Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
1870-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд (район Великого Устюга)
|
Жемчужинами музейного собрания являются два уникальных костюма 1870-х годов, происходящие из Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. По некоторым сведениям, они являлись нарядами для новобрачных. Возможно, в некоторых деревнях Вологодчины подобные наряды носили просватанные невесты. Цельность художественного решения великоустюжских костюмов достигнута отработанной многими поколениями мастериц органичной связью покроя и орнаментального убранства. Костюмы состоят из сарафанов, коротких рубах, передников, косынок и поясов. Первый из двух рассматриваемых костюмов является, на наш взгляд, яркой иллюстрацией представлений древних славян, связанных с зарождением жизни, семьи и дальнейшим продолжением человеческого рода.
Рубаха имеет составную конструкцию. В собрании музея она представлена только верхней частью, к которой обычно пришивалась нижняя часть — «стан» («станина», «становина»). Верхняя часть рубахи изготовлена из хлопчатобумажной домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть; на другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной хлопчатобумажной ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками — прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку-тесьму, образуя кареобразный вырез горловины с разрезом посередине груди, застегивающимся на пуговицу. Рукава сшиты из полутора прямых полотнищ, присобранных под широкие манжеты, застегивающиеся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур. Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике полотняного переплетения из шерстяных, хлопчатобумажных и льняных нитей (основа — льняная, уток — шерстяные и хлопчатобумажные нити), шириной 95 см и длиной 2 м 30 см, с узором в виде ярких узких разноцветных полос. Необычна ширина полотнища (как правило, ширина тканей домашнего приготовления варьируется от 34 до 45 см), которая в данном случае является длиной сарафана. В XIX в. крестьянки изготавливали широкие ткани не на обычном горизонтальном ткацком стане, а особым образом, восходящим к древнейшему способу производства тканей, — на вертикальной раме или на вертикальном ткацком стане13. На груди полотнище надставлено небольшой грудкой в виде полосы ткани с заоваленными в верхней части углами. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнанки она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано в частые складки, зафиксированные вверху тесьмой-обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом. Широкий пояс, созвучный общей колористической гамме костюма, связан из шерстяных и хлопчатобумажных нитей малинового, красного, розового, оранжевого, желтого, синего и белого цветов и их оттенков. К концам пояса привязаны длинные пышные кисти. К костюму полагалась косынка, которую носили на плечах, заправляя два конца за лямки сарафана. Она сшита из оранжевой хлопчатобумажной ткани. Нижний угол косынки оформлен двумя ткаными полосами с изображением на оранжевом фоне аналогичных декору рубахи разноцветных антропоморфных фигур. К краям полос привязана пышная бахрома. Передник, который завязывался чуть выше груди, соткан из хлопчатобумажной домотканой крашенины. Он сшит из трех прямых полотнищ, надставленных в верхней части полосой ткани, заложенной в защипы под узкую обшивку, имеющую на концах петли для продевания в них пояса-шнура. К краю подола пришита широкая оборка из покупной тонкой шерстяной ткани розового цвета. В верхней части оборка заложена в красивые неглубокие встречные складочки. Колористическая гамма передника построена на сочетании контрастных цветов: основного оранжевого и розового, желтого, синего, зеленого, вишневого, лилового, черного. Отдельные фигурки и мотивы выделены тоновыми переходами цвета. Боковые стороны передника и край оборки отмечены узкой полоской черного фабричного хлопчатобумажного кружева, завершающей его декоративное оформление. Обрядовая принадлежность предмета здесь акцентирована. По низу подола проходит широкая кайма трехрядного узора, выполненного в технике выборного ткачества. В композиции каймы основное место занимает центральная широкая полоса в виде ряда стилизованных мужских и женских фигур, связанных друг с другом маленькими фигурками «человечков» с четко обозначенными пальцами увеличенных кистей рук, согнутых в локтях, и s-образными фигурами — знаками благопожелания. Между головами женских и мужских фигур — зеркальные изображения условных фигурок с согнутыми «лапками» — так называемых лягушек, соотносящихся в народном представлении с деторождением. Обращает на себя внимание использование в узоре каймы ромбических мотивов — символов засеянного поля и оплодотворенного женского лона. Верхняя часть передника заполнена небольшими фигурками «человечков», символизирующими пожелание новобрачной многочисленного потомства. Места расположения на предмете символов, связанных с плодородием, не случайны. Так, изображения смыкающихся женских и мужских фигур, «засеянных» ромбов и «лягушек», помещенные в нижней части передника, обращены к материально-телесному низу человека, его сексуальной энергии, а множество фигурок «человечков» на основном вертикальном поле передника, плечевой части рубахи и косынке — как знаки будущей счастливой семейной жизни — к сакральному верху. Необычная общая цветовая гамма костюма, техника исполнения с использованием разноцветных шерстяных нитей, круг орнаментальных мотивов являются сплавом традиций русского и аборигенного финно-угорского населения.
|
1870-1880-е гг. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд
|
Второй костюм новобрачной из Сольвычегодского уезда аналогичен по набору деталей описанному выше, близок ему по покрою, незначительно отличаясь лишь в деталях. Однако в его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды контрастирующие красные и белые цвета.
Рубаха устюжанки составная. Ее верхняя часть (нижняя не сохранилась) выкроена из трех прямых полотнищ — переднего и двух боковых, сшитых посередине спины. Полотнища соединены между собой прямоугольными плечевыми вставками-поликами, пришитыми по утку. Глубокий кареобразный вырез горловины образован за счет верхних краев полотнищ рубахи и поликов, присборенных в мелкие частые сборки под узкую обшивку из холста. На груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Рукава — прямые, из полутора полотнищ ткани, собранных у запястья в сборки под манжеты, которые застегиваются на две пуговицы с воздушными петлями. Сборки горловины и рукавов зафиксированы с изнаночной стороны несколькими рядами мелких стежков. В местах соединения рукавов с боковыми полотнищами рубахи вшиты ромбовидные ластовицы. Декоративным убранством рубахи служит геометрический орнамент красного цвета, выполненный в технике браного ткачества из ромбовидных фигур и крестов. Он проходит вокруг горловины, по рукавам, сгущаясь на поликах и концах рукавов. Ярким цветовым пятном в художественном решении костюма является сарафан из красной клетчатой пестряди. Он имеет экономичный прямой покрой. Цельные полотнища заложены вверху на спинке под узкую красную ситцевую обшивку в красивые встречные складочки. С лицевой стороны они аккуратно зафиксированы несколькими поперечными рядами стежков, с изнаночной продублированы неширокими полосами холста.
Застежку на сарафане заменяет небольшая кулиска на шнуре, проходящая в верхней части переднего полотнища. Узкие лямки сарафана соединены на середине спины небольшой прямоугольной планкой и обшиты красной ситцевой бейкой. Подол продублирован с изнаночной стороны широкой полосой светлой хлопчатобумажной ткани. Сарафан обязательно подпоясывался узорным поясом. Наиболее нарядной деталью костюма является передник-нагрудник, который завязывался чуть выше груди. Он сшит из трех прямых полотнищ, присобранных вверху в сборки под узкую обшивку, заканчивающуюся по краям небольшими петлями для продевания пояса-шнура. Полотнища выполнены способом браного ткачества. Их верхние и нижние края богато декорированы узкой и широкой трехчастными полосами геометрического I орнамента красного цвета с узором из разновеликих ромбовидных фигур и треугольников. Все основное поле передника заполнено чередующимися квадратами, вытканными белыми нитями по белому фону. Наплечным украшением костюма служит белая косынка. Ее нижний угол отмечен широкими пришивными полосами браного орнамента красного цвета. В узоре — изображения женских фигур, имеющие детородную символику и отражающие представления древних славян о языческом божестве — Мокоши. Оторочка краев передника, рукавов, косынки узкими оборками насыщенного красного цвета ситца придают костюму необходимое завершение.
|
Русский народный свадебный костюм
С.В. Горожанина Л.М. Зайцева