На   выставке  работ  прекрасной  художницы  Зинаиды  Серебряковой  была   не  один  раз.  И  всегда  ловлю  себя  на  том, как  же  мне  близки   эти  милые  портреты  ,  эта  нежность  в  ее  творчестве. А  в  этот   раз  впечатлили  картины  ,  написанные  в  Марокко . 
Выставка проходит в Москве, в Доме Нащокина в Воротниковском переулке.
				 [600x465]
 [600x465]								
Молодая женщина в белом головном уборе
				 [600x460]
 [600x460]								
Фес , Марокко
"   Серебрякова поехала в Марракеш, а затем в Фес по заказу бельгийского  богача, заработала, по ее словам, мало, ибо масса денег ушла на  натурщиков. А в Париж она все же привезла бесценный груз своих трудов  пилигрима-живописца.
Парижане восторгались картинами Серебряковой.  Это и портреты марокканок, и натюрморты, и городские пейзажи. До сих пор  как живые стоят в Марракеше,  написанные когда-то темперой типично  марокканские прямоугольные минареты с зеленым обрамлением наверху. Все  еще красуются белые и розовые кубики арабских домов. А по всему Марокко  развлекают туристов водоносы с медными бляшками и чашками. Они тоже не  ушли от цепкого взгляда Серебряковой.
				 [454x600]
 [454x600]								
Освещенная  солнцем
				 [448x600]
 [448x600]								
Марокканец  в  синем
				 [455x600]
 [455x600]								
Молодая  марокканка
В  одном из своих писем из Марракеша художница вспоминает: "Меня поразило  все здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы  человеческие, перемешанные здесь, – негры, арабы, монголы, евреи  (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не  могу сообразить, что и как рисовать".
				 [600x455]
 [600x455]								
Марокко. Марракеш. 1932
				 [600x455]
 [600x455]								
Две  марокканки
				 [494x600]
 [494x600]								
Марокканка  в  розовом  платье
Большой  мастер обнаженных женских натур, Серебрякова мучилась из-за того, что  ислам не позволял ей рисовать в жанре "ню". И все же ей удалось написать  во время второй поездки в 1932 г. пастелью полуобнаженную лежащую  марокканку-берберку с золотыми браслетами. Почти дышащий колорит,  свойственный Серебряковой, удивителен. В нем запечатлена почти как живая  человеческая природа королевства "вечерней зари", как называют иногда  эту "страну заходящего солнца" Арабского Востока.
				 [600x455]
 [600x455]								
Лежащая марокканка
				 [466x600]
 [466x600]								
Марокканка в белом. 
Знаменитый искусствовед Александр Бенуа восторженно писал  о своей племяннице :
"Пленительна серия марокканских этюдов, и просто изумляешься, как в  этих беглых набросках (производящих впечатление полной законченности)  художница могла так точно и убедительно передать самую душу Востока.  Одинаково убедительны как всевозможные типы, так и виды, в которых,  правда, нет того палящего солнца, которое является как бы чем-то  обязательным во всех ориенталистских пейзажах, но в котором зато  чувствуется веяние степного простора и суровой мощи Атласа. А сколько  правды и своеобразной пряности в этих розовых улицах, в этих огромных  базарах, в этих пестрых гетто, в толпах торгового люда, в группах зевак и  апатичных гетер. Все это в целом du beau documentaire [Красота  документальная (франц.).] и в то же время de la beauté tout court.  [Просто красота (франц.).] Люди такие живые, что кажется точно входишь с  ними в непосредственный контакт, точно знакомишься с ними."
 [377x500]
 [377x500]								 [455x600]
 [455x600]								 [600x444]
 [600x444]								 [454x600]
 [454x600]								 [456x600]
 [456x600]