И не все даже. Порядка 130 снимков этого поста могут кому-то показаться маньяческими. Я не виновата в этом. Это бельгийцы, народ очень любящий разнообразие дверей. Старинные и современные, яркие и тёмные, простые и очень сложные, дверцы и порталы...
И двери "оснащённые" не только ручкой и замочной скважиной, но и:
- запасной ручкой
- многими замками
- звонком
- табличкой
- почтовым ящиком (щелевидным)
- окошечком "васистдас"
- крючком
- декроттуаром (этоещёштотакоЭ)
Иметь собственный "очиститель" с французским названием "декроттуар" перед входной дверью вплоть до 19 века горожанам было, наверное, необходимо. Грязно, наверное, было на улицах от гужевого транспорта. А в Бельгии такое приспособление, вероятно, стало особо модной "фишкой" - так как, судя по многочисленным примерам (особенно в Брюсселе!), домовладельцы этого периода изощрялись друг перед другом, заказывая металлоконструкции и ниши для них - особенно во времена модерна! - самых изысканных форм и в сочетании с оформлением дверей. Приметный (золотой!) встретится на фото, касаемых дверей №34,35,36).
Вот эта встретилась мне в Антверпене (я к нему воспылала) первой, а потому быть ей №1.
[640x488]
А потом мы пошли в музей Дом Рубенса и оттуда у меня 30 фото дверей (я их отдельно приберу))
Следующие две фотографии фрагментарно сделаны в купеческом доме, ставшим "королевским" (Наполеон и потом ещё бельгийские монархи тут проживали). В красивом шоколадном кафе теперь простенько №2. Классика жанра.
[640x573]
№3. Фрагмент одной подворотной двери, на выходе из кафе.
[640x525]
№4. Найдено в переулке, ковка соответствует ковке балконов (дом большой, угловой, эта дверь - не парадная).
[600x640]
Поближе... С зеленью-травиночкой в левом нижнем углу))
[580x640]
Фрагмент ковки.
[640x481]
Тоже флора).
[640x481]
№5. А вот это - типичное антверпенское барокко.
[640x481]
Портал. Принято называть "испанским" типом дверей (об этом ниже объясню).
[640x481]
С резным львом в центре.
[640x481]
И ещё один - сбоку, с пипкой-звонком в пасти.
[640x481]
Пальцем в пасть, и "кто там?".
[640x481]
№6 - забавная малютка-замухрыжка, с гордым "VIP" над ней.
[640x567]
№7. Завитки здесь любят. Вот таких "локонов" много.
[640x516]
...
[640x481]
№8. Ручка-молоток. Типичная форма.
[640x481]
№9 - всё-в-одном, но недоделанная. Молоточек, над ним - дырка для кнопки несуществующего звонка, а внизу - рамка для именной таблички, которая тоже отсутствует.
[640x481]
№10 - боковая вокзальная (ого-го какого вокзала!) дверь. Рубеж 19 и 20 века.
[640x481]
Её серая строгая тюремная решётка.
[640x481]
№11. Того же периода постройки дверь в зоопарковую контору. Скромна.
[640x481]
№12. А вот ручка-кольцо со стеклянной двери.
[640x541]
№13. Буржуйка 19 века.
[640x481]
И её стройная ручка.
[640x598]
№14 и 15. Две керамические ручки на стеклянных дверях.
[640x424]
№16. Красная вызывающая дверь чёрно-белого дома.
[640x481]
№17. Ещё одна красна девица - современная и простая до невозможности. Стильно смотрится в сочетании с жестяной расцветкой и стеклянными кирпичами.
[640x481]
Проще некуда ручка.
[640x481]
№18. Вот эта дверь удостоилась особого внимания из-за зановесочки. [640x481]
В окнах и двери - одинаковые были.
[640x481]
№19. Дверь "вверху за углом" - с очень униженной заниженно расположенной ручкой.
[640x481]
Видно, как её верхнюю часть отполировал народ.
[640x481]
№20. Архитектура середины 20 века. Бетон.
[640x525]
Дом явно "авторской" работы.
[640x481]
И ручка соответствует.
[640x481]
... и ящики почтовые сбоку от неё.
[640x481]
Всё просто и непросто.
[640x481]
Вторая дверь.
[640x481]
А вот и автографр - арх. Брем, 1961 год.
[640x481]
А по соседству с этим домом - ещё один, с вот такими дверями на входе.
№21. Они стеклянные и можно заглянуть в фойе...
[640x481]
...а там ещё стеклянные двери, совсем простые уже, а за ними - витраж...
[640x481]
И эта фишка в Антверпене повторяется. Стеклянная дверь, за ней ещё одна простая дверь, а в глубине такого входа в "подъезд" - витраж.
Вот так, взгляньте. №22.
[640x481]
Смотрю через стекло этой простецкой двери в подъезд с 14 квартирами...
[640x481]
За деревянной дверью после ступенек - светящееся пятно - Мона Лиза их подъезднаяа.
[640x481]
... А в соседнем парадном - вот как.
[640x481]
Парадно.
[640x481]
№ 23. Простая стекляшка. Дверь в художественную галерею, оттого художественно-плакатно расписана изнутри (в зеркальном отражении, оттого чудно).
[640x594]
№24. Опять решётка и завитки.
[640x481]
И металл крашенный (давно, вон даже ручёнка облезла и как-то ржаво выглядит).
[640x481].
№25. Начну с ручки на трещинном полотне.
[640x481]
Вот она какая целиком. Обшарпанная. Да, они бельгийцы как-то обшарпанности и не стесняются.
[640x481]
№26-27. Две. В комплекте.
[640x481]
№28. О, тут целый ансамбль. Синих дверей там много. И рам. Тут портально оформленная и непростая дверь.
[640x481]
Старая и замызганная.
[640x481]
С видавшей виды ручечкой.
[640x481]
№29. И эта заляпанная наклейками позабавила.
[640x481]
Мы выбрали отель в ортодоксально-еврейском квартале Антверпена (столько колорита, скажу я вам!). Вот это - вход в кошерный гриль.
Ручка теряется в надписях и наклейках.
[640x481]
№30. У этой простой двери все три компонента "причиндалов" (ящик, ручка, оковка замка) из одного комплекта, что в бельгийском "старье" нечасто бывает.
[640x481]
... и дельфины)
[640x481]
№31. Серенько, филигранно.
[640x481]
№32. А вот с малюсеньким окошком и решёточкой.
[640x481].
№33. А тут - столько типично-бельгийского. 19 век, синий цвет. Большая ручка-колотушка, маленькая ручка-просто-ручка. Почтовая щель, крючок сбоку, и декроттуар под ним, в тон двери, а как же. В такую дверь только с очищенными подошвами!
[560x640]
Колотушка.
[609x640]
Ленточку крест-накрест внизу кольца ухватили?.. А вот она и на дверной балке...
[640x481]
У бельгийских домов при дверях есть помощницы-ручки, повесить поклажу чтоб...
[640x481]
№ 34+35. А в этот ресторан мы не попали, так как нам надо было в воскресенье, а антверпенские приличные заведения (да почти все!) в воскресенье отдыхают.
Итак, отдыхающая дверь в шикарный ресторан, плюс: дверь-довесок, но в том же стиле.
[640x481]
Ручко-щель. Золотая краска плохо размазана густо положена.
[640x481]
.
[640x481]
А вот и крючок (откидной).
[640x481]
И под ним есть очистной декроттуар, а у двери-соседки (№36, в том же "комплекте) - свой очиститель, встроенный в нишу, обрамлённую золотым!
[640x481]
Вот, рассмотреть.
[640x481]
№ 37+38-39 - всем скопом. Переулок, обветшавший дом (мы тут мимо проезжали), тут тебе и расписные ворота, и круглое окно, и дверь, и ещё через два окна дверь-близнец...
[640x449]
Это я к тому, что там подобного старья полным-полно.
№40, старушка, но нарядная.
[640x481]
И резьбой...
Гляньте, как верхний замок пристроили, балку подкроили... Два замка, два кольца...
[640x481]
"Кто стучится в дверь ко мне ... на ремне"?
А вот и ручка-застёжка-на-ремне.
[640x481]
№41. Классическая бельгийская (с балкой посередине и с резьбой), барочная.
[640x481]
№42. Нетрадиция. Интересная.
[640x552]
№43. Середина 19 века, симметрия, классика.
[640x481]
№44. Простая "замухрышка"
№45. Колорино-старинно.
№46. Некрашенная. Две почтовые щели, палко-ручка между ними и, кажется, с оторванными предшественницами - в двух местах "шрамы".
[640x481]
№ 47-48-49 - синее трио.
[640x481]
И вот 49-я поподробнее. Запылённая и видавшая лучшие времена.
[640x481]
№50. У этой приятная картина в наддверии.
[640x481]
Аппетитная.
[640x481]
Сама, как шоколадка.
[640x481]
№51. Портал. Можете себе представить, что кому-то подобный вход в дом недостаточен?..
[590x640]
... и нужной становится ещё одна дверь?
[640x481]
Вот такая "простушка, №52, с "подглядыванием"...
[640x552]
И надёжным запором... Немного тюремно даже...
[640x481]
№53. Смешное (узкое) здание на углу, магазин модной одежды.
№54 - а уж эта дверь стройна как узка! Чуть потолще почтового ящика, что сбоку привесили.
№55. На выходе из сувенирной лавки при кафедральном соборе.
[481x640]
Тронул "номерок" под современным замком (чтоб ключникам ключи не спутать))).
[640x481]
А старая замочная скважина и оформление вокруг неё и ручки - хороши и вьются.
[640x481]
№56 - рядом и поменьше, но в том же "комплекте" и с номерком под врезным замком.
№57. Собственно, портал главной церкви города. Страшный суд вершится над двойной дверью.
№58 (вообще-то)
Ар-деко. Двустворчатая, у каждой створки свой номер - 58 и 60 (ибо нечётная нумерация домов - с противоположной стороны).
[640x481]
И вот как над дверью.
[640x481]
№59. Эта опять с малюсеньким окном - "васистдас" который (окошко вместо "глазка")
[640x481]
И щель для почты прикрыть нечем, и ручка маловата...
[640x481]
№60. Тех же времён, но поукомплектованнее.
[640x481]
.
[640x481]
И при декроттуаре. Без выпендрёжа, но всё при ней.
[640x481]
№61 и № 62. Неравная пара.
[640x628]
У "старшей" окошко зарешеченное...
[640x481]
№63. Вписанная в старый портал (с декроттуаром же!) современная дверь, где подглядывательное окошко вытянуто на всю длину, вместо решётки - ручка-труба.
[640x480]
Ещё пара разных соседок: №64 и №65.
[640x481]
№66 (мама дорогая!). Портал церкви иезуитов. У церкви название, имя-фамилия: Карло Борромео. Итальянско как!
[640x481]
(названа теперь церковь в честь кардинала и святого католической церкви - из самых видных деятелей Контрреформации, инициатора реформы монашеских орденов).
Красивая и пышная резьба. Фасад и интерьеры (но не дверь) - по проекту Рубенса сотворили!
[640x481]
№67. Того же времени - простушка.
[640x481]
А цвет - типично синий...
[640x481]
Но ручек две: барочная звезда в центре и просто-удобнее-ручка где полагается.
[640x481]
№68. Того же времени парадная "испанская дверка".
[640x481]
Теперь про испанско-неиспанское в дверях фламандских. У меня есть мнение одного искусствоведа об этом виде дверей:
"Подобно Рубенсу, Франкар поощрял фламандский гражданский архитектурный стиль своей книгой об архитектуре, появившейся в 1617 г. в Брюсселе и поразившей в особенности проектами ворот. Архитектура дверей, с верхними частями, произвольно наклоненными внутрь и наружу, допускала еще и верхнее отверстие в виде окна с причудливой рамой, а иногда, при полном искажении и разложении античного языка форм,отличалась смелым и живописным внешним видом. В картушах Франкара витые украшения часто достигают уже той бесформенной пышности, которая превращает их в расслабленные хрящи. В Антверпене и Брюсселе сохранилось несколько дверей этого рода, позднее ошибочно называвшихся «spansche Deurkens» («испанскими дверцами»). В Испании вовсе не встречается таких дверей".
[640x481]
Читала когда про "бесформенной пышности, которая превращает их в расслабленные хрящи" дивилась - вот так оно, оказывается.
[640x481]
[640x481]
[640x481]
Побитая морда.
№69 - следующая после этой пышной и барочной. Тоже с мордой :-)
Дракон, не крокодил же!
[640x481]
[640x481]
И ручка такого типа, который я называю "леденец".
[640x481]
№70 - опять "испанский" порталище!
[640x481]
[640x493]
[481x640]
№71 - сама скромность.
[640x481]
[640x540]
№72 руко-ручка с палкой и веночком. Внизу - побитая морда льва. Всё неоднозначно.
[640x481]
№73 - довольно скромная дверь, с ней и завершу гулять "от двери к двери"...
[640x481]
И в ручке только гладенькая палка. Зачем-то...
[640x561]
И это только в нескольких самых центральных улицах. А ведь там есть район, полный вилл в стиле модерн и "псевдо" исторических стилей. И мне туда, наверное, нельзя пока - перегрузки...