ГОСТ 2172-80 является действующим стандартом, распространяемым на стальные канаты, которые применяются в системах управления вертолетов и самолетов. Авиационные стальные канаты изготавливаются из углеродистых высоколегированных коррозионностойких сталей.
Пряди в таких канатах никоим образом не должны иметь каких-либо заломов, оборванных и выступающих проволок. Все проволоки в слоях этих канатов не должны иметь выпячиваний, каких-либо впадин, перекрещиваний. На поверхности проволок не должно быть вмятин, ржавчины, а также срезанных или сплющенных участков. Стальные канаты из оцинкованной проволоки могут иметь смятие цинка (по причине применения рихтовальных и деформирующих приспособлений), которое не оказывает влияние на качество самого каната.
Стыковка проволок стальных авиационных канатов должна осуществляться с помощью электросварки. Допускается заделывать концы проволок прошивкой через сечение пряди. Вследствие чего, допускается местное нарушение и утолщение свивки стального каната на участке заделки, не способствующие выводу каната за пределы допустимого диаметра.
В канатах повышенного качества, какими, безусловно, являются авиационные стальные канаты, допускается не более одного соединения на десять метров каната.
Стальные канаты должны иметь равномерный шаг свивки всех своих элементов по всей длине. Шаг свивки в таком канате не должен составлять более 6,5 условных диаметров каната. В свою очередь, шаг свивки в прядях наружного слоя проволок не должен составлять более девяти расчетных диаметров пряди в стальных канатах типа ЛК-0 и не более одиннадцати – в прядях стальных канатов типа ТК.
Авиационные стальные канаты в процессе изготовления обрабатываются смазкой К-17 по ГОСТ 10877 или ПВК по ГОСТ 19537. Допускается применение и других типов смазок, а по требованию заказчика стальные канаты изготавливают вовсе без смазки.
Авиационные стальные канаты производятся методом, позволяющим канатам не раскручиваться.
Стальные канаты, которые изготавливаются из проволоки углеродистой стали, обязаны выдерживать специальные испытания на выносливость. При этом буквально все характеристики испытуемого каната должны подпадать под определенные требования и ГОСТы. Например: число изгибов каната, диаметр стального каната, натяжение ветви каната, диаметр сменного ролика и т.д.
Источник
http://www.kona.ru/news/224