Юность Сергия, 1891
|
"Художникам, как Нестеров, невольно прощаешь несовершенства рисунка и кисти, потому что любишь поэзию их творчества. Это тоже - поэзия чего-то большого и смутного, выходящего за грани личности. Не поэзия индивидуального вдохновения, но поэзия, говорящая о далях и озаренностях народа. Такие художники обыкновенно лучше чувствуют, чем выражают. Надо вглядеться пристально в их картины, надо забыть о многом внешнем, мешающем, случайном, отдаться наваждению - и тогда, тогда вдруг по-иному засветятся краски, и оживут тени, и улыбнется кто-то, таинственный, "на другом берегу". От творчества Нестерова веет этой улыбкой. Много раз, смотря на его холсты, узнавал ее - в молчании зимних полян, поросших тонкими-тонкими березками, в сумраках соснового бора, стерегущего одинокий скит, в дымно-вечереющих облаках над простором, в грустном лице послушника, в нежном профиле монахини. И я люблю его за эту улыбку. В ней - далекое и вместе с тем близкое, народное, загадочное, реальное: и христианская, отшельническая умиленность "Божьим садом", и другая, не христианская, а уходящая в глубь древнего язычества религиозность постижения мира и тайны... Разве не так чувствует природу древняя, далекая и близкая душа народа. Христианское, церковное, историческое сплелось в ней с первобытным, пантеистическим в одно искание, в одно радостное и страдальческое чаяние. Пустынник, 1888-1889
Молчание, 1903
На Руси (Душа народа). 1915-1916
Лисичка, 1914
Ангел на гробе господнем
Путник. 1921 Жены-мироносицы, 1889 Портрет скульптора И.Д.Шадра. 1934
"Христос" Нестерова оттолкнул от него даже самых искренних друзей. Трудно выразить "идею" менее удачно. Фигура Христа настолько уродлива, что ее невольно хочется закрыть, стереть, чтобы как-нибудь спасти картину, хотя бы один уголок картины - весенние нивы, даль леса, белые березки, небо - где виден прежний Нестеров, автор "Отрока Варфоломея" и "Царевича Димитрия". Чем объясняется это странное упорство русских художников и странное единодушие в стремлении к теме, одинаково для них непосильной? Все тем же трогательным, если угодно, но некультурным в корне заблуждением, что цель живописи - идейное откровение. Написать картину, которая бы воплощала глубокую суть христианства, т. е. творческое понимание высшей моральной проблемы - "Христос"; выразить синтез жизни одним образом, одним вдохновенным видением... Христос у Марфы и Марии, 1908-1911
Благовещение. Архангел Гавриил, 1910-1911. Роспись Покровского храма Марфо-Мариинской обители в Москве
Их картины - молитвы красок, ожерелья драгоценных камней, переливы многоцветных тканей, лучи солнца в золотых волосах мадонн и нежных юношей, сказка неба в праздничных одеждах жизни, россыпи жемчужин и благоухание цветов. Они глубоко религиозные люди, часто - монахи, фанатики веры; но, проповедуя, поучая, призывая к идеалу святости, они оставались художниками, живописцами прежде всего, влюбленными в красивые линии и гармоничные пятна. Для Джотто каждая краска имела свое символическое значение, каждый цвет - эмблема добродетели или порока: белый - чистота, зеленый - надежда, лиловый - страсть... Он никогда не делал мазка необдуманно, видя в сочетании тонов нравоучительную повесть. Но эта тенденциозная схоластика, о которой все забыли, эта мистическая идейность ничего не портит, потому что Джотто, может быть и бессознательно, - не только идеолог христианства, верный учению св. Франциска, но нежный и чуткий пониматель красоты - красивой видимости жизни и декоративной роли религиозной живописи. Если бы он писал не святых и ангелов, а бытовые портреты или пейзажи, он бы не был и тогда менее вдохновенным. Отцы-пустынники и жены непорочны
Русские художники, мученики идеи, не поняли простой правды: единственно ценная идея для живописца - быть живописцем! Не поняли и Васнецов, и Рябушкин, и Нестеров - все современные иконописцы, возродители православного церковного искусства. Я говорю об истинном понимании-ощущении, не о теоретическом выводе; современный иконописец должен твердо знать то, о чем древние могли и не ведать." Лель. Весна. 1933 На горах. 1896 Вечер на Волге. Одиночество Великий постриг. 1898
Девушка за вышиванием Портрет художницы Е.С.Кругликовой Портрет жены, Е.П.Нестеровой Портрет О.М.Нестеровой, дочери художника Портрет художника В.М.Васнецова. 1925
|