По его эскизам были сделаны костюмы для нашумевшего фильма Сергея Бодрова «Монгол». Его картины с успехом экспонируются в лучших залах Нью-Йорка, Майами, Лос-Анджелеса, Москвы и Петербурга. В жесткой борьбе он выиграл право на проведение персональной выставки во дворце Совета Европы в Страсбурге. Его ждут Париж, Лондон и Рим, но он выбирает родной Улан-Удэ, не уставая повторять, что «Внутренняя Монголия» - это особое состояние души, а Великая Степь - гордый азиатский миф, о котором можно рассказать с помощью красок. Представляем вашему вниманию интервью с самым неортодоксальным художником-буддистом Зорикто Доржиевым.
DT.: Многие ваши карины экспонируются без рамок, хотя написаны несколько лет назад. Это сознательное решение?
Вопрос о рамке для меня до сих пор открыт. Картины очень разноплановые. Есть вполне академические вещи, есть декторативные или концептуальные. Но на выставках все они висят вперемежку, и подобрать что-то универсальное для их обрамления почти невозможно. С другой стороны, я постоянно вижу, что за рубежом никто особо не переживает по поводу рамки - в галереях висят просто холсты. Я предпочитаю идти по тому же пути.
DT.: У вас немало вещей, которые прочно связаны с академической традицией. «Девушка с коралловой сережкой» явно отсылает к Вермееру. «Даная», с одной стороны, цитирует Климта, а с другой - продолжает многовековую историю этого сюжета. Насколько для вас важно вписываться в эту традицию? И предполагаете ли вы, что зритель также должен расшифровывать цитаты и выстраивать эти цепочки ассоциаций?
Верно и то и другое. У меня все-таки академическое образование, так что от классического бэкграунда никуда не денешься. Хотя я иногда ловлю себя на мысли, что школа мне мешает. Графичность, линеарность не всегда хороши для концептуальной живописи. А что касается зрителя... Я против пассивности в общении с искусством. Зритель тоже должен работать, искать ассоциации, связи, домысливать, договаривать недосказаннное, интерпретировать образы. Художнику не надо все разжевывать. Если он дает готовый ответ, то зрительского сотворчества не получится. Не будет диалога, только монолог. Другая крайность - все время думать только о зрителе. Если идти по этому пути, то однажды от тебя самого ничего не останется.
DT.: Дали говорил: «Если художник стремится обрести себя, он должен научиться подражать». Чье влияние оказалось для вас самым сильным?
Климт! Вы хорошо это почувствовали. Конечно, французские импрессионисты. Некоторые пост-модернисты. Дали, которым я очень увлекался в студенческие годы. Порой сам не знаешь, где и когда это всплывает. Кроме того, время от времени хочется пересказать какую-то известную вещь с помощью иных образов и другой художественной техники. Поэтому у меня, например, получилась такая странная реплика Вермеера. Мне близко то, как он видел женскую красоту, но смотреть на мир его глазами бессмысленно. Глаза должны быть свои.
Я не стесняюсь цитировать предшественников. У Дали есть прекрасная фраза: «Художник, не бойся совершенства - тебе его никогда не достичь». Примерно так я и живу. А с другой стороны, в цитировании (заметьте, не подражании!) должна быть изрядная толика иронии и здорового юмора. В противном случае это будет напоминать ленинские фразы на стенах заводской столовой - скучно и не к месту.
DT.: За особой метафоричностью ваших образов проступают черты буддийского мировосприятия жизни. Что дает буддизм современному художнику и современному человеку?
Я не считаю себя погруженным в религию. Я воспринимаю буддизм, скорее, как определеную жизненную философию. Она предполагает состояние особой гармонии и умиротворения. С другой стороны, художник внутренне всегда должен стремиться к нарушению традиции, к изменению привычного положения вещей. В идеале, он балансирует между двумя этими полюсами. Я надеюсь, что пока мне удается чувствовать тонкую грань бытия.
DT.: Художники постоянно перемещаются в пространстве в поисках места, где им максимально комфортно творить. Есть ли у вас такое место силы? И вообще, важно ли это для вас?
Нередко ловлю себя на мысли, что нет лучше места на земле, чем родной дом. В Улан-Удэ живет моя семья, родители. Там могилы моих предков. Там мне хорошо и спокойно. Я знаю, где и что лежит в моей мастерской. Вот здесь кисти, а сбоку чуть поодаль палитра. Протянул руку и взял. Но иногда возникает непреодолимое желание уехать. Например, переселиться в Париж, поближе к тем местам, где еще витает дух, питавший замечательных французских художников. Или перебраться в Нью-Йорке - там чувствуется совершенно неповторимый драйв. Вдруг осознаешь, что вот на этой улице жил Энди Уорхолл, а в тот бар через дорогу частенько захаживал Джимми Хендрикс. Тут не может не писаться! А потом приезжаешь на Байкал и переживаешь совершенно иные, но не менее сильные эмоции. И думаешь - вот оно, нашел! Мне кажется, для разных состояний духа нужны разные места.
DT.: Ваши выставки уже традиционно не ограничиваются только показом полотен. Но непременно присутствуют дефиле с демонстрацией авторских костюмов, национальная и не только музыка, кино. Вам тесно в каком-то одном жанре? Или за этим стоит определенная эстетическая программа, предполагающая объемное восприятие и отражение мира?
Мне просто тесно в заданных рамках. В графике, например, можно выразить то, чего не сделаешь маслом. Карандаш дает линию, а краска - цвет и фактуру. Скульптура никогда не повторяет нарисованный образ, здесь требуется иная пластика, иная форма и пропорции. Текстура ткани задает форму костюма. В какой-то момент ты ловишь себя на мысли, что не можешь воспроизвести эскиз, зато имеешь возможность придумать что-то другое. Музыка, особенно живая, позволяет создать особую атмосферу, в которой и рисунок и пластические образы воспринимаются немного по-другому. Я стремлюсь к этому.
DT.: Прибегаете ли вы к внешнему допингу (секс, алкоголь, стимуляторы, музыка и т.д.) для творческого самовыражения?
У Набокова, кажется, есть замечательная фраза о том, что все настоящие вещи пишутся на краешке стола. В какой-то момент то, что в тебе варилось, прорывется наружу, а ты просто переносишь это на холст. Все что для этого нужно - просто освободить сознание, отогнать мысли о делах и проблемах. Если удается достичь такого состояния, я могу написать картину за три часа. Если нет, на завершение начатой работы может уйти несколько месяцев.
Внешним допингом для творчества в моем случае обычно становится музыка, книга или даже какой-нибудь исторический факт. Наркотики мне не нужны. Алкоголь, в общем-то, тоже. Он действует на меня расслабляюще. После нескольких глотков вина я уже не могу сосредоточиться на работе. Я выпиваю, конечно, но редко и мало. Бокал пива с друзьями. Стоит накануне немного перебрать и меня ожидает мучительное утро. Я не гурман, не разбираюсь в напитках, не наслаждаюсь оттенками вкуса. Мне кажется, способность к этому передается по наследству.
Беседовал Александр Сидоров
[показать]
[показать]
[показать]
[показать]
http://nnm.ru/blogs/verni/risunki_ot_hudozhnika_zorikto_dorzhievv_arhive_52_foto_1/
http://nnm.ru/blogs/verni/risunki_ot_hudozhnika_zorikto_dorzhievv_arhive_52_foto_1/
Степные истории бурятского художника Зорикто Доржиева |
|
Зорикто Доржиев родился в городе Улан-Удэ в 1976 г. В 1996 году он окончил Бурятское республиканское училище культуры и искусств, а в 2002 с отличием окончил Красноярский Государственный художественный институт, кафедру живописи. В период 2003-2005 стажировался в творческих мастерских Российской Академии Художеств в Красноярске. Зорикто Доржиев - участник многих региональных, российских и международных выставок, его работы хранятся в частных собраниях в России, США, Германии, Австралии. Укрощение
Родители Зорикто - художники. Отец закончил институт имени Репина, мать - Иркутское художественное училище. В детстве Зорикто пытался подражать рисунком отца, когда тот работал. На его полотнах часто присутствует образ кочевника, автор объясняет это следующим: «Кочевник для меня - созерцатель. Не турист, который ищет новых ощущений, и не искатель лучшей жизни. Скорее это поэт-художник, поэт-философ. Как правило, он одинок. В одиночестве легче размышлять. С кем поделится своими мыслями и открытиями? Рано или поздно в степи встретишь других кочевников. Ну, что? За встречу?» За встречу
***
Из-под острого ироничного карандаша вырастают воины... Это мужчины: худые и толстые, высокие и совсем не высокие, все как на подбор ...неказистые, с ногами носками внутрь или, напротив, в стороны, с оттопыренными ушами. Но все они при оружии, в каком-то обмундировании. И исполнены достоинства, потому что в каждом мужчине генетически запрограммирован воин. Сейчас этот воин - спящий. Но в определенный момент он проснется, и тогда сила и доблесть, отвага и честь сделают его по-настоящему красивым. Пока же он очень органичен и пластичен в родной среде, и ничто не омрачает его мирного существования. Согласие с миром прочитывается в образе задумавшегося мальчика, настолько трогательного, что эта графическая зарисовка вызывает улыбку зрителя. Войско
Основным художественным приемом Зорикто выбрал гротеск. Через причудливое сочетание вымышленного и реального, комичного и грустного художник создает особый мир жизни бурят на земле. И убеждаешься, что нет ничего более демократичного и понятного, как через добрый юмор показать целостную картину если не мира, то одной из граней планеты. Иностранные туристы с удовольствием раскупают картины Зорикто. Отрадно, что где-то в Америке или Германии о бурятах люди будут узнавать через такие добрые, смешные образы. Людмила Цыреннимаева, искусствовед, газета "Прайм-ТВ", 2005 г
***
У Зорикто Доржиева поразительные рука и глаз. Он видит человеческую комедию с неизменным состраданием и изображает монгольское воплощение Моны Лизы с необычайным реализмом, силой и красотой. Художник снова воскрешает в нашей памяти этот божественный женский образ, и он вместе с окружающим его пейзажем полностью оживает на поверхности зеркала его мудрости. Джоконда-Хатун
Все работы Зорикто полны мягким, но беспощадным юмором, который на самом деле является формой сочувствия и восприимчивости к чужой жизни и страданиям, а также обнаружением неожиданной забавной стороны трагического. Он, похоже, видит всю невероятность человеческих существ. Он демонстрирует нам своих монголов таинственными и первозданными, совершенно земное в них соединено с небесным божественным простором. Дозор
Его главные герои - монгольские мужчины и женщины, живущие в одном из самых трудных для обитания мест на земле. Их участь облегчают лошади, овцы, яки, коровы и козы. Сосредотачивая внимание на этих особенных людях, своих соотечественниках, он показывает их универсальность. Когда-то путем завоеваний они создали величайшую в письменной истории империю. Были безжалостны к сопротивлявшимся и благосклонны к покорным. Затем, постепенно проникнувшись учением Будды, религией мягкости и осознанности, они стали открытыми, мирными, счастливыми и, конечно же, уязвимыми. Примерно около столетия их обманывали китайские торговцы и ростовщики, а потом они все потеряли из-за коммунистической идеологии и русского и китайского империализмов. Cкачки
Сегодня они снова обретают свободу и стараются быть самими собой. Ныне их женщины многое берут на себя: они составляют 80% среди обладателей ученых степеней и занимают многие государственные посты. Мужчины же осторожно пытаются выбраться из промерзших степей, уйти от советского коллективизма и вернуться к свободе своих кочевых предков. Картины Зорикто - радость для взора. Это вход в особый художественный мир, возвращаясь из которого, в наш обыденный мир, мы видим его более живым. Роберт «Тенцзин» Турман, Джей Тсонг Кхапа, профессор факультета Индо-тибетских исследований Колумбийского университета, президент «Тибет-хауса» (США)
***
Вечер
Утро
...проснутся раньше бога птицы и на ветках запоют мне под утро будет снится как из рук твоих синицы тихо семечки клюют... Дангина (Красавица)
...Как называется река, Чей берег вижу я во сне, Она прозрачна, широка, Сверкают рыбы в глубине Меж водорослей и камней, Как звезды в млечности своей... Охотник
Почтальон
...А ночью была буря, И дождь вовсю хлестал, И сны сменялись быстро, Как сочетанья стеклышек цветных В калейдоскопе детском, Но шум дождя и ветра Их общей музыкою был... Спящие монахи
...Там хорошо, где нету слов, Где не нужны ни слух, ни зренье, Рыбак бросает в море свой улов, И нету скорости в движеньи. Там хорошо, где ласточка летит, Но мысль о ней в уме не возникает, И все вокруг без умолку молчит, И крылья воздух омывает. Возвращение
Зачем возвращаться, ведь прошлое всегда впереди, Скачет зайцем пугливым по влажной земле, Незлобливо оно, уязвимо, податливо, нежно и хрупко, И редко когда за спиной, откуда-то сверху Хищным оком косым смотрит пристально и отчужденно. Кентавр
все как один, и один как все проступают в воздухе и движутся по росе прямо на врага и на их пути краснеют реки и луга Козерог
Прислушайся, его гул наполняет небо и землю. Кони и птицы
Монахи
Наложницы
Ожидание
Осень
Поединок
Мудрые смело хватаются за истину, Как только узнают о ней. Не медли ни мгновения, Иначе потеряешь голову. Полнолуние
Принцесса
...Как золотистый мед, В детстве время тянется Сегодня кукла обласкана, А завтра брошена, Ребенку в сказке Более всего нравится Ни принц, ни принцесса, А та горошина... Прятки
Прятки II
Меня восхищал Кощей Бессмертный, как он хитро спрятал свою смерть. Я тоже хотела так ее спрятать, но не знала, где ее найти. Созерцатель
Созерцание подобно сну глухонемого: Небо безгранично, Облака странствуют, Не имея намерений, Вселенная висит на кончиках ресниц. Следуя путем птицы, С каждым вздохом, Ты выходишь за пределы рождения и смерти, Сознание становится круглым и цельным, Оно не имеет места и не оставляет следов, Ничто не может его омрачить. Небо безгранично, Облака странствуют. Солдат удачи
Старик и море
Степная история
Мне снился сон, сквозной, как галерея, Летел в степи табун, конь сбросил пастуха, Там страшный ветер над землею реял, И рассыпалось сердце, как древесная труха, Но что-то с ветром так роднило Пустоту, зиявшую в груди, Такая сладостная сила И неизвестность впереди. Весна
А ты ревнуешь?
Три Богатыря
Понедельник (из серии наложницы Хана)
Вторник (из серии Наложницы Хана)
Среда (из серии Наложницы Хана)
Четверг (из серии Наложницы Хана)
Пятница (из серии Наложницы Хана)
Суббота (из серии Наложницы Хана)
Воскресенье (из серии Наложницы Хана)
Бессоница
Воин
|