Я благодарен судьбе, родителям, Всевышнему за подаренную мне возможность заниматься любимым делом – отображать действительность, сохраняя все лучшее, что досталось нам от великих мастеров прошлого. В своем творчестве я не разделяю изобразительное искусство на отдельные сферы деятельности: живопись, рисунок и т. д.
Красный сон. 120 x 180, холст, масло, 2005
Рисунок – это основа всего изобразительного искусства. Художник продолжает рисовать, когда он пишет маслом, рубит мрамор, выкладывает мозаику, занимается офортом и т. д. Раньше рисунок был вспомогательной дисциплиной при создании больших полотен, монументальных композиций. Самые яркие примеры – это творчество Микеланджело и Рубенса – двух величайших рисовальщиков во всей истории мирового искусства. Рисунок почти всегда был небольшого размера, легкий, динамичный по пластике. В дальнейшем с развитием изобразительного искусства, особенно в XIX веке, а затем уже в XX веке, рисунок стал вполне самостоятельным. Появилось огромное количество художников, для которых рисование стало главным в их творчестве. Рисунки стали довольно больших размеров, усложнилась техника изображения, стали использоваться новые материалы. Рисунок становится самодостаточным, он занимает подобающее ему место с живописью и другими видами изобразительной деятельности.
Постоянно занимаясь живописью, я не перестаю рисовать на бумаге пастелью, сангиной, углем и другими материалами, которые дают возможность прочтения темы немного в другом ракурсе. Случается, что рисунок полностью входит в живописное произведение. Иногда он делается параллельно, как бы по поводу данной темы. Очень часто я рисую и продолжаю находить что-то новое, когда основное произведение на холсте написано и уже не находится в моей мастерской.
Золотой сон. 90 x 180, холст, масло, 2002
Золотой сон. 90 x 180, холст, масло, 2002 (фрагмент)
Картина «Жар» – этапная картина в моем творчестве, в которой я постепенно нащупывал те творческие приемы и принципы, которые в дальнейшем все время развивал. Для этой работы было сделано много рисунков, в том числе рисунок со спины, выполненный углем по тонированной бумаге, а также рисунки Виталика в повязанном полотенце на голове. Этот рисунок выполнен в сложной технике. Отталкиваясь от характера натуры, я затем продолжаю уже без нее усиливать характерные черты портретируемого, как бы подготавливаясь к написанию картины.
Портрет сына. 76 x 39, бумага, сангина, мел, 1996 | Рисунок к картине «Жар». 76 x 39, бумага, соус, мел, 1996
Рисунок к картине «Жар». 40 х 30, бумага, уголь, 1996
Жар. 150 x 120, холст, масло, 1996
Мадонна. 49 х 31, бумага, сепия, сангина, мел, 2004
Утро. 120 х 80, холст, масло, 2005
Мелисса. 130 x 99,5, холст, масло, 1997
[показать]
Портрет жены в красной шляпе. 63 х 48, бумага, пастель, 1998
Рисунок к картине «Марина». 55 x 50, бумага, сангина, уголь, 1997
Марина. 120 x 90,5, холст, масло, 1997
Я не всегда, работая над портретом, сначала делаю рисунок, а затем использую его в создании портрета. Сначала был сделан живописный вариант, который очень мне дорог. По прошествии некоторого времени мне захотелось продолжить работу над этой темой уже в технике пастели на специальной бумаге, сделанной вручную. Композиция осталась прежней, но впечатление от этого варианта вызывает совсем другие чувства. Для меня рисунок является вполне самодостаточной дисциплиной. На фактурной бумаге неожиданным получилось использование пастели, которая зазвучала совсем по-другому. Для этого мне пришлось использовать во время работы фиксативный лак, продолжая работу пастелью.
Миша. Моряк не плачет. 48х38, бумага, пастель, 2009
Миша. Моряк не плачет. 70 х 60, холст, масло, 2007
Гроздь винограда. 40 х 30, бумага, сангина, 2000
Гроздь винограда. 75 х 60, холст, масло, 1999
Виталик в тюрбане. 40 х 30, бумага, сангина, мел, 2001 | Сын после бани. 80 х 80, холст, масло, 2000
Стрижка – очень важное и философское действо. Для меня это момент очищения, оценки прошедшего, а также очень интересный композиционный прием, позволяющий показать в неожиданной ситуации любимых мною людей. Графическое решение этой темы – попытка найти острое композиционное и цветовое решение. Затем были другие решения («Стрижка только начата или 10 лет СНГ» – «Стрижка (Автопортрет)». Рисунок выполнен акрилом и пастелью. Опять смешанная техника.
Стрижка. 63 х 48, бумага, пастель, 2003
Стрижка только начата, или 10 лет СНГ. 150 x 120, холст, масло, 1999