Это цитата сообщения
EVREN-1 Оригинальное сообщение

Из книги
SOFİ TRAM-SEMEN
(Sufilya Semenova, Soufilia Semenova)
"NART BOYU TÜRKLERİ HUN-KARAÇAYLILARIN MİTOLOJİSİ" .
Издательство "KAYNAK", Стамбул.
2008.
ПЕРЕВОДЧИКИ:
АРАС СЁЗЮЕР
(ARAS SÖZÜER)
МАРИАМ УЛЬБАШЕВА-СЕМЕНОВА
(MARİAM ULBAŞEVA-SEMENOVA)
МЕЛЕХАТ ЯЙЛА
(MELEHAT YAYLA)
(ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ КНИГИ SOFİ TRAM-SEMEN).
Отрывок из главы "МИСТИЧЕСКИЕ СОЗДАНИЯ".
АЛМАСТЫ, ЧАЧЛЫ, АТАЙТМАЗ.
(Дазыу. Кадар)
Эти персонажи НАРТСКОЙ МИФОЛОГИИ дают нам представление о расширенности "мира" у ГУННО-КАРАЧАЕВЦЕВ.
АЛМАСТЫ (мужчина), ЧАЧЛЫ (женщина) являются представителями того параллельного мира, которое находится за пределами восприятия органов чувств.
В мифологии подчеркивается мысль, что ВИДИМОЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРОСТРАНСТВО НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДЕЛОМ ПРОСТРАНСТВА И ЧТО ГРАНИЦЫ ПРОСТРАНСТВА НАХОДЯТСЯ В НАШЕМ СВОЙСТВЕ ВИДЕТЬ И ЧУВСТВОВАТЬ,отчетливо говорится о БЕСКОНЕЧНОСТИ ФОРМ и ВИДОВ СОЗДАНИЙ ТЕНГРИ, разграниченных между собой "границами", созданными возможностями
восприятия органов зрения, слуха и чувств.
ЧАЧЛЫ и АЛМАСТЫ - это представители той параллели пространства, которое нам не дано видеть. Но "они имеют возможность и посещают нас"...
В старину для этих существ оставляли еду возле печи (отчагъа), а когда слышали шелест, в ночное время,пели их песни.
Даже сегодня, многие пожилые люди могут вспомнить эти традиции.
Эти персонажи дают представление не только о глубинности подхода ГУННОВ к осмыслению непознанного мира, но дают представление о морально-нравственной установке ГУННОВ-ТЮРКОВ, которая гласила "ДЖАНГЫЗМА ДЕГЕН - КЪАРАН-КЁР"(тот, кто утверждает, что он одинок-слеп), (из книги старинные пословицы и поговорки Нартов).
Ценность этих персонажей в том, что отношение к ним стала основой поведения ГУННОВ, со временем став традицией и национальной чертой. ГУННЫ-КАРАЧАЕВЦЫ (древние аристократические роды) никогда не сделают постыдное, думая, что их никто не видит. В генетической памяти аристократических родов всегда присуствует ЭТИЧЕСКАЯ ГРАНЬ, ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГЛАДЬ, НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА, ЧУВСТВО ВЗАИМОТЕРПИМОСТИ И БОЛЬШОЙ ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ПОРЫВ.
(Иногда слышим, что имеют место неприличные, даже преступные поступки. Но можно быть уверенными в том, что те "карачаевцы", которые причастны к неблаговидным поступкам,
в большинстве своем, не являются истинной частью ГУННСКОГО КАРАЧАЯ, они, безусловно, представители служивых родов, которые были приписаны к этносу после революции и которым Советская Власть дала все права и должности по праву "пролетарского" происхождения,
возведя их в должности и сан по принципу "кто был никем, тот станет всем".
Конечно, могут быть и отклонения от нормы, как говорится в русской народной поговорке,"в семье не без урода". А в целом ГУННСКО-КАРАЧАЕВСКАЯ АРИСТОКРАТИЯ, в любой ситуации останется в пределах человечности и общечеловеческих нравственных ценностей, где основополагающим является гуманность, миролюбие, жертвенность, защита слабого и покровительство немощному, что повседневно видно в безвозмездной помощи имущих людей нуждающимся, в бескорыстности в отношениях, в умении зарабатывать свой хлеб честным трудом, в неустанном сохранении человеческого достоинства даже в самых немыслимых условиях, строгое соблюдение этических норм, нравственная чистота и громадный романтизм чувств)
Фольклорное творчество всегдая является отражением установившегося мировосприятия у народа, доказательством этапов его исторического пути, кодом ступеней эволюции, наличием неподдельных, просеянных временем, исторических и нравственных постулатов любого народа, тем самым определяя его морально-этический облик в мировом сообществе. МИФОЛОГИЯ ГУНН - НАРТОВ, КАРАЧАЕВЦЕВ и является таким показателем ДУХОВНОГО ЛИЦА ГУННОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ, чем невозможно не гордиться.
В последнее двадцатилетие, когда культ силы и насилия стали для нового поколения образом подражания, многие молодые умы имели отклонения от традиционных норм, что является прискорбным явлением. Но ГУННСКИЙ-КАРАЧАЙ и его новые поколения должны помнить свои великие корни. ГУННАМ НЕ ПРИСТАЛО ПЛЫТЬ ПО ТЕЧЕНИЮ, ЗАДАННОЙ АНТИЛЮДЬМИ, которые вылупились в 90-годы. Во всю свою историю ХУННЫ(ГУННЫ) - ТЮРКИ были носителями достижений культуры и человеческой гуманности во все сферы своего широкого влияния, о чем свидетельствуют
КУЛЬТУРЫ "НЕОЛИТ", "КАРАСУКСКАЯ", "АНДРОНОВСКАЯ", "АФАНАСЬЕВСКАЯ", "ТАШДЫКСКАЯ",
"ТАГАРСКАЯ", культура "ПЛИТОЧНЫХ МОГИЛ"(оленьи могилы), культура "КУРГАНОВ (кешене) и многое многое другое, признанное мировой исторической наукой.
И устное народное творчество ГУННСКОГО КАРАЧАЯ является подтверждением этой древнейшей, великой культуры.
Фольклорная экспедиция ТМИФИС, в 1994 году, в США (штат Нью-Йорк) у эмигрантов-карачаевцев обнаружила такие детские страшилки, посвященные мистическим созданиям:
АТАЙТМАЗ
КЕЧЕ КЕРИЛСЕ,
АТАЙТМАЗ КИРСЕ,
ДЖАРАТАХАНЫНА ДЖАРАР,
ДЖАРАТМАГЪАНЫН КЪАГЪАР,
АМАН ЭТГЕНГЕ - АМАН ТЮШ,
ИГИ ЭТГЕНГЕ - САУ ЮЛЮШ!
***
АТАЙТМАЗ КЪАРАЙ ТУРУР,
ДЖАРТМАГЪАНЫН УРУР,
ДЖАРАТХАНЫНА ДЖАРАР,
САБИЙ-БАЛЫКЪГЪА КЪАРАР...
АТАЙТМАЗ КЪЫЙМАЗ,
КЁЗЮ ТАЙМАЗ,
ХАТХУДАН БИЛИР...
***
К сожалению полный текст обнаружить не удалось.
(Если в Карачае и Балкарии есть люди, которые помнять хоть что-то, посвященное мистическим созданиям, просим сообщить о себе в графе комментариев.)
АЛМАСТЫ, ЧАЧЛЫ и АТАЙТМАЗ являются тотур-созданиями (воздушными, энергетическими), несут в себе мысль о предпочтительности энергетического "тела", в противовес биологическому, что отражается и в народных традициях ГУННО-КАРАЧАЕВЦЕВ. Вера в вечность жизни в прострастве ТОТУР-ТЕНГРИ, делал и делает этот народ спокойным в делах сегодняшнего мира и прививает философское отношение ко всем неурядицам времени, в предчувствии будущей вечной жизни.
Отсюда замечательные традиции ГУННОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ, как всегда быть готовыми к смерти, просеивать все свершенное через призму непознанного, но видящего нас мира, генетическая вера в СОЗДАТЕЛЯ, с удивительной сдержанностью отношения к установленным людьми канонам богослужения, с отрицанием традиции "возведения в святые". Исключением является только образ ТЕЙРИ-АДАМЫ (посланника ТЕНГРИ), именем которого, тысячелетия, продолжают клясться гунно-карачаевские мужчины (сегодня тоже), хотя уже сами не помнят, откуда у них этот генетический голос.
ГУННЫ-КАРАЧАЕВЦЫ скептически могут относиться к традиции молебень и богослужения, но никогда, в душе не подвергнут сомнению наличие СОЗДАТЕЛЯ ВСЕЛЕННОЙ, СВЯЗАВШЕГО СОЗДАННЫХ СОБОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ НИТЬЮ "ТОТУР" (дыхание, воздух, энергия). И эта набожность кажется на ступень выше привнесенной в веру людьми, этики и порядка богослужения.
ДЖАЗЫУ и КЪАДАР - представляют судьбу в мужском и женском облике. ДАЗЫУ (женщина), КЪАДАР (мужчина).
Некоторые исследователи народного творчесва НАРТОВ-КАРАЧАЕВЦЕВ, склонны думать, что они не являются мистическими персонажами мифологии, а отражают понятие судьбы. Но двуличие, разделенность по признаку пола, говорит об обратном. Песни, посвященные ДЖАЗЫУ и КЪАДАР тоже открывают их "личностные" особенности, что выходит далеко за пределы обозначения понятия судьбы.
(продолжение следует)