• Авторизация


Все ли детские конструкторы одинаково полезны? 13-01-2017 15:23 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 София Варган

 

Традиционно конструкторы считаются прекрасной развивающей игрой. По идее они должны развивать воображение, пространственное и абстрактное мышление, а также мелкую моторику. Конструкторы воспитывают усидчивость, прививают ребенку навыки трудовой деятельности. Не игрушка, а кладезь достоинств.

Вот только есть конструкторы и… конструкторы. Одни из них решают весь набор поставленных задач, другие – только часть, а третьи могут не справляться ни с одной. И возникает закономерный вопрос: как правильно выбрать конструктор для ребенка? Какой из всего многообразия, предлагаемого магазинами, окажется максимально полезным?

Если рассматривать конструкторы с точки внешних достоинств, то на одном конце шкалы оказываются модные и современные конструкторы Lego, а на другом – кондовые наборы металлических деталей a la made in USSR. Для ребенка хочется выбрать самое лучшее, и если выбирать из этих двух вариантов, на каком стоит остановиться?

(Фото:
            Shebeko, Shutterstock)
 

Те, кто проголосовал за Lego, опустите руки – вы неправы. Как ни странно, именно не слишком привлекательный внешне, сделанный по старому образцу конструктор является наилучшим. Именно он выполняет весь набор функций, решает все необходимые задачи.

Играя с таким конструктором, ребенок может не только создавать, конструировать какие-либо предметы, пользуясь инструкцией, но и дать волю фантазии. Из простенького на первый взгляд набора перфорированных металлических полосок получается множество разнообразных предметов. Мосты и подъемные краны, автомобили, Эйфелева башня, гиперболоид инженера Гарина, кукольный домик, гараж – все, что душе угодно.

Кроме того, соединение деталей выполняется с помощью болтов и гаек. То есть старое, доброе винтовое соединение, на котором держится весь инженерный мир. Мальчик, играющий с таким конструктором, способен быстро освоить практически любую техническую работу. Винтовое соединение деталей конструктора плавно приводит к замене розетки в комнате, прокладки в кране, строительству теплицы на даче, ремонту бытовой техники – можно сказать, что конструктор старого образца воспитывает самостоятельных и самодостаточных людей, которые способны и сделать ремонт в квартире, и построить дом, и даже посадить дерево.

А вот соединение деталей Lego очень удобно, доступно, но далеко от реальности. И собрать из этих деталей можно только то, что указано в инструкции. Нет, особо упорные дети, да еще с техническим складом ума, ухитряются собирать автомобили из набора для космической ракеты. Но как быть тем, кого природа обделила изначальной технической смекалкой? Тем, кому подобную фантазию нужно развивать? Такие дети собирают то, что изображено в инструкции, и на этом успокаиваются.
 

 
(Фото:
            alexwhite, Shutterstock)
 


Конструктор Lego требует минимум фантазии, он предлагает все уже готовое, да еще и тщательно разжеванное. Думать – не обязательно, фантазировать – не требуется. Бери и пользуйся. Самостоятельно решать задачу не нужно. Она уже решена, осталось только взять готовое решение.

Одного не отнять у Lego: мелкую моторику и усидчивость он развивает отлично. Но эти же задачи благополучно и успешно решает старый металлический конструктор, справляясь по ходу дела еще с десятком. А цена, между прочим, отличается в разы. В пользу старого конструктора – он гораздо более бюджетный.

Но мир конструкторов разнообразен, и в нем есть место не только изысканному Lego и учебно-познавательному металлическому набору. Да и не для всех возрастов подходят такие конструкторы.

Для самых маленьких «инженеров» предлагаются простейшие наборы кубиков – отличный, проверенный временем вариант. Если же дополнить кубики различными сборными пирамидками, то развивающий эффект будет усилен.

Замечательные деревянные наборы, из которых можно строить целые города, подойдут юным архитекторам. Старые добрые кубики с буквами – тем, кто учится читать (а заодно с такими кубиками можно играть в слова, развивать мелкую моторику, фантазию, чувство равновесия и так далее).

Для детей более старшего возраста «прописаны» конструкторы-модели. Корабли, самолеты, автомобили и прочая техника – мало того, что они выполняют обычные для конструкторов функции, но еще и помогают изучать историю. Поэтому желательно не просто покупать ребенку очередную модель для сборки, но еще и соответствующую литературу, где рассказывалось бы о корабле (автомобиле, самолете, вертолете, танке и т.д.) такого типа. В этом случае модель будет еще и прививать навык чтения и пользования справочной литературой – очень полезно для общего развития и получения образования.

(Фото:
            MaleWitch, Shutterstock)
 

Выбирая для ребенка конструктор, определитесь – для чего именно вы его покупаете. Какие задачи должна решать игрушка. Каковы склонности вашего ребенка (например, если он – любитель архитектуры, то и конструктор должен быть соответствующим). А если ваш ребенок – фантазер с творческими наклонностями, то ему можно предложить «конструктор» другого типа. Например, набор пластики.

Из пластики можно создавать множество различных предметов, композиций. Из нее можно делать цветы, разнообразные фигурки, бижутерию. Низкий цветочный горшок, заполненный песком, позволит создать из пластики великолепный пейзаж для украшения интерьера, где по зеркальному озеру, окруженному деревьями (из пластики), поплывут лебеди (из пластики), а за деревьями взметнет шпили средневековый замок (из пластики). Небольшой аквариум, немного гальки на дно – и вот уже над затонувшим пиратским бригом (из пластики) плавают разноцветные рыбки (из пластики), колышутся водоросли (из пластики)...
Будьте внимательны, покупая ребенку конструктор. Не все конструкторы одинаково полезны, но если вы сделаете правильный выбор, то не только обеспечите вашего ребенка занятием (чтоб сидел молча и не мешал вашим делам), но и максимально поспособствуете его развитию. А может, и поможете выбрать путь в жизни.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
timemechanic 21-06-2010-19:16 удалить
1. Хочется сказать БОЛЬШОЕ СПАСИБО! Просто такие статьи, если вспоминать и считать - это 1-2 примерно на 10 лет моей жизни в увлекательном мире конструкторов и творчества из них ( а дышу я этим уже как не игратель-собиратель, но как исследователь - с 1973 года, а с ЛЕГО общаюсь с 1987 ... ). --- 2. Тут есть некоторые проблемы с анализом-классификацией конструкторов. Нельзя противоставлять конструкторы типа "МЕХАНО" ( упомянутый Вами - "кондовые наборы металлических деталей a la made in USSR". Можно, но стыдно, не знать что его придумал в 1904-1907 годах С. Ляв- А. Хоррби в Америке ... и что раньше само название конструктор ассоциировалось именно с ним, выпускаемое с винтами-гайками и в дереве и в пластмассе и в металле и у нас в отечестве на оборонных заводах в качестве нагрузки к основной продукции ... ) и ЛЕГО! Из МЕХАНО мы собираем каркас-скелет ( автомобиля, здания и т.д. ) и встраиваем туда механические передачи - т.е делаем машину с двигателем или мост с фермой из балок! Из СТРОИТЕЛЬНЫХ НАБОРОВ ( деревянные кубики, блоки с разной системой крепления и из разного материала - потом уже из этого родилось ЛЕГО ) - мы строим как из кирпичей, создаём скульптуры реальных или воображаемых предметов и персонажей. Как не думай - а из ЛЕГО и его дальних родственников-предков именно так всё и делается. И автомобиль и тот скульптура ... В 1985 году компания ЛЕГО взяла да и перекопировала-переосмыслила конструкторы МЕХАНО и включила в состав своей системы как специальный раздел "LEGO TECHNIC". Теперь срослись оба фундаментальных принципа конструирования: "каркасный" и "кирпичный". И конструкторам типа МЕХАНО, с точки зрения потребителя и требований универсальности, наступила сначала теоретическая, а потом и практическая "смерть". Зачем содержать и вкладывать большие деньги в две системы? Удобнее когда всё в одном и по размерам-материалам едино ... Так ЛЕГО стало побеждать других и процесс этот продолжается! Первыми ввели игры-темы с моделями и человечков, продолжили заимствовать из других конструкторов ( после потента 1994 года - взяли детали из моего Магеом-Тайкон ) ... 3. Как Вы пишете: " ... Конструктор Lego требует минимум фантазии, он предлагает все уже готовое, да еще и тщательно разжеванное. Думать – не обязательно, фантазировать – не требуется. Бери и пользуйся. Самостоятельно решать задачу не нужно. Она уже решена, осталось только взять готовое решение." Так можно и правдиво будет сказать о любом конструктроре! Лень теперь детям думать, исследовать пытаясь соединить ту "штучку" с этой "железкой "... Вот Вы сможете грамотно писать зная только малую часть букв алфавита и правил синтаксиса? А любой конструктор - это и совершенный алфавит деталей и выверенная практическим опытом система приёмов сборки из них разных по областям-темам и сложности моделей. Ребёнок сам не хочет даже попробовать поразному соединять детали купленного ему наборчика конструктора. Ему нужна только "бибика"! И дикая безграмотность по книгам и фильмам. Как можно создавать свои модели не разбираясь в теме моделирования? Конструктор будет всегда средством самовыражения и фантазии, школой мастерства и изобретения нового как в художественном так и в техническом смысле. А обвинять конструктор в в неразвитии Вашей фантазии-культуры ... а что же Вы её сами и не развиваете в себе? Лень? Способны только по инструкции собирать? А вокруг себя и когда фильмы по телевизору смотрите ничему там интересному не учимся? 4. В настоящее время мне известны и исследованы как предмет собственного творчества-разработки = более 12 базовых типов конструкторов. Продолжены работы по созданию единой системы конструирования. Т.е. конкретно создаётся общий алфавит деталей-приёмов конструирования. С 2002 года каждый практически день занимаюсь с детьми от 4 до 12 лет игровым и лего-конструированием ( http://www.dkzodiak.ru/ ; http://www.semeykin.ru/services/svc.htm )- да, да! Фантазию и реальную техническую-художественно-фантастическую-фэнтези грамотность развиваю и в себе тоже ... Вот здесь ( http://meccano.rustoys.ru/index.html?rustoys=9a11aaace32736631034369a0aede218 ) создана "Энциклопедия констркторов" - поговорить-разобраться что и зачем ... Заглядывайте и ко мне на "Полигон Чудес" ( http://www.liveinternet.ru/users/timemechanic/profile/ ) - всегда рад буду пообщаться и по конструированию чем надо помочь ... Ещё раз благодарю за интересную статью. Мастер Идей.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Все ли детские конструкторы одинаково полезны? | Algre - Дневник Algre | Лента друзей Algre / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»