
Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИКИ:
АРАС СЁЗЮЕР
(ARAS SÖZÜER)
МАРИАМ УЛЬБАШЕВА-СЕМЕНОВА
(MARİAM ULBAŞEVA-SEMENOVA)
МЕЛЕХАТ ЯЙЛА
(MELEHAT YAYLA)
В МИФОЛОГИИ НАРТОВ, как убеждаемся из смысла текстов, на первый план выходят два качества - ЛЮБОВЬ и НЕНАВИСТЬ, которые вбирают в себя все чувства (сезим), порождающие действия(этиу), направленные либо по "линии" ЛЮБВИ, либо по "линии" НЕНАВИСТИ.
ЛЮБОВЬ-в НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ трактуется как АБСОЛЮТНОЕ СООТВЕСТВИЕ, АБСОЛЮТНЫЙ БАЛАНС, АБСОЛЮТНАЯ СЛАЖЕННОСТЬ, при неразрывности энергетической (тотур) связи с ТЕНГРИ, НЕНАВИСТЬ же представлена, как антиэнергия, присущая тем, кто оторван от энерегетической "нити" ТЕНГРИ.
Наличие, вечное сосуществование, столкновение и взаимостирание этих двух начал и есть путь, который ведет либо к ТЕНГРИ, (к ВЕЧНОСТИ ДНЯ), либо к НОЧИ (к ВЕЧНОСТИ ТЕМНОТЫ).
ЛЮБОВЬ - порождает такие чувства, мысли и действия, когда все сотворенное ТЕНГРИ воспринимаются частью себя самого, признается его право на параллельное бытие и дает представление о собственной значимости, в цепи слаженной структуры мироздания, как создания, находящегося на первой, простой ступени бытия, чтобы затем перейти в вечную, духовную жизнь в пространстве ТЕНГРИ.
А НЕНАВИСТЬ - же отрицая все, отрицает и самое себя.
ОТ ЛЮБВИ - рождается ЖЕРТВЕННОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, ХРАБРОСТЬ, ДОБРОТА, ориентированность на тенгриянскую ДУХОВНОСТЬ, сдержанность материальных потребностей и повышенная требовательность к себе, в плане ДУХОВНОГО, МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО, ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО, САМОСОВЕРШЕНСТВУЮЩЕГО начала.
ОТ НЕНАВИСТИ - рождаются все негативные чувства и действия, рожденные истерией от отсуствия "духовного маяка", потому что отсуствие такового, подверженных ненависти, ввергает в духовное бездорожье", принуждает плутать в темноте своей анархической, всеотрицающей души.
Таким образом, по МИФОЛОГИИ НАРТОВ, все сотворенное во вселенной, действует в пространстве этих двух начал.
Потрясающим образом жертвенности, приятиям всего "своей частью" является ТЕЙРИ-ЁГЮЗ, который, проявляя одинаковое отношение и к тем, кто под ЛЮБОВЬЮ, и к тем, кто под НЕНАВИСТЬЮ, неустанно "держит ЗЕМЛЮ на своих рогах", боясь пошевелиться. Как родился этот образ, история уже не узнает, но то, что такая черта имеется у далеких потомков хуннов(гуннов), у карачаевцев, абсолютная правда.
Этот образ характеризует ХУННОВ, которые, в отличие от устоев своего времени, совершили прорыв в области мысли и противопоставили себя окружающим народам тем, что объявили ЖЕРТВЕННОСТЬ и любовь КО ВСЕМ СОЗДАНИЯМ ТЕНГРИ - высшей радостью жизни, отрицая преходящее-материальное.
О терпимости ХУННОВ есть историческая сравка (2 вв. д.н.э. Сыма Цян, Китайская истор. хронл.) о том, как долго ШАНЮЙ МОДЭ терпел бесчинства племени ДУНХУ (ухуань, сяньби, монгол). Запись гласит так:
"В первый приезд посланник ДУНХУ настойчиво попросил коня МОДЕ и он отдал, ценя
добрососедство. Во второй приезд попросил жену МОДЕ и он, снова, отдал.
В третий раз приехал посланник и потребовал земли ХУННУ. Моде собрал войско и разбил ДУНХУ. Уцелевшие бежали к горе УХУАНЬ..."
Таких примеров терпимости множество в истории ХУННОВ, а потому появление образа ТЕЙРИ-ЁГЮЗ, кажется естественным.
Все исторические свидетельства привести невозможно, поэтому, с советом просмотреть Иакинфа, Сыма Цян, Книгу Песен (Китай), Гумилева, Иностранцева, Мюллера, Грумм-Гржимайло и других авторов, посвятивших себя изучению истории народов внутренней Азии, продолжим знакомство с заключительной частью книги МИФОЛОГИЯ НАРТОВ.
Уже сообщалось о том, что ХУННЫ считали роскошью не то, что имело утилитарную ценность, а ценили вещи, которые радовали глаз. Может быть поэтому они не строили городов, а колесили свободно, на своих домах-кибитках и устраивались там, где "радовался глаз и волновалось сердце".
(продолжение следует)