• Авторизация


Иерей Роман. СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. СВЩМЧ. МАРКА (НОВОСЁЛОВА) (17.01.2010) 24-01-2010 22:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!


СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. СВЩМЧ. МАРКА (НОВОСЁЛОВА) (17.01.2010)

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!



Днесь Святая Церковь свершает память одного из самых достоудивительных отцов Русских Катакомб – священномученика Марка, епископа Сергиев-Посадского, в мiру – Михаила Новосёлова… Сия личность является поистине уникальной, даже на фоне всех прочих новомучеников и исповедников Российских, среди коих было немало достойнейших мужей… Издревле, в Христианстве просматривается наличие двух путей духовной жизни: пути делания и пути созерцания, «пути Марфы» и «пути Марии» (прообразно явленные в известнейшем Евангельском повествовании). Сии пути отнюдь не должно противополагать друг другу, они родственны меж собой (как и евангельские Марфа и Мария – суть сёстры!), но, как и Спаситель, отдал первенство служению Марии («Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея» (Лк. 10, 42)), так и Христианство почитало путь созерцания за превосходнейший… Всё так, но надобно памятовать, что «созерцание» вовсе не есть такое уж простое делание – сие удел немногих избранных душ. Так что, чаще всего мы видим, что под предлогом проведения «созерцательной жизни» нецие разслабленные «христиане» попросту стремятся прикрыть свою пассивность и неспособность к какому бы то ни было действию… На одного истинного созерцателя приходятся сотни «созерцателей» мнимых, страждущих «параличом» волевого начала… Означенный недуг особливо проявил себя в недрах Православия – ибо изо всех разновидностей Христианства, Православие наиболее мистично и сообразно «пути Марии»… Право же, лучше бы сии мнимые «созерцатели» не льстили себе и ближним, и избрали бы «попечение о мнозе службе», удел Марфы, на нём стяжав определённую мзду Господню… И епископское служение, как оно исторически сложилось в Православии, обладает определённой парадоксальностью – ибо от епископа требуется, чтобы он обладал способностями, свойственными как «пути Марии», так и «пути Марфы». Т.е. был одновременно и опытным и деятельным «церковным администратором», «управленцем», но и одновременно, был «святителем», т.е. преуспевшим в пути опытного Богопознания, способным как-то передать оный опыт другим… Как мы видим из истории, органичное сочетание сих двух «заданий» епископского служения, как правило, не достигалось. Имел место «перекос» в ту или иную сторону: либо пред нами чисто «церковно-административная» величина, либо, ежели тот или иной епископ обнаруживает мистическую одарённость, она рано или поздно входит в противоречие с занимаемой должностью (наиболее яркий пример здесь – св. Григорий Богослов, бывший патриархом Цареградским, столь тяготившийся своим «оффициальным» положением и столь с великой радостию бросивший свою кафедру ради уединенно-созерцательной жизни; да и история Русской Церкви знала примеры епископов, прямо-таки «сбегавших» со своих кафедр в «затвор», как, например, свт. Тихон Задонский или свт. Феофан Затворник). Тогда как, в личности свт. Марка (Новосёлова) мы видим уникальный в своём роде синтез сих двух призваний, сих двух путей – он одновременно был причастен и «забытого пути опытного Богопознания» (так называлась одна из составленных им книг), так и в полной мере причастен «пути Марфы», пути христианского активизма. Напомним, что за митр. Сергием по его христопродавческому пути последовала наименьшая (и наихудшая) часть русского епископата той поры. Но среди противников курса Сергия в большинстве своём преобладали епископы, способные только лишь на пассивное сопротивление («непоминание» и т.п.), тогда как всё дальнейшее бытие Катакомбной Церкви зависело от того, сможет ли кто взвалить на себя груз трудов по «активному сопротивлению» сергиевщине, по структуризации истинно-православных элементов в жизнеспособную «сеть» катакомбных общин. Сей неподъёмный труд, определением Божиим, в изрядствующей мере подъял на себя именно владыка Марк. Если бы у истоков Катакомбной Церкви ИПХ не стоял оный досточудный святитель – то, вполне возможно, судьбы нашей Церкви сложились бы иначе – и ея ждало бы постепенное изничтожение «по-одиночке» всех пассивных противников сергиянства. И сие есть явление величайшей милости Божией и благопопечения Божия о Своей Церкви – что именно такого благопотребного мужа Господь воздвиг на укрепление и устроение истинной Церкви. Он, поистине, как-то речется в тропаре священномученикам, «и нравом причастник, и наместник престолам апостолов был, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход»… Святый священномучениче отче Марко, моли Бога о нас!


иерей Роман Бычков

Источник: bibliovob.livejournal.com/28986.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Иерей Роман. СЛОВО НА ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. СВЩМЧ. МАРКА (НОВОСЁЛОВА) (17.01.2010) | Selmanuk - Sissipuukko | Лента друзей Selmanuk / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»