Дианы-Луны, а для катаров - только Тьмой, к тому же, все остальное поклонение ведьм в Италии было обращено к Диане, а не к христианскому богу.
Поэтому, сначала :
- немного об исследователях катаризма - здесь есть разные мнения, кто-то с чем-то не согласится, но для полноты информации - полезно. К тому же хорошо видно - насколько трудно порой ученым непредвзято, без личных симпатий или антипатий относиться к историческим данным ;
- "умеренный" и "абсолютный" дуализм - различные подходы к догмам внутри катаризма, не объяснив которые, трудно понимать дальнейшее изложение;
- затем - "Трактат о Двух Началах" Иоанна фон Луджио -одна из немногих сохранившихся работ, да и то в изложении, короткие тезисы. Что бы каждый в конце концов мог составить собственное мнение о катарских идеях, а не через призму чьих-то комментариев - в частности, убедиться, что злое начало существует;
Следующий пост - поскольку в один все это не вмещается никак - будет более подробное описание остальных постулатов катарской веры из книги Арно Борст "Катарская вера" ("Die Katharer" Stutgart:Hieresemann.1953) : ответы на вопрос "откуда зло?" и развитие образа Сатаны;
Все это - из книги Р.Нелли "Катары. Святые еретики", М. Вече, 2005, с дополнительными статьями и комментариями.
[показать]

А. Иванов, 22 июня 2004 года - послесловие к русскому изданию Рене Нелли "Катары.Святые еретики"
"СПОР О КАТАРАХ :
У нас, в России, наиболее известны широкой публике два взгляда на катаров, или альбигойцев, "ересь", процветавшую на юге Франции в конце XII - начале XIII веков и уничтоженную католическими крестоносцами, причем оба этих взгляда только вводят людей в заблуждение.Первый из них - сугубо отрицательный. Мы встречаем его уже в книге А Селянинова "Тайная сила масонства" (СПб, 1911), где альбигойцы именуются "сектой, созданной евреями" (с. 167). Л.Н.Гумилев, не имея возможности заклеймить катаров за связь с евреями, изобрел для их дискредитации термин "антисистема". Под этим подразумевается "жизнеотрицающий критический настрой, отвращение к действительности, стремление к ее рассудочному упрощению, а в пределе - к уничтожению" (Ю.М. Бородай. Этнические контакты и окружающая среда\\Природа, 1981, № 9, с.82-85)
Второй миф о катарах, хоть и положительный, но тоже миф, пришел к нам из Германии...Вольфрам фон Эшенбах, автор поэмы "Парцифаль", приплел к катарам тему Грааля и его хранителей - тамплиеров, связав их через замок Монсальват, прообразом которого послужил Монсегюр, последняя катарская крепость в Пиренеях, павшая 16 марта 1244 года. Американский историк Генри Чарльз Ли убедительно доказал в своей "Истории инквизиции в Средние века" (СПб, 1911), что тамплиеры не имели никакого отношения к катарам. Известно, в частности, что Гийом де Ногарэ, организатор разгрома ордена тамплиеров при Филиппе Красивом, был родом из Тулузы и слыл в ней мстителем за своих предков - катаров.
[показать]
Окситанский крест.
Усугубил путаницу Отто Ран, автор книги "Крестовый поход против Грааля" и "Люциферова челядь", содержание которых серьезные исследователи катаризма очень метко сравнивают с майонезом.
[показать]
Отто Ран в катарских пещерах - труд , проделанный этим человеком, однако же был достаточно объемным, и пусть не совсем "в тему", но с огромным преклонением перед теми, о ком он писал.
Рене Нелли, автор книги "Катары. Святые еретики" - человек, для которого тема катаров не далекая экзотика. Он сам уроженец Каркассона, т.е. родом как раз из тех мест, где некогда зверствовала крестоносная "люциферова челядь", "разбойничий сброд негодяев", по выражению К.Маркса. Однако Рене Нелли тоже не удалось, несмотря на все его старания, составить цельное представление о катаризме, отсюда противоречивость его тезисов. Если зоолог может по одной кости воссоздать облик животного в целом, то нельзя по одной идее составить представление о мировоззрении...Шатания Р. Нелли привели к тому, что школа Ж.Дювернуа - А. Бреннон (исследователи из Центра катарских исследований в Каркассоне, где родился Нелли и его ученики) выбросила за борт все, что было наиболее ценного в его работах. Ж.Дювернуа изображает дело так, будто катаризм ---- это всего лишь "форма христианства" и нельзя, говоря о катарах, употреблять термины "манихейство" или "неоманихейство".Это верно, что термин "манихейство" издавна применялся как порочащий идеологический ярлык, как у нас в 30-х годах прошлого века "тороцкизм", и если инквизиторы называли катаров "манихеями", это еще не значит, что те на самом деле таковыми были. В Болгарии в ту же эпоху богомильство тоже клеймили как "манихейскую" ересь.
[показать]
Распространение манихейства.
В то же время, как писал Р.Нелли в своей книге "Катары", нечто совершенно противоположное : "Катаризм, представляет собой на самом деле нечто большее, чем простую ересь..он исходит из мировоззрения, из интеллектуальных и духовных установок, совершенно противоположных традиционному христианству, а может быть, и христианству вообще. Упомянутый Г.Ч.Ли тоже считал, что верования катаров едва ли можно назвать христианскими (История инквизиции в средние века, с.57, 58). По мнению Отто Рана, катаризм и христианство разделяет пропасть.Наконец, современный хорватский историк Франьо Шанек определяет катаризм ак "главную угрозу христианству" в то время ("Heresis", №21, 1993, с.33)
Еще один важный момент - связь между катарами и богомильством. Эту связь отрицает, например, французский медиевист Жан-Луи Бирже, который думает, будто значение этой связи преувеличивается историками балканских стран, которыми движет их "славянский национализм"("Heresis", №24, июнь 1995).Да и смешно отрицать эту связь, когда хорошо известна руководящая роль, которуюиграл богомильский патриарх Никита на знаменитом катарском соборе, состоявшемся в 1167 году в замке Сен-Фелис-де-Караман близ Тулузы. Когда с катаризмом во Франции и в Италии расправились, его цитаделью еще долго оставалась Босния. Катаризм продержался здесь до середины XV века, когда правители Боснии в поисках защиты от турецкого нашествия обратились за помощью к Западу и стали подавлять ересь. От турок их это не спасло, а боснийские катары потом дружно обратились в боснийских мусульман.
Жан-Пьер Картье видит в катарском Лангедоке "целую цивилизацию", которая была приговорена к смерти, несомненно по той причине, что она появилась слишком рано и намного опередила свое время...Ее тогда задавили, но миру все равно не отвертеться от решения дилеммы: либо мирозданием правит некий "бог-чудовище", первоисточник всех несчастий и катастроф, либо в нем действуют разные начала, между которыми нет никакой "гармонии", а есть только борьба не на жизнь, а на смерть."

"УМЕРЕННЫЙ" И "АБСОЛЮТНЫЙ" ДУАЛИЗМ
В философском плане катаризм - это дуализм, но этот термин весьма расплывчат и имеет множество оттенков.
Большая проблема, которая породила дуалистический соблазн и которая всегда была камнем преткновения для всех теологов - это проблема Зла.Сформулировать ее можно так : почему добрый Бог, Бог любви, допускает существование Зла? Все усилия теологов направлены на то, чтобы примирить идею совершенного творения с реальностью плохо устроенного мира. Одни полностью снимают с Бога ответственность за грехи - созданная Вселенная была совершенна, но человеку дали свободу воли и он взбунтовался и выбрал Зло.Концепция не выдерживает критики, поскольку она противоположна понятию о всемогущем и вездесущем Боге - даровав свободу воли своему творению, он должен был знать, как оно его использует себе во вред. Если же не знал - значит, не всемогущ, если знал, но не предотвратил - значит, умышленно создал плохой мир. И что же это за Бог любви тогда?
Другие теологи пытались обойти эту трудность, ловко избавляясь от зла:Зло якобы не существует, есть лишь относительное Добро или просто отсутствие Добра. Но как назвать "отсутствием Добра" или "меньшим добром" все те ужасы, которыми полна человеческая история:пытки, геноцид, насилие и так далее?
[показать]
Существует традиция - хотя сами еретики никогда не использовали эту терминологию - различать во Франции и Италии так называемых "умеренных" и "абсолютных" дуалистов. В Италии "конкоренцы" (от района Конкоренцо близ Милана) были умеренными дуалистами, а альбаненцы (райoн Дезенцано на озере Гарда) - абсолютными. Во Франции, как минимум с 1167 года - после знаменитого Караманского собора, на котором председательствовал болгарский патриарх Никита) большинство окситанских катаров стали "альбигойцами", то есть абсолютными дуалистами.
(Почему важно сказать об этом - потому что различия в доктрине, которые обсуждались самими катарами, создают неоднозначные трактовки их веры в наши дни. Разные школы цепляются за разные тезисы, разных течений и в разное время - в результате информация о катаризме похожа на кашу, в которую каждая хозяйка добавляет ингредиенты от себя. Читателям всего этого трудно сложить кусочки мозаики в одно целое - по крайней мере книга, которую я читала, позволяет это сделать более менее приближенно к тому, что было, с учетом всех различий и нюансов. Надеюсь, теперь ситуация немного прояснится для тех, кто в дальнейшем будет читать о катарах. - D.W.)
УМЕРЕННЫЙ дуализм - не вступает в глубокое противоречие с традиционным христианским учением, в начале они предполагали существование единого Бога , Творца мироздания, от которого происходит все в том числе Зло, Сатана, ад и т.д.Некоторые из умеренных доходили до того, что приписывали Богу двух сыновей :Иисуса Христа и Люцибела, или Люцифера. Но Люцифер, став Сатаной и будучи изгнан, сразу начал создавать свой мир. Разумеется, творческие силы Дьявола были очень ограничены. Он не смог бы оживить "автоматы", которые создал из грязи, если бы Бог ему не помог. Он попросил у Бога низших ангелов, которые частично под давлением, частично по своей воле, согласились в конце концов, что бы из заключили в тела, в качестве душ. Другие мифы рассказывают, что Люцифер сначала соблазнил ангелов, а потом изолировал каждого в своем теле. "И они заплакали, когда увидели, что разделены они и различны"Потом он заставил одного из них (Адама) родить вместе с другим (Евой) плотских детей.
[показать]
Эти плененные ангелы и их потомки в конце концов могут заслужить спасение : они обладают свободой воли и творят добро или зло в соответствии со своей природой, но свободно. В итоге их будут судить по заслугам и они попадут либо в ад, либо в рай. ( все это напоминает сюжет какой-нибудь манги в стиле "Angel Sanctuary"..:))) А я-то думаю, где создатели анимэ находят подобные сюжеты? - D.W.)
[показать]
Между умеренными дуалистами не было согласия относительно природы Сына и Святого Духа. Одни считали их ниже Отца, другие полностью отождествляли с Богом. оставаясь верными концепции неделимой Троицы. Иоанна Крестителя одни так же считали демоном, а другие - посланником Бога. Дева Мария считалась то реальной женщиной, то ангелом, пришедшей с неба вместе с Иисусом и имевшая, соответственно, лишь видимость тела. Иисус так же не являлся во плоти и крови , потому что материя - сатанинское творение) Его внешность была призрачной, это была иллюзия, а не реальность.
[показать]
Воскресения во плоти не будет, но Страшный суд будет (как и для католиков), но только ангелы Адам и Ева будут приняты снова во славу Божию.
АБСОЛЮТНЫЙ дуализм - был гораздо более радикальной ересью по отношению к римскому католицизму. Толдько абсолютные дуалисты были настоящими дуалистами. Для них существовали два одинаково вечных начала : бог Бытия и Добра, который создал все хорошие вещи, невидимый и нетленный духовный мир, и злой бог разложения, проявление которого все материальное и хаотическое. Злому началу удалось однажды, согласно мифам, завладеть ангельскими душами и вторгнуться на небеса истинного Бога. Он соблазняет или подчиняет ангелов ( а это означает, что у них не было либо достаточно ума, что бы избежать соблазна, либо достаточно силы, что бы прjтивостоять тому "перемещению", которому демон их подверг ), которым изначально было суждено творить зло и увлекает их на землю, где их материализует. Сатана сражается против ангелов, оставшихся верными, но не может их победить, потому что они по природе своей неразрывно связаны с Добром. ( тут сразу опять вопрос, на который даже у катаров не было точного ответа - кто же создал тех ангелов склонными ко злу, обреченными на падение и, главное, зачем, если от этого потом возникло столько проблем?- D.W.).
[показать]
И есть два вида ангелов зла: те, что были соблазнены - это демоны, и те, что попали в плен - это люди. Абсолютные дуалисты по разному толковали происхождение первых - либо соблазненные демоны всегда были такими, созданы Дьяволом и вечны, как и он, либо они были испорчены. Для прояснения этих вопросов не хватает документов.В любом случае злые ангелы согрешили не свободно, они были порабощены.
[показать]
Ангелы плененные вводятся в тела по мере того, как совершаются половые акты (на чем основан постулат о стремлении по возможности к прекращению отношений между мужчинами и женщинами, что бы не создавать новые тела, но в строгости этого придерживались лишь Совершенные - D.W.) и они должны воплощаться либо в форме людей, либо животных три, семь, девять или более раз, пока не поймут, что нужно избавляться от Зла. Механизм реинкарнаций не остановится, пока не будут спасены все души. ( идея реинкарнации тоже очень сильно раздражала римскую церковь, и не основе ее катаров очень часто отделяют от христианства вообще, что не совсем верно.Катары оставались добрыми христианами в той мере, в какой они сами себя называли христианами - D.W.)
[показать]
В катарском мифе о Пеликане говорится о нем, как о птице, которая МНОГОКРАТНО умирала и воскресала.
Для катаров, хотя два начала делят между собой Вселенную, они принципиально не равны между собой по своей природе и силе, что отличает катаризм и дуализм древних манихеев.Сатана в конечном счете будет побежден, потому что в конце времен чистые души вернутся к Богу Добра, своему создателю.Но Сатана, хоть и побежденный, не будет уничтожен, он будет продолжать существовать в своей геенне. Отсюда утверждение о вечном характере двух начал...
[показать]
СИСТЕМА ИОАННА ФОН ЛУДЖИО
"КНИГА О ДВУХ НАЧАЛАХ"
Около 1240 года абсолютный дуалист Иоанн фон Луджио (район Бергамо) составил большой трактат, ныне утраченный, но Ренье Саккони оставил нам его краткий анализ. Кроме того, мы имеем сборник небольших тарктатов, обьединенных под тем же названием "Трактат о двух началах".
[показать]

О творении . О том, что Бог не создал, ни Тьмы, ни Зла.
"....Из всего предыдущего следует, что совершенно невозможно верить, будто Господь Бог истинный создал непосредственно и вначале Тьму и Зло и прежде всего, будто он создал их из ничего, как истово верят наши противники (противники катаров, имеется ввиду - D.W.), хотя Иоанн ясно сказал им в первом Послании: "Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" и следовательно, тьма возникла не из него...Ибо тьма не было создана непосредственно и изначально, а косвенно, из ранее существовавшей реальности.."

(Что обычно говорили католические полемисты, что бы доказать, что злого начала не существует? Они приводили теорию cв. Августина, согласно которой Зло - это просто отсутствие Добра. Для cв.Августина зло - это ничто.Это не вечное и независимое начало, а лишь "отсутствие добра" в творениях божьих, подобно тому, как глухота и хромота не существуют отдельно от своих предметов. Катары отвергали эту теорию, как картину мира, диаметрально противоположную их системе. Они совсем не думали, что Зло - это просто отсутствие добра. Зло для них было особым началом.
Кроме того, обычно считалось, что Бог сотворил мир из абсолютного небытия, которое обозначается словом nihil или nihilum. Это творение "из ничего" ни в коей мере не интересовало катаров, которые наоборот думали, что хорошее творение - "из сути Бога", а злокачественное - "из сути Дьявола". Для катаров злое начало само по себе nihil, ничто, как Люцифер у св.Августина, но оно есть и оно вечно.
По Августину нет абсолютного Зла, Злого начала. То, что творится без Бога, или вне Бога, говорил святой Августин, творится человеком.
[показать]
Святой Августин - говорят, поначалу он сам был катаром...но потом изменил свое мнение.
То, что творится без Бога, говорили катары, творится Дьяволом. Для них все злокачественное творение изначально и по необходимости обречено на аннигиляцию, поскольку сатанинское начало не может создавать нетленные сущности.- D.W.)


Трактат о свободе воли.
Итак, почему истинный всемогущий Бог не предотвратил появление зла? Объяснить это очень трудно, как писал еще в XVIII веке ортодоксальный Легран в "О существовании Бога" : "Я признаю, что трудно объяснить почему высшее, единственное и доброе существо не удалило из созданного, упорядоченного и хранимого им мира все зло, присущее греху и каре за грех". Вот что отвечает фон Луджио : --

"..Бог изначально, вполне сознательно создал своих ангелов несовершенными, что бы они никоим образом не могли избежать Зла. Но тогда этот Бог, о котором мы говорили ранее, что он добр, свят и справедлив и выше всех похвал, был бы высшей причиной и источником всякого зла, что следует решительно отрицать. Следовательно, надлежит признать существование двух начал: Добра и Зла. Последнее было источником и причиной несовершенства ангелов и всего Зла."
[показать]

И далее...

"Еще в меньшей мере можем мы допустить, что бы Господь наш был творцом и создателем смерти и вещей, по сути своей обреченных на смерть, ибо сказано в Книге премудрости:"Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих" (Прем 1, 13). Таким образом, существует, вне всякого сомнения, другой творец или "демиург", который есть причина и начало смерти, гибели и всяческого зла, как мы с достаточной ясностью показали выше."
[показать]

О всемогуществе Господа Бога нашего истинного

Если Бог всемогущ, почему он не уберет из мира все зло? Августинианцы говорят - может, но не хочет: "Господь Бог истинный всемогущ, потому что он не только может творить и творит все добро, но и потому, что он мог бы так же творить все зло, даже лгать и уничтожать сам себя, если бы захотел, но он не хочет".
На что катар фон Луджио отвечает:воля и желания Бога - одно, не хочет, значит - не может, и значит - истинный Бог по сути своей не способен творить зло, а следовательно, зло , опять же - от другого, злого бога.
"Добрый Бог не может лгать и совершать преступления, если не хочет, потому что этот истинный Бог не может делать то, чего не хочет, поскольку, повторим, он сам и его воля - одно и то же.
....Поскольку Бог не имеет силы во зле, поскольку он не может сотворить зло, мы должны твердо верить, что есть иное начало, сильное во зле."
[показать]

Кроме того, это иное начало не могло быть так же создано истинным добрым Богом - оно существует отдельно..

О том, что Бог не может создать другого Бога
"Невозможно, что бы добрый Бог мог создать другого Бога, подобного ему во всем. то есть вечного творца всех благ, не имеющего ни начала, ни конца, который никогда не был сотворен, ни рожден кем бы то ни было подобно тому, как добрый Бог никогда не был ни рожден, ни сотворен"

О том, что Бог не может творить зло, и что существует другая сила, которая есть Зло
"В Апокалипсисе Святого Иоанна говорится : "И другое знамение явилось на небе: вот большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его сим диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю." (Апок 12, 3-4).
[показать]
"И дана была ему власть действовать сорок два месяца. И отверз он уста свои для хулы на Бога, что бы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. И дано ему было вести войну со святыми и победить их"(Апок 13, 5-7). Опираясь на такие свидетельства, мудрецы считают невозможным, что бы этот Могучий, равно как его власть и сила, был создан - по сути и непосредственно - истинным Господом Богом, потому что он все время злодействует против Него и потому что наш Бог сражается с ним. Истинный Бог не делал бы этого, если бы зло исходило от него при всей его благорасположенности, как утверждают почти все наши противники"

Об уничтожении "Могучего во Зле"
"Поэтому надлежит верить, что могущество Сатаны и сил тьмы не может происходить прямо и непосредственно от истинного Господа Бога, ибо если бы власть Сатаны и сил тьмы исходила прямо и непосредственно от истинного Бога - со всеми прочими силами, доблестями и господствами (зла) - как говорят невежи, было бы непонятно...каким образом этот добрый Бог мог бы устранить иную силу, нежели его собственная, если верно, что иной силы, кроме него не существует, как говорят все противники тех истинных христиан, которых справедливо называют альбагенцами?"
[показать]

О злом начале
"Поэтому, по мнению всех мудрецов, надлежит безоговорочно верить, что существует иное начало, начало Зла, могучего в несправедливости, дающего силу Сатане, тьме и всем прочим властям, противостоящим истинному Богу...Если бы было иначе, считают те же мудрецы, получалось бы, что божественная сила вечно сражается против самой себя и разрушает саму себя...Нелепо думать так об истинном Боге. Значит, вне всякого сомнения, что существует иная, не истинная сила или власть, с которой Господь Бог сражается каждый день, как мы ясно показали тем, кто может это понять."

......................
Что ж, по-моему, вполне убедительно - по крайней мере, это ОДИН ИЗ вариантов ответа на вопрос, почему все так хреново в этой жизни?..:) Катарская идея вполне ясна: есть вещи, которые были сотворены без Бога (Иоанн, I, 3) и, следовательно, не из его субстанции. Они сотворены Дьяволом и нет в них милости, которая для катаров, есть субстанция Бога. В этой перспективе судьба человеческой души состоит, несомненно в том, что бы избавиться внутри от дурного творения и посвятиить себя Добру, целиком отождествляя себя с ним.

Каким образом катары представляли самого Дьявола - такой сложный образ воспринимался далеко не однозначно даже внутри самого катаризма - в следующем посте.

P.S. : этот пост тоже давно ждал своего часа, но все же "подтолкнули" его разговоры о бессмертном "Мастере и Маргарите" Булгакова. Мог бы такой роман понравиться катарам, из которых многие были талантливыми писателями и поэтами-трубудурами? Воланду вполне удается выглядеть Князем Мира сего - привлекательным для тех, кого он хочет использовать, но достаточно безжалостным. Исследователи литературы выявляют в романе следы влияния гностицизма, манихейства и катаризма.Сцена, в которой к Воланду является Левий Матвей с просьбой от Иешуа, что бы дух зла взял с собой Мастера и Маргариту и наградил их покоем, иллюстрирует догмат катаров о том, что земля не подвластна богу и целиком находится в распоряжении дьявола.
А Фагот, превратившийся из драного циркача в "темно-фиолетового рыцаря, с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.."?
"-Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил, - ответил Воланд, поворачивая к Маргарите свое лицо, с тихо горящим глазом, - его каламбур, который он сочинил, разговаривая о свете и тьме, был не совсем хорош. И рыцарю пришлось после этого прошутить немного больше и дольше, нежели он предполагал."
Этот каламбур найден и расшифрован И.Л.Галинской, которая считает, что Булгакову была известна средневековая "Песнь об альбигойском походе" безымянного поэта.Трубадурам очнь нравились образные сравнения, где часто фигурировали темы света и тьмы - Гильем Фигейра и Пейре Карденаль проклинали церковный Рим за то, что католические монахи похитили у мира свет и погрузили землю в глубокую тьму. В "Песне.." сказано, по поводу гибеди Симона де Монфора при осаде Тулузы : "На всех в городе, поскольку Симон умер\ Снизошло такое счастье, что из тьмы сотворился свет".
[показать]
"Каламбур "l'escurs esclarzic" ("из тьмы сотвроился свет") адекватно по-русски , к сожалению, передан быть не может. По-провансальски же, с точки зрения фонетической игры "l'escurs esclarzic" звучит красиво и весьма изысканно. Так что каламбур темно-фиолетового рыцаря о свете и тьме был "не совсем хорош" (оценка Воланда) отнюдь не по форме, а по смыслу. И действительно, согласно альбигойской доктрине, тьма - это область совершенно отделенная от света, и , следовательно, из тьмы свет сотвориться не может, как бог света не может сотвориться из князя тьмы. Вот почему по содержанию каламбур "l'escurs esclarzic" в равной степени не мог устраивать ни силы света, ни силы тьмы." (И.Л.Галинская "Загадки известных книг", С.102)
К тому же, классическое уже "рукописи не горят", катары истолковали бы как очередное доказательство господства в нашем мире Злого бога - ведь огонь, как и все остальные стихии, как и все материальное в этом мире, был створен по их мнению, именно Дьяволом. Отчего одно дьявольское творение будет уничтожать другое, хоть и из рук человека?
Вобщем, думаю, "Мастер и Маргарита" прошел бы на "ура" в Окситании двенадцатого века, и как все замечательные книги в то время - инквизиторы его бы непременно сожгли!..:)
[показать]
Даже если бы с какими-то выкладками автора относительно Иешуа или Пилата катары бы не согласились, то роман тем не менее, обязательно привлек бы их внимание, его бы обсуждали и цитировали, с разных точек зрения, и в любом случае, оценили бы, что называется, "красоту игры" ..:).
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Катарская доктрина | lucinema_studio - Дневник lucinema_studio | Лента друзей lucinema_studio / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»