Всё на день, и кто помнит, и кого*.
Медитации Марка Аврелия
(121-180, умер в Виндобоне/Вене,
философ, представитель позднего
стоицизма, последний из пяти
хороших императоров.
---
*найдено на улице в Нью-Йорке, 2016
Утро и день этого понедельника (согласно планам):
Любимые ньюйоркцами универмаги Верхнего Ист-Сайда – это, говорят, Bloomingdale’s (1000 3rd Ave.) с психоделическим чёрно-белым интерьером (на него мне времени не хватило). И ещё Гертруда мне велела непременно зайти в пятиэтажный флагманский магазин-дворец империи Ralph Lauren (867 Madison Ave.) – как говорят знатоки, "если не за покупками, то за вдохновением". Тоже не успела, зависая в других местах - оставляю и его "на потом".
Возвращаюсь (ко времени ужина) домой... Думаю про Гертруду и о том, что я её на ужин пригласить хотела, куда - выбор за ней... Встретила тут же (!) случайно на улице Гертруду и её друга-адвоката Джея (он её друг и её же адвокат) и были у меня вечером:
- ужин дешёвой курицей ("чип чикен"), традиция - Гертруда всех и всегда туда заводит. Настоящий завсегдатай!
- душевный разговор втроём про историю и взаимотношения между людьми и нациями - за полбокалом американского вина,
- долгий разговор с Гертрудой о жизни и смерти.
[648x700]
В этот день я увлечённо фотографировала Крайслер. Ура!!! Я нашла книгу про архитектуру Нью-Йорка на русском (ту замечательную, которую купила в Нью-Йорке на английском)!
А начала с того, что вышла на остановке у Библиотеки. Она ещё закрыта (рано, но мне не терпится) и я могу фотографировать без помех. Главную библиотеку города украшают два мраморных льва (скульптор Эдвард Поттер. Лев по имени Терпение находится на южной стороне от главного входа в здание, а лев Стойкость — на северной стороне.
Вот так выглядит Терпение.
[700x525]
А вот - Стойкость.
#4. А так как двери пока закрыты, я могу их фотографировать тоже. Там, кстати, на ручках - змеи, символы мудрости.
[700x525]
#5. Храм.
[700x525]
#6. С богинями.
[525x700]
Сразу же за библиотекой есть один парк. И от него очень увлекательный архитектурный маршрут "Вдоль 42-стрит – от Брайант-парк ...до ООН". До ООН у меня ноги не дошли, я зависаю обычно у Крайслера и "падаю ниц" в Гранд-Централ.
А ведь только в одном квартале (и тоже по 42-стрит) находится и Таймс-сквер. Брайант-парк назван в честь поэта, журналиста и главного редактора газеты New York Post Уильяма Каллена Брайанта, отдавшего немало сил озеленению Нью-Йорка и инициатору (он был один из) создания Центрального парка. Спасибо этому человеку! Парк небольшой но очень "насущный" (есть хороший подробный рассказ http://samsebeskazal.livejournal.com/132221.html), когда-то, будучи в Нью-Йорке "школьницей", я там кино смотрела, но всех парков мне не осилить прохожу в этот раз мимо (перефразируя пушкинскую Татьяну: "Но я в другого влюблена и буду век ему верна!).
Смотрю на чёрно-золочёную махину.
Это теперь отель, названный в честь парка, на который он смотрит.
#9.
[700x581]
#10. Девы греются. Объясню почему.
[525x700]
#11. Дракон завершает девичий ряд. В этом городе неровно дышат к драконам, скажу я вам! Нет, это дань готике.
[700x525]
А у здания есть и историческое название Радиатор-билдинг (American Radiator Building). Девы греются у отопления.
#12.
[700x525]
#13. Посторен в 1924 году из чёрного кирпича (символизирующие угольные брикеты) с украшениями из позолоченной терракоты, "открыл эру" строительства небоскрёбов в стиле ар-деко.
[700x525]
#14. Своей макушкой должен напоминать радиатор отопительной батареи, а золотистые декоративные элементы - тепло (язычки пламени).
[700x663]
#15. Даже углы на дверных балках "оформлены".
[525x700]
Это очень "тщательная" архитектура!
Города Америки были на протяжении ХХ века лидерами архитектурной индустрии, и именно там развернулась наиболее стремительная и масштабная конкуренция стилей и архитектурных идей 1920-30-х, когда в Нью-Йорке и Чикаго наблюдалось одновременное строительство множества высотных зданий в неоготике и неоренессансе, зарождающемся модернизме и различных версиях ар-деко. Целью данной статьи является анализ архитектурных приемов американского ар-деко, а также роль в его становлении выставки 1925 г в Париже, давшей стилю 1920-30-х его имя.
Примеры стилевой переменчивости, характерной для советских архитекторов 1930-х гг, мы встречаем и в США. Это демонстрировало широту стилевого диапазона, мастерство в освоении новой моды – ар-деко. Эта стилевая эволюция от историзма 1910-х к ар-деко 1920-30-х может быть обозначена термином «ардекоизация».
Бархин А.Д. "Города Америки в архитектурном соревновании 1920-30-х гг". (Доклад был прочитан на конференции «MONUMENTALITA & MODERNITA» 30 июня 2011 г.)
А рядом: витрина со сладостями, мемориальная доска в память об Инженерном Клубе и ручка, ведущая в этот клуб?
#16.
[700x588]
#17.
[700x525]
#18.
[700x525]
#19.
[700x525]
#20. А рядом - мемориальная доска в виде бронзовой двери.
[700x531]
#21. Петли видите?
[525x700]
#22.Это в нише современного здания с изображением старого дома, простоявшего тут 70 лет...
[525x700]
#23. Или вот памятник. Праведник мира Ян Карский - в натуральный рост, сидящей на скамейке напротив польского консульства. В 2015 г. вышел документальный кинофильм «Ян Карский. Праведник мира».
[700x525]
#24.
[700x525]
#25. А я иду к назад библиотеке мимо вокзала.
[700x525]
#26.
[700x525]
#27.
[700x552]
#28. Вижу метеорит в витрине магазина.
[700x525]
#29. Кораллы.
[682x700]
#30. Зашла в магазин "Лорд и Тейлер", купила себе овувку. Пришла к библиотеке (это совсем рядом), уселась в тенёчке и поговорила по скайпу с мамой.
[700x525]
#31. Зашла в открывшуюся Публичую библиотеку.
[571x700]
#32.
[700x525]
#33.
[700x525]
#34. Зашла в читальный зал, отдел карт. Фотографировать читающих постеснялась.
[700x525]
#35. Только потолки себе позволила.
[700x525]
И план Манхэттена взяла (бесплатный, для туристов предназначенный) - на сувенир.
#36.
[700x525]
#37.
[700x672]
#38.
[700x525]
#39.
[700x525]
#40.
[700x525]
#41.
[700x431]
#42.
Резвушка, автор рождён в России. Найдено не в музее, хотя вещь достойна лучшего из музеев. а просто в библиотеке в Нью-Йорке.
Матвей Афанасьевич Чижов - написано на табличке. Выдающийся русский скульптор, сын крепостного крестьянина, скончался до революции.
[525x700]
Красавица. А потому фотосессии достойна.
#43.
[700x525]
#44.
[700x525]
#45.
[700x525]
#46.
[700x525]
#47.
[700x525]
#48.
[700x530]
#49.
[525x700]
#50.
[525x700]
#51.
[700x525]
#52.
[700x525]
Прошлась по этажам библиотеки. Там всё для людей. Красота! Главный читальный зал Нью-Йоркской Публичной Библиотеки оказался закрыт - не увидела это огромное помещение (с размерами в плане 24 метра на 91 метр, и высотой потолка 16 м - с пятиэтажный дом!).
Перед библиотекой был сеанс скайпа с Европой - мама: "Ты голодная, иди скорее поешь!", муж (которому я отзваниваю второй уже за жтот день раз): "Ещё сегодня постарайся позвонить!", а я - в библиотеку, тут шикарно. Итак, я в библиотеке, публичной, на Пятой авеню что. Все читают , и я читаю (почту и фейсбук), один дядька за соседнем столом спит, одна бродяжка (грязная и рваная), положив старую газету и блокнот перед собой, наслаждается обществом приличных людей. Тихо. Экспириенс такой интересный, что уходить не хочется.
#53.
[700x525]
#54.
[525x700]
#55.
[700x525]
Тут есть много поучительного, в том числе: и под ногами.
#56.
[700x525]
Прекрасные светильники, благородный камень и в нём не только умные слова, но и имена тех, кто давал деньги.
#57.
[700x525]
Уведите меня отсюда! Храм, настоящий...
#58.
[700x525]
Многие - ошарашенные этим величием? - сидят на ступеньках Храма Книг. Девочка вот что-то записывает... Книга - источник знаний. У библиотеки мне эти слова напомнил фонтан с водицей...
#59.
[686x700]
#60.
[700x577]
История.
С середины 19 века в Нью-Йорке действовала крупная Библиотека Джона Астора на Пятой Авеню, а так же с 1870 года Библиотека Леннокса. Однако бывший губернатор Нью-Йорка Сэмуэль Тильден в конце своей жизни предложил создать в городе общую крупную библиотеку и завещал на этот проект все свои средства — 2,5 миллиона долларов. В итоге в 1901 году, библиотеки Астора и Леннокса были объеденены.
В 1910 году огромное здание здание Нью-Йоркской Публичной Библиотеки было закончено, на момент постройки здание являлось самым большим мраморным сооружением в мире.
В том же 1910 году внутри были установлены более 120 км книжных полок, ещё около года ушло на создание уникальной системы, доставлявшей заказанную книгу из подземного хранилища на верх, в читальный зал и на перевозку книг из библиотек Ленокса и Астора и их размещения в новом здании. Праздничная церемония открытия библиотеки для посещения людей состоялась 23 мая 1911, открытием руководил 27 Президент США Уильям Тафт.
Согласно первой записи, сделаной в журнале выдачи книг, первый посетитель новой нью-йоркской библиотеки обратился сюда за книгой ”Нравственные идеалы нашего времени” автором которой является российский филосов и психолог — Николай Яковлевич Грот, в названной книге он исследует творчество Льва Толстого и Фридриха Ницше. Читатель подал листок-требование в 9 утра и получил книгу в читальном зале уже через 7 минут.
#61. Иду в направлении к вокзалу. Как пройти к вокзалу? Как пройти к библиотеке? Их в Нью-Йорке связывает так называемый "Библиотечный путь".
[700x525]
#62. И там вот что в бронзе под ногами.
[700x462]
#63. Оглядываюсь.
[700x544]
#64. Календарь "августейший" (тонкий юмор) Марка Аврелия. 20-ого у него весть день в Остии (Антике, как я догадываюсь)
[700x525]
#65. "Сначала пишите своё имя, потом предложения. Следующее: параграфы и книгу. А затем у вас будут те же проблемы, что и у меня!"
[700x532]
Из: "Ночь, проведённая Торо в тюрьме" (The Night Thoreau Spent in Jail, авторы Jerome Lawrence, Robert E. Lee). Очень поучительно.
#66.
[700x525]
#67.
[700x466]
#68. А здесь про читальный зал, в который я не попала в этот раз.
[700x483]
#69. Красивый дом (отель) с видом на Библиотеку.
[700x525]
#70.
[700x631]
#71.
[502x700]
#72. Мост - я у Центрального вокзала.
[700x525]
#73.
[700x576]
#74.
[700x525]
#75.
[700x525]
Это место очень люблю, а тут ещё головокружительные архитектурные отражения - не знаешь, куда в первую очередь смотреть!
#76.
[700x525]
#77.
[525x700]
#78.
[525x700]
#79. Самое простое в этом случае, оказывается - смотреть на двери и то, что над ними. Тут бедный и богатый (или дающий и берущий, дебит-кредит), а меж ними - природа витиеватая.
[700x525]
#80.
[637x700]
#81.
[700x525]
И узоры натуральные, не отражения, но скульптурный декор. Chanin Building - 42nd Street/Lexington Avenue -про него вот что...
...пишут:
56-этажный небоскрёб Ченин, возведённый в 1927-1929 годах, одна из самых знаменитых башен начала 20 века. Небоскрёб был построен известным застройщиков того времени Ирвином Ченином, сыном эмигранта из России. Архитекторы: Sloan & Robertson; Jacques Delamarre. Лобби украшено бронзовыми барельефами от Рене Поля Чемберлена (Rene Paul Chambellan), одного из корифеев зигзаг-модерна в архитектурной скульптуре. Этот 56-этажный небоскрёб с 1913 по 1930 год оно было самым высоким зданием в мире.
А я в окнах меж этого узорчатого модерна вижу отражение...
#83. А вот Крайслер отражается в соседнем здании!.. В том, отражение которого я увидела в предыдущих окнах меж узорами.
[632x700]
#84. А от короны Крайслера, кажется есть ещё блики слева от отражения.
[594x700]
#85.
[525x700]
#86.
[700x648]
#87. Это штаб-квартира Марубени в Америке.
[700x684]
#88.
[700x525]
#89. Чуть подальше на Ленгсингтон внимание привлекло Graybar Building
[700x684]
Graybar-здание, расположенное на 420 Лексингтон-авеню рядом с Grand Central Terminal, служило штаб-квартирой компании Graybar от 1926 до 1982 г. К моменту открытия то было самое большое в мире офисное здание с точки зрения площади офисных помещений. Здание сохранило имя Graybar до сих пор - корпоративный логотип Graybar остаётся над входной дверью.
#90.
[700x580]
#91.
[700x681]
#92.
[700x633]
#93. Искала информацию о здании с золотыми и неровно разложенными кирпичами, нашла такое: "Хорст П. Хорст работал преимущественно в студии Conde Nast на 19-м этаже здания Graybar, небоскреба в стиле арт-деко на манхэттенской Лексингтон-Авеню".
[466x700]
#94. Со стороны Лексингтон-авеню видно высокую башню с особой индивидуальностью. Вот вы бы взялись "наугад" определить назначение и время постройки?
[700x525]
#95. Это General Electric Building, спроектированный в 1931 году, 50 этажей, 195 метров на перекрёстке Лексингтон и 51-й улицы. Вершина башни украшена декором в готическом стиле, олицетворяющим ... радиоволны!
[700x631]
#96. Спустилась в пищевой отсек вокзала Гранд Централ и пообедала гамбургером. Невксно. Но пункт программы "фаст-фуд" выполнен. И посмотрела, как народ там (разнообразно) питается.
[700x683]
Сладкое не ела, только смотрела, как эта девушка украшала капкейки и прервалась на разговор со знакомыми.
Вернулась поближе к дому, вышла на 77 улице/Ленстнгтон и побрела к 73-ей, заглядывая в тамошние магазины и витрины..
#97. Встретила такое чудо-юдо.
[700x673]
#98. Две головы, несущие странные колонны. Страшненькие.
[700x548]
#99. Над колоннами - вот такие железяки, пожарные лестницы.
[700x698]
#100. Оооочень страаааанное оформление входа.
[525x700]
#101. Тогда такое уж кажется почти нормальным.
[700x674]
#102.
[525x700]
#103. И рядом же - красивые ступенчатые "щипцы".
[570x700]
#104. Или вот такое чугунное литьё.
[700x604]
.
[700x522]
#105. Это последнее фото такое "свойское". Женщина с ярким Apple - как Кэрри и я (а я тут есть - в правом углу), перед ней книга на подставке и букет простых цветов в банке. Сидит, как у себя дома в Европе... «Почувствовать себя дома вдалеке от дома» - девиз этого заведения. А я и чувствую себя тут как дома.
Это "Хлеб насущный", сеть Le Pain Quotidien, где настоящее встречается с прошлым, и нет более драгоценного момента, чем «прямо сейчас»., есть в Москве (Никольская / Камергерский / Солянка). Сюда я хочу вернуться: недалеко от Второй авеню - бельгийская хлебная кафе-лавка, 252 E 77th St. lepainquotidien.com (слева от них тот красный нелепый портал).
...
Как дома: идёшь по улице после покупок и библиотеки, а тебе навстречу твоя Гертруда, и ты разворачиваешься, чтобы вместе с ней пойти в ресторацию, о которой ты только что думала "надо с Гертрудой договориться уже"...