• Авторизация


Остров. Лаборатория. Музей. Природа. Культура. Старый кирпич. Дома-скульптуры. Необыкновенное. Рядом 21-09-2014 20:39 к комментариям - к полной версии - понравилось!


На днях побывала (не в первый уже раз) в одном из «10 супермузеев, о которых вы ничего не слышали» - один наш соседний "таинственный остров сокровищ" – знакомьтесь: «Инзель Хомбройх».

[640x479]

Входите...

Хозяин этого Острова Робинзон Карл-Генрих Мюллер говорил: «Это — остров в метафорическом смысле, потому что здесь всё происходит не так, как в обыденной жизни». Вот этот дюссельдорфский предприниматель и коллекционер с простой немецкой фамилией Мюллер купил под Дюссельдорфом, на окраине города Нойса в пойме речушки Эрфт усадьбу 19 века с названием Хомбройх и объявил её островом (в перекати-поле).

[626x640]

Усадьба та была окружена водой - как на островке. А когда здесь по его задумке появился музей, он стал незатейливо называться Insel Hombroich — «Остров Хомбройх», Инзель Хомбройх. Этот музей ”нарушает все возможные правила и установления. Роскошный парк не является заповедником. В музее нет охраны и не соблюдается температурно-влажностный режим. Экспозиции представляют собой невообразимый салат из кхмерской скульптуры, персидских терракот, китайских бронз эпохи Мин, произведений Матисса, Арпа, Бранкузи и современных дюссельдорфских художников" - (с) "Вокруг света"

[640x327]

Сам Мюллер называл эту концепцию «культурной лабораторией». А ещё про это место говорят “выращенный музей” и “остров уединения”. Как это так? Тут обычный деревенский пейзаж – на дальней станции сойду, травааааа по поооояс…

[640x479]

Это не крокусы, а безвременники (великолепные?). Очень сильное название, мне кажется. 

[640x479]

"Деревенская" дорожка, шуршит и извивается, через лужок, заболоченные участки поймы, группы деревьев, кустарник, мимо маленьких прудов - тишина, лесок, щебечут птицы, плакучая ива. И не дикая природа это, а пейзаж, созданный рукой художника — творение ландшафтного архитектора Бернхарда Корте (считайте: "английский" парк!). Всё здесь скомпоновано не менее продуманно, чем на живописном полотне. Как в девизе Сезанна “Искусство в согласии с природой”?..

[640x597]

До всего этого "культурного эксперимента" здесь была заброшенная сельскохозяйственная пустошь. Лишь старый усадебный дом окружали деревья – маленький такой частный “английский парк”. Земельный участок Мюллер купил в 1982 году, музей открылся в 1987-ом. В течение пяти лет создавали-рисовали остров «Инзель Хомбройх».

[640x479]

Формы всех современных зданий (служащих павильонами для экспозиции той коллекции, которую собрал Мюллер) предельно просты.

[640x479]

Ослепительно белы стены внутри такого выставочного зала, пронизаны-прорезаны структурой и потоками льющегося сверху света...

А вокруг - живая и "простая" природа.

[640x479]

...и заросший английский парк, видимый через распахнутые двери, а снаружи — тишина и зелень травы.  [640x479]

Возникает интересный эффект.

"Пока находишься на открытом воздухе, павильон воспринимается как рукотворный объём, помещенный в природную среду. Что-то вроде садово-парковой скульптуры... Но когда попадаешь внутрь, объём и пространство словно меняются местами: в объект экспозиционного показа превращается парк, обрамлённый, как картина, дверным проёмом“.

[640x479]

Планы павильонов причудливы, создатель музейных павильонов Эрвин Хеерих по образованию - скульптор, профессор скульптуры Дюссельдорфской академии художеств!

Отдельные постройки открываются взору внезапно, после очередного поворота дорожки. Большинство павильонов выстроено из старого кирпича — он фактурен, “происходя” от разобранных построек, со следами времени, сложной игрой цвета.

[640x595]

В этих непростых-простых, а от того ещё более “торжественных” белых интерьерах многое перемешано – получился “умопомрачительный винегрет из эпох и стилей” – и ни одной этикетки ни под одним произведением! Внушительная и очень эклектичная коллекция. Но всё вместе отлично “смотрится”!

[640x557]

Очень просторно и свободно. В буквальном смысле :-)

[640x461]

[640x479]

[640x479]
 

[640x479]

[640x479]

[640x479]

“Искусство в коллекции Мюллера анонимно, как анонимны луга и поля, его окружающие".  [640x479]

Зрителю можно просто созерцать. Картины лишены этикеток не потому, что вас хотят заставить отгадывать загадки, а потому что … аннотации не нужны. "Это произведение прекрасно, так не все ли равно, кто его автор?"

[640x595]

"И какая разница, нарисовано ли оно или это вид через открытую дверь?”.

[640x479]

А вот "матрасные" живописные панно, созданы приятелем Мюллера — ныне покойным дюссельдорфским абстракционистом-экспрессионистом Готардом Граубнером (1930 - 2013). Этот художник был консультантом Мюллера по современному искусству, помогавшим ему пополнять причудливую коллекцию.

[640x479]
[640x479]

Это направление - живопись цветовыми пятнами. На ткани. Мягкое. По толщине похоже на матрасы.

[640x403]

Его относят к абстракционистам группы ZERO, а "цвето-пространственные объекты (или предметы)" украшают помещения в рейхстаге и резиденции немецкого президента.

[640x503]



[640x479]

«Цветной пространственный предмет», холст, вата, синтетика, акрил,

[640x479]

«Мои картины не обозначают какое-либо состояние, они — переход от одного состояния к другому. ... Сопоставление холодных и теплых тонов обусловливает напряжение и взаимообмен. Цвет как бы сам собой распространяется по поверхности ... цветовое пространство движенся, притягиваемое скоплением пигмента. Поверхность дышит». И ещё: «Цвет разворачивает себя как цветовой организм; я наблюдаю за его собственной жизнью, я уважаю его внутренние закономерности. ... словно туман...» (цитатв из его статьи в журнале Zero-Raum, 1973)

[640x479]


------------
 

Это ещё и “местожительства" - эдакий "жилой музей”, так как здесь же расположены художественные мастерские, где постоянно проживают художники. Например, чрезвычайно интересен Дом Анатоля, где "прописан" (живёт и работает) известный персонаж дюссельдорфской артсцены 1970-х годов скульптор Анатоль Херцфельд — бывший полицейский, ученик прославленного Йозефа Бойса и большой оригинал. 

Дверь в дом Анатоля :-)

[640x479]

Зелёная (как здесь водится :-)

[640x479]


[640x479]
 

Парк завален полон его творениями из камня и металла. 

[640x479]

[640x479]

[640x479]

[640x479]

[640x479]

[640x479]

А из домашней птицы у него подмечен павлин. Художники-оригиналы, они такие!

[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]


[640x479]

[640x479]

Идея наслаждения простотой во всём, и в бесплатном музейном кафе. Его меню 10 лет неизменно: картофель в мундире, смальц (топлёное сало с жареным луком), яйца, традиционное немецкое яблочное пюре, крестьянский хлеб с семечками и изюмом, вода, чай, кофе. Такая вкусная-вкусная, хоть и неприхотливая пища. Интерьер под стать.
[640x479]

[640x525]

А в 1995 году Робинзоном-Мюллером была докуплена ракетная база - заброшенная территория бывшей ракетного "склада" НАТО, закрытая в 1989 году. Этот ракетный арсенал, база площадью 13 гектаров, до подписания договора о взаимном разоружении между США и тогдашним СССР  не был указан ни на одной карте. Впечатление оставляет сюрреальное. Вся территория покрыта зелеными холмами, которые на самом деле никакие не холмы, а бывшие ракетные "секреты", переоборудованные в выставочные залы. 

[640x479]

“Мистическая дикость места” – извилистые тропки в траве, где расцветали яблони и груши. И огород.

[640x479]

Экологичный проект Мюллера приобрел ещё и с антимилитаристским характером. "В блестящих дюралевых ангарах и высокой дозорной башне расположились поэтические лаборатории и художественные мастерские”.


[640x430]

10.
[640x560]

[640x479]

Теперь там же устроен интереснейший музей и архитектурный объект. По проекту японца Тадао Андо - великолепное здание Фонда Ланген – музей, где разместилось художественное собрание семьи Ланген: показывают модернизм и японское искусство.  [640x479]

Один из стеклянных коридоров ведёт в подземные галереи площадью 436 квадратных метров, где проводятся временные выставки. Мне посчастливилось увидеть в темноте "Свет" Отто Пине.

[640x479]

И ещё "картинки без слов" с этой бывшей ракетной базы.
[640x479]

[640x479]

[640x479]

[640x479]

Тут тоже - кирпич сорта б/у.
[640x479]



[640x479]

[640x479]
 

Мюллер отошёл от риэлтерской деятельности и вложил весь свой капитал в расширение острова. В 1996 году деньги кончились… Тут-то и наступил момент преподнести подарок родной стране. Неунывающий Мюллер организовал общественно-некоммерческий фонд «Инзель Хомбройх» (владельцами которого являются Земля Северный Рейн-Вестфалия, город Нойс и округ Нойс), а сам остался председателем Попечительского совета Фонда, главным генератором идей и двигателем всех начинаний. Про Мюллера говорили, что у него был только один приличный костюм, что он занималтся китайской гимнастикой и медитацией, никогда не читал газет и не смотрел телевизор.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (9):
прекрасный рассказ! как я люблю узнавать о таких людях-подвижниках красивого и необычного :)
TatjanaSch 21-09-2014-22:12 удалить
Ответ на комментарий Ежевичное_вино # а я так люблю о таком вот рассказывать и впоминать! прям мелодия приятная-приятная в голове после этого места... А тыж ещё и со специальным интересом :-))
TatjanaSch, да-да, это ты верно заметила :) я сразу в интерьеры - экстерьеры вглядываюсь, к ощущениям прислушиваюсь, пытаюсь представить, как оно применимо в моей работе :)) например, очень, безумно просто понравилась столовая - эти кирпичные стены изнутри, и гладкие округлые деревянные столы, и разномастные деревянные же стулья из прошлого, - и вдруг огромные застекленные стены и гладкие светлые плиточные полы! :) и "матрасная живопись" впечатлила, сразу взялась мысленно примерять ее к некоторым квартирам и думать, как эти штуки можно самой изготовить?
но мне кажется, мало кто согласится так смело со своим жильем экспериментировать. я одному заказчику сделала проект спальни, где пол уже был из грубоватой светлой доски, - посоветовала одну стену сделать кирпичную, со светлой побелкой, а напротив, в изголовье кровати, на всю стену, - фотообои с диким морским пейзажем: серо-рыжеватые песок и камни, и вода до горизонта... (даже нашла ему эти обои) . а мебель предполагалась на контрасте фактур - светлые глянцевые шкафы и кровать с обивкой под кожу. В итоге человек поленился (или сэкономил?) - кирпичную стену имитировал флизелиновыми обоями "под белый кирпич", а вместо фотообоев наклеил обои "под штукатурку", и теперь спрашивает, чем бы эту пустоту над кроватью заполнить?
TatjanaSch 21-09-2014-23:09 удалить
Ответ на комментарий Ежевичное_вино # Вот это я понимаю, Ежевичное_вино, "сразу взялась мысленно примерять" - сама так всегда) хоть и не для "дела", а прсто натура у меня такая ж)))
TatjanaSch 21-09-2014-23:09 удалить
Ответ на комментарий Ежевичное_вино # Ежевичное_вино, заказчик - дуб(((ина(((
Ответ на комментарий TatjanaSch # да не, он нормальный парень, просто там мама его сильно в уши дует, она сторонница добротного "советского" уюта :) какие-такие кирпичи? так что он молодец, что хоть обоями их имитировал, говорит, всем гостям нравится :))
nnadink 23-09-2014-12:31 удалить
Обалдеть!))) Так интересно и так вдохновляюще... практически всё... и кирпичи "сорта Б/У", и парк... и история жизни самого Мюллера. Захотелось бросить всё и.....)))))) А, если честно, шепотом, давно "вынашиваю мечту" про домик... расписанный и разрисованный самой собой.... Это при том, что ни обстоятельства жизни, ни финансы, ни прочие детали (такие, как не умею рисовать!) этому никак не способствуют... Но))))))))))))
TatjanaSch 23-09-2014-21:24 удалить
Ответ на комментарий nnadink # nnadink, так же мечтать не вредно, а очень даже полезно!!! И вынашивай, будет ещё лучше, когда доносится))


Комментарии (9): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Остров. Лаборатория. Музей. Природа. Культура. Старый кирпич. Дома-скульптуры. Необыкновенное. Рядом | TatjanaSch - Глаза видят, уши слышат, ноги ходят, руки делают, сердце работает, Душа радуется. | Лента друзей TatjanaSch / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»